Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кризис бальной культуры на рубеже XIX-XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Частичному разрушению культуры балов способствовал рост числа ресторанов, перенявших некоторые функции танцевальных собраний и обретавших все большую популярность на рубеже XIX — XX веков. Если в первой половине XIX века кабаки с музыкой и танцами посещали преимущественно представители недворянских сословий, и подобные заведения нередко пользовались дурной славой, то с конца прошлого века… Читать ещё >

Кризис бальной культуры на рубеже XIX-XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Со второй половины XIX века наблюдается процесс угасания бальной культуры. С одной стороны, сокращается число придворных и частных балов, проводившихся с большим размахом. На смену им приходят публичные балы, маскарады и танцевальные вечера, имеющие благотворительный или коммерческий характер. С другой стороны, на самих танцевальных вечерах начинается процесс упрощения бального этикета и отхода от многих ритуализированных форм, который подтачивал основы бала изнутри.

Частичному разрушению культуры балов способствовал рост числа ресторанов, перенявших некоторые функции танцевальных собраний и обретавших все большую популярность на рубеже XIX — XX веков. Если в первой половине XIX века кабаки с музыкой и танцами посещали преимущественно представители недворянских сословий, и подобные заведения нередко пользовались дурной славой, то с конца прошлого века наблюдается процесс «окультуривания» мест общественного питания. Со второй половины XIX века многие рестораны совмещают в себе функции места питания и театра: в некоторых ресторанах выступают цыганские артисты, посмотреть выступления которых специально приезжают представители разных слоев общества. Рестораны частично заменили балы: здесь можно было не только поесть и посмотреть выступление артистов, но, как и на балу, потанцевать.

В связи с ростом числа музеев, выставок, развитием театра и кинематографа место танцевальных вечеров в сфере досуга стало значительно более скромным. Танцевальные вечера продолжали сохранять многие функции классических балов — здесь по-прежнему развлекались, знакомились, общались, но вернуться ко всему функциональному спектру бала уже не представлялось возможным. Изменялся и характер самих танцев: большое число пар и маленькие размеры танцевальных помещений привели к тому, что сложный рисунок многих бальных танцев стал упрощаться и в конечном итоге пришел к простому перетаптыванию на месте, не требующему специального обучения.

Придворные балы проводились все реже. Последним балом в Зимнем дворце был многотысячный костюмированный бал 1904 года, после которого традиция проведения больших придворных рождественских балов была нарушена: вместо них стали устраивать музыкальные концерты. Последним танцевальным сезоном в России был зимний сезон 1914 года: начавшаяся война поставила официальную точку в истории русских балов. Однако, история танцевальных собраний на этом не закончилась.

Одновременно с этим происходил процесс профессионализации бального хореографии: в 1909 году в Париже был проведен первый чемпионат мира по бальным танцам, с целью сохранения культуры парного танца. Такие бальные танцы сначала называли конкурсными бальными танцами, затем спортивными бальными танцами, а теперь уже многие просто называют «Спортивные танцы», которые с бальными только внешне иногда похожи. Место балов заняли соревнования, на которых этикет, внутреннее наполнение танцев, эмоции, возникающие между мужчиной и женщиной во время танца, традиции не имеют никакого значения. Главное — рейтинг, спортивные звания и класс танцора. С тех пор бальный танец подразделяется на два направления спортивный и любительский. В 1930;1950;е годы число стандартных бальных танцев (вальс, венский вальс, фокстрот, квикстеп, танго) увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (румба, самба, джайф, пасадобль, ча-ча-ча). Сейчас по спортивным танцам сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев. Все спортивные и любительские бальные танцы являются парными. В европейской программе парный контакт более плотный. Он сохраняется в течении всего танца. В латиноамериканской программе парный контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединения рук, а иногда и вообще теряется. Поскольку исполнение таких бальных танцев требует определенных навыков и тренировок, их популярность в обществе снизилось с течением времени. Бальный танец стал элитарным видом спорта. А появление твиста в 1960;х годов ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот фактически перестали служить для массового развлечения.

Следует отметить, что в некоторых странах мира продолжала существовать традиция проведения балов в кругах бомонда, обычно проводимых с благотворительной целью и посвященных различным памятным событиям. Большое распространение получили также балы дебютанток, главная функция которых заключалась в представлении юных аристократок обществу. Коммуникативная функция на подобных собраниях являлась главной, внимание к танцам, наоборот, отступало на второй план.

В Советском Союзе сама идея проведения подобных балов представлялась невозможной, однако, даже здесь культура балов давала о себе знать: выпускные школьные танцевальные вечера неизменно назывались «балами» выпускников, а обязательным элементом их программы был школьный вальс.

На первый взгляд на этом история развития бальной культуры подошла к концу. Но культурные явления такого масштаба как бал не могло угаснуть навсегда. В истории бального танца и бальной культуры начинается новый виток.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой