Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Краткая биография А.А. Шаховского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 1802 по 1803 он находился в Париже и Германии, изучал сценическую жизнь и режиссуру. По возвращении из-за границы работал режиссером в столичном театре. С 1802 — 1826 (с небольшими перерывами) фактически возглавлял петербургскую драматическую труппу. В числе учеников Шаховского были Е. С. Семенова, Я. Г. Брянский, И. И. Сосницкий. Перевел много пьес западноевропейских драматургов, среди них… Читать ещё >

Краткая биография А.А. Шаховского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Князь Александр Александрович Шаховской (1777—1846) — русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который почти четверть века (в 1802−26 гг.) фактически руководил театрами Петербурга. Член репертуарной комиссии императорских театров, режиссер, педагог, критик. Член литературного общества «Беседа любителей русского слова» с 1811 года.

«Князь А. Шаховской был весьма образованным человеком своего времени. Учился в Благородном пансионе при Московском университете.

С 1795 начал драматургическую деятельность. Первым произведением Шаховского была комедия в стихах «Женская шутка». Ее постановка в Эрмитаже вызвала интерес зрителей.

В 1798 г. Ш. познакомился с гр. де Местром, сардинским офицером, литератором и художником. Под его влиянием Ш. меняет свое отношение к свету и вскоре подает в отставку, чтобы посвятить себя литературе и театру. В чине надворного советника поступив в Дирекцию императорских театров, Ш. в 1801 г. направляется в Париж набирать актеров для Петербургской французской труппы. Там на Ш. повлияли идеи «нового обращения к античности», драматургия Дюси и предромантический интерес к национальным литературным традициям. Это предопределило по возвращении сближение с кружком А. Н. Оленина и восторженное отношение к трагедиям В 1800 он причислен к столичному театральному ведомству.

С 1802 по 1803 он находился в Париже и Германии, изучал сценическую жизнь и режиссуру. По возвращении из-за границы работал режиссером в столичном театре. С 1802 — 1826 (с небольшими перерывами) фактически возглавлял петербургскую драматическую труппу. В числе учеников Шаховского были Е. С. Семенова, Я. Г. Брянский, И. И. Сосницкий.

В 1811 — 15 Александр Александрович состоял в обществе «Беседа любителей русского слова».

В войну 1812 вступил в Тверское ополчение, был назначен командиром казачьего полка, преследовавшего отступавшую французскую армию до Смоленска" [2; 136].

«По предложению Державина в 1810 г. Шаховский избран в Российскую Академию, активно участвовал он в учреждении и деятельности «Беседы…» .

В войну 1812 вступил в Тверское ополчение, был назначен командиром казачьего полка, преследовавшего отступавшую французскую армию до Смоленска. Шаховский командовал дружиной Тверского ополчения и одним из первых вошел в оставленную французами Москву (описано им в поэме «Москва и Париж в 1812 и 1814 гг.». Его «Казак-стихотворец» был первым русским водевилем: Шаховский связал этот новый жанр с традицией русской комической оперы. В эти же годы Ш. воспитал «молодую труппу» для русского театра. В 1815 г. поставлена комедия «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой Шаховский пытался дать картину современного общества. Важнейшим для него является противопоставление «свое-чужое», поэтому разумные, положительные герои оказываются и патриотами, а приверженцы иностранного, модного, нового — лицемерами и злословами.

Вследствие несогласий с директором театров, вышел в отставку, но для театра продолжал работать, и в1821 г., при новом директоре, опять поступил на службу, от которой окончательно уволен в 1826 г. И позже, однако, Шаховский остался постоянным поставщиком комедий, водевилей, пословиц, опер, драм, трагедий, интермедий и т. п. Всего за период 1820—1840 х гг. им написано около 60 пьес, пользовавшихся поройочень выдающимся, хотя и не прочным успехом. Под конец жизни Шаховский принялся за свои мемуары, которыепредставляют немало интересных данных для русской истории первых десятилетий XIX в." [3].

Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой. В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней».

В 1826 недовольный взыскательной петербургской публикой, Шаховской переехал в Москву, где и провел последние двадцать лет жизни, принимая активное участие в постановках новых пьес на сцене Московского театра, давая актерам полезные советы.

Шаховским Александром Александровичем всего создано и переделано свыше 100 пьес.

Перевел много пьес западноевропейских драматургов, среди них трагедию Вольтера «Китайский сирота». Шаховской— автор «Постановлений и правил внутреннего управления императорской театральной дирекцией» (1825). Этот устав действовал в своих отдельных частях до 1917.

Изображая в пьесах дворянский быт своего времени, он выступал против мотовства, безделья, безалаберности в быту, галломании, космополитизма русского консервативного дворянства. Он писал также басни, стихи, повести.

Пьесы Александра Александровича отличались занимательностью интриги, памфлетной остротой, непринужденностью и легкостью языка. Деятельность Шаховского А. А. в области театра сыграла значительную роль в развитии русской режиссуры. Он содействовал подъему общей культуры спектакля, воспитывая в актерах умение, заботиться не об отдельных эффектах своей роли, а об общем ходе действия, об успехе всей пьесы, о правилах и нормах сценического искусства. Многие его пьесы до сих пор не опубликованы. Неизвестна и судьба архива, завещанного им П. М. Бакуниной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой