Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ностей к приобретению простых трудовых навыков и элементарных школьных знаний. 313. Резкая умственная отсталость. В данных классификациях к рассматриваемой нами категории лиц, относят следующие группы (табл. 1). Нерезко выраженная имбецильность, обусловленная травмой или физическим агентом. Резко выраженная имбецильность, обусловленная травмой или физическим агентом. 318.1/. Выраженная умственная… Читать ещё >

Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение основных понятий

Согласно определению умственной отсталости (как синоним часто употребляют термин интеллектуальная недостаточность), которое содержится в МКБ 10 пересмотра, «это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей». Там же подчеркивается, что у таких детей «адаптивное поведение нарушено всегда» [ 16, с. 222].

А. Ю. Асанов считает, что «умственная отсталость является понятием не чисто клиническим, но медико-педагогическим. Умственной отсталостью называют стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие поражения головного мозга.

Умственная отсталость неоднородна по многим параметрам — по этиологии, клинической картине, динамике, клинико-психологической структуре дефекта и т. д." [17, с. 171].

«Большинство умственно отсталых детей (75−80%) страдают олигофренией» |17, с. 171 ]. В медицинской литературе можно также найти указания на то, что «умственная отсталость — понятие более широкое, чем олигофрения, но на практике он охватывает в основном ту категорию пациентов, которым ставится, как правило, диагноз „олигофрения“» [18, с. 244]. Впервые понятие «олигофрения» ввел Эскироль. М. С. Певзнер, Е. А. Стребелева говорят, что «олигофрения (от греч. оМуо<; — малый, cpppv — ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аббераций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития» [ 19, 20]. Однако, Л. М. Шипицына считает, что данное определение имеет некоторые неточности, т. к. «убедительно не доказано, что только недоразвитие сложных форм психической деятельности является критерием олигофрении», т. е. при олигофрении не всегда имеется органическое поражение ЦНС [21, с. 12].

Д. Е. Мелехов, считает, что «олигофрения — не только отставание в умственном развитии, но чаще она является лишь одним из проявлений тех тяжелых изменений, которые оставили после себя имевшие место заболевания и повреждения головного мозга. Раннее его поражение, как правило, вызывает дисгармонию, значительные отклонения во всем развитии ребенка. Интеллектуальной неполноценности сопутствуют нарушения речи, моторики, органов чувств, эмоционально-волевой сферы, сферы влечений. Неправильно формируется характер» [22, с. 4].

В соответствии с принятой в нашей стране международной статистической классификацией болезней, травм и причин смерти 8, 9,10 пересмотров, адаптированных для использования в СССР, России, по глубине дефекта умственная отсталость подразделяется на идиотию, имбецильность и дебильность или на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость.

В данных классификациях к рассматриваемой нами категории лиц, относят следующие группы (табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ представленности умеренной и тяжелой умственной отсталости в международных статистических классификациях болезней, травм и причин смерти.

МКБ 8.

МКБ 9.

МКБ 10.

312. Умственная.

/318/. Другая уточненная по степени глу;

F71 — уме;

отсталость сред;

бины умственная отсталость.

репная.

ней тяжести.

/318.0/. Умеренная умственная отсталость.

умственная.

Включает неглу;

318.01. Нерезко выраженная имбециль;

отсталость.

бокую имбециль;

ность IQ 35−49.

(синоним —.

ность с достаточно.

318.01. Нерезко выраженная имбециль;

имбециль;

развитой речью,.

ность, обусловленная предшествующей.

ность по.

наличием способ;

инфекцией.

МКБ 9).

Окончание табл. 1.

МКБ 8.

МКБ 9.

МКБ 10.

ностей к приобретению простых трудовых навыков и элементарных школьных знаний. 313. Резкая умственная отсталость.

Включает резко выраженную имбецильность со слабым развитием речи и возможностью приобретения только навыков самообслуживания.

  • 318.02. Нерезко выраженная имбецильность, обусловленная травмой или физическим агентом.
  • 318.03. Нерезко выраженная имбецильность, обусловленная хромосомными нарушениями.
  • 318.04. Нерезко выраженная имбецильность, обусловленная недоношенностью.
  • 318.08. Нерезко выраженная имбецильность, обусловленная другими причинами.
  • 318.09. Нерезко выраженная имбецильность, обусловленная неуточненными причинами.

/318.1/. Выраженная умственная отсталость. Резко выраженная имбецильность IQ 20−34.

  • 318.11. Резко выраженная имбецильность, обусловленная предшествующей инфекцией.
  • 318.12. Резко выраженная имбецильность, обусловленная травмой или физическим агентом.
  • 318.13. Резко выраженная имбецильность, обусловленная хромосомными нарушениями.
  • 318.14. Резко выраженная имбецильность, обусловленная недоношенностью.
  • 318.18. Резко выраженная имбецильность, обусловленная другими причинами.
  • 318.19. Резко выраженная имбецильность, обусловленная неуточненными причинами

F72 — тяжелая умственная отсталость.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой