Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ творческого наследия художников примитивистов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гончарова в своем творчестве стояла на периферии примитивизма и таких свойственных ему черт, как насмешливость, назойливость или «дерзкое добродушие», она чуждалась их, предпочитая патетическую суровость образов. Гончарова — участница первой бубновалетской выставки 1910 г. Однако к основанному Кончаловским художественному обществу ни Гончарова, ни Ларионов не примкнули, организовав… Читать ещё >

Анализ творческого наследия художников примитивистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ творчества Н.С. Гончаровой

Наталия Гончарова стояла у истоков создания русского примитивизма. Несмотря на то что из всех примитивистов она была наиболее далека от тем урбанистического фольклора, исходя именно из ее творчества представляется наиболее легким описать основные общие черты этого направления.

В допримитивистскую пору Гончарова, подобно многим начинающим, но уже известным мастерам, ориентировалась на модное тогда творчество Борисова-Мусатова. Исследуя и сопоставляя работы Гончаровой с полотнами Мусатова, можно довольно легко проследить целый ряд сходных черт — таких, например, как подбор красок при изображении одних и тех же предметов (неба, солнца, листвы, травы), приемы сочетания света и тени. Монументализм Мусатова также находит отражение в картинах Гончаровой.

Ближайшим сподвижником Гончаровой по воплощению идей примитивизма был М. Ф. Ларионов. Однако, несмотря на то что творили они под влиянием одних и тех же идей, в их работах очень много индивидуальных особенностей: если Ларионов пишет живую природу и стремится показать растительную энергию, то Гончарова одухотворяет изначально неживое, «силы земли»; ее персонажи кажутся зрителю топорно вылепленными из глины.

Гончарова в своем творчестве стояла на периферии примитивизма и таких свойственных ему черт, как насмешливость, назойливость или «дерзкое добродушие», она чуждалась их, предпочитая патетическую суровость образов. Гончарова — участница первой бубновалетской выставки 1910 г. Однако к основанному Кончаловским художественному обществу ни Гончарова, ни Ларионов не примкнули, организовав в 1912 г. выставку «Ослиный хвост», а в 1913 г. — «Мишень» .

В 1911 г. Наталия Гончарова пишет свой знаменитый тетраптих «Евангелисты». А. Я. Тугенхольд назвал их лучшей работой худоясницы. Четыре полотна, на каждом из которых изображен святой, воспринимаются как единое целое. Они объединены одинаковыми элементами в изображении свитков, одинаковым положением лиц, ступней и рук. Причудливые сочетания света и тени, темный фон на всех четырех полотнах тетраптиха создают впечатление растворившейся на миг вселенской тьмы, которая открывает взгляду смертных монументальные фигуры и готова вот-вот вновь сомкнуться над ними. Только в комплексном восприятии возможно проникновение в глубины смысла гончаровского ансамбля. У зрителя складывается впечатление первых полетов примитивной мысли, пока еще неспособной решить всех вопросов, но готовой на пути познания смести все преграды. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что на свитках, которые держат герои Гончаровой, отсутствуют письмена.

1911 г., пожалуй, был самым ярким периодом в развитии творчества Гончаровой. В это время художница создала несколько больших живописных циклов, к которым можно причислить «Сбор винограда» и «Жатву». Каждый из этих циклов состоял из 9 полотен. Полотна этих циклов объединены свободнее, чем «Евангелисты»: их можно демонстрировать и по отдельности, и все вместе.

" Сбор винограда" — это не сюита о сельскохозяйственных работах, а цикл изображений с христианской символикой. Изображая Христа в окружении виноградных ветвей, художница обращалась к древним иконографическим истокам, когда символика Христа-виноградаря была особенно распространена, а сборщики винограда трактовались как те, кто верен Христу или собирается приобщиться к христианской вере. Все движения виноградарей — несущих виноград, неуклюже танцующих, пирующих крестьян — наполнены значительной торжественностью ритуала. Виноградари на картинах Гончаровой — это библейские персонажи с эпической медлительностью движений и мимики.

В 1915 г. Гончарова переселилась в Париж, где провела всю оставшуюся жизнь. Во Франции художница занималась оформлением спектаклей в антрепризе СП. Дягилева. Она создавала декорации к «Золотому петушку» Римского-Корсакова и «Жар-птице» Стравинского. Критики с большим одобрением отзывались о декорациях Гончаровой, отмечая, что и этим работам художницы присущи красочность и близкая лубку выразительность, которые присутствуют практически во всех картинах Гончаровой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой