Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Литература. 
Ученик и учитель: новые роли и модели взаимодействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Максимальная, все интересы и усилия личности направлены на работу над проектом, в процессе создания которого учащиеся решают важные для них вопросы. Неравноправие субъектов, даже при демократической модели учитель стоит над учеником, так как предъявляет к нему методы формального оценивания. Калабалин Н. Комсомольцы. Дисциплина. Как нас воспитывал А. С. Макаренко // Воспоминания о Макаренко… Читать ещё >

Литература. Ученик и учитель: новые роли и модели взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Избранные педагогические труды в 2 -х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. / под ред. Бодалева А. А., Ломова Б. Ф.; сост. Лисенкова В. П. 229 с.
  • 2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. 200 с.
  • 3. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
  • 4. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1970. 133 с.
  • 5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2009. 398 с.
  • 6. Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
  • 7. Булатова О. С. Искусство современного урока. М.: Академия, 2008. 253 с.
  • 8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  • 9. Дубов И. Г. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками // Вопросы психологии / Дубов И. Г., Смирнов Л. М., 1991. № 3. с.30−36.
  • 10. Как-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. 1987. 190 с.
  • 11. Кондратьев М. Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. № 2. с. 99−103.
  • 12. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 336 с.
  • 13. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости. М.: ПЕР СЭ, 2006. 271 с.
  • 14. Кондратьева С. В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984. 80 с.
  • 15. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.-Нальчик: Библиотека психолого-педагогической литературы, 1996. 96 с.
  • 16. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.: Питер, 2008. 352 с.
  • 17. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
  • 18. Мудрик А. В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. 80 с.
  • 19. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. № 1. с. 7−17.
  • 20. Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высш. шк., 1990. 79 с.
  • 21. РеанА.А. Социальная педагогическая психология /РеанА.А., Коломинский Я. Л. Спб.: Питер, 1999. 416 с.
  • 22. Чайковская И. А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «ученик-учитель»: Дисс. канд. псих. наук. Самара, 2000. 184 с.
  • 23. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика: актуальные вопросы воспитания и развития личности в 2-х кн. / Шалва Амонашвили (Серия: «Педагогика и психология»: школа жизни). М.: Амрита-Русь, 2010. Кн.1.285 с.
  • 24. Амонашвили Ш. А. Как любить детей. // Основы гуманной педагогики: собрание сочинений Ш. А. Амонашвили: в 20-ти кн. М.: Амрита-Русь, 2014. Кн.2. 349 с.
  • 25. Амонашвили Ш. А. Учитель. // Основы гуманной педагогики: собрание сочинений Ш. А. Амонашвили: в 20-ти кн. М.: Амрита-Русь, 2014. Кн.5. 278 с.
  • 26. Гайдамакина Т. Яркий пример творческого горения // Воспоминания о Макаренко. Сборник материалов. Л.: Лениздат, 1960. с.53−58.
  • 27. Гербарт И. Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. Т.1. с.148−280.
  • 28. Дьюи Дж. От ребенка — к миру, от мира — к ребенку. М.: Карапуз, 2009. 348 с.
  • 29. Дьюи Дж. Школа и общество. М.: тип. Торг. Дома А. Печковский, П.Буланже. и К°, 1907. 60 с.
  • 30. Зайцев В. Г. Рассказы о Макаренко. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1969. 67 с.
  • 31. Калабалин Н. Комсомольцы. Дисциплина. Как нас воспитывал А. С. Макаренко // Воспоминания о Макаренко. Сборник материалов. Л.: Лениздат, 1960. с.59−79.
  • 32. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Издательство АСТ, 2015. 480 с.
  • 33. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким. М.: дет. Лит., 1964. 254 с.
  • 34. Луков В. А. Уроки Макаренко / В. А. Луков, А. И. Ковалева. М.: Ключ-С, 2006. 80 с.
  • 35. МакаренкоА.С.Педагогическиепроизведения1922;1936гг.//
  • 36. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Педагогические сочинения в 8- ми т. М.: Педагогика, 1984. Т.3. 508 с.
  • 37. Макаренко А. С. Педагогические произведения 1936;1939 гг. // Педагогические сочинения в 8-ми т. М.: Педагогика., 1984. Т.4. 396 с.
  • 38. Рогачева Е. Ю. Джон Дьюи: педагогические эксперименты в семье и в школе. Владимир: ВлГУ: Транзит-ИКС, 2015. 170 с.
  • 39. Скрябина Л. С. Психологические условия формирования доверительных отношений между учителем и учащимся: Дисс. … канд. пед. наук. Уфа, 2006. 184 с.
  • 40. Сухомлинский В. А. Мысли о школьном воспитании. // Коммунист Украины. 1968. № 10.
  • 41. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 560 с.
  • 42. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 388 с.
  • 43. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. 648 с.
  • 44. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные труды в 4-х т. М.: Дрофа, 2005. Т.3. 560 с.
  • 45. Фере Н. Мой учитель. Воспоминания об А. С. Макаренко. М.: Правда, 1953. 103 с.
Приложение

Стили педагогического общения и их особенности

Критерии.

Авторитарный.

Демократический.

Попустительски й.

Атмосфера на уроке.

Чувство страха, несвобода.

Свобода.

Вседозволенность.

Авторитетность учителя.

Авторитет, вызванный чувством страха.

Авторитет, вызванный уважением. Взрослый;

«значимый другой».

Отсутствие авторитета у учителя.

Характер отношений между учащимися.

Ухудшение отношений, явная вражда (на фоне страха, заискивания перед учителем, желания защитить себя).

Улучшение отношений (на фоне мотивации к учебной деятельности).

Не меняется (но возможны ссоры, ухудшение отношений в силу отсутствия контроля).

Степень активности учащихся.

Пассивны — выполняют распоряжение учителя.

Активны — в обучении и организации урока.

Излишняя активность, направленная во внеучебное русло.

Степень активности педагога.

Чрезмерная активность, желание контролировать любой жест (и за себя, и за учеников).

Педагог активен, но создает видимость.

«неучастия в процессе».

Педагог неактивен, устраняется от процесса.

Степень понимания учителем учащихся.

Отсутствует, в силу жесткой границы и.

«пропасти» между учеником и учителем.

Созданы условия для максимального понимания.

Отсутствие, в силу отстранения педагога от учебной деятельности.

Учебный результат.

Отсутствие интереса к работе, достижение формального результата (основано.

Интерес к работе, внутренняя личная мотивация. Высокие образовательные и.

Отсутствие интереса, низкий темп работы, низкие.

на чувстве страха).

воспитательные результаты.

результаты.

Отношение к ученику.

Как к пассивному объекту обучения (только как к ученику или ребенку). Учитель не верит в ученика.

Как к активному субъекту обучения. Отношения на равных, при наличие авторитетности учителя.

«Субъектсубъектные отношения». Учитель — не авторитет, общение на равных. «Ученику можно все».

Степень значимости ученика для учителя (в восприятии ученика).

Отдельная личность не важна, важен ученик, как собирательный образ, и его результат.

Ученик чувствует, что важен для учителя, как личность.

Ученик чувствует безразличие учителя (отсюда.

-;

вседозволенность в поведении).

Дистанция между учеником и учителем.

Жесткая, только формальное общение в рамках урока.

Небольшая. Допустимо неформальное личное общение.

«Нет границы», ученик может позволить себе.

«все».

Где приобретается опыт?

За пределами школы, так как школа не располагает к этому.

На уроке, так как создается благоприятная атмосфера.

За пределами школы, так как учитель и общение с ним не является важным для школьников.

Характер отношений между учителем и учеником.

Враждебные, антагонистические. Учитель — другой мир.

Дружественные, доброжелательные, основанные на диалоге (учитель из «одного с ними мира»).

Нейтральные. Ученики не воспринимают учителя всерьез. Он ни «свой» и ни.

«чужой».

Крайности отношения.

Полное неприятие, конфликты, открытая.

Идеализация учителя, влюбленность в него,.

Презрение к учителю,.

ученика к.

или скрытая вражда,.

зависимость от его.

насмешки, злые.

учителю.

может привести к.

мнения. Разочарование:

шутки со стороны.

отрицательному.

от любви — к ненависти.

учеников,.

восприятию школы в.

нелюбовь или.

целом.

безразличие к.

предмету (может.

перерасти на.

отношение к.

школе).

Педагогическое общение при демократическом стиле

Максимальное значение функций общения при разных видах деятельности

При урочной деятельности общение ученика и учителя имеет ценность само по себе, формирует личность ребенка, помогает ему раскрыться, но все-таки главной функцией педагогического общения на уроке является функция организации эффективного взаимодействия как основы для успешной деятельности.

Вид деятельности.

Максимальное значение общения.

Урочная деятельность.

Средство организации деятельности.

Внеурочная деятельность.

Средство организации деятельности.

Внешкольная деятельность.

Средство организации деятельности.

Неформальное общение.

Общение — самоценность и самоцель.

Урочная деятельность и неформальное общение. Характеристика и преемственность

Критерий для сравнения.

Урочная деятельность.

Неформальное общение.

Взаимодействиемежду учеником и учителем.

Установленпервичный контакт, снятыбарьеры.

«чужого человека».

Установлен более тесный контакт, основанный обязательным образом на близкомдоверительном общении.

Степень эмоциональности общения.

Низкая или средняя эмоциональность, так как главное взаимодействие протекает в когнитивной сфере (за редким исключением).

В большей степени общение эмоциональное, так как проистекает в форме установлениеличного контакта «один на один».

Что может обсуждаться?

Учебные.

Любыевопросы.

организационные.

познавательного характера.

вопросы.

Трудности, возникшиепри.

Трудностипри.

обучении (нетолькопо.

выполнении задания.

данному предмету).

Познавательные вопросы.

Личныетрудностии.

Воспитательныеи.

проблемы.

дисциплинарные вопросы.

Вопросысамореализациии.

Обсуждение тех или иных.

взаимоотношенийс.

ситуаций.

окружающими.

Вопросы смысла жизни.

Вопросы смысла жизни.

Характер общения.

Открытое, доверительное,.

Открытое, доверительное,.

менее личностное и более.

интимное, максимально.

поверхностное.

искреннееиоткровенное,.

максимальноличностноеи.

глубокое.

Влияние.

«значимого.

Поднятие самооценки.

Поднятие самооценки.

другого" на ученика.

Интерес к предмету.

Формирование уверенности в.

Возможность.

себе.

самореализации на уроке.

Удовлетворениепотребности.

Образовательные.

в общении и понимании.

достижения.

Личностный рост и развитие.

Формирование.

Разрешениетрудностейи.

благоприятной атмосферы.

проблем.

и микроклимата на уроке.

Нормализация отношенийс.

Повышениеучебной.

окружающими, вт.ч.с.

мотивации.

близкими людьми.

Повышениемотивации,.

интереса к жизни и к себе.

Самореализация в общении,.

общественныхотношениях,.

деятельности.

Удовлетворениепотребности.

вподдержке, вниманиии.

заботе.

Меры.

воздействия.

на.

Дисциплинарные,.

Личные, засчетсвоего.

ребенка.

учебные (оценки,.

авторитета (несогласие,.

замечания, мотивация,.

неодобрение, равнодушие,.

родители, чувство страха,.

безразличие, взгляд,.

ответственности).

ограничениеобщения).

+мотивация.

Качественные показатели реализации педагогического общения при урочной деятельности и в системе дополнительного образования.

Критерии для сравнения.

Урочная система.

Система ДО.

Степень развития субъектности педагога.

Низкая, педагог зависит от внешних оценок и регламентаций, вынужден работать на формальный результат.

Высокая, педагог выбирает программу и методы работы, лично несет ответственность, самосовершенствуется, анализирует свою работу.

Равноправие субъектов образовательного процесса.

Неравноправие субъектов, даже при демократической модели учитель стоит над учеником, так как предъявляет к нему методы формального оценивания.

Субъекты равноправны, каждый из них энтузиаст своего дела.

Соотношение количества и качества.

Количество — главный показатель, качество, как правило, страдает.

Качество преобладает над количеством, ученики и педагог обоюдно выбирают удобную для них форму работы, трудятся на качественный результат.

Результат.

Количественные показатели: олимпиады, экзамены, контрольные работы, оценки в четверти.

Качественные показатели: конечный продукт, который создается на протяжении длительного времени.

Степень вовлеченности личности.

Минимальная, даже при демократической модели, невозможность решения важных вопросов.

Максимальная, все интересы и усилия личности направлены на работу над проектом, в процессе создания которого учащиеся решают важные для них вопросы.

Игра как форма.

Применяется время от времени,.

Применяется часто,.

работы.

как правило, в свободное от основных занятий время (обычно это бывает редко, и, скорее, как бонус, чем как обычная форма работы).

встраивается в программу.

Степень самоорганизации.

Низкая, обычно учащихся организовывает учитель, даже при демократическом стиле — минимальна.

Высокая, ученику приходятся постоянно решать поставленные перед ним задачи.

Способность ребенка отстаивать свои права.

Присутствует и формируется только при демократическом стиле.

Формируется в процессе творческой совместной деятельности.

Готовность к сотрудничеству, владение методом договора.

В результате конкуренции и состязательности при авторитарном стиле, каждый стремится отстоять себя, степень сотрудничества падает; при демократическом стиле возрастает, но формируется фрагментарно.

Действуя по определенным правилам свободно и добровольно, дети учатся договариваться в процессе совместной творческой деятельности.

Ориентация на успех личности.

За счет приобретения знаний и количественных результатов (частично за счет воспитания, осуществляемого попутно — но, минимально).

Ассоциируется с приобретением знаний.

За счет счастливого детства, раскрытия индивидуальности, социализации, воспитания и творчества.

Ассоциируется с развитием личности.

Среда и ее восприятие школьниками.

Воспринимается как «занятость», как принуждение, отбывается как.

«наказание» в силу страхов, запретов, ограничений, чаще не нравится.

Воспринимается как свободное время, как-то, что интересно и нравится.

Возможность быть самим собой.

Минимальна, урок требует подчинение определенным требованиям и ролям.

Максимально, ребенок может быть собой, развиваться так как развивается вне принуждения.

Отвечает ли.

За счет изменения.

За счет главной социальной.

потребностям.

законодательства, новых.

функции, приобретения.

меняющегося.

стандартов, которые призваны.

самостоятельного опыта,.

общества?

отражать общественные.

практикоориентированности.

перемены. Суть обучения для.

деятельности.

детей не меняется.

Ориентация в прошлое:

«научиться у старших поколений».

Ориентация на настоящее и.

будущее: «научиться у.

жизни", «создать новое».

Реализация.

50% при удачных условиях:

Реализуется по всем.

задачи.

— индивидуальность раскрывается.

направлениям.

перспективного.

редко.

детства.

— способности развиваются.

частично (в рамках общей схемы).

— гарантия успешного поступления.

— урок не готовит ребенка к.

вхождению в общественную.

жизнь.

Реализация.

Урочная система либо никак не.

Максимальная гарантия.

задачи.

влияет на социальное.

социального благополучия.

безопасности.

благополучие (может влиять.

(поэтому ДО принимает детей.

детства.

минимально в процессе урока при.

разных категорий, в том числе.

демократическом стиле), либо,.

социально не благополучных,.

наоборот, способствует росту.

имеющих сильные.

показателей социального.

психологические трудности и.

неблагополучия (при.

проблемы).

авторитарном стиле).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой