Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологическая рефлексия как условие профессионального роста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация методологической рефлексии в процессе формирования методологической культуры способствует тому, что у учителя оформляется потребность в постоянном самосовершенствовании себя как личности. Для этого он самостоятельно развивает профессиональное мышление, рефлексивные способности, формирует умения и навыки преобразования форм и методов как целесообразных для конкретных условий… Читать ещё >

Методологическая рефлексия как условие профессионального роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-педагогическое исследование — это, прежде всего размышление, рефлексия Рефлексия (от лат. reflexuo — отражение) — размышление, полное сомнений, колебаний и противоречий (Современный словарь иностранных слов. — СПб.: Дуэт, 1994).).

В каждом педагогическом исследовании выделяются методологическая и процедурная части. В состав методологической части входят определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка его гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии. Процедурную часть составляет разработка плана исследования, описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста научной работы. Над этими элементами и должен размышлять исследователь, на связи и зависимости всех указанных компонентов и должна быть направлена методологическая рефлексия исследователя.

Реализация методологической рефлексии в процессе формирования методологической культуры способствует тому, что у учителя оформляется потребность в постоянном самосовершенствовании себя как личности. Для этого он самостоятельно развивает профессиональное мышление, рефлексивные способности, формирует умения и навыки преобразования форм и методов как целесообразных для конкретных условий профессиональной деятельности. Главное здесь — общая рациональная самоорганизация профессиональной деятельности: цель, представление об условиях деятельности, программа действий, критерии оценки результатов деятельности, оценка результатов деятельности, реализация программы. Этот принцип определяет характер и способы действия учителя. Для этого облик профессиональной деятельности, представленный в образе методологической культуры, становится моделью профессионального поведения учителя. Все это позволяет активизировать нравственные основы личности, обогащающие профессиональные устремления учителя;

Методологическая рефлексия, построенная на идее анализа и синтеза модели педагогических процессов, профессионального образа жизни через прослеживание динамики развития педагогической идеи, перегруппировку новых идей, построения альтернативных теоретических конструкций («идеальный тип», по Максу Веберу) обогащает профессиональную философию учителя, его неповторимый педагогический опыт. В этом смысле методологическая рефлексия блокирует устремления сознания и мышления к репродукции деятельности, а внедряет через сознание учителя в его мышление ведущий структурный компонент методологии, ее «критическую линию», «критический метод» .Это превращает методологическую рефлексию в конструктивного агента по обогащению и развитию педагогического процесса, педагогической деятельности. Методологическая рефлексия моделирует ситуацию так, что представляет возможность учителю постоянно решать образовательные проблемы на основе идеи, которая обеспечивает ему динамику моделирования задачной структуры педагогической деятельности. Суть данной схемы состоит в следующем: ни одна образовательная проблема не может быть решена без теоретико-проектной концепции, базирующейся на определенной педагогической философии учителя.

Моделирование задачной структуры педагогической деятельности на познавательном уровне практически исключает в будущей профессиональной деятельности расхождение между проектированием инновационного образовательного процесса и его реальным воплощением, обеспечивая при этом профессионально личностную ориентацию учителя в педагогическом процессе. Вместе с тем моделирование задачной структуры педагогической деятельности будущим учителем на познавательном уровне формирует теоретическую модель его профессионального самопознания, самоопределения. А на уровне теоретического проектирования педагогической деятельности обеспечивает, как стратегическую перспективу, динамику профессиональной самореализации.

Следующий уровень моделирования задачной структуры педагогической деятельности — это уровень поиска и апробации новых альтернативных форм образа и стиля профессиональной деятельности, развития педагогического процесса.

Методологическая рефлексия реализует совершенно неординарную функцию: последовательно способствует формированию различных видов обобщения. Виды обобщений соответствуют видам мышления. Однако та особенность методологической рефлексии, что она объединяет в себе теоретическую рефлексию и рефлексию собственной практики учителя, позволяет развить у него потребность в творческом мышлении и способность реализовывать его на индивидуально-личностном уровне.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой