Литература.
Ученик и учитель: новые роли и модели взаимодействия
Максимальная, все интересы и усилия личности направлены на работу над проектом, в процессе создания которого учащиеся решают важные для них вопросы. Неравноправие субъектов, даже при демократической модели учитель стоит над учеником, так как предъявляет к нему методы формального оценивания. Калабалин Н. Комсомольцы. Дисциплина. Как нас воспитывал А. С. Макаренко // Воспоминания о Макаренко… Читать ещё >
Литература. Ученик и учитель: новые роли и модели взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Избранные педагогические труды в 2 -х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. / под ред. Бодалева А. А., Ломова Б. Ф.; сост. Лисенкова В. П. 229 с.
- 2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. 200 с.
- 3. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
- 4. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1970. 133 с.
- 5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2009. 398 с.
- 6. Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
- 7. Булатова О. С. Искусство современного урока. М.: Академия, 2008. 253 с.
- 8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- 9. Дубов И. Г. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками // Вопросы психологии / Дубов И. Г., Смирнов Л. М., 1991. № 3. с.30−36.
- 10. Как-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. 1987. 190 с.
- 11. Кондратьев М. Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. № 2. с. 99−103.
- 12. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 336 с.
- 13. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости. М.: ПЕР СЭ, 2006. 271 с.
- 14. Кондратьева С. В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984. 80 с.
- 15. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.-Нальчик: Библиотека психолого-педагогической литературы, 1996. 96 с.
- 16. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.: Питер, 2008. 352 с.
- 17. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
- 18. Мудрик А. В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. 80 с.
- 19. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. № 1. с. 7−17.
- 20. Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высш. шк., 1990. 79 с.
- 21. РеанА.А. Социальная педагогическая психология /РеанА.А., Коломинский Я. Л. Спб.: Питер, 1999. 416 с.
- 22. Чайковская И. А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «ученик-учитель»: Дисс. канд. псих. наук. Самара, 2000. 184 с.
- 23. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика: актуальные вопросы воспитания и развития личности в 2-х кн. / Шалва Амонашвили (Серия: «Педагогика и психология»: школа жизни). М.: Амрита-Русь, 2010. Кн.1.285 с.
- 24. Амонашвили Ш. А. Как любить детей. // Основы гуманной педагогики: собрание сочинений Ш. А. Амонашвили: в 20-ти кн. М.: Амрита-Русь, 2014. Кн.2. 349 с.
- 25. Амонашвили Ш. А. Учитель. // Основы гуманной педагогики: собрание сочинений Ш. А. Амонашвили: в 20-ти кн. М.: Амрита-Русь, 2014. Кн.5. 278 с.
- 26. Гайдамакина Т. Яркий пример творческого горения // Воспоминания о Макаренко. Сборник материалов. Л.: Лениздат, 1960. с.53−58.
- 27. Гербарт И. Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. Т.1. с.148−280.
- 28. Дьюи Дж. От ребенка — к миру, от мира — к ребенку. М.: Карапуз, 2009. 348 с.
- 29. Дьюи Дж. Школа и общество. М.: тип. Торг. Дома А. Печковский, П.Буланже. и К°, 1907. 60 с.
- 30. Зайцев В. Г. Рассказы о Макаренко. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1969. 67 с.
- 31. Калабалин Н. Комсомольцы. Дисциплина. Как нас воспитывал А. С. Макаренко // Воспоминания о Макаренко. Сборник материалов. Л.: Лениздат, 1960. с.59−79.
- 32. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Издательство АСТ, 2015. 480 с.
- 33. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким. М.: дет. Лит., 1964. 254 с.
- 34. Луков В. А. Уроки Макаренко / В. А. Луков, А. И. Ковалева. М.: Ключ-С, 2006. 80 с.
- 35. МакаренкоА.С.Педагогическиепроизведения1922;1936гг.//
- 36. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Педагогические сочинения в 8- ми т. М.: Педагогика, 1984. Т.3. 508 с.
- 37. Макаренко А. С. Педагогические произведения 1936;1939 гг. // Педагогические сочинения в 8-ми т. М.: Педагогика., 1984. Т.4. 396 с.
- 38. Рогачева Е. Ю. Джон Дьюи: педагогические эксперименты в семье и в школе. Владимир: ВлГУ: Транзит-ИКС, 2015. 170 с.
- 39. Скрябина Л. С. Психологические условия формирования доверительных отношений между учителем и учащимся: Дисс. … канд. пед. наук. Уфа, 2006. 184 с.
- 40. Сухомлинский В. А. Мысли о школьном воспитании. // Коммунист Украины. 1968. № 10.
- 41. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 560 с.
- 42. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 388 с.
- 43. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. 648 с.
- 44. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные труды в 4-х т. М.: Дрофа, 2005. Т.3. 560 с.
- 45. Фере Н. Мой учитель. Воспоминания об А. С. Макаренко. М.: Правда, 1953. 103 с.
Стили педагогического общения и их особенности
Критерии. | Авторитарный. | Демократический. | Попустительски й. | |
Атмосфера на уроке. | Чувство страха, несвобода. | Свобода. | Вседозволенность. | |
Авторитетность учителя. | Авторитет, вызванный чувством страха. | Авторитет, вызванный уважением. Взрослый; «значимый другой». | Отсутствие авторитета у учителя. | |
Характер отношений между учащимися. | Ухудшение отношений, явная вражда (на фоне страха, заискивания перед учителем, желания защитить себя). | Улучшение отношений (на фоне мотивации к учебной деятельности). | Не меняется (но возможны ссоры, ухудшение отношений в силу отсутствия контроля). | |
Степень активности учащихся. | Пассивны — выполняют распоряжение учителя. | Активны — в обучении и организации урока. | Излишняя активность, направленная во внеучебное русло. | |
Степень активности педагога. | Чрезмерная активность, желание контролировать любой жест (и за себя, и за учеников). | Педагог активен, но создает видимость. «неучастия в процессе». | Педагог неактивен, устраняется от процесса. | |
Степень понимания учителем учащихся. | Отсутствует, в силу жесткой границы и. «пропасти» между учеником и учителем. | Созданы условия для максимального понимания. | Отсутствие, в силу отстранения педагога от учебной деятельности. | |
Учебный результат. | Отсутствие интереса к работе, достижение формального результата (основано. | Интерес к работе, внутренняя личная мотивация. Высокие образовательные и. | Отсутствие интереса, низкий темп работы, низкие. | |
на чувстве страха). | воспитательные результаты. | результаты. | ||
Отношение к ученику. | Как к пассивному объекту обучения (только как к ученику или ребенку). Учитель не верит в ученика. | Как к активному субъекту обучения. Отношения на равных, при наличие авторитетности учителя. | «Субъектсубъектные отношения». Учитель — не авторитет, общение на равных. «Ученику можно все». | |
Степень значимости ученика для учителя (в восприятии ученика). | Отдельная личность не важна, важен ученик, как собирательный образ, и его результат. | Ученик чувствует, что важен для учителя, как личность. | Ученик чувствует безразличие учителя (отсюда. -; вседозволенность в поведении). | |
Дистанция между учеником и учителем. | Жесткая, только формальное общение в рамках урока. | Небольшая. Допустимо неформальное личное общение. | «Нет границы», ученик может позволить себе. «все». | |
Где приобретается опыт? | За пределами школы, так как школа не располагает к этому. | На уроке, так как создается благоприятная атмосфера. | За пределами школы, так как учитель и общение с ним не является важным для школьников. | |
Характер отношений между учителем и учеником. | Враждебные, антагонистические. Учитель — другой мир. | Дружественные, доброжелательные, основанные на диалоге (учитель из «одного с ними мира»). | Нейтральные. Ученики не воспринимают учителя всерьез. Он ни «свой» и ни. «чужой». | |
Крайности отношения. | Полное неприятие, конфликты, открытая. | Идеализация учителя, влюбленность в него,. | Презрение к учителю,. | |
ученика к. | или скрытая вражда,. | зависимость от его. | насмешки, злые. | |
учителю. | может привести к. | мнения. Разочарование: | шутки со стороны. | |
отрицательному. | от любви — к ненависти. | учеников,. | ||
восприятию школы в. | нелюбовь или. | |||
целом. | безразличие к. | |||
предмету (может. | ||||
перерасти на. | ||||
отношение к. | ||||
школе). |
Педагогическое общение при демократическом стиле
Максимальное значение функций общения при разных видах деятельности
При урочной деятельности общение ученика и учителя имеет ценность само по себе, формирует личность ребенка, помогает ему раскрыться, но все-таки главной функцией педагогического общения на уроке является функция организации эффективного взаимодействия как основы для успешной деятельности.
Вид деятельности. | Максимальное значение общения. | |
Урочная деятельность. | Средство организации деятельности. | |
Внеурочная деятельность. | Средство организации деятельности. | |
Внешкольная деятельность. | Средство организации деятельности. | |
Неформальное общение. | Общение — самоценность и самоцель. |
Урочная деятельность и неформальное общение. Характеристика и преемственность
Критерий для сравнения. | Урочная деятельность. | Неформальное общение. | |||
Взаимодействиемежду учеником и учителем. | Установленпервичный контакт, снятыбарьеры. «чужого человека». | Установлен более тесный контакт, основанный обязательным образом на близкомдоверительном общении. | |||
Степень эмоциональности общения. | Низкая или средняя эмоциональность, так как главное взаимодействие протекает в когнитивной сфере (за редким исключением). | В большей степени общение эмоциональное, так как проистекает в форме установлениеличного контакта «один на один». | |||
Что может обсуждаться? | Учебные. | Любыевопросы. | |||
организационные. | познавательного характера. | ||||
вопросы. | Трудности, возникшиепри. | ||||
Трудностипри. | обучении (нетолькопо. | ||||
выполнении задания. | данному предмету). | ||||
Познавательные вопросы. | Личныетрудностии. | ||||
Воспитательныеи. | проблемы. | ||||
дисциплинарные вопросы. | Вопросысамореализациии. | ||||
Обсуждение тех или иных. | взаимоотношенийс. | ||||
ситуаций. | окружающими. | ||||
Вопросы смысла жизни. | Вопросы смысла жизни. | ||||
Характер общения. | Открытое, доверительное,. | Открытое, доверительное,. | |||
менее личностное и более. | интимное, максимально. | ||||
поверхностное. | искреннееиоткровенное,. | ||||
максимальноличностноеи. | |||||
глубокое. | |||||
Влияние. | «значимого. | Поднятие самооценки. | Поднятие самооценки. | ||
другого" на ученика. | Интерес к предмету. | Формирование уверенности в. | |||
Возможность. | себе. | ||||
самореализации на уроке. | Удовлетворениепотребности. | ||||
Образовательные. | в общении и понимании. | ||||
достижения. | Личностный рост и развитие. | ||||
Формирование. | Разрешениетрудностейи. | ||||
благоприятной атмосферы. | проблем. | ||||
и микроклимата на уроке. | Нормализация отношенийс. | ||||
Повышениеучебной. | окружающими, вт.ч.с. | ||||
мотивации. | близкими людьми. | ||||
Повышениемотивации,. | |||||
интереса к жизни и к себе. | |||||
Самореализация в общении,. | |||||
общественныхотношениях,. | |||||
деятельности. | |||||
Удовлетворениепотребности. | |||||
вподдержке, вниманиии. | |||||
заботе. | |||||
Меры. | воздействия. | на. | Дисциплинарные,. | Личные, засчетсвоего. | |
ребенка. | учебные (оценки,. | авторитета (несогласие,. | |||
замечания, мотивация,. | неодобрение, равнодушие,. | ||||
родители, чувство страха,. | безразличие, взгляд,. | ||||
ответственности). | ограничениеобщения). | ||||
+мотивация. | |||||
Качественные показатели реализации педагогического общения при урочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Критерии для сравнения. | Урочная система. | Система ДО. | |
Степень развития субъектности педагога. | Низкая, педагог зависит от внешних оценок и регламентаций, вынужден работать на формальный результат. | Высокая, педагог выбирает программу и методы работы, лично несет ответственность, самосовершенствуется, анализирует свою работу. | |
Равноправие субъектов образовательного процесса. | Неравноправие субъектов, даже при демократической модели учитель стоит над учеником, так как предъявляет к нему методы формального оценивания. | Субъекты равноправны, каждый из них энтузиаст своего дела. | |
Соотношение количества и качества. | Количество — главный показатель, качество, как правило, страдает. | Качество преобладает над количеством, ученики и педагог обоюдно выбирают удобную для них форму работы, трудятся на качественный результат. | |
Результат. | Количественные показатели: олимпиады, экзамены, контрольные работы, оценки в четверти. | Качественные показатели: конечный продукт, который создается на протяжении длительного времени. | |
Степень вовлеченности личности. | Минимальная, даже при демократической модели, невозможность решения важных вопросов. | Максимальная, все интересы и усилия личности направлены на работу над проектом, в процессе создания которого учащиеся решают важные для них вопросы. | |
Игра как форма. | Применяется время от времени,. | Применяется часто,. | |
работы. | как правило, в свободное от основных занятий время (обычно это бывает редко, и, скорее, как бонус, чем как обычная форма работы). | встраивается в программу. | |
Степень самоорганизации. | Низкая, обычно учащихся организовывает учитель, даже при демократическом стиле — минимальна. | Высокая, ученику приходятся постоянно решать поставленные перед ним задачи. | |
Способность ребенка отстаивать свои права. | Присутствует и формируется только при демократическом стиле. | Формируется в процессе творческой совместной деятельности. | |
Готовность к сотрудничеству, владение методом договора. | В результате конкуренции и состязательности при авторитарном стиле, каждый стремится отстоять себя, степень сотрудничества падает; при демократическом стиле возрастает, но формируется фрагментарно. | Действуя по определенным правилам свободно и добровольно, дети учатся договариваться в процессе совместной творческой деятельности. | |
Ориентация на успех личности. | За счет приобретения знаний и количественных результатов (частично за счет воспитания, осуществляемого попутно — но, минимально). Ассоциируется с приобретением знаний. | За счет счастливого детства, раскрытия индивидуальности, социализации, воспитания и творчества. Ассоциируется с развитием личности. | |
Среда и ее восприятие школьниками. | Воспринимается как «занятость», как принуждение, отбывается как. «наказание» в силу страхов, запретов, ограничений, чаще не нравится. | Воспринимается как свободное время, как-то, что интересно и нравится. | |
Возможность быть самим собой. | Минимальна, урок требует подчинение определенным требованиям и ролям. | Максимально, ребенок может быть собой, развиваться так как развивается вне принуждения. | |
Отвечает ли. | За счет изменения. | За счет главной социальной. | |
потребностям. | законодательства, новых. | функции, приобретения. | |
меняющегося. | стандартов, которые призваны. | самостоятельного опыта,. | |
общества? | отражать общественные. | практикоориентированности. | |
перемены. Суть обучения для. | деятельности. | ||
детей не меняется. | |||
Ориентация в прошлое: | |||
«научиться у старших поколений». | Ориентация на настоящее и. | ||
будущее: «научиться у. | |||
жизни", «создать новое». | |||
Реализация. | 50% при удачных условиях: | Реализуется по всем. | |
задачи. | — индивидуальность раскрывается. | направлениям. | |
перспективного. | редко. | ||
детства. | — способности развиваются. | ||
частично (в рамках общей схемы). | |||
— гарантия успешного поступления. | |||
— урок не готовит ребенка к. | |||
вхождению в общественную. | |||
жизнь. | |||
Реализация. | Урочная система либо никак не. | Максимальная гарантия. | |
задачи. | влияет на социальное. | социального благополучия. | |
безопасности. | благополучие (может влиять. | (поэтому ДО принимает детей. | |
детства. | минимально в процессе урока при. | разных категорий, в том числе. | |
демократическом стиле), либо,. | социально не благополучных,. | ||
наоборот, способствует росту. | имеющих сильные. | ||
показателей социального. | психологические трудности и. | ||
неблагополучия (при. | проблемы). | ||
авторитарном стиле). | |||