Подготовка к осмотру места дорожно-транспортного происшествия
Кроме этого, отсутствие масштабной схемы затрудняет воссоздание (воспроизводство) механизма ДТП при проведении следственного эксперимента с целью уточнения показаний участников предварительного расследования, а в конечном итоге создает трудности в расследовании. В целях принятия законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту ДТП и полного установления… Читать ещё >
Подготовка к осмотру места дорожно-транспортного происшествия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сотрудники полиции, первыми прибывшие на место происшествия, обязаны1:
- • оказать лично или принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим;
- • установить очевидцев происшествия, записать их адреса, предложить им остаться до прибытия следователя или сотрудника дознания;
- • немедленно принять меры к сохранению следов и предметов, которые могут иметь существенное значение для восстановления обстоятельств происшествия;
- • оградить специальными средствами (например, мигающими маячками, переносными стойками, дорожными аварийными знаками) либо подручными средствами участок дороги, на котором было ДТП;
- • обнаруженные следы (особенно следы колес) предохранить от воздействия атмосферных осадков;
- • не допустить перемещения различных объектов (транспортных средств, причастных к происшествию, упавшего груза и т. д.);
- • в случае невозможности объезда места ДТП в кратчайшие сроки зафиксировать первоначальное расположение следов и предметов;
- • в первоочередном порядке зафиксировать расположение передних и задних колес транспортных средств, контуры пятен крови, расположение тела потерпевшего, предметов его одежды, вещей, упавшего груза и иных следов, имеющих значение для дела;
- • произвести тщательные замеры этих следов и зафиксировать расположение материальных объектов относительно окружающих предметов.[1][2]
В целях принятия законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту ДТП и полного установления обстоятельств совершенного преступления в органах внутренних дел, как правило, создается следственно-оперативная группа (СОГ).
Четкое распределение обязанностей членов СОГ, закрепленное «Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»1, — одно из условий полного и качественного осмотра места происшествия, в ходе которого следователь несет полную ответственность за формирование доказательственной базы.
С этой целью следователь осуществляет руководство действиями СОГ, контролирует и координирует действия всех ее членов, направленные на установление лиц, совершивших преступление.
В состав следственно-оперативной группы при выезде на место дорожно-транспортного преступления целесообразно включить, помимо следователя, сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалистовдорожников, трасологов, криминалистов и автотехников, а также при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска, кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами). В зависимости от характера ДТП состав следственно-оперативной группы может варьироваться.
Следует помнить, что для качественного осмотра ДТП следователь (дознаватель) должен иметь следственный чемодан (портфель), в комплекте которого должны быть представлены:
- • рулетка длиной не менее 10 м;
- • электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦИП), который обязательно должен быть проверен органами Госгортехнадзора;
- • планшет для ведения записей;
- • чертежные принадлежности: следственная линейка, цветные карандаши для составления схемы ДТП;
- • электрический фонарик, с помощью которого возможно обнаружение дополнительных невидимых или слабо видимых следов;
- • мелок для нанесения отметок на проезжей части места ДТП, интересующих повреждений на транспорте, расположения трупа и т. д.;[3][2]
- • стандартные бланки протокола осмотра;
- • миллиметровая бумага (листы) или бумага в клеточку для составления масштабных планов;
- • мерное колесо для измерения кривых линий (курвиметр).
Использование для схем чистого листа бумаги приводит к искажению действительности обстоятельств (расположение места столкновения транспортных средств и относительно проезжей части дороги) и создает неправильное восприятие и понимание обстановки происшедшего события водителем (пешеходом) в отраженной ситуации.
Кроме этого, отсутствие масштабной схемы затрудняет воссоздание (воспроизводство) механизма ДТП при проведении следственного эксперимента с целью уточнения показаний участников предварительного расследования, а в конечном итоге создает трудности в расследовании.
- [1] 1 См.: Приказ МВД России от 26.03.2008 № 280 «Об утверждении Положения
- [2] организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».
- [3] 1 Приказ МВД России от 26.03.2008 № 280 «Об утверждении Положения
- [4] организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».