Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Места обитания и время активности нечистой силы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно народным верованиям, нечисть вездесуща, однако местом ее обитания являются только «нечистые» места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, болота; перекрестки См. подробнее: Воронова О. Е. Мотивы демонологии в поэме С. Есенина «Черный человек» // Филологические науки. — 1990. — № 6. — С. 95., мосты, росстани дорог; границы сел и полей; пещеры, ямы, овраги; все виды водоемов (особенно… Читать ещё >

Места обитания и время активности нечистой силы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нечистая сила повсеместно представлялась практически вездесущей, способной возникнуть где угодно и когда угодно. «Где подумаешь — тут и живут», — говорили в народе; дьявол так же легок, как человеческая мысль, и так же, как тяжелая дума, назойлив [Новичкова: 1995, с. 5]. Мест, недоступных для НС чрезвычайно мало, и они, по-видимому, не всегда бывают неприступны; так, например, обычно считалось, что черт не может появиться в церкви, но в некоторых рассказах он все-таки появляется там, хотя во время литургии вынужден покинуть ее, так как ему «становится тошно». Вообще же, по поверьям, НС присутствует повсюду в окружающем людей мире: она обитает в лесах и водах, в полях и домах, в воздухе и под землей, даже в священных местах (что, возможно, указывает на то, что не все персонажи НС исконно считались «нечистыми» и вредоносными). Во многих местах полагали, что «у каждой хаты, то есть, у каждого строения, как и у каждого человека, есть свой нечистый — хозяин». По народному убеждению (как уже говорилось выше) нечистый дух (черт) всегда сопровождает человека, незримо находясь за его левым плечом, тогда как ангел-хранитель находится за правым; таким образом, сверхъестественная сила (как «нечистая», так и «святая») всегда неизбежно сопутствует человеческой жизни [Шапарова: 2001, с. 372].

Согласно народным верованиям, нечисть вездесуща, однако местом ее обитания являются только «нечистые» места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, болота; перекрестки См. подробнее: Воронова О. Е. Мотивы демонологии в поэме С. Есенина «Черный человек» // Филологические науки. — 1990. — № 6. — С. 95., мосты, росстани дорог; границы сел и полей; пещеры, ямы, овраги; все виды водоемов (особенно водовороты, омуты); колодцы, сосуды с водой; нечистые деревья (сухая верба, бузина и т. д.); подполья, чердаки, место за и под печью, баня, овины, хлев и т. д. Так, например, во многих местах полагали, что «нечисто большею частью бывает в глухих местах, в которых испытываешь что-то особенное, жуткое… Таковы, например, лесные овраги, омуты у речек, запустелые здания или места, где совершилось какое-либо ужасающееся обстоятельство: удавление, самоубийство и что-нибудь такое».

НС преследует громовыми стрелами небесный Бог. Отсюда и обычай: закрывать во время грозы окна и двери, опрокидывать порожнюю посуду, чтобы преследуемая богом НС не забилась туда и не привлекла молнию [Шапарова: 2001, с. 230].

Наиболее опасной для людей НС считалась в зимние святки, в ночь на Купалу, а также в полночь, перед заходом и восходом солнца. Полдень — почти миг, мгновение, когда появляется разящая полудница или действуют иные бесы под другими названиями. На святки, когда открывается преисподняя (а в самом конце святок, в ночь перед Богоявлением, на миг, — и небеса), действуют разные бесы, но более всего сезонные, появляющиеся именно в это время: северновеликорусские шиликуны, южнославянские караканджолы и им подобные. На Крещение они исчезают, уходят в воду, и эту воду крестят, чтобы закрепить, «запечатать» их исчезновение [Толстая: 2002, с. 8−9]. Опасны и определенные периоды жизненного цикла: время беременности женщины и появления новорожденного — до их очищения, время отправления свадебного поезда к венчанию, а также умирания и похорон. Отдельные персонажи активизируются в особое время: в русальную неделю — русалки, в зимние святки — кикиморы и т. д. При затмении солнца, луны для отгона НС люди бегали по селам с криком и шумом, ударяли в бубны, тазы, сковороды, в чугунные доски, бренчали колокольчиками и бубенчиками, хлопали бичами, стреляли из ружей [Шапарова: 2001, с. 230]. Те же действия совершали во время моровой язвы, защищаясь от лихорадок. Считалось, что 3 января НС нападает на человека и причиняет ему болезни, а если ее выгнать, из больного, то она с силой набрасывается на скотину. Остерегались ее 2 февраля, когда зима с летом «встречается». Люди закрывали печные трубы, окуривали загнетки чертополохом. Ночью в доме все, в том числе и дети, старались не спать. Считалось, что 15 сентября вся НС убегает с земли, боясь морозов и зимы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой