Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурные аспекты воздействия рекламы на формирование личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа результатов фундаментальных и прикладных исследований в области социологии, рекламы, психологии, культурологии, а также собственных социологических исследований, разработан механизм совершенствования рекламных воздействий с целью формирования положительных изменений в социокультурном пространстве. Предложенные в данном механизме социальные компоненты предназначены для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемно-методологический анализ рекламных воздействий
    • 1. 1. Место рекламы в социокультурном пространстве
    • 1. 2. Социальные особенности рекламного воздействия на личность
  • Глава 2. Социологическая диагностика рекламных воздействий на формирование культуры личности в современных условиях
    • 2. 1. Исследование особенностей рекламных воздействий на формирование культуры личности в современных условиях
    • 2. 2. Разработка механизма совершенствования рекламных воздействий на формирование позитивных социокультурных процессов в обществе

Социокультурные аспекты воздействия рекламы на формирование личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного диссертационного исследования заключается в повышении значимости рекламы как неотъемлемой составляющей общего информационного фона современного социума, играющего в наступившем столетии важную роль, постоянно наращивая свои сферы влияния. Но современная реклама в России в качестве целевой направленности считает приоритетным удовлетворение экономических потребностей, прежде всего, заказчика. Учитывая социально-личностные, территориальные и временные рамки распространения рекламы, такая направленность деформирует духовные качества личности, искажает социокультурные ценности, прежде всего, молодежи.

Сложившаяся практика выдвигает требования изменения целевых установок рекламы на социально значимые и, в связи с этим, ставит определенные задачи перед теоретико-прикладными концепциями, способными на основе концептуальных принципов сформировать механизмы, совмещающие интересы заказчиков, создателей и потребителей рекламы, как фактора формирования личностных социокультурных и социально значимых ценностей всех участников рекламных процессов. Данная проблемно-целевая ситуация определила актуальность темы диссертационного исследования обусловленной, с одной стороны, важностью изучения проблем влияния рекламы на общество и личность, с другой стороны, необходимостью разработки основных положений формирования новых принципов и приоритетов дальнейшего изучения проблем социокультурной направленности рекламных воздействий.

Обилие источников, предоставляющих массу феноменологических описаний процессов рекламной деятельности и различных методов решений проблем рекламных коммуникаций, настоятельно требуют своего осмысления, систематизации, научной рефлексии.

Степень научной разработанности. Особенностью методологии изучения проблем в рамках разрабатываемой темы является наличие широкого ряда дисциплин, определяющих спектр теоретических и практических разработок, имеющих, по мнению диссертанта, прямое отношение к проводимым исследованиям. Существующие работы, по степени разработанности относительно темы исследования, позволяют стратифицировать их согласно дисциплинарной принадлежности.

Учитывая широту и значимость рекламы как формы массовой коммуникации, определяющей психологический склад общностей и групп, интерес представляют работы в области психологии массовых коммуникаций Г. М. Андреевой, Г. А. Ковалева, А. Н. Лебедева, Г. Лебона, Д. Майерса,.

A.Менегетти, Ю. Е. Сосновиковой, Ю. А. Шерковина, В. И. Шуванова и др. Важное методологическое значение для исследований имели работы, посвященные проблемам в области психологии и социологии личности Б. Г. Ананьева, Г. А. Балла, А. В. Брушлинского, В. А. Ганзена, О. П. Елисеева,.

B.А.Поликарпова, А. О. Прохорова, Л. Росса, Р. Нисбетта, В. В. Столина и др. Особое значение для актуализации темы диссертационного исследования представляли работы, посвященные культурологическим' явлениям, являющихся важными составляющими образуемых в процессе рекламных коммуникаций социально-ценностных конструктов. В данном социологическом аспекте автор опирался на труды М. М. Бахтина, Ф. Бока, М. Вебера, Т. Веблена, Э. Дюркгейма, Л. Г. Ионина, Л. Когана, А. Моля, Ч. Миллса, Т. Парсонса,.

C.Н.Плотникова, О. Тоффлера и др.

Для определения значимости систем мотивов и потребностей в процессе потребления рекламной информации изучались труды С. Брауна, Р. Голдсмита, Е. Ильина, Ф. Котлера, А. Маслоу, Г. Фоксола, Х. Хекхаузена, В. А. Якунина и др.

Поскольку рекламу, чаще всего, рассматривают как однонаправленное манипулятивное воздействие, автор исследовал работы по психологии манипуляции и психологии управления Д. А. Волкогонова, Б. Н. Бессонова,.

Б.В.Бирюкова, Е. Л. Доценко, Р. Х. Зарипова, Т. С. Кабаченко, Дж.Д.Лентца, С. Н. Плотникова, Л. Прото, Дж. Рудинова, Р. Чалдина, Г. Шиллера и др.

Для изучения рассматриваемых проблем субъект-объектных взаимодействий и понимания их как системных коммуникационных организационных процессов, большое методологическое значение для темы исследования имели работы О. М. Барбакова, М. Л. Белоножко, У. Бурке,.

B.П.Конецкой, Ч. Х. Кули, Дж. Литвина, Б. М. Лихтенштейна, Б. Ф. Ломова,.

C.Л.Рубинштейна, А. Н. Силина, Л. Л. Тонышевой, С. В. Толмачевой, Л. Н. Федотовой, Н. Г. Хайруллиной, Г. Хакина, и др.

Рассматривая рекламу, как развивающуюся в России сферу деятельности, автор опирался на работы иностранных и отечественных теоретиков и практиков рекламы М. И. Айзенберга, И. Л. Викентьева, Л. Ю. Гермогеновой, В. Н. Домнина, А. Н. Матанцева, Р. Ривза, ИЛ. Рожкова, Е. В. Ромат, Т. К. Серегиной, Л. М. Титковой, О. А. Феофанова и др.

Изучить рекламные воздействия позволили работы З. Баумана, Дж. Бернета, Р. Блэкуэлла, В. И. Ильина, Н. Кляйн, П. Миниарда, С. Мориарти, Л. Перси, Дж. Росситера, К. Ротцола, Ч. Сэндиджа, У. Уэллса, В. Фрайцбурга, Дж. Энджела и др.

Большой вклад в методологические подходы в рекламной деятельности вносят работы, посвященные проблемам рекламной этики, информационной безопасности воздействия рекламы на общество, а также ряд других исследований в рамках наук, опосредованно сталкивающихся с влиянием рекламы. В этой связи методологическую значимость представляют работы А.Н.Лебедева-Любимова, Е. Э. Павловской, С. Г. Пилатова, Е. Е. Прониной и ряда других ученых.

Направленность данной работы позволяет рассматривать термин «воздействие» в единой общетеоретической концепции субъектно-объектных взаимодействий, определяющей программу исследований, но в работах представленных авторов недостаточно рассмотрены проблемы социокультурной направленности рекламных воздействий в современных условиях. Это необходимо сделать сегодня, когда происходит массовое манипулирование общественным сознанием, негативное воздействие на формирование культуры личности.

Объект исследования — личность в системе современных рекламных коммуникаций.

Предмет исследования — рекламные воздействия на формирование социокультурных ценностей.

Цель работы — на основе исследования социального воздействия рекламы на личность разработать механизм формирования положительного рекламного воздействия в современной социокультурной среде. Задачи исследования:

1. Определить место рекламы в социокультурном пространстве.

2. Определить социальные особенности рекламного воздействия на личность.

3. Выявить особенности рекламных воздействий на формирование культуры личности в современных условиях.

4. Разработать и апробировать социологическую диагностику рекламных воздействий на формирование личности.

5. Разработать механизм совершенствования рекламных воздействий на формирование позитивных социокультурных процессов в обществе.

Теоретической и методологической основой исследования диссертационной работы послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области социологии, рекламы, психологии, культурологии, а также социологические и культурологические труды отечественных и зарубежных ученых, обосновавших наиболее общие закономерности протекающих в обществе культурных процессов.

Автор для проведения исследования применил системный подход, позволяющий рассматривать воздействие рекламы на формирование культуры личности как комплекс взаимосвязанных элементов, функциональные отношения между которыми помогает выявить метод структурного анализа. Выделяя в качестве объекта и предметной стороны исследования личность и рекламные воздействия, автор опирается на теорию социального действия Т.Парсонса.

Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической базы исследования выступили: законодательные акты Российской Федерации и стран СНГ, обеспечивающие правовые основы регулирования рекламной деятельностиданные областных органов статистики по социокультурному развитию населения г. Тюмени и Тюменской областивторичный анализ материалов исследований, проведенных российскими и зарубежными социологами по исследуемой проблеме.

Результаты социологических исследований, проведенных автором в декабре 2003 г. (398 человек), марте-апреле 2004 г. (399 человек), сентябре 2004 года (376 человек) методом анкетного опроса.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обосновано, что реклама является мощным источником формирования социальных отношений в современном социокультурном пространстве, базирующимся на образовательных и воспитательных функциях своего воздействия.

2. Подтверждено, что социокультурные аспекты рекламы и ее социальные особенности воздействия на формирование культуры личности во многом определяются индивидуальными факторами человека (пол, возраст, образование) и его принадлежностью конкретной социальной группе.

3. Обосновано, что негативное воздействие рекламы на внутренние характеристики человека может являться дестабилизирующим фактором развития полноценной личности.

4. Апробирована социологическая диагностика рекламных воздействий на формирование личности.

5. Разработан механизм совершенствования рекламных воздействий на формирование позитивных социокультурных процессов в обществе.

Теоретическая значимость работы обусловлена ее новизной и заключается:

— в постановке подхода к исследованию рекламных воздействий;

— в выявлении проблемы социологического анализа рекламных воздействий;

— в получении данных для развития таких перспективных научных направлений, как социология культуры, духовной жизни, социальная культурология, региональная социология.

Практическая значимость полученных результатов проведенных исследований заключается в использовании в рекламной деятельности социологического подхода в системе мониторинга социокультурной среды и в определении важности процесса воздействия рекламы на формирование культуры личностив возможности использования механизма совершенствования рекламных воздействий для формирования позитивных социокультурных процессов в обществе.

Кроме того, результаты исследований используются в преподавании курсов «Реклама и PR», «Связи с общественностью», «Маркетинг», «Психология рекламы», «Рекламная деятельность», читаемых в Тюменском государственном нефтегазовом университете. Положения, выносимые на защиту:

1. Реклама выступает как мощный источник формирования социальных отношений в современном социокультурном пространстве, базирующийся на образовательных и воспитательных функциях своего воздействия, способствующий становлению новых массовых потребностей, ценностей, норм, моделей поведения социальных групп, влияющих на формирование культуры личности.

2. Социокультурная среда представляет собой окружение человека, выступающее в виде определителя его принадлежности конкретной общности людей, объединяющей отдельные рекламные аудитории, индивиды которых обладают определенными сходствами, позволяющими рассматривать их как составляющую целой системы процесса рекламного воздействия.

3. Социальное воздействие рекламы формирует массовую культуру индивидов, их социальные ценности и установки, определяет их новые потребности и характер поведения, что находит отражение в формировании культуры личности.

4. Социологическое исследование в области рекламных воздействий, как инструмент изучения социокультурных процессов в обществе, выявляет существующие в нем положительные и отрицательные тенденции и явления для возможности последующих корректировок в методах рекламных воздействий.

5. Механизм совершенствования рекламных воздействий формирует процесс корректного превращения индивидуального рекламного образа в социальную конструкцию.

Апробация работы. Теоретические и практические результаты, полученные в ходе исследований, излагались автором на Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития регионального потребительского рынка» (Тюмень, 2005 г.), а также на заседаниях кафедры «Социального менеджмента» ТюмГНГУ. Основные положения диссертации нашли отражение в межвузовских сборниках научных трудов, сборниках научных трудов кафедры «Социального менеджмента», журнале «Вестник Тюменского нефтегазового университета «Региональные социальные процессы».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы из 191 наименования и приложений. Основное содержание работы, включая схемы, таблицы, рисунки, изложено на 115 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реклама является влиятельным институтом и занимает важное место в современном социокультурном пространстве, выполняя образовательные и воспитательные функции. Реклама способствует формированию новых ценностей, норм, потребностей, поведения человека и социальных групп. Современные подходы к трактовке понятий рекламы не отражают ее многозначности и важности в социокультурном пространстве современного общества, на что указывают результаты проведенных исследования. Автор считает, что в настоящее время к рекламе нужно относиться как к форме взаимодействия и интегрированной, сбалансированной коммуникации субъектов и объектов рекламной деятельности, удовлетворяющей основным положениям структурно-функционального подхода в изучении общественных явлений.

В ходе проведенного исследования установлен факт реального воздействия рекламы на человека и его систему взглядов, отношение к самому себе, и окружающей его действительности, тем самым, характеризуя социальные особенности воздействия.рекламы. Феномен социального влияния рекламы определяется личностными характеристиками человека, а также его принадлежностью конкретной социальной группе.

Теоретический анализ и практические исследования позволили выявить, что особенностью большей части современной рекламы становится ее негативное воздействие на внутренние характеристики человека, что не отвечает положительным тенденциям в формировании социальных процессов и информационной среды общества, построению конструктивного взаимодействия множества индивидов в едином социальном и культурном пространстве, соблюдению интересов людей разных социальных групп. Опираясь на результаты социологических исследований о положительном и отрицательном влиянии рекламы на культуру современного общества, а также учитывая данные исследования рекламных материалов алкогольной продукции, диссертант аргументировал, что реклама, обладая определенными положительными характеристиками, также сопровождает негативные процессы в формирование здоровой личности. Именно это приводит к асоциальным личностным новообразованиям в знаниях, значениях, смыслах, ценностях человека и отрицательному изменению состояния культурных характеристик его личности. Особенно сильно феномен негативного социального воздействия рекламы заметен в среде молодежи, который может выступать дестабилизирующим фактором в формировании культуры личности молодого человека.

Проведенное диссертационное исследование позволило автору аргументировать, что социологическая диагностика рекламных воздействий на формирование личности может являться составным элементом в разработке комплекса мероприятий по совершенствованию рекламной деятельности в России, в использовании результатов социологических исследований рекламных воздействий в системе мониторинга социокультурной среды.

На основе анализа результатов фундаментальных и прикладных исследований в области социологии, рекламы, психологии, культурологии, а также собственных социологических исследований, разработан механизм совершенствования рекламных воздействий с целью формирования положительных изменений в социокультурном пространстве. Предложенные в данном механизме социальные компоненты предназначены для совершенствования социокультурного' подхода в исследованиях специфических образовательных и воспитательных функций рекламы, а также ее социального и культурного воздействия на различные социальные группы. Новый социокультурный механизм создаст рекламу, воздействие которой будет учитывать баланс интересов рекламодателей, общества и личности, способствовать их взаимодействию в социальном и культурном аспектах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Менеджмент рекламы. М.: ТОО «Интел-тэкс», 1995.
  2. С.В. Маркетинговое право. М.: Норма, 2002.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  4. Г. М. Социальная психология. Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: МГУ, 1988.
  5. Г. М., Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981.
  6. Д. Детки в пивной клетке //Аргументы и факты. 2004. — № 20.
  7. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение //Вопросы психологии. 1994. -№ 4. — С. 56−66.
  8. Бауман 3. Спор о постмодернизме //Социологический журнал. 1994. — № 4.
  9. М.М. Эстетика словесного творчества М.: Мысль, 1979.
  10. .Н. Идеология духовного подавления. М.: Прогресс, 1971.
  11. .В., Зарипов Р. Х., Плотников С. Н. Исследование социокибернетических аспектов культуры (вступительная статья) //Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. У
  12. Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2002.
  13. Т.Г. Энциклопедия интернет-рекламы. М.: «ПРОМО-РУ», 2000.
  14. Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
  15. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.
  16. П. Успешные брэнды внедряют достоинства своей компании во всей организации повсеместно //По материалам доклада «Обязательство брэнда», Саммит Брэндов-Лидеров, Москва, 22−23 ноября 2004 г. //www.advertology.ru.
  17. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  18. А. Русская реклама. СПб.: Тип. А. В. Гудкова, 1898.
  19. И.Jl. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. 14 практических приложений и 200 примеров. Новосибирск: ЦЭРИС, 1993.
  20. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998.
  21. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.
  22. Д.А. Психологическая война. М.: Прогресс, 1983.
  23. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001.
  24. В.А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека //'Вестник ЛГУ. 1991. — Сер. 6. — Вып. 1.-е. 47−55.
  25. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации.-М.: Гардарика, 1994.
  26. Е.Л. Основы рекламы: учебник. М.: ЗАО «Издательский Дом1. Главбух», 2003.
  27. Н. Творческая реклама (из американского опыта). М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998.
  28. И.А., Психология общения и развития личности //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  29. Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
  30. В. Брендинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2002.
  31. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000.
  32. А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М.: РИП-холдинг, 2002.
  33. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000.
  34. Закон Кыргызской республики «О рекламе» (в редакции Закона КР от 30 ноября 1999 года № 134) от 24.12.98 № 155.
  35. Закон Республики Узбекистан «О Рекламе» от 25.12.98 № 724−1 с изменениями согласно Закону Республики Узбекистан «О рекламе» от 30.09.2002.
  36. Закон Армении «О рекламе» от 25.05.96 (принят Национальным Собранием Республики Армения 30.04.96 г., подписан Президентом Республики Армения JI. Тер-Петросян 25.05.96 г. Ереван).
  37. Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 № 270/96-ВР с изменениями в соответствии с Законами Украины «О рекламе» № 642/97-ВР от 18.11.97, 1998, № 10, ст. 36 и № 783-XIV (783−14) от 30.06.99, ВВР 1999, № 34, ст. 274.
  38. Закон Грузии «О рекламе» от 18.02.98 /в редакции Закона Грузии от 24.12.1999 года).
  39. Закон Республики Беларусь «О Рекламе» от 08.02.97 N 19−3 (опубликован в газета «Звязда». 1997. — N37).
  40. Закон Республики Молдова «О рекламе» от 27.06.97 № 1227-XIII /Mo№itorul Oficial. 16.10.97. — № 67−68.
  41. В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000.
  42. Е. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  43. Интернет-аудитория как 1 потребители финансовых услуг //http://www.comcon-2.com.
  44. Информация об органах рекламного самоуправления США // www.st.7.ru: 8101/book/html Институт бизнеса и права (Москва).
  45. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.
  46. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие М.: Логос, 2000.
  47. Итоги Всероссийской переписи населения 2002: стат.сб. в 4 частях. 4.4. Образовательный уровень населения в Тюменской области /Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень, 2005.
  48. Т.С. Активация человеческого фактора: методы психологического воздействия / Психологический журнал. 1986. ¦ № 4. -С. 14−22.
  49. Т.С. Психология управления. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  50. Ф. Пробуждающееся мышление. История развития человеческого интеллекта. Киев: В ища школа, 1985.
  51. Кляйн Н. NO LOGO: люди против брэндов. М.: Добрая книга, 2003.
  52. Г. А. О системе психологичсекого воздействия. (К определению понятия). //Психолгия воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр. /АПН СССР. НИИ общей и пед. психол. / Ред. Бодалев А. А. М.: 1989.-С. 4−6.
  53. В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.
  54. Э.Б., Лавриков Ю. А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник. М.: Наука, 1990.
  55. Т. Богатого делают часы // Аргументы и факты. 1998. — № 20.
  56. Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 1999.
  57. И.В., Ситников А. П. Самые успешные PR-кампании в мировой практике: пер. с англ. М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», Инфра-М, 2002.
  58. Л. Какой он, настоящий брэнд-менеджер // www.advertology.ru.
  59. А.Н. Психология российской рекламы: а нужен ли рекламисту потребитель? //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. -№ 1.
  60. А.Н. Две методологические традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы //Психологический журнал. 2000. — № 4.
  61. А.Н. Психология рекламы //Психология. Учебник для экономических вузов / Общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.
  62. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2002.
  63. Г. Психология масс //Психология масс. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1998.
  64. Д. Эмоции //Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1960.
  65. .Ф. Психические процессы и общение //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
  66. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  67. Е.А. Закон о законах //Законодательство. 1999. — № 11.
  68. А. Бренд работодателя или бренд для персонала //www.advertology.ru.
  69. В. Маркетинг: навыки общения //Тюменский бизнес журнал. -2004. № 4.
  70. Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
  71. А.Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. Введение в философию. -М.: Просвещение, 1995.
  72. А. Дальние резервы человеческой психики. М.: Наука, 1999.
  73. А. Мотивация и личность. / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
  74. Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования /Под ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. М.: Прогресс, 1980.
  75. А.Н. Эффективность рекламы. М.: Фитнес, 2002.
  76. А. Система и личность. // Психология бизнеса. Хрестоматия /Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1998.
  77. К., Новые конкуренты: Доклад об американских управляющих. -Нью-Йорк, Джон Уилли, 1985.
  78. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
  79. С., Моченов А. Мифы и стереотипы, воспроизводимые в российской прессе в отношении товаров, производимых в некоторых странах // www.advertology.ru
  80. Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1979.
  81. Образование в Тюменской области (1998/1999−2003/2004 учеб. годы): Стат.сб. /Тюменский областной комитет госстатистики. — Тюмень, 2005.
  82. Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT. СПб.: Питер, 2003.
  83. Ф.Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  84. Перси JL, Росситер Дж. Реклама, и продвижение товаров. СПб.: Питер, 2000.
  85. Платон. Полное собрание сочинений. т. 13. — Спб., 1929−1949.
  86. И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. t
  87. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Мысль, 1986.
  88. Е. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП-холдинг, 2000.
  89. А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Юнити, 1998.
  90. А.О. Психичсекие состояния и их функции. М.: Юнити, 1994.
  91. Психология и психоанализ рекламы: личносто-ориентированный подход /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2001.
  92. Результаты исследований аудитории сети интернет-агенством Кошкоп2 //www.comcon-2.com.
  93. Р. Реальность в рекламе //Хромов JI.H. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск: Фолиум, 1994.
  94. И.Я. Международное рекламное дело. М.: ЮНИТИ, 1994.
  95. И .Я. Реклама: планка для «профи». М.: Юрайт, 1997.
  96. В. Визуальная культура и восприятие. М.: Эдиториал, 1996. ЮО. Ромат Е. В. Реклама в системе маркетинга. — Харьков: ИВФ «Студ-центр», 1995.
  97. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999.
  98. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. ЮЗ. Сарайкин А. Запрет подействовал. Ограничение телевизионной рекламыпива привело к падению продаж //www.advertology.ru
  99. Т.К., Титкова Л. М. Реклама в бизнесе. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1995.
  100. А.Н., Хайруллина Н. Г., Лихтенштейн Б. М. Менеджмент организации: субъектно-объектные взаимодействия. Тюмень: ТюмГНГУ, 2004.
  101. А.Н., Хайруллина Н. Г. Управление персоналом: Учеб. по кадровому менеджменту. Изд-е четвертое, испр. и дополн. Тюмень: Вектор Бук, 2002.
  102. А.Н., Резник С. Д. Чаплина А.Н., Хайрулина Н. Г., Воронова Э. Б. Организационное поведение: Учебник /Под ред. проф. Э. М. Короткова и проф. А. Н. Силина. Тюмень: Вектор Бук, 1998.
  103. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Дело, 1981.
  104. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев: Здоровья, 1983.
  105. Словарь прикладной социологии /Отв.ред. Д. П. Давидюк. Минск: Изд-во «университетское», 1984.
  106. Э. Ю. Предисловие к сборнику «Массовая культура иллюзии и действительность». — М.: Наука, 1975.
  107. Ю.Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  108. А.Г. Философия: учебник М.: Гардарика, 2002.
  109. М., Ученова В. «Философский камешек» рекламного творчества. Культорология и гносеология рекламы. М.: Максима, 1996.
  110. Статистический ежегодник: Стат. сб. в 7-ми частях. 4.1 /Тюменский областной комитет государственной статистики. Тюмень, 2003.
  111. Статистический ежегодник: Стат. сб. в 7-ми частях. 4.5(1) / Тюменский областной комитет государственной статистики. Тюмень, 2004.
  112. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  113. С.Д. Администратор. Харьков, 1923.
  114. Ч., Фрайцбург В., Ротцол К. Реклама: теория и практика. /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
  115. О. Столкновение с будущим //Запад вблизи. М.: Прогресс, 1982.
  116. А. Мифодизайн рекламы. СПб.: Институт личности, 1995.
  117. В. Реклама ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы. — В сб. Гермес. Торговля и реклама. — СПб.: Аллегория, 1994.
  118. Э.А. История менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд. ЭКМОС, 1997.
  119. У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб.: Питер, 1999.
  120. Федеральная антимонопольная служба разработала рекомендации по применению Закона «О рекламе» //www.maprf.ru (интернет-сайт министерства по антимонопольной политике).
  121. Федеральный Закон РФ «О рекламе» от 18.07.95 № 108-ФЗ //www.advertology.ru
  122. JI.H. Социология рекламной деятельности: учебник М.: Гардарика, 2002.
  123. О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2003.
  124. О.А. США: реклама и общество. М.: Прогресс, 1973.
  125. Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге. -СПб: ПИТЕР, 2001.
  126. Г. Моя жизнь. Мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989.
  127. Г. Информация и самоорганизация. М.: Политиздат, 1991.
  128. X. Мотивация и деятельность, М.: Прогресс, 1989.
  129. С., Стил Т. Д. Монстры и волшебные палочки. /Пер. с англ. -Куйбышев: Тест, 1995.
  130. К., Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999.
  131. Д.В. Законодательство о рекламе сегодня. СПб.: издательский Дом «Нева», М.: «Олма-Пресс», 2002.
  132. Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999.
  133. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973.
  134. Г. Манипуляторы сознанием. /Пер. с англ- науч. ред. Я'.Н.Засурский. М.: Мысль, 1980.
  135. . Эмпирический маркетинг: Как заставить клиента чувствовать, думать, действовать, а также соотносить себя с вашей компанией. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  136. А. Афоризмы и истины: Сочинения. М.: Эксмо-Пресс, Харьков: Фолио, 1999.
  137. В.И. Психология рекламы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. ИЗ. Эллвуд Я. 100 приемов эффективного брендинга. /Пер. с англ. — СПб.:1. Питер, 2002.
  138. В.А. Обучение как процесс управления. Д.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  139. Ashford Sh., Timms N. What Europe thinks: A study of Western European Values. Aldershot: Dartmouth Publishing Company Limited, 1992.
  140. Beniger J.R. Personalization of Mass Media and the Growth of Pseudo-Community //Communication research. Beverly Hills- L., 1987.— Vol. 14, 3. -p. 352—371.
  141. Ph. K. (Ed.). Culture Shock. A reader in Modern Cultural Anthropology. -N.Y.: 1970.
  142. Brock T.C., Becker L. A, Debriefing and susceptibility to subsequent experimental manipulations //Journal of Experimental Social Psychology. 1966, 2(3). -p. 314−323.
  143. Burke W.W., Litwin G.H. A casual model of organizational performance and change //Journal of management. 1992. — № 18. — 523−545.
  144. Campbell C. The Sociology of Consumption // D. Miller (Ed.) Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York. — p. 69−126.
  145. Cooley C.H. Human Nature and the Social Order. N.Y.: 1964.
  146. Corporate Reputation Watch 2000. Hill & Knowlton //www.hillandknowl ton.com.
  147. Corporate Reputation Watch 2001. Hill & Knowlton //www.hillandknowl ton.com.
  148. Corporate Reputation Watch 2002. Hill & Knowlton //www.hillandknowl ton.com.
  149. Corporate Reputation Watch 2003. Hill & Knowlton //www.hillandknowl ton.com.
  150. Corporate Reputation Watch 2004. Hill & Knowlton //www.hillandknowliton.com.
  151. Dichter E. Handbook of Consumer Motivations: The Psychology of Consumption.-N.Y.: McGraw-Hill, 1964.
  152. Dichter E. The strategy of Desire. N.Y.: Doubleday, 1960.
  153. Dm J.-M. Disruption: overturning conventions and shaking up the marketplace. USA: John Wiley & Sons, 1996.
  154. Firat A.F. Consumer Culture or Culture Consumed? //J.A. Costa and Bamossy
  155. G.J. (Eds.) Marketing in a Multicultural World. Ethnicity, Nationalism, and
  156. Cultural Identity. Thousand Oaks, L., New Delhi: Sage Publications, 1995 /
  157. Firat A.E., Venkatesh A. Liberatory postmodernism and the reenchantment of consumption// Journal of Consumer Research. December 22. — p.239−267.
  158. Goodin R.E. Manipulatory politics. Yale U.Pr. N. Haven- L., 1980.
  159. Hershberg S.L., Lichtenstein P., Knox S.S. Genetic and environmental influences on perceptions of organizational climate //Journal of Applied Psychology. 1994. — № 79. — p. 24−33.
  160. Higgins J.M. Organizational Policy and strategic Management: Text and Cases /2nd ed. Chicago: The Dryden Press, 1983.
  161. Kassarjian H. Personality and Consumer Behavior: A review //Journal of Marketing research. 1971, November. — p. 409−418.
  162. Kast F.E., Rosenzweig J.E. Evolution of organization and management theory. -Paolo Alto, CA: Science Research Associates, 1973.
  163. Key W.B. The age of manipulation: the con in confidence, the sin in sincere. -N.Y.: Holt, Corp., 1989.
  164. Kozlowski S.W., Doherty M.L. Integration of climate and leadership: Examination of a neglected issue //Journal of applied Psychology. 1989. -№ 74. -p. 546−553.
  165. Lentz J.D. Effective handling of manipulative persons. — Thomas, C.C., 1989.
  166. Marchand R. The corporation nobody knew: Bruce Barton, Alfred Sloan, and the founding of the General Motors «Family» //Business History Review. -1991. -22 December.
  167. McKluen M. Understanding Media. The exertion of man. London: 1969.
  168. O’Connor E.M., Simms C.M. Self-revelation as manipulation the effects of sex and machiavellianism on self-disclosure //Social Behavior and Personality. -1990.-vol. 18, l.-p. 95−100.
  169. Olins W. Corporate identity. Making business strategy visible through design. -London: Thames and Hudson, 1989.
  170. Packard V. The Hidden Persuaders. N.Y.: Mackay, 1957.
  171. Paine S.C. Persuasion, manipulation and dimension /J. of Politics. 1989. — 51, 1, Feb.-p. 38−49.
  172. Pandey J., Singh A.K. Attribution and evaluation of manipulative social behavior // The Journal of Social Psychology. 1988, 126 (6). — p. 735—744.
  173. Pearce II J.A., Robinson R.B. Jr. Strategic Management /2-nd ed. Homewood III: Richard D. Irwin, 1985.
  174. Pearson I. Social Studies //Canadian Business 1985. — № 58. — p. 67−73.
  175. Piirto R. Beyond Mind Games //American Demographics. 1991, December. -52−57.
  176. Proto L. Who’s pulling your strings? How to stop being manipulated by your own personalities. Wellingborough, Thorsons, 1989.
  177. Riesman D. The Lonely Crowd. N.Y.: 1953.
  178. Ricker W.H. The art of political manipulation /Yale U.Pr. New Haven, L., 1986.
  179. Rosenberg Sh.W., McCafferty P. The image and the vote: Manipulating voter’s preferences/Publ. Opinion Quart. N.Y., 1987-Vol.51, 1.-p. 31−47.
  180. Rudinow J. Manipulation /Ethics. -1978, July, 4. Vol. 88. — p. 338−347.
  181. Schein E.H. Organizational Culture //American Psychologist. 1990. — № 45.p. 109−119.
  182. Schneider В., Gunnarson S.K., Niles-Jolly K. Creating the climate and culture of success //Organizational Dynamics.1 1992. № 23. — p. 17−29.
  183. Schneider B. Snyder R.A. Some relationships between job satisfaction and organizational climate //Journal of Applied Psychology. 1975. — № 6. — p. 318 328.
  184. Schweitzer P. People buy products not brands //J. Walter Thompson White Papers series.
  185. Thomas M.J. Consumer market research: does it have validity? Some postmodern thoughts //Marketing Intelligence & Planning. 1997. — vol.15, № 2. -p. 54−59.
  186. Vilar E. The manipulated man. L.: Abelard-Schuman, 1972.
  187. Wilkins A.L. The culture audit: A tool for understanding organizations. Organizational Dynamics. 1983. — № 11. — p.24−38.
Заполнить форму текущей работой