Производство по обращениям граждан в таможенных органах
Общую характеристику правового регулирования нрава граждан на обращение в государственные органы, гарантии права граждан на обращение; На практике встречаются также и обращения граждан, не имеющие нормативного закрепления. Примером является открытое письмо. Гражданская инициатива, направленная на улучшение государственного управления, обозначение своего мнения; Понимать роль производства… Читать ещё >
Производство по обращениям граждан в таможенных органах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика обращений граждан как института публичного права
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • виды и формы обращений граждан;
- • субъекты института производства по обращениям граждан;
- • общую характеристику правового регулирования нрава граждан на обращение в государственные органы, гарантии права граждан на обращение;
уметь
• понимать роль производства по обращениям граждан в системе административного производства;
владеть
• базовыми понятиями производства по обращениям граждан.
Понятие, виды и формы обращений граждан
Согласно ст. 4 Федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан:
- • обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (п. 1);
- • предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (п. 2);
- • заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (п. 3);
- • жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных нрав, свобод или законных интересов либо нрав, свобод или законных интересов других лиц (п. 4).
Кроме названных видов обращений граждан специальными нормативными правовыми актами и законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены также такие виды обращений граждан, как ходатайство и петиция.
Ходатайство — это «официальная просьба или представление, адресованное государственным органам (общественной организации) вышестоящей инстанции… Примерами являются: ходатайство о приеме в гражданство или выходе из гражданства Российской Федерации, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, о признании лица беженцем или вынужденным переселенцем и др.»[1].
Петиция — «форма коллективного обращения граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предложением принять определенный нормативный акт или решение (как правило, с приложением проекта) либо рассмотреть соответствующий вопрос па заседании органа»[2].
На практике встречаются также и обращения граждан, не имеющие нормативного закрепления. Примером является открытое письмо.
Открытое письмо — «специфический вид обращения к определенным властным структурам в прессе (в настоящее время — в сети Интернет), предназначенный для широкой огласки. С ним выступает гражданин или группа лиц, не обладающие властными полномочиями (работники науки, культуры, представители мелкого, среднего и крупного бизнеса н другие категории граждан) с целью повлиять на общественные процессы или публично значимые, по их мнению, ситуации. Такими обращениями осуществляется попытка публично обозначить возникшую проблему не только перед системой государственного управления, но и перед общественностью. Публикуются с подписями отдельных участников или групп, в которые они объединены»[3].
Как правило, причинами, служащими основанием для подачи гражданами обращений, являются:
- • нарушение их прав и свобод;
- • незаконное привлечение к ответственности;
- • получение необходимой информации;
- • получение государственных услуг;
- • гражданская инициатива, направленная на улучшение государственного управления, обозначение своего мнения;
- • реализация прав и свобод и др.
Могут быть различные классификации обращений.
По числу лиц, направивших обращение: единоличные или коллективные.
По форме подачи обращений: устные (обращения на личном приеме, по телефону, на публичных мероприятиях); письменные (поданные с помощью обычного почтового отправления, факсимильной связи, фельдъегерской службы, телеграммой, электронной почты, опубликованные в СМИ) и др.