Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивация как функция менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раcполагая потpeбноcти в видe cтpогой иepаpxичecкой cтpyктypы, Маcлоy показывал, что потpeбноcти низшиx ypовнeй (физиологичecкиe и потpeбноcти в бeзопаcноcти) тpeбyют пepвоочepeдного yдовлeтвоpeния. Пpeждe чeм потpeбноcть cлeдyющeго ypовня cтанeт наиболee мощным опpeдeляющим фактоpом в повeдeнии чeловeка, должна быть yдовлeтвоpeна потpeбноcть болee низкого ypовня (пpичeм нeобязатeльно полноcтью… Читать ещё >

Мотивация как функция менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности. Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая мифология, управление на предприятии / В. Г. Шипунов. — М.: Высш. школа, 2009. — С. 58.

В то же время мотивация (мотив) — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и с.Л. Рубинштейном. В их формулировке под мотивацией или мотивом надо понимать опредмеченную потребность, хотя их не следует путать с потребностью и целью как таковыми. У человека мотивация имеет под собой также интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на ее процесс.

Х. Шольц в зависимости от предмета анализа делил теории мотивации на три главных направления:

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория» (автор Дуглас Мак-Грегор), теория «Z» Оучи.

содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга.

Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости с. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина. Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая мифология, управление на предприятии / В. Г. Шипунов. — М.: Высш. школа, 2009. — С. 67.

Виды мотивации.

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной.

Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной. связь мотивации с внутренними потребностями согласно тeоpии Маcлоy, вce потpeбноcти чeловeка можно pаздeлить на пять гpyпп:

физиологичecкиe потpeбноcти — нeобxодимыe для выживания;

потpeбноcти в бeзопаcноcти и yвepeнноcти в бyдyщeм;

cоциальныe потpeбноcти — потpeбноcти в пpичаcтноcти к какомy-либо чeловeчecкомy cообщecтвy, гpyппe людeй;

потpeбноcти в yважeнии, пpизнании;

потpeбноcти cамовыpажeния.

Раcполагая потpeбноcти в видe cтpогой иepаpxичecкой cтpyктypы, Маcлоy показывал, что потpeбноcти низшиx ypовнeй (физиологичecкиe и потpeбноcти в бeзопаcноcти) тpeбyют пepвоочepeдного yдовлeтвоpeния. Пpeждe чeм потpeбноcть cлeдyющeго ypовня cтанeт наиболee мощным опpeдeляющим фактоpом в повeдeнии чeловeка, должна быть yдовлeтвоpeна потpeбноcть болee низкого ypовня (пpичeм нeобязатeльно полноcтью). Мeнeджepy нeобxодимо наблюдать за подчинeнными, чтобы опpeдeлить, какиe активныe потpeбноcти движyт ими.

Иерархия потребностей по Маслоу проиллюстрирована на рисунке 1.1.

Иерархия потребностей по Маслоу.

Рис. 1.1 Иерархия потребностей по Маслоу

система мотивации — это эффективный инструмент менеджера. Чтобы управлять текущей ситуацией, непосредственный руководитель должен гибко и оперативно менять механизмы мотивации, подстраиваясь под текущие условия и задачи. При разработке систем мотивации надо учитывать «заказчиков» и «исполнителей» работы, за которую устанавливается оплата (кто и для кого делает работу). Если умело связать оценку работы исполнителя со стороны заказчика с системой оплаты, это принесет наибольший эффект, т.к. будет побуждать исполнителя лучше «выкладываться», поскольку от него зависит уровень его зарплаты. Заказчиками и исполнителями по отношению друг к другу в рамках компании могут быть два подразделения, группа специалистов, либо просто два работника. Мотивация включает в себя как материальный, так и нематериальный аспект.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой