Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические методики и диагностика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Далее мы будем говорить о технологиях психодиагностики, достаточно защищенных от искажений результатов (вследствие личностных особенностей экспертов, их компетентности в области психологии). Мы будем говорить о технологиях, позволяющих максимально использовать жизненный опыт психолога, работника отдела кадров, руководителя компании. Накапливая специальный опыт в области психодиагностики… Читать ещё >

Психологические методики и диагностика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психодиагностика: многообразие методик и перспективы ее расширения

Психологические методики классифицируют по разным основаниям: по цели применения (например, для профессиональной консультации, отбора, зачисления в резерв на выдвижение), по форме процедуры диагностики (индивидуальная, групповая), по содержанию методик (например, определение уровня развития специальных способностей), по структуре заданий. Различая психодиагностические методики по структуре заданий, их можно группировать, как:

  • 1) методики, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует;
  • 2) вербальные/невербальные методики.

Классификации возможна и по методологическому принципу, положенному в основу приема измерения (Общая психодиагностика, 1987).

  • 1. Объективные тесты.
  • 2. Стандартизованные самоотчеты, включающие:
    • а) тесты-опросники;
    • б) открытые опросники, предполагающие в последующем контентанализ;
    • в) шкальные техники (по типу семантического дифференциала

Ч. Осгуда) и методики классификации;

  • г) индивидуально ориентированные техники (типа ролевых репертуарных решеток).
  • 3. Проективные техники.
  • 4. Диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

В отношении разных групп методик внимание уделяется разработке психометрических требований, которым должна удовлетворять методика как инструмент измерения:

стандартизированность, обеспечивающая сравнимость результатов (полученных в разное время, в разных местах, разными психологами);

юз.

  • надежность (постоянство, повторяемость, устойчивость полученных результатов);
  • валидность (адекватность и действенность методики).

Как диагностический инструмент методику всегда создают, используя ограниченный материал: набора заданий (например, на общую осведомленность), графических изображений, рисунков и пр. Учитывается, как такой материал отражает культуру изучаемой социальной группы (этноса, нации, конфессии, класса). Некоторые специалисты считают, что универсальных методик, равно пригодных для обследования любых социальных общностей, не существует. Все методики имеют сферы и диапазоны своей большей или меньшей валидности.

В многообразии психологических методик наиболее универсальными считают проективные — методики диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию (например, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить неоконченное предложение, нарисовать дом, дерево, человека). Но позитивная универсальность проективных тестов имеет и свою оборотную сторону: качество интерпретации результатов тестирования зависит от квалификации психолога, его личностных особенностей и т. д.

Стандартные (бланковые) тесты достаточно универсальны, но они более эффективны в зоне средних показателей, отсекая как патологию и непригодность, так и любую неординарность человека. Традиционная область их применения — стандартный профессиональный отбор; зона слабого их дифференцирования — высокая одаренность человека, его яркая индивидуальность. Посредством стандартных методик выраженная аномалия личности или интеллекта выявляется как симптомокомплекс свойств по совокупности показателей всех шкал (субтестов).

Далее мы будем говорить о технологиях психодиагностики, достаточно защищенных от искажений результатов (вследствие личностных особенностей экспертов, их компетентности в области психологии). Мы будем говорить о технологиях, позволяющих максимально использовать жизненный опыт психолога, работника отдела кадров, руководителя компании. Накапливая специальный опыт в области психодиагностики, поднимаясь по ступенькам профессионализма, исходные стандартные технологии можно использовать более гибко, более адекватно задачам, а отдельные методики и более изобретательно, более тонко и многогранно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой