Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Закрепление изученного материала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья — дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под косилку. Вот потому он бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его. И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне… Читать ещё >

Закрепление изученного материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На доске висят «портреты» различных живых организмов. Подойдите и распределите тех, кого узнаете по типам взаимоотношений в схеме.

Все рисунки убрали. Там были и хищники, и паразиты, и комменсалы, и конкурирующие животные, и кооперирующиеся. Остался только человек.

Следующее упражнение «Зеркало». У всех на столе лежит зеркальце. Посмотрите в него, пожалуйста, внимательно. Там человек. Он самый страшный, самый беспощадный и самый умный хищник на Земле. Он не хочет считаться с законами природы, он живет по своим неписаным законам жестокости и бездушия.

При входе в зоопарк в городе Бронксе написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда-либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды».

Послушайте рассказ В. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», может быть в нем говорится о других отношениях? (название рассказа не называется). Рассказ по выбору учителя.

Зачем я убил коростеля?

«Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

Я догнал птицу в борозде и слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем. Я взял в руки птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо было желтовато, с ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья — дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под косилку. Вот потому он бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его. И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Теперь-то я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете. Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда,.

«где зори маковые вянут, как жар забытого костра,.

где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса,.

где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…".

Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы. Не приспособленная к полету, но быстрая по бегу, птица эта два раза в году вынуждена перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути, и особенно при перелете через море.

Много уже лет я живу на свете, и всякого навиделся. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?".

Чем отличаются поступки этих мальчиков?

Какой из них нам понятнее?

Можно ли оправдать поступок второго мальчика?

Какой можно сделать вывод?

Представим себе, пасется стадо антилоп, недалеко от них лев, он выбирает себе жертву, он голоден. Разве человек ведет себя не так же?

Всегда ли так происходит?

Послушайте рассказ А. Корнеева «В когтях у ястреба».

В когтях у ястреба.

Надо мною безоблачное небо, яркое солнце, и где-то в вышине звенит серебряным бубенчиком невидимый жаворонок. Но вдруг он смолк, пулькой пикирует вниз. Я поднимаю голову и вижу: с высоты поднебесья летит на жаворонка ястреб-перепелятник. Оказалось бы рядом поле с посевом, жаворонок, конечно, юркнул бы в густоту зелени и спасся. А тут открытое место, негде спрятаться от хищника. В одно мгновение ястреб схватил с земли маленькую птаху и полетел к ближайшему телеграфному столбу, чтобы прикончить там жертву.

Я опомнился и помчался следом, кидая в него на бегу сухие комья. Преследуемый моими криками и комьями земли, ястреб разжал когти, и жаворонок камешком упал со столба.

Подбежав, я поднял неподвижную птицу, подумал, что она уже мертва. Но та оказалась живой и невредимой, но только замерла с перепугу. А когда опомнилась, вспорхнула с моей ладони и с радостным «тюрьлю-тюрлью» полетела в сторону соседнего поля, где зеленели посевы озими. Там легче будет спрятаться от врагов.

«Счастливо отделался», — подумал я, провожая взглядом жаворонка. Не будь меня рядом, конец пришел бы ротозею.

(«Юный натуралист» 1990 год) Вывод: в природе все взаимосвязано, все сбалансировано. Человек тем и отличается от животных, что он понимает, к чему ведут все его поступки. Свои знания, силу мы должны использовать во благо, чтобы наше влияние на природу тоже было биотическим фактором.

Итоги: учитель возвращается к требованиям к знаниям и умениям, сбор тетрадей на проверку, проверка тестов, оценки с комментариями.

ДЗ: п.32−36, записи в тетради.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой