Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Межпредметные связи технологического и естественнонаучного образования как средство социализации учащихся основной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты исследования представлены на научно-практических конференциях молодых ученых ИСМО РАО (2002, 2003, 2004, 2006 гг.) — IX, XII и XIII Международной конференции по экологическому образованию «Региональная образовательная политика для устойчивого будущего» (г. Тверь, 2003 г.), «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы реализации межпредметных связей как средства социализации учащихся основной школы
    • 1. 1. Особенности социализации учащихся основной школы как интегративной социально-педагогической проблемы
    • 1. 2. Анализ состояния технологического и естественнонаучного образования в психолого-педагогической литературе в контексте социализации учащихся основной школы
    • 1. 3. Межпредметные связи в процессе социализации учащихся основной школы
  • Выводы по 1-й главе
  • Глава II. Реализация межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования в контексте социализации учащихся основной школы
    • 2. 1. Пути реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования
    • 2. 2. Дидактическая модель- содержание, методы, формы и виды деятельности, способствующие реализации межпредметного содержания
    • 2. 3. Эффективность механизма реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования как средства социализации учащихся основной школы
  • Выводы по II -й главе

Межпредметные связи технологического и естественнонаучного образования как средство социализации учащихся основной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые политические и социально-экономические условия, возникшие в России, современная цивилизация, научно-технический прогресс вызвали глубокие изменения в социальном окружении человека.

Проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, человек неизбежно сказываются на состоянии образования. В одобренной Правительством Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сказано: «.общеобразовательная школа — базовое звено образования, и ее модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его познавательных способностей, личностных качеств, социализацию в обществе. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности.».

С философской точки зрения термин «концепция модернизации» означает не столько усовершенствование отдельных элементов некой системы деятельности, сколько изменение организации и функционирования всей системы в целом. Технологическое и естественнонаучное образование в этом отношении имеют приоритетное, доминирующее значение.

Анализ исследований (З.И. Васильева, С. Ф. Егоров, В. Н. Липник, А.И. Пискунов) [38, 91] показал, что традиционная образовательная политика соответствовала запросам и условиям линейной стадии развития цивилизации, когда естественнонаучное и техническое знание развивались независимо друг от друга, а динамика происходивших перемен в культуре, производстве, науке и технике была невелика. Во второй половине XX века началось резкое развитие и рост интеграции наук и технологий, в связи с чем, на первый план вышли такие социально значимые личностные качества подрастающего поколения, которые позволяют учащемуся успешно адаптироваться, жить и работать в условиях нового века. Среди них выделяются развитые интеллектуальные способности, коммуникативные умения, навыки созидательной деятельности.

Поэтому закономерен пересмотр ориентиров: от «зуновского» образования к образованию, ориентированному на становление личности, от однозначных нормативов «передачи» ученику содержания образования к субъективному, персонифицированному знанию, предполагающему индивидуальное видение мира, основанное на межпредметных знаниях. При этом ключевой целью образования становятся потребность и интересы формирующейся и утверждающейся в обществе личности.

В этой связи образование следует рассматривать как один из процессов, обеспечивающих социализацию учащихся, которое должно быть в зоне специального исследования. А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский [31] рассматривают образование как совокупность педагогических условий непрерывного развития человеческих способностей на протяжении жизненного пути, самореализации человека с учетом социальных возможностей.

В данном контексте такие понятия как образование, социальные отношения, историческая ситуация в стране, интересы социальных групп вплетаются в смысловую ткань понятия «социализация». Причем многие положения о социализации личности, раскрытые в работах П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого не потеряли своего научного значения для раскрытия сущности идеи социализации.

Процесс социализации рассматривают (Б.М. Бим-Бад, H.H. Иорданский, A.B. Мудрик, В. М. Приходько и др.) [103, 104] как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опытасистемы социальных связей и отношений в его собственном опытекачественные и количественные изменения системы ценностей, социально-значимых убеждений, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достижения успеха в определенном социуме.

В контексте ретроспективного взгляда на социально-исторические условия и факты развития образования в России исследования С. Ф. Егорова, Г. Е. Жураковского [38] показывают, что современная школа не только выполняет функцию трансляции знаний, но и формирует у учащихся определенную социальную направленность.

Различными теоретическими аспектами проблемы социализации и социальной адаптации личности занимались: Ю. А. Александровский, Землянская E.H., Ж. Пиаже, Г. Селье, J1. Филипс, X. Хартман и другие [2, 45,47, 88, 103, 106, 108].

Важно отметить, что большинством авторов социализация рассматривается как интегративная социально-педагогическая проблема, как сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности во взаимодействии, в общении и деятельности.

На современном этапе своего развития российское общество переживает период глубоких социальных изменений. На личность учащихся оказывают воздействие негативные реалии, имеющие наиболее широкое распространение вне системы образования: криминализация общества, тяжелое материальное положение, разрушение культурных традиций, неопределенность нравственных ориентиров и др.

Воспитателем подрастающего поколения становится стихия социальной среды с ее духовными, нравственными, экономическими, политическими, социальными потрясениями, которые, как правило, формируют у них агрессивный тип поведения. На самом же деле, цель воспитания подрастающих поколений — прерогатива государства, а система образования является тем инструментом, который способен не только оказать помощь молодым людям социализироваться (адаптироваться или интегрироваться в социуме), но и воспитать человека, имеющего собственную позицию, способного достойно жить в обществе.

Формирование системы социальных ценностей наиболее интенсивно и эффективно происходит в тот возрастной период, на который приходится обучение в основной школе. Для этого возрастного периода характерно стремление к самопознанию, саморазвитию, самоопределению (Л.С. Выгодский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, X. Ремшмидт, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) [29, 88, 146] Поэтому для своего исследования мы выбрали именно этот возрастной период учащихся 5−9 классов, что приходится на основную школу. В подростковом возрасте меняется внутренняя позиция учащегося: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, учащийся по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки к окружающему социуму. Так же в этом возрасте у подростков начинает развиваться способность оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, выдвигать гипотезы и предположения, строить прогнозы, анализировать, оценивать свои умственные действия.

Таким образом, образование в основной школе становится не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью, посредством развития интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, созидательной деятельности, что возможно в случае поворота образования к интеграции межпредметных связей.

Считаем, что возросшая роль межпредметных связей в системе образования является следствием развития общества. Комплексный характер современной жизнедеятельности, социального прогресса, потребовал изменения, как в содержании обучения, так и усиления роли обобщающих знаний, синтеза идей и понятий из разных учебных предметов через использование методов и форм обучения, основанных на межпредметных связях школьных дисциплин в учебном процессе.

Межпредметные связи — средство для достижения основной цели: последовательного и полного усвоения учащимися знаний, умений и навыков в образовательном процессе, а так же целостное представление о месте и роли человека в обществе.

Широкое и глубокое проникновение технологии во все сферы человеческой жизни и деятельности — от медицины до сельского хозяйства, от досуга до управления, от биологии до связи и т. д.— обязывает подрастающее поколение иметь, как минимум, базовые понятия и знания технологии, являющейся частью социальной культуры современного общества. Первостепенное место в такой деятельности учащегося занимает его научная подготовка, ведь технический прогресс, как известно, невозможен без науки, без фундаментальных открытий и способности понимать окружающий мир, без выхода за пределы простых понятий. Становится бесспорной необходимость межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования в учебно-воспитательном процессе.

Рассмотрение сущности технологического образования (Атутов П.Р., Казакевич В. М., Матяш Н. В., Пичугина Г. В., Поляков В. А., Сасова.

И.А., Симоненко В. Д., Хотунцев Ю. Л. и др.) [13−16, 63, 64, 98, 129, 130, 131−134, 147, 152, 153, 167, 190] позволяет сделать вывод о том, что именно технологическое образование призвано подготовить учащихся к активной самостоятельной трудовой жизни, сформировать комплекс технологических знаний и умений с целью применения их в преобразующей деятельности современного производства, сферы услуг, быту.

Естественнонаучному образованию в России всегда уделялось особое значение. В настоящее время обоснованы логико-гносеологические и социологические аспекты этой образовательной области (В.А. Дмитриенко, А. Н. Кочергин, B.C. Швырев и др.) [37], принципы отбора и изложения научных понятий и теорий (Е.М. Алексахина, ЛЯ. Зорина, B.C. Леднев, И .Я. Лернер, A.M. Сорох и пр.) [82, 83, 90], сущность межпредметных умений и интегрированных операций (Т.А. Александрова, И. Д. Зверев, В.Н. Максимова) [48, 49, 92, 93,94, 95].

Естественнонаучное образование как основа научно-технического прогресса имеет огромное значение для развития общественных систем, уровня применяемых промышленных, сельскохозяйственных и других технологий. Этот факт осознается в мире, особенно в развитых в промышленном отношении странах. В то же время в России (Симонов В.М.) — стране с богатейшими традициями и достижениями в области естественнонаучных дисциплин — назревает прямо противоположная тенденция: уменьшение числа часов на предметы данного цикла. Поэтому в большинстве подходов содержание базовых курсов имеет преимущественно направленность на информирование о явлениях и законах природы, почти не предполагает самостоятельного исследования, вариативности мнений, диалога, практико-ориентированной, созидательной деятельности. Очевидна необходимость разработки курсов и программ, основанных на реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования.

Процесс социализации в данном случае будет опосредован внутренней логикой построения содержания технологического и естественнонаучного образования, приводящего к межпредметным научным знаниям, ориентированным на проблему реализации системы «природа — наука — техника — общество — человек». Эта схема является общей для обновления традиционных учебных предметов, разработки межпредметных курсов и конструирования новых учебных программ способствующих социализации учащегося.

Необходимость оценки влияния межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования на процесс социализации учащихся и определила выбор темы нашего исследования: «Межпредметные связи технологического и естественнонаучного образования как средство социализации учащихся основной школы».

Проблема исследования состоит в разрешении противоречий между:

— инновационными процессами в общественной жизни страны и неподготовленностью к ним выпускников общеобразовательных школ;

— объективно существующей потребностью в социализации учащихся через приобретение интегративных знаний и отсутствием системы использования межпредметных связей в образовании;

— традиционным процессом усвоения учащимися определенных знаний и умений и необходимостью использования нового содержания, форм и методов для овладения школьниками социальной реальностью, посредством развития интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, созидательной деятельности на основе межпредметных связей.

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования как средства социализации учащихся.

Объект исследования: процесс социализации учащихся основной школы.

Предмет исследования: содержание, формы и методы реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования, способствующих социализации учащихся основной школы.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что межпредметные связи технологического и естественнонаучного образования будут способствовать социализации учащихся основной школы, если:

— социализация учащихся рассматривается как интегративная социально-педагогическая проблема в контексте межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования;

— содержание технологического и естественнонаучного образования ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, как одного из компонентов социализации;

— формы и методы реализации межпредметного содержания технологического и естественнонаучного образования, виды практико-ориентированной деятельности направлены на формирование коммуникативный умений и навыков созидательной деятельности, что способствует социализации учащихся в обществе (школьном коллективе).

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:

1. Определить основные компоненты социализации учащихся основной школы.

2. Обосновать необходимость интеграции технологического и естественнонаучного образования в контексте социализации учащихся основной школы.

3. Отобрать межпредметное социально — ориентированное содержание технологического и естественнонаучного образования, обеспечивающее развитие интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, навыков созидательной деятельности.

4. Выявить методы, формы, виды практико-ориенированной деятельности, посредством которых реализуется межпредметное содержание технологического и естественнонаучного образования, обеспечивающее социализацию учащихся основной школы.

5. Разработать дидактическую модель реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования как средства социализации учащихся основной школы. Методологическую основу исследования составили:

— общие методические и научно-теоретические подходы к исследованию целостного педагогического процесса и обусловленности его социальными и психологическими факторами (П.Р. Атутов, П. Н. Андрианов, П. К. Анохин, Ю. К. Бабанский, Б. С. Герщунский, М. А. Данилов, Т. А. Ильина, В. Н. Князев, И. Я. Лернер, Л. Ф. Никулин, A.M. Новиков, М. Н. Скаткин, Т.Н. Шамова);

— концепция структуры и содержания общего среднего образования (Ю. И. Дик, A.A. Кузнецов, B.C. Леднев, В. А. Поляков, М.В. Рыжаков);

— труды (С.Я. Батышев, A.B. Мудрик, С. Н. Чистякова и др.) в которых профессиональное становление личности рассматривается как условие ее социализациивзгляд на социально-исторические условия и факты развития образования в России (С.Ф. Егоров, Г. Е. Жураковский) — теоретические положения отечественных психологов о понимании учащегося как объекта и субъекта социальных отношений (Б.Д. Ананьев, A.B. Петровский, В. П. Зинченко и др.) — теория жизненного пути (К.А. Абульхановой-Славской);

— основные положения развития технологического образования (П.Р. Атутов, В. М. Казакевич, Н. В. Матяш, Г. В. Пичугина, В. А. Поляков, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.);

— основные положения развития естественнонаучного образования (Ю. И. Дик, А. А. Каверина и др.), философии и методологии естествознания (И.К. Лисеев, P.C. Карпинская, Б. М. Кедров, А. П. Огурцов, B.C. Степин и др.) — логико-гносеологические и социологические аспекты (В.А. Дмитриенко, А. Н. Кочергин, B.C. Швырев и др.);

— общие идеи отечественной дидактики и методологии разработки интегрированных учебных курсов (В.А. Игнатьева, В. В. Краевский, И.Я. Лернер) — работы (Н.И. Бабкин, Ю. К. Васильев, Г. В. Пичугина, И. А. Сасова, Г. Ю. Семенова и др.) по использованию межпредметных связей в технологической подготовкесущность межпредметных умений и интегрированных операций (Т.А. Александрова, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова и др);

— положения современной дидактики об образовательных технологиях (В.П. Беспалько, B.C. Данюшенков, В. М. Монахов, В. Т. Фоменко и др.) — о теории решения задач (В.М. Глушков, Г. А., Балл, Л. М. Фридман, Д. Пойа, И. И. Ильясов, H.H. Тулькибаева и др.), развивающем обучении (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. И. Подольский, A.B. Петров и др.), проблемном обучении и методе проектов (М.И. Махмутов, Р.И. Малафеев) — концепция деятельности (А.Н.Леонтьев), в соответствии с которой социальная адаптация учащегося рассматривается как активный процесс усвоения социального опытаконцепция развития познавательной самостоятельности (Е.В. Оспенникова).

Методы исследования:

— метод теоретических исследований: анализ философской, психологической, педагогической, социологической, исторической литературы по теме исследованияизучение информационного и дидактического содержания программ, учебников, учебных и методических пособий;

— метод эмпирических исследований: прямое и косвенное наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учащимися, преподавателями, родителями, тестирование, социометрия;

— экспериментальные методы: опытно-экспериментальная работа по определению эффективности разработанного содержания, форм, методов реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образованияэкспериментальное обучениетестированиеколичественная и качественная обработка экспериментальных данных.

Основные этапы исследования:

На первом этапе исследования (2002;2003 гг.) изучалась философская, психологическая, педагогическая, социологическая, историческая литература по теме исследования. Выделены основные компоненты процесса социализации учащихся основной школыпроведен анализ состояния технологического и естественнонаучного образования с точки зрения социализации учащихся основной школыопределена роль межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования в процессе социализации учащихся. Составлен план опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (2004;2005 гг.) было определено межпредметное содержание технологического и естественнонаучного образования на основе принципов конструированиявыявлены формы и методы реализации содержания технологического и естественнонаучного образования посредством межпредметных связей, обеспечивающие социализацию учащихся основной школы. Составлен экспериментальный вариант социально-ориентированного межпредметного курса «Естественнонаучные знания в технологиях» и заложены основы для его внедрения в образовательный процесс.

На третьем этапе исследования (2005;2007 гг.) осуществлена проверка эффективности реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования, через внедрение, в ходе формирующего эксперимента, межпредметного содержания, выявленных методов и форм его реализации, практико-ориентированную деятельность, как средства социализации учащихся основной школы. Проведена количественная и качественная обработка экспериментальных данных, сформулированы общие выводы по проведенному исследованию.

Научная новизна исследования:

1. Определены компоненты социализации учащихся основной школы (интеллектуальные способности, коммуникативные умения, навыки созидательной деятельности).

2. Обоснована необходимость интеграции технологического и естественнонаучного образования в контексте социализации учащихся, заключающаяся в необходимости и своевременности реализации межпредметных связей в образовательном процессе, в связи с резким развитием и ростом интеграции наук и технологий, изменением социального статуса человека в обществе.

3. Сформулированы принципы конструирования межпредметного содержания технологического и естественнонаучного образования (учет единства содержательной и процессуальной стороны обучениясистемностьнаправленность на устранение фрагментарных знаний учащихся путем применения определенных форм и методов обучения, видов практико-оринтированной деятельности);

4. Отобрано межпредметное содержание технологического и естественнонаучного образования включающее в себя технологию ведения домашней экономики, хозяйстваэнергетические технологиибиотехнологии, биоэкологию, биофизику, бионику, экологию человекатехнологию творческой деятельности.

5. Выявлены эффективные методы и формы реализации межпредметного содержания технологического и естественнонаучного образования способствующие социализации учащихся основной школы (презентация, диспут, компьютерная демонстрация, наблюдение, исследование, творческое решение задач, проект, игры (домино, лото), графическая работа, моделирование, полилог, цитирование, конспектирование, контроль, тестированиедебаты, конференция, бастион науки, практикум, работа в мастерских).

6. Разработана дидактическая модель реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования, показывающая зависимость социализации учащихся основной школы от внедрения межпредметных связей в учебный процесс посредством межпредметного содержания, методов, форм, видов практико-ориентированной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

1. на основе проведенного анализа интеграции технологического и естественнонаучного образования обоснована своевременность и необходимость реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования для социализации учащихся основной школы.

2. Предложен теоретический подход, основанный на сформулированных принципах конструирования, к построению межпредметного содержания, способствующего социализации учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в разработке учебно-методического социально-ориентированного комплекта, в который входят: программа межпредметного курса «Естественнонаучные знания в технологиях», методические рекомендации для учителей и учащихся, а так же интерактивный задачник, включающий в себя коллекцию тестов, проблемных вопросов, творческих задач, графических работ.

Обоснованность полученных положений и выводов обеспечивается комплексным подходом к предмету исследования, а также согласованностью результатов данного исследования с ведущими положениями психолого-педагогических и методических концепций.

Достоверность научных результатов и выводов исследования подтверждается проведенным педагогическим экспериментом и показателями опытно-экспериментальной работы, полученными в ходе количественной и качественной обработке экспериментальных данныхвнедрением разработок в школьную практику.

Положения, выносимые на защиту: 1. Межпредметные связи технологического и естетственнонаучного образования являются средством социализации учащихся, осуществляющиеся путем развития трех ее компонентов социализации: интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, навыков созидательной деятельности.

2. Отобранное межпредметное содержание технологического и естественнонаучного образования, включающее в себя технологию ведения домашней экономики, хозяйстваэнергетические технологиибиотехнологии, биоэкологию, биофизику, бионику, экологию человекатехнологию творческой деятельностиметоды и формы (презентация, диспут, компьютерная демонстрация, наблюдение, исследование, творческое решение задач, проект, игры (домино, лото), графическая работа, моделирование, полилог, цитирование, конспектирование, контроль, тестированиедебаты, конференция, бастион науки, практикум, работа в мастерских) его реализации способствуют социализации учащихся основной школы.

3. Разработанная дидактическая модель реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования показывает зависимость социализации учащихся основной школы от внедрения межпредметных связей в учебный процесс посредством межпредметного содержания, методов, форм, видов практико-ориентированной деятельности.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты исследования представлены на научно-практических конференциях молодых ученых ИСМО РАО (2002, 2003, 2004, 2006 гг.) — IX, XII и XIII Международной конференции по экологическому образованию «Региональная образовательная политика для устойчивого будущего» (г. Тверь, 2003 г.), «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу» (Москва, 2006;2007 гг.) — 2-ой Международной научно-практической конференции по профильному обучению «Развитие системы профильного обучения в России и за рубежом. Создание единой образовательной среды профильного обучения на основе использования информационных технологий» (Москва, 22−23 ноября 2006 г.) — Воронежской зимней математической школе «Современные методы теории функций и смежные проблемы» (Воронеж, 2005) — курсах переподготовки педагогических кадров при МГПУ им. Ленина (2006;2007 гг.) — городском семинаре для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе «Личностно-ориентированный подход к воспитанию как основа новых педагогических технологий» (2005 г.) — конференциях и педагогических советах в экспериментальных школах, посвященных проблеме социализации учащихся, (2002;2007 гг.).

Внедрение результатов исследования:

Разработанный учебно-методический социально-ориентированный комплект, в который входят: программа межпредметного курса «Естественнонаучные знания в технологиях», методические рекомендации для учителей и учащихся, а так же интерактивный задачник, включающий в себя коллекцию тестов, проблемных вопросов, творческих задач, графических работ используются в практике работ школ № 1 г. Воронежа, №№ 1002, 1004, 1018 ЗАО г. Москвы, на лекциях для студентов МПГУ, на курсах повышения квалификации учителей в миоо.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по П-ой главе.

1. Современные программы в значительной степени отражают системный подход к изучению объектов, процессов и явлений природы, общества, производства, достигнутых в науке. Однако, существующий предметный принцип распределения знаний не позволяет полностью реализовать системный подход в обучении не нарушая, не размывая границы сложившихся учебных предметов.

2. Считаем необходимым, при внедрении межпредметных связей в учебный процесс сместить акцент на совершенствование путей реализации межпредметных связей, а в частности на планирование этой работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса. При таком подходе межпредметные связи как самостоятельный принцип определят целевую направленность всех компонентов процесса обучения {содержания, форм, методов, средств, результатов) на решение задач формирования системы знаний о природе, обществе, труде и мировоззрении, а значит — социализации в обществе.

3. При отборе содержания образования и в ходе анализа педагогической литературы нами были определены принципы конструирования содержания:

• учет единства содержательной и процессуальной стороны обучения;

• системность;

• направленность на устранение фрагментарных знаний учащихся путем применения определенных форм и методов обучения, видов практико-ориентированной деятельности.

4. Разработанная дидактическая модель реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования показывает зависимость социализации учащихся основной школы от внедрения межпредметных связей в учебный процесс посредством межпредметного содержания, методов, форм, видов практико-ориентированной деятельности.

5. Наиболее эффективные методы и формы реализации межпредметного содержания технологического и естественнонаучного образования способствующие социализации учащихся основной школы (презентация, диспут, компьютерная демонстрация, наблюдение, исследование, творческое решение задач, проект, игры (домино, лото), графическая работа, моделирование, полилог, цитирование, конспектирование, контроль, тестированиедебаты, конференция, бастион науки, практикум, работа в мастерских).

6. При определении практико-ориентированной, созидательной деятельности нами учитывалось изменение ведущего вида деятельности учащегося — от познавательной, практико-ориентированной на начальных этапах обучения, к социально значимой — созидательной на заключительном этапе обучения.

7. Наглядная динамика роста достижений учащихся в экспериментальных группах позволяет сделать вывод о том, что отобранное межпредметное содержание технологического и естественнонаучного образования, выявленные методы, формы, виды практико-ориенированной деятельности, посредством которых реализуется межпредметное содержание технологического и естественнонаучного образования, обеспечивают социализацию учащихся основной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основываясь на результатах исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Выделены компоненты социализации учащихся основной школы, формирующиеся посредством реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования. С позиции нашего исследования социализация является интеграционным понятием, включающим в себя три ключевых компонента развития личности учащегося: интеллектуальные способности, коммуникативные умения и навыки созидательной деятельности. Образование в основной школе становится не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью.

2. Обоснована необходимость интеграции технологического и естественнонаучного образования в контексте социализации учащегося, заключающаяся в необходимости и своевременности реализации межпредметных связей в образовательном процессе, в связи с резким развитием и ростом интеграции наук и технологий, изменением социального статуса человека в обществе.

3. Отобрано межпредметное содержание технологического и естественнонаучного образования включающее в себя технологию ведения домашней экономики, хозяйства, энергетические технологии, биотехнологии, биоэкологию, биофизику, бионику, экологию человека, технологию творческой деятельности.

4. Выявлены эффективные методы и формы реализации межпредметного содержания технологического и естественнонаучного образования способствующие социализации учащихся основной школы (презентация, диспут, компьютерная демонстрация, наблюдение, исследование, творческое решение задач, проект, игры (домино, лото), графическая работа, моделирование, полилог, цитирование, конспектирование, контроль, тестированиедебаты, конференция, бастион науки, практикум, работа в мастерских).

5. Разработана дидактическая модель реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования, показывающая зависимость социализации учащихся основной школы от внедрения межпредметных связей в учебный процесс посредством межпредметного содержания, методов, форм, видов практико-ориентированной деятельности.

6. Экспериментально проверена эффективность и целесообразность отобранного нами содержания технологического и естественнонаучного образования, выявленных методов, форм, практико-ориентированной деятельности в процессе реализации межпредметного содержания и значимость предложенной нами дидактической модели реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования как средства социализации учащихся основной школы.

7. Наглядная динамика роста показателей эффективности развития интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и навыков созидательной деятельности в процессе реализации межпредметного содержания, методов, форм, видов практико-ориентированной деятельности в экспериментальных группах позволяет сделать вывод о том, что межпредметные связи технологического и естественнонаучного образования является средством социализации учащихся основной школы.

Итоги проведенного исследования и внедрения межпредметного содержания, методов, форм, видов практико-ориентированной деятельности, дидактической модели реализации межпредметных связей технологического и естественнонаучного образования как средства социализации учащихся основной школы показали его актуальность и практическую значимость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994.- Т.15. № 4. — С.39−55.
  2. Ю.П. Подготовка школьников к труду в 50−80 годы // Школа и производство. 1996. — № 1. — С. 3−10.
  3. Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого // Школа и производство. 1999. — № 1. — С. 15−22.
  4. Актуальные проблемы теории общественных отношений (материалы координационного совещания, проведенного в Институте философии АН СССР 26—27 декабря 1977 г.). М., 1978.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с
  6. E.H. Школьное дело в России. СПб., 1882
  7. Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» http://www.eidos.ru/journal/2007/0115−9.htm
  8. П.Н. Развитие технического творчества младших школьников. М. Просвещение. 1990 г. -110 с.
  9. И. А. Опыт систематического обзора материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб., 1889. — 560 с.
  10. Н.С. Антонов «Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин и трудового обучения в свете реформы в школе», Курск, 1985, стр. 21
  11. С.Ю. Межпредметные связи на обобщающем уроке // Биология в школе. 1999. — № 6. — С.25.
  12. П.Р., Поляков В. А. Трудовое обучение, воспитание, перспективы и условия перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи // Советская педагогика. 1987. -№ 12. -С. 98−105.
  13. П.Р., Поляков В. А., Овечкин В. П. и др. Теоретические основы обучения технологии в школе: Книга для учителя. М.: Изд-во РИЦ «Альфа», МГОПУ, 2000. 342 с.
  14. П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993 127 с.
  15. П.Р. Политехнический аспект межпредметных связей общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1977. С. 91−95
  16. В.Н. «Интегрированный урок: «Расход энергии- нормы и гигиена питания». //Биология в школе.- 1997 г.-№ 6. С. 5−10.
  17. Библиотека учителя физики «Внеурочная работа по физике"/ под редакцией О. Ф. Кабардина, Москва «Просвещение» 1983г
  18. В.П. Диагностика успешности обучения. // Педагогический вестник,-1994. -.№ 3,6.
  19. А.К., Бычков A.B., Казакевич В. М., Маркуцкая С. Э. Технология. Методика обучения технологии. 5−9 кл: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2003.- 224 с.
  20. А.К. Технология (технический труд): Технические и проектные задания для учащихся: 5−9 классы, 2004. 80 стр.
  21. Большая советская энциклопедия в 30 томах. Том 25. /Под редакцией A.M. Прохорова. Издание 3. -М.: Советская энциклопедия, 1976.- 600 с.
  22. Н.В. Образование и культура: традиции и поиск новых путей взаимодействия. http://www.rusmuseum.ru/center/tez4.htm
  23. А.И. Синергетика современного социального управления: Учеб. пособие. Тольятти: ОАО ПП «Современник" — ПТИС МГУС, 2002. 205 с.
  24. А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в России: очерк по истории профессионально-технического образования в дореволюционной России. М.: ПТИ, 1955. — 325 с.
  25. Г. В. Межпредметные связи в процессе обучения. Вкн. :Урок в восьмилетней школе. М. Д966.-С.125−126
  26. JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  27. Выготский J1.C. Вопросы детской психологии. С.Пб.: Союз, 1999.-339с.
  28. П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследование мышления в советской психологии.-М.:Наука, 1966.-С.259−276
  29. .С. Менталитет и образование. М., 1996 — с. 120.-Глава 1
  30. Городская целевая программа «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005−2007 годы», Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от «19 «октября 2004 г. № 724-ПП
  31. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика/ Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова М.: Изд-во Моск. психолого-соц. Института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 — 384 с.
  32. Демонстрационные опыты по физике в 6−7 классах средней школы.// Под ред. A.A. Покровского. М.: «Просвещение». 1974 г.
  33. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть первая./ Под ред. П. Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997 203 с.
  34. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть вторая./ Под ред. П. Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1998 176 с.
  35. В.А. Философская наука как специфический вид деятельности // Структура философского знания. Томск, 1986. С. 23 24
  36. С.Ф. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 400 с.
  37. B.C. «Формирование у учителей естественнонаучных дисциплин умения осуществлять межпредметные связи на учебных занятиях: Межпредметная интеграция». // Наука и школа 2000 г. № 1 с.58
  38. B.C. «О подготовке учителей естественнонаучных дисциплин к самообразовательной деятельности по проблеме межпредметных связей».// Наука и школа 2000 г. -№ 3 с. 32.
  39. Ф.Ф. «Методические вопросы школьного курса физики», М.: «Просвещение», 1998 г.
  40. В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов: монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 246 с.
  41. Н.И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (1937−1999 гг.). Справочник. 3-е изд. испр. и доп. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 216 с.
  42. Т.Д. Позиция личности // Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. Л.: Изд-во ЛГУ. 1982. -С.135−146.
  43. Записки Русского Технического Образования и свод правил, выдаваемых по департаменту торговли и мануфактур. -СПб., -1867 -1917 гг.
  44. E.H. Экономическая подготовка как средство социализации младших школьников. Дис. доктора пед. наук. М., 2003. -36 с.
  45. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М. ¡-Педагогика, 1981.-160 с.
  46. И.Д. Взаимная связь учебных предметов.- М.:3нание, 1977.-64 с.
  47. М.М. Многоуровневое креативное образование и школа. М.: Приоритет MB, 2002
  48. М.М., Гареев Р. Т., К знаниям через творчество. // Учитель, 1999.
  49. Т. П., Кишко Е. К. Возрастная динамика развития и взаимосвязь психических и конституциональных особенностей у детей // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб., 1999.
  50. В.П. Психологическая педагогика. Самара: Изд-во СГПУ, 1998. 4.1.
  51. Т.В. Биология: Домашняя общеобразовательная библиотека ACT, 2000 г. 256 стр.
  52. Т.В., Калинова Г. С., Сивоглазов В. И. Природа и человек: Книга для учителя.- М.: АРКТИ, 2000 (Люберцы: ВИНИТИ, производственно-издательский комбинат).- 104 с.
  53. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984. — 560с/
  54. В.Р. «Перекрёстки физики, химии, биологии». М.: «Просвещение» 1986 г
  55. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /Под редакцией З. И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
  56. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. /Под редакцией А. Н. Джуринского. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.-432 с.
  57. Г. С. Настольная книга учителя биологии. ACT, 2003. -158 с.
  58. Г. С., Мягкова А. Н. 900 вопросов и заданий по биологии: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Для средней школы. Изд: Аквариум, 2001 г. 224 стр.
  59. В.М., Тизру В. Н. Методика технологической подготовки молодежи. Пособие. Издательство Департамента федеральной службы занятости и населения по Московской области, 1999.-178 с.
  60. В.М. Информационный подход к методам обучения//Педагогика.- 1998.-№ 6. с. 43−48.
  61. Э.А. Социология XX века. Р/ на-Дону: Феникс, 1996. -512 с.
  62. В.Н. Межпредметные связи в естественно-математической и педагогической подготовке учителей.-Тбилиси:Ганатлеба, 1987.-292с.
  63. JT.C. Проблемный семинар для учителей биологии на тему: «Межпредметной связи, как основа формирования системы знаний и умений учащихся» //ж. Биология в школе» № 1 1989 г.
  64. Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. -Ярославль: Академия Холдинг, 2003. 256с.
  65. Кодикова.Е. С. Формирование исследовательских экспериментальных умений у учащихся основной школы при обучении физике. Автореф. дисс. канд. пед. наук -М.2000.
  66. Кононова А. А, Голдинцова A.B., Хохлов Э. М. «Сетевой график обучения предметам естественнонаучного профиля с использованием межпредметных связей» // Наука и школа.- № 4 за 2001 г.
  67. Н. И. Логический словарь-справочник. М., Наука, 1979.
  68. Н.В. Теория и практика трудовой школы в России (1917−1932).-Киров, 1993.-234 с.
  69. Н.М. Краткий обзор деятельности постоянной комиссии по техническому образованию. СПб., 1912. — 64 с.
  70. В.А. Продолжая традиции. (к 125-летию РТО). М.: Знание, 1991.-64 с.
  71. A.A., Пинский A.A., Рыжаков М. В., Филатова Л.О.Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. М., 2003.-
  72. H.H. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Южно-Уральское книжное отделение. — 1971. — 276 ср.
  73. П.Г. Идея развития межпредметных связей в истории педагогики // Советская педагогика.-1964.-№ 12.
  74. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.-М. ¡-Просвещение, 1981.-96 с.
  75. П. Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1983.
  76. П.Г. Кулагин «Межпредметные связи в процессе обучения», Пенза, 1974
  77. B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарт и мониторинг в образовании. 2002. № 6.
  78. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с
  79. Н.Д. Формирование интеллектуальных умений учащихся 6−7 кл.- Автореф. дисс. канд. пед. наук М.1998.
  80. A.B. Юношеская научно-исследовательская экспедиция как центральное звено образовательного процесса// Завуч. 2001. — 0 1. — С.93 — 119.
  81. A.B. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999.№ 10 С.152−158
  82. A.B. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся /Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001,272с.
  83. А.Н. О формировании способностей//Вопросы психологии, 1960-№ 1
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с. 304.
  85. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика.-1996.-№ 2 С.7−14
  86. В.Н. Школьные реформы в России: очерк истории. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 83 с.
  87. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.-М.: Просвещение, 1988.-191 с.
  88. В.Н. Использование межпредметных связей в процессе обучения.-Л.:Наука, 1983.-191 с.
  89. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.:Просвещение, 1987.-160 с.
  90. В.Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения». М.- «Просвещение» 1984 г.
  91. Э.А. и др. Развитие информационных технологий в образовании: аналитический доклад.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
  92. С. Э. Технология. Обслуживающий труд: Тесты. 5−7 класс. М.: Экзамен, 2006. — 128 с.
  93. Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. -Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285с.
  94. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой. Т. И. Шалавиной. — М. Просвещение. 1996.
  95. ЮО.Митрош О. И. Формирование исследовательских умений у учащихся пед. училищ Дисс. К.п.н.Минск 1993 г.
  96. М.В. Общественно-педагогические и просветительские организации дореволюционной России: монография. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-294 с.
  97. В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: «Просвещение». 1996 г.
  98. ЮЗ.Мудрик A.B. Социальная педагогика. М.: издательский центр «Академия». 2000.-200с.
  99. A.B. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПК и ПРО, 1994. С. 23
  100. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге (XIX XX вв.): Сборник документов. — СПб.: Лики России, 2000. — 359 с.
  101. H.A. Единство процессов формирования научной картины мира и научно-мотериалистического, атеистического мировоззрения учащихся в процессе изучения биологии //Биология в школе.- № 4 за 1982 г.
  102. Ю7.Неболсин А. Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1883. — 257 ср.
  103. , Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. Чебоксары, 2001.
  104. , Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.-1998. № 4.
  105. ПО.Ничипуренко И. М. Организационно-педагогические условия оптимизации культурно-образовательного пространства. Дис. .канд. пед. наук. М., 1999.
  106. Ш. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика-М.: Высш. шк., 1986.
  107. Р.Г. «Селиктивный анализ понятия культура и выработка экзистенциональной концепции культурологии». Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. Казань, КГУ, 1999 г., с.36
  108. ПЗ.Нугуманова И. И. Экономическая подготовка как фактор социального становления школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1999.- 22 с.
  109. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся)/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской.-СПб.:КАРО, 2001.-152с.
  110. Общий план технического и профессионального образования в Империи. СПб., 1884. — 149 с.
  111. A.C. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование. 1999.№ 10 С. 158 161
  112. Е.П., Кичкина A.A. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие. Якутск, 2001.-46с.
  113. Н. И. Организация уроков — теоретических исследований // Научно — практический журнал школьного технолога. 2002. С. 97.
  114. С. И. Словарь русского языка /Под. Ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1988. с. 658
  115. М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Методическое пособие для учителей технологии. «Метод проектов в технологическом образовании школьников, Вентана-Граф, 2003 г.
  116. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  117. Педагогическое ВОСХОЖДЕНИЕ: Сборник статей по Педагогике Согласований. Жуковский, 1998.
  118. Г. П. «Законы физики и организм человека» (межпредметный вечер в 9 классе), //ж. «Биология в школе» № 3. 1990 г.
  119. Р.Л., Кушниров С. А. Критерии отбора содержания профильной подготовки старшеклассников как средства их социальной защиты, http://image.websib.ru/02/theor/t3.htm
  120. Ж. Пиаже Избранные психологические труды. СП-б: «Питер», 1999.
  121. Е.А., Щербан О. В. «Ещё раз о концентрации интеграции естественнонаучных знаний», //ж. «Биология в школе». № 1. 1991 г.
  122. Г. В., Сорокина Н. В. Основы ведения крестьянского хозяйства. Чтобы урок был интересным. 10−11 кл: Учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2003.- 96 с.
  123. Г. В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство, 2006,№ 1. с. 10−16
  124. В.А., Казакевич В. М. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки (к 50-летию Российской академии наук) // Школа и производство. 1994 — № 2. — с. 2−7.
  125. В.А. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. .докт. пед. наук. -М.: 1978.-37 с.
  126. В.А. /отв. Ред./, Величкин В. Е., Калюга С. У. и др. Трудовая подготовка обучающихся: проблемы и перспективы. М.: АПН СССР, 1989.-79 с.
  127. В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. 2-е изд. испр. — М.: Просвещение, 1980.
  128. А. Технология и творчество.//Народное образование. 1995№ 6
  129. Н. А. Формирование познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей: Дис. канд. пед. наук, 13.00.01, Воронеж, 2003, 280 с.
  130. Программа общеобразовательных учреждений. Биология 5−6. Москва. «Просвещение» 2001 г. Сост. В. С. Кучменко.
  131. Программно-методические материалы. Химия 8−11 классы. М.: «Издательский дом «Дрофа» 2001 г. Сост. Н. И. Габрусева.
  132. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. 7−11 классы. Астрономия 11 класс. М.: Издательский дом «Дрофа». 2001 г. Сост. Ю. И. Дик., В. А. Коровин.
  133. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1−4-5−11 классы. В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев. Просвещение, 2000 г.
  134. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики» М.: «Просвещение», 1995 г.
  135. В.Г. Проблема общего образования школьников и качество обучения физики. // Педагогика, М.: 2000 г. № 8.с 8.
  136. В.Н., Гранатов Г. Г., Клочкова В. А., Суртаева Л. Ф. Реализация межпредметных связей при формировании понятия о стандартном виде числа.//"Физика в школе», 1979 г. № 2. с. 31.
  137. Российская педагогическая энциклопедия: В двух томах. Том 2. /Под редакцией В. В. Давыдова. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.
  138. B.C. «Компьютерная поддержка биологии. Раздел «Человек и его здоровье», М.: «Просвещение», 1996 г.
  139. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986 г., № 4, с. 101−108
  140. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /Сост. А. В. Марченко, И. А. Сасова, М. И. Гуревич. М.: Вентана-Граф, 2004.224 с.
  141. И.А. Метод проектов в обучении школьников: На пути к 12-летней школе.- М.: ИОСО РАО, 2000.
  142. Г. Ю. Практикоориентированная экологическая подготовка школьников IX Международная конференция по экологическому образованию «Региональная образовательная политика для устойчивого будущего», Тверь, Россия, 2−4 июля, 2003. 303 с.
  143. Л.П. Интеграция, как принцип экологического образования в начальной школе.-М.: «Просвещение». 1997 г.
  144. В.Д., Рятивых М. В. Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. /Под редакцией В. Д. Симоненко. Брянск, 1999. — 230 с.
  145. В.Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: ВентанаГраф, 2000. — 175 с.
  146. Г. П. Формирование исследовательских умений учителя (теория и практика). Автореф. дисс. д.п.н. М. 2000.
  147. К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. / Под ред. Менчинской Н. А. и др. — М.:Просвещение, 1972.
  148. Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М. 1986 г.
  149. Т.Г., Белоусова E.H. «Симметрия в биологии и математике». (Интегрированный урок) № 5 1999г.
  150. С.А., Котова И. Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. М.: «Академия», 1999. — 512 с.
  151. .И. «Вопросы методического историзма в курсе физике средней школы». М.: «Просвещение», 1995 г.
  152. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемых при правительствующем сенате. СПб., 1866.
  153. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — 1600 е., ил
  154. Н.И. «Биология. Человек». ,"Дрофа» 2001 г.
  155. Социальная информатика-99: Сб. научных трудов / Под ред. Б.А. Сус-лакова. М.: Социально-технологический институт, 1999.
  156. Сухорукова J1.H. «Формирование у старшеклассников умения делать мировоззренческие обобщения», //ж. «Биология в школе» № 3 1982 г.
  157. Д. «Как сделать современный урок биологии?» // Учитель, 1998 г., с. 29.
  158. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы: сост. П. Н. Андрианов М.: Просвещение 1986. — 128с.
  159. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой. М.: Вентана-Графф, 2003. — 296 е.: ил
  160. Толковый словарь по охране природы/Под редакцией доктора биологических наук В. В. Снакина. -М.: Экология, 1995. 191.
  161. В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос-Пресс, 2003. — 352 с.
  162. Труды комиссии по техническому образованию и отчеты о школах для рабочих и их детей учрежденных РТО. СПб. 1871−1901.
  163. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  164. A.B., Кузьмин H.H. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей при формировании естественнонаучных понятий у учащихся 6−7 классов / Челяб.гос.пед.ин т. — Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 17с.
  165. A.B. Формирование у школьников научных понятий в условиях стандартизации образования // Физика в школе.-2000.-№ 3.-С.46−48.
  166. A.B. Межпредметные связи как необходимое условие повышение научного уровня преподавания основ наук в школе // МПС в преподавании основ наук в школе.Вып.1.-Челябинск, 1973.-С.23−28.
  167. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова. М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.
  168. А.Д. Социальная информатика: новый подход, проблемы и перспективы // Теория и практика общественно-научной информации: Ежеквартальник. 1990. № 3. С. 5−36.
  169. А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XX веке. «Зеленый крест». М., 1995.
  170. Учебные стандарты школ России: государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В двух книгах. Книга 2. Под редакцией B.C. Леднев, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: «Прометей», 1998. — 336 с.
  171. Д.Н., Волин Б. М. Толковый словарь русского языка. В четырех томах. Том 4.-М.: ГИНС, 1940. 1500 с.
  172. К.Д. Собрание педагогических сочинений.-М.-Л., 1950.-584 с.
  173. A.A., Засов A.B. Физика. Книга для учителя. 7−9 классы М.: Просвещение, 2000 г. 128 стр.
  174. В. H., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи на материале естественнонаучных дисциплин средней школы. М.: Педагогика, 1972.-152с.
  175. В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи М., Педагогика, 1989.
  176. Г. Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью-в основу обучения. Нар. образование, 1979, № 5.
  177. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие.-Л.:ЛГПИ, 1983.-88 с.
  178. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Нар. образование, 1985.
  179. И.В. Подготовка будущего учителя к созданию эмоционально-предметной среды: Дис. .канд. пед. наук. Омск, 2001.
  180. Физический энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия», 1993 г.
  181. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. И доп. — М.: Политиздат, 1991. — С. 408- 409
  182. Ю.Л., Кожина O.A. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология». М.: ИОСО РАО, 1999. 44 с.
  183. A.B. «От единства к многообразию: интегративное начало занятий естественнонаучного цикла в 8−9 кассах».// Биология в школе. № 5−6. 1992 г.
  184. М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // М.: Московский общественный научный фонд, 1999. Т.4. № 4.
  185. М. Глобальный контекст постсоветской России. Очерки теории и методологии мироцелостности. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
  186. С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия, 2005 г. 128 с.
  187. Н. А., Панин В. А., Сергеев А. Н. Социально-экономические условия эффективной модернизации региональной системы образования.- Тула: Изд-во Тул.гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого.- 8,4 п.л.
  188. Н. А., Панин В. А., Сергеев А. Н. Направления эффективной модернизации системы педагогического образования в условиях реализации национального проекта «Образование».- Тула: Изд-во Тул.гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого 4 п.л. УМО
  189. H.H. Учебная программа на вариативно-модульной основе по подготовке рабочих широкого профиля по группам профессий. М.: АПН СССР, 1990.- 170 с.
  190. Шамрай Н. Н Теоретико-методические основ технологической подготовки школьников. М.: ИОСО РАО, 1999. — 95 с.
  191. В.Ф. » Об использовании учебного оборудования по физике в процессе преподавания биологии» //ж. «Биология в школе» № 2 за 1984 г.
  192. П.Н. Современная социальная психология / Уч. пос. для вузов. -М.: Наука, 2000.
  193. Экология человека (словарь-справочник) Под общей редакцией H.A. Агаджаняна. М.: Крук, 1997.
  194. В. Яды в нашей пище. Пер. с нем. М.: Мир, 1993.
  195. Энциклопедический словарь (Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон). Том XXXIII. СПб.: Издательское дело, 1901.
  196. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.М. Сентябрь. 1996 г.
  197. Terminology of technial and vocational education. Rev. Ed. — Paris: UNESCO, 1984.
Заполнить форму текущей работой