Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Освоение взрослых форм общения и деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные экономические условия и особенности производственных технологий объективно вызывают к жизни потребность в воспитании у детей и подростков опыта работы единой командой, в воспитании культуры партнерских отношений. Вот почему на первом этапе создания детского коллектива следует специально опираться на дружеские группы, выявлять их нравственную направленность, организаторские качества… Читать ещё >

Освоение взрослых форм общения и деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В многообразии проявления коллективных отношений для воспитания одним из самых ценных является дружба.

В культуре многих народов оформление отношений дружбы у подростков совпадало с обрядом инициации и свидетельствовало о первых признаках взрослости, о приобретении «братьев по ножу». Современная социальная психология связывает дружбу с формированием идентичности, т. е. целостного и устойчивого «Я»[1]. Только благодаря осознанию собственной идентичности у детей и подростков возможны теплые дружеские связи, интерес друг к другу, желание сотрудничать, проявлять заботу.

Наличие друзей едва ли не главное условие удовлетворения жизнью в школьные годы. По своей природе отношения дружбы — это личные взаимоотношения, очень избирательные, возникающие стихийно, чаще всего независимо от влияния воспитателя. Совершенно безнадежно призывать ребенка: «Дружи с Сережей, а не с Димой!».

Не секрет, что взрослым часто не нравятся ребячьи дружеские компании («пары» и «тройки»). Многие воспитатели даже считают, что они своим обособлением мешают сплочению коллектива. А между тем, в такой дружеской микрогруппе у большинства воспитанников впервые возникает чувство защищенности, переживание своей необходимости кому-то, осознание своей значимости для других. В такой эмоционально комфортной для себя группе друзей (в социальной психологии она именуется «референтная группа»), ребенок осознает свою индивидуальность, соотносит свой социальный опыт с опытом друзей.

Вот почему на первом этапе создания детского коллектива следует специально опираться на дружеские группы, выявлять их нравственную направленность, организаторские качества и вокруг них «культивировать» первичные коллективы.

Становление в экономике нашей страны рыночных механизмов вызывает у многих людей серьезное переосмысление себя в роли активного субъекта экономической деятельности. В сознании людей идет, порой болезненная, переориентация баланса между «МЫ» и «Я», возникает стремление более активно отстаивать свои личные интересы, но при этом не потерять общественных взаимосвязей с другими людьми. Заново приходится осваивать смысл таких социально-экономических феноменов как «частная собственность», «прибыль», «конкуренция».

Современные экономические условия и особенности производственных технологий объективно вызывают к жизни потребность в воспитании у детей и подростков опыта работы единой командой, в воспитании культуры партнерских отношений.

Партнер (от англ, partnership участие, товарищество) — участник деловых отношений. Культура партнерства предполагает воспитание таких качеств как готовность к сотрудничеству, корпоративность, высокая работоспособность, ответственность, толерантность, умение договариваться, доверие к партнеру. Совершенно очевидно, что задолго до взрослой профессиональной деятельности, эти качества могут быть востребованы именно в общественно значимой коллективной деятельности.

Большое значение для воспитания культуры партнерских отношений могут иметь и коллективные деловые игры, игровые тренинги. В самой природе игры заложен замечательный механизм — самоорганизация. Получив роль в игре, ребенок естественно воспроизводит необходимые условия, согласовывает их с товарищами, прогнозирует результаты, соревнуется и приходит к кому-либо на помощь.

  • [1] См.: Коп И. С. Дружба. М., 1980.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой