Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стыд в произведениях гомера и гесиода

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Макинтайр так же относит к постыдным состояния грека таким положения как: быть рабом или просителем, быть убитым во время битвы, потому что это несомненно означает поражение, а поражение «представляет моральный горизонт гомеровских героев, за которым ничего не видно, ничего нет». Для гомеровских героев стыд невыносим потому, что они страшатся негативной оценки их личности со стороны… Читать ещё >

Стыд в произведениях гомера и гесиода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гомер «Илиада»

Во времена античности одной из категорий этики был социальный страх индивида перед обществом, он объективизировался в виде стразастыда (бЯдпт). Авторитетом в жизни древнегреческого человека было общество. Общественные потребности были одними из источников моральной регуляции античного общества. Стыд как форма нравственной самооценки был реакцией на нарушение запретов, табу, которое само общество и устанавливало. Этика в Древней Греции была этикой полисной по своему характеру. «Культура стыда» возникла из-за нежелания негативной оценки личности со стороны общества, она могла быть выражена как в виде оскорблений, так и в более резких формах. Таким образом самооценка личности расходится с оценкой его обществом, и стыд здесь был связан со страхом.

Стыд, сопровождаемый страхом, занимал важное место в системе ценностных ориентиров античности, особенно в период «героического общества», по терминологии А. Макинтайра — один из ведущих представителей американской политической философии и этики. Мужество — это качество, которое было необходимо для человека, оно было основной добродетелью. Славы достигал тот, кто был признан как семьей, так и обществом. Помимо мужества существовали и иные качества, которые были способны поддержать общественный порядок, к примеру, в гомеровских поэмах с помощью хитрости можно было достичь немалого успеха. Человек в древнегреческой культуре испытывал стыд до тех пор, пока не вернет мужество поступками, связанными с хитростью или же доблестью. Более того в обществе Гомера существовали некоторые правила, которые прописывали человеку свое место и роль в социальной структуре общества, которые каждый должен был соблюдать. «У героев Илиады не возникает особых трудностей со знанием того, кто чему чем обязан; они ощущают чувство стыда, когда сталкиваются с возможностью неправедного поступка». Таким образом стыд — это некий механизм, которые регулирует человеческие отношения, он помогает оценивать поступки героя, исходя из их общественной направленности и общественного значения. Связь человека и общества подкрепляется через ощущение страхастыда. Гомер приписывает бЯдпт древнему греку в период борьбы. Данное положение исследовал К. Эрффу, который писал, что «бЯдпт — не страх только, не благоговение, не стыд, не одно лишь чувство чести, но особенная сила, отсутствующая для нас в слове. Она произрастает из совместной жизни людей, из общности, так как она обнаруживается только в связях с окружающими» Благодаря бЯдпт гомеровский герой всегда ориентирован на реакцию своего окружения. Стыд, к примеру, не позволяет ахейцам возвратиться домой без славы. Одиссей же, когда он обращается к царю, говорит, что «Стыд нам — и медлить так долго, и праздно в дома возвратиться!».

Гомеровский человек благодаря непрестанно ориентирован на непосредственную реакцию окружающих. Так, стыд не позволяет ахейцам бесславно возвратиться домой. Одиссей говорит, обращаясь к царю Агамемнону: «Стыд нам — и медлить так долго, и праздно в дома возвратиться!». Агамемнону стыдно потерять своего брата Менелая в бою, так как это могло бы означать конец бесславного похода на Трою.

А. Макинтайр так же относит к постыдным состояния грека таким положения как: быть рабом или просителем, быть убитым во время битвы, потому что это несомненно означает поражение, а поражение «представляет моральный горизонт гомеровских героев, за которым ничего не видно, ничего нет». Для гомеровских героев стыд невыносим потому, что они страшатся негативной оценки их личности со стороны общественного мнения. Общественное мнение в данные период по мнению В. М. Найдыша превратилось в «в надличностную, надчеловеческую, а значит, божественную силу. Уважать общественное мнение — это значит уважать богов, и наоборот. А боги не любят неуважения к себе, это их раздражает и гневит». Таким образом, в период гомеровского героя стыд — это некий нравственный регулятор поступков индивида, а бЯдпт — это как общественное, так и индивидуальное явление, потому как оно свидетельствует как об общественном признании, так и о индивидуальных возможностях человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой