Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интервью как вид диалогической речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуативность равным образом играет важную роль в ходе интервью, так как именно ситуация определяет тему и вопросы в ходе интервью, а также поведение как интервьюера, так и интервьюируемого. Причиной неуспешности коммуникации может служить игнорирование ситуации интервьюером, невладение фоновыми знаниями как об интервьюируемом, так и о ситуации, в которой он находится, начиная от личной… Читать ещё >

Интервью как вид диалогической речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интервью как жанр публицистического стиля занимает одну из самых высоких позиций по частоте использования, поэтому сегодня оно находится в центре внимания лингвистических исследований. От других публицистических жанров интервью отличает диалогическая природа общения, включающая вопросно-ответную форму, которая отражает диалогические единства (реплика-стимул и реплика-реакция). О тесной связи диалога и интервью говорит тот факт, что в некоторых работах, исследующих интервью, употребляется термин «диалог» как синоним интервью. Однако жанр интервью может выражать и такую беседу журналиста с интервьюируемым, когда ответ последнего является монологом — этот вид интервью получил название «интервью-монолога». Журналист своей репликой стимулирует ответ-монолог интервьюируемого. Даже если в интервью-монологе появляются реплики журналиста вроде «that's right, of course, yeah» — это не меняет сути монолога, поскольку реплики журналиста являются выражением внимания и согласия, но не более. Характерная черта интервью состоит в том, что все формы высказываний интервьюера направлены на получение информации. Реплика-вопрос, реплика-сообщение, реплика-побуждение к действию помогают донести до читателя дополнительную информацию.

Главными особенностями диалогической речи принято считать реактивность и ситуативность, но данные признаки особенно ярко проявляются в ходе интервью. Реакция респондента на вопросы интервьюера является основным показателем успешности коммуникации и характеристики самого респондента. Бывают случаи, что реакция интервьюируемого на вопрос или реакция интервьюера на ответ может быть до такой степени непредсказуема, что вполне может послужить причиной неуспешности коммуникации, что приведет к срыву самого интервью. Время от времени интервьюеры задают каверзные вопросы с целью узнать мнение респондента на актуальные темы, но такие вопросы могут привести к полному отсутствию реакции со стороны респондента по причине непонимания смысла вопроса или нежелания отвечать на заданный вопрос. В данном случае интервьюер может прокомментировать вопрос, дать дополнительные оттенки смыслов отдельных слов или перейти к следующему вопросу. Интервьюеры также могут фиксировать эмоциональную реакцию респондента для того, чтобы противопоставить то, что говорит респондент и то, как он это говорит.

Ситуативность равным образом играет важную роль в ходе интервью, так как именно ситуация определяет тему и вопросы в ходе интервью, а также поведение как интервьюера, так и интервьюируемого. Причиной неуспешности коммуникации может служить игнорирование ситуации интервьюером, невладение фоновыми знаниями как об интервьюируемом, так и о ситуации, в которой он находится, начиная от личной и заканчивая геополитической. М. М. Лукина считает, что «фактор, влияющий на результат интервью, о котором следует помнить, когда задаются вопросы, — уважение к собеседнику со всеми его (ее) человеческими слабостями. Какие страхи испытает он (она) еще до того, как интервью состоялось? Как показала практика, большинство людей не столько боятся процесса интервью, сколько не хотят быть выставленными в глупом, неприглядном свете. Они упрекают репортеров в том, что те не всегда бывают аккуратны и честны с предоставленной им информацией, а на самом деле волнуются, что подумают друзья, не будет ли стыдно за них близким» [Лукина 2003:58]. Понятие «ситуация» также может быть рассмотрено с точки зрения коммуникативной обстановки, образующейся во время интервью. Так, например, в случае недопонимания между собеседниками, интервьюер должен обладать определенной гибкостью, чтобы оперативно реагировать на изменения ситуации без потери эффективности коммуникации. Также, несмотря на подготовленные вопросы, интервьюер может задавать новые вопросы в зависимости от ситуации и на основе информации, полученной из ответов респондента.

Таким образом, интервью является видом диалогической речи, но имеет свои примечательные особенности, от которых зависит успешность диалогического общения во время интервью.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой