Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Команда персонала. 
Технология социальной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технология создания команды во многом зависит от тех ролей, которые берут на себя ее члены. Командообразование должно концентрироваться на рабочих ролях, а не на личностных качествах, что призвано повысить эффективность реализации поставленных задач. В соответствии с концепцией ролевых предпочтений Марджерисона — МакКенна предложены оптимальные роли для команд учреждений социального обеспечения… Читать ещё >

Команда персонала. Технология социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной отечественной и зарубежной научной литературе нет однозначного определения команды как организационной структуры. Исследователи Йон Катценбах и Дуглас Смит1 показали различия между рабочей группой и командой на основе принципа сплоченности (табл. 11.6).

Таблица 11.6

Основные различия между рабочей группой и командой

Рабочая группа.

Сплоченная команда.

Индивидуальная ответственность.

Индивидуальная и общая ответственность.

Индивидуальные результаты труда.

Коллективные результаты труда.

Руководитель проводит эффективные обсуждения заданий.

Руководитель поощряет открытые дискуссии и конструктивные собрания по решению проблем.

1 См., например: Катценбах Й. Р., Смит Д. Мудрость команд. М., 2004.

Окончание табл. 11.6

Рабочая группа.

Сплоченная команда.

Непрямая оценка эффективности группы.

Прямая оценка результатов, но выполненному коллективному заданию.

Руководитель организует дискуссии, принимает решения и делегирует компетенции.

Члены группы совместно обсуждают, принимают решения и выполняют работу.

Несмотря на преимущества команды как организованной формы кооперативного сотрудничества группы, ей присущи и определенные недостатки, среди которых американский социальный психолог И. Джанис выделяет[1]:

  • • иллюзию неуязвимости группы;
  • • безграничную веру в моральную правоту групповых действий;
  • • самоцензуру;
  • • социальное давление на несогласных членов команды и т. д.

В теории и практике социальной работы командообразование рассматривается как процесс личностного роста в организации. Эта форма особенно важна в таких учреждениях, где доля женского персонала значительно превышает количество мужчин. По мнению исследователей, командообразование способствует продвижению женщин к более высоким социальным ролям. Кроме того, команда дает возможность каждому ее члену реализовать свои индивидуальные потребности. Она является дополнительной мотивацией в процессе работы. Специалист по практике лидерства Джон Эйдер к мотивационным факторам, создаваемым командой, относит:

  • — доверие;
  • — автономию;
  • — инициативу;
  • — трудолюбие;
  • — честность;
  • — надежность.

Технология создания команды во многом зависит от тех ролей, которые берут на себя ее члены. Командообразование должно концентрироваться на рабочих ролях, а не на личностных качествах, что призвано повысить эффективность реализации поставленных задач. В соответствии с концепцией ролевых предпочтений Марджерисона — МакКенна[2] предложены оптимальные роли для команд учреждений социального обеспечения (табл. 11.7).

Таблица 11.7

Оптимальные роли для команд учреждений социального обеспечения

Роль.

Характеристика.

Творцы-новаторы.

Независимые люди, разрабатывающие идеи.

Исследователи-основатели.

Общительные люди, умеющие воссоздавать идеи, контакты и ресурсы.

Эксперты-разработчики.

Практики, умеющие воплощать идеи.

Движители-организаторы.

Вдохновители, организующие людей и системы.

Комплектовщики;

производители.

Последовательные люди, поддерживающие стандарты качества.

Контролеры-инспекторы.

Пунктуальные люди, проверяющие и оценивающие работу.

Сторонники-болельщики.

Решительные люди, поддерживающие других.

Докладчики-консультанты.

Терпеливые люди, хорошо собирающие и представляющие информацию.

По мнению Ч. Хэнди, группа проходит четыре стадии своего становления и развития:

  • 1. Формирование. На данном этапе происходит процесс определения целей группы, ее структуры, стиля руководства. Основные тенденции этапа связаны с определением индивидуальной идентичности в межгрупповом взаимодействии.
  • 2. Бурное развитие. Для большинства групп на этом этапе характерны межличностные конфликты, однако происходит и формирование первых представлений о целях группы, групповых ценностях и нормах поведения. Может наблюдаться агрессия по отношению к отдельным членам группы.

Постепенно происходит выстраивание рабочих отношений на основе доверия и реалистичных целевых установок.

  • 3. Установление норм. В группе устанавливаются правила и нормы социального функционирования, коллективно обсуждаются и принимаются правила работы, поведения, приемлемые нормы открытости и доверия.
  • 4. Выполнение деятельности. На данном этапе происходит групповое достижение рациональной деятельности на основе принятых норм и ценностей.

Для достижения успешной деятельности команды персонала менеджеры должны руководствоваться определенными принципами, например:

  • • поощрять открытость;
  • • поддерживать друг друга;
  • • быть готовым встретиться с различиями;
  • • регулярно осмыслять сделанное;
  • • поощрять принятие решений;
  • • поощрять действия;
  • • отмечать успех.
  • [1] См.: Janis /. L. Group identification under conditions of externaldanger// Brit.J. Med. Psychol. 1963. Vol. 36. P. 227−228.
  • [2] См.: Margerison С., McCann D. Team tasks and managementdevelopment // American Journal of Management Development. 1995. № 1(1). P. 23.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой