Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Категории мотивов и стимулов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальные потребности — это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и пр. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные… Читать ещё >

Категории мотивов и стимулов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

Считается, что поведение осуществляется на основании мотива (значимости, ценности, смысла), который переживается, как субъективное решение действовать так, а не иначе, после учета ситуации, наличия субъективных и объективных возможностей, наличия или отсутствия противоположных или однонаправленных потребностей.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.

Потребности — это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Различают биологические и социальные потребности.

Биологические потребности — это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.

Социальные потребности — это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и пр. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул — это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от латинского stimulus — буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться, — и имеет как раз обратное значение — принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул — это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.

  • 1. Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания до лишения имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
  • 2. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
  • 3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др.
  • 4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго экономического образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

Исчерпывающего перечня мотивов и стимулов не существует. Одна фирма ориентируется на такие качества сотрудников, как амбициозность, стремление к власти, самовыражение, другая — удовлетворяет материальные потребности. Юлия Коровина выделяет следующие группы или категории мотивов и стимулов (Табл.2):

Табл. 2.

Основные категории мотивов и стимулов

Номер группы

Обозначение группы

Мотивы и стимулы

Материальное вознаграждение.

Заработная плата, участие в прибылях, приобретение акций, материальные выплаты, выплаты по результатам работы.

Социальное обеспечение.

Медицинское страхование, пенсионное страхование, социальные льготы, забота о детях и родственниках, оздоровительные мероприятия, особые условия труда.

Обучение, повышение квалификации.

Тренинги, курсы, семинары в рамках фирмы и за ее пределами, адаптация новых сотрудников, новые знания.

Групповая мотивация.

Миссия, корпоративная культура, принадлежность команде, социально-психологический климат, соответствие целям, получение информации.

Уровень ответственности и делегирование полномочий.

Ответственность за других людей, участие в управлении, самовыражение, ощущение значимости, проявление инициативы, власть.

Возможность карьеры, участие в принятии решений.

Свобода выбора действий, удовлетворение собственных амбиций, достижение более высокого положения в обществе, применение имеющихся знаний и навыков, оправданные ожидания.

Оценка труда.

Признание достигнутых результатов, ориентация на успех, удовлетворенность трудом, уважение.

Безусловно, данные группы мотивации имеют различное значение для различных групп сотрудников, обладающих потребностями, притязаниями и ожиданиями и принадлежащих к определенным сегментам. Естественно, эффективность применения той или иной группы мотивации к конкретной группе сотрудников будет различной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой