Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Резюме. 
Психология и педагогика игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной западной науке игра рассматривается как свободная инициативная, эмоционально насыщенная и спонтанная деятельность детей, в которой взрослый занимает позицию наблюдателя. В отличие от этого, в отечественной педагогике игры рассматриваются преимущественно как средство обучения. Как показывают исследования, уровень сюжетной игры современных дошкольников значительно ниже, чем… Читать ещё >

Резюме. Психология и педагогика игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует множество разных подходов к анализу детской игры и ее функций. Автором первой психологической теории игры стал немецкий ученый конца XIX в. Карл Гроос, который рассматривал игру как подготовку к будущей жизни (теория упражнения). Фредерик Бойтендайк исходил из того, что игра реализует влечения и особенности нервной системы, присущие детенышам: «существо играет, потому что молодо». Ни К. Гроос, ни Ф. Бойтендайк не находили в человеческих играх ничего такого, что отличало бы их от игр животных.

Большое влияние на понимание природы детской игры оказала психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. В свете его положений игра выступает как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов.

С точки зрения Ж. Пиаже, мир игры — это островок детского мира, переходный этап от аутического мира ребенка к взрослой социальности.

В отечественной психологии детская игра рассматривается не как уход от мира взрослых, а как способ вхождения в него. За критерий выделения игры Л. С. Выготский предлагает принять создание мнимой ситуации. Мнимая ситуация, по мысли Выготского, тесно связана с правилами и всегда содержит в себе правило. Роль игры для развития ребенка связана с тем, что деятельность в мнимой ситуации освобождает ребенка от связанности воспринимаемой ситуацией. В игре ребенок научается действовать в мыслимой, т. е. воображаемой, а не в воспринимаемой ситуации. Крупнейший исследователь игры Д. Б. Эльконин рассматривал высший вид игры дошкольника — сюжетно-ролевую игру — единицей которой является игровая роль. Он показал, что ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Следовательно, игра социальна по происхождению и, но своей природе. Эльконин предложил структуру ролевой игры, выделил периоды ее развития, показал роль игры и развитии мотивационно-потребностной стороны человеческой деятельности. Традиции, заложенные в работах Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина, продолжаются и развиваются в современных исследованиях.

Игра активно используется в дошкольном образовании, однако подходы к пониманию самой игры и ее вклада в образование детей существенно различаются. Выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель создал систему дидактических игр с простыми материалами, которые он называл «дарами» и которые сопровождались песенками или стихами. Мария Монтессори создала педагогическую систему, основанную на предметной игре с сенсорным дидактическим материалом, которая позволяет развивать познавательные способности. В вальдорфской педагогике свободная игра рассматривается как главная деятельность детей, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Взрослый не руководит игрой детей, но должен создать все необходимые условия для содержательной игры.

В современной западной науке игра рассматривается как свободная инициативная, эмоционально насыщенная и спонтанная деятельность детей, в которой взрослый занимает позицию наблюдателя. В отличие от этого, в отечественной педагогике игры рассматриваются преимущественно как средство обучения. Как показывают исследования, уровень сюжетной игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века. ФГОС ДО направлен на повышение уровня игры дошкольников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой