Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новое в теории западного марксизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общества без гегемонии не бывает. Борьба между двумя классами за господство — борьба двух гегемоний. Кризис гегемонии неминуем (в этом суть революции), он выявляет пустоты в структурах власти, создаваемые одним из непокорных классов. Развивается новый руководящий класс, заявляющий свои права на гегемонию. Различие между господством и гегемонией ведет Грамши к уяснению разницы между обществом… Читать ещё >

Новое в теории западного марксизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первую очередь западный марксизм большей частью сосредоточился на анализе надстройки, на тех элементах, которые больше всего отдалены от экономического базиса. В фокусе — культура и искусство. Лукач, Адорно, Беньямин, Гольдман, Лефевр, Вольпе, Маркузе, Сартр, Альтюссер, Джеймисон рассматривают эстетику как мост, соединяющий философию с реальным миром. Для классического или доктринального марксизма искусство — вторичный по отношению к социально-экономической реальности вопрос. Это «зеркало» классовой борьбы, и оно должно по возможности наиболее адекватно отражать происходящее в социально-экономическом плане. В неомарксизме эстетическая форма приобрела важное значение потому, что «эстетическое» для неомарксистов — это по преимуществу форма социального. Иначе говоря, эстетичекая форма — это способ данности социального.

И только «моральный галилеизм» Делла Вольпе, соединяющий марксизм и научный метод, был направлен на создание «марксистской логики», как универсальной науки, которая была бы ни труднообъяснимым поверхностным соединением диалектики и классической формальной логики, предложенным Энгельсом, ни теорией отражения, которую Вольпе отрицает за гносеологическую некритичность, как Брехт отвергал ее из-за эстетической некритичности. Грамши предложил понятие «гегемония». Воспринял его от Плеханова и Аксельрод, но вложил в него новый смысл — описывал огромную силу и сложную организацию буржуазного классового правления в Западной Европе, что воспрепятствовало повторению Октября в Европе. Система власти основана на гегемонии; контролирующим механизмом служит школа, церковь, пресса, партии и ассоциации.

Общества без гегемонии не бывает. Борьба между двумя классами за господство — борьба двух гегемоний. Кризис гегемонии неминуем (в этом суть революции), он выявляет пустоты в структурах власти, создаваемые одним из непокорных классов. Развивается новый руководящий класс, заявляющий свои права на гегемонию. Различие между господством и гегемонией ведет Грамши к уяснению разницы между обществом политическим (в форме государства, власти как силы) и обществом гражданским (взаимосвязи отношений как институтов: партий, церкви, печати, школы). Посредством этих институтов претендующий на гегемонию класс реализует свои верования, ценности и идеалы, создавая некое морально-интеллектуальное единство социальных групп, свой образ культуры, свою шкалу ценностей и укореняющий их в массовой национальной культуре как детерминант социальных перемен.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой