Динамика развития эмпатии у дошкольников
Полученные данные позволяют подтвердить эффективность использования психо-коррекционных занятий при создании соответствующих педагогических условий для формирования и развития эмпатии у дошкольников. Осуществленный подбор психо-коррекционных средств с элементами игр, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики способствует обогащению чувственного опыта детей, развитию эмпатии у старших… Читать ещё >
Динамика развития эмпатии у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На третьем этапе мы наблюдали динамику развития эмпатии у старших дошкольников. Сформированные качества эмпатии у детей развивались уже без прямого воздействия педагога. В целом было отмечено, что дети стали более терпимее и спокойнее, научились проявлять активное сострадание. Родители также заметили положительные изменения в поведении детей.
После проведения эксперимента проводились контрольное тестирование. Анализ результатов дан в таблице 2.
Таблица 2. Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников
Имя. | Методика № 1. | Методика № 2. | Вывод. | |||
Алла Б. | Высокий. | |||||
Игорь К. | Высокий. | |||||
Марина М. | Высокий. | |||||
Дима В. | Средний. | |||||
Женя Е. | Средний. | |||||
Витя С. | Средний. | |||||
Света О. | Средний. | |||||
Сережа К. | Средний. | |||||
Соня Ч. | Средний. | |||||
Ира П. | Средний. | |||||
В результате формирования эмпатии у дошкольников были достигнуты следующие результаты:
- — количество детей с высоким уровнем развития эмпатии возросло и составило 4 человека (40%);
- — количество детей со средним уровнем возросло и составило 6 человек (60%);
- — с низким уровнем детей не выявлено.
Исходя из данных таблицы 2, можно сказать, что разработанная методика развития эмпатии способствует более успешному ее формированию у дошкольников.
В процессе исследования развития эмпатии дошкольников в условиях ДОУ были сделаны следующие выводы:
- 1. В результате обследования детей было установлено, что развитие уровень эмпатии у большинства детей старшего дошкольного возраста был низким (40%) и средним (50%).
- 2. Лучшим средством для развития эмпатии в дошкольном возрасте является игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка соотношения своих чувств с миром другого человека, постижение эмоционального состояния партнера, умение чувствовать, понимать, сопереживать, прийти на помощь товарищу.
- 3. Осуществленный подбор психо-коррекционных средств с элементами игр, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики способствует обогащению чувственного опыта детей, развитию эмпатии у старших дошкольников.
- 4. Согласно результатам данного исследования динамика развития эмпатии у старших дошкольников оказалась положительной. Было замечено, что дети стали добрее, терпимее, более сочувственно относиться друг к другу.
Полученные данные позволяют подтвердить эффективность использования психо-коррекционных занятий при создании соответствующих педагогических условий для формирования и развития эмпатии у дошкольников.
Таким образом, можно рекомендовать педагогам использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие сочувствия, сопереживания через чувственно-эмоциональное постижение окружающего. Кроме игр и игровых упражнений, которые строятся на развитии механизма эмпатии, рекомендуем использовать элементы сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики, беседы на этические темы.