Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Свобода и Крест как мифологемы русского и американского художественного сознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор авторов обусловлен основной задачей работы. Б. Пастернак, Р. П. Уоррен и Т. Вулф — равноценные по своему значению, выдержавшие проверку временем, авторы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы — классики 20 века. По нашему мнению, они наиболее глубоко и показательно представляют свои национальные традиции, имеющие религиозную основу. Проблема свободы и долга (Креста) у всех является… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Роль религиозно-мифологического фактора в национальном сознании. Значение художественной литературы в создании новых мифологем
    • 1. 1. Миф, его происхождение и роль в национальном сознании
    • 1. 2. Сходство и различие литературы и мифа
    • 1. 3. Национальные особенности русского сознания
    • 1. 4. Национальные особенности американского сознания
  • Глава II. Мотив свободы в творчестве Б. Пастернака, Р. Уоррена,
  • Т. Вулфа
    • 2. 1. Мотив свободы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    • 2. 2. Мотив свободы в романе Т. Вулфа «Оглянись на свой дом, ангел»
    • 2. 3. Мотив свободы в романе Р. Уоррена «Потоп»
  • Глава III. Крест — одна из центральных мифологем христианского сознания, её отражение в творчестве Р. Уоррена, Т. Вулфа, Б. Пастернака
    • 3. 1. Символика креста в различных культурах
    • 3. 2. Крест как символ в христианстве
    • 3. 3. Мотив креста как очищения в творчестве Р. Уоррена
    • 3. 4. Мотив креста как странничества в романе Т. Вулфа «Оглянись на свой дом, ангел»
    • 3. 5. Мотив креста как символа жертвенности и страдания в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».,

Свобода и Крест как мифологемы русского и американского художественного сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Теория литературы не стоит на месте: традиционные проблемы сюжета, конфликта героя, в их чисто литературном или формальном смысле, уже не являются актуальными. Идет сближение, взаимодействие, взаимообогащение и диалог самых разных форм человеческого знания. В данной работе затрагиваются очень актуальные сейчас проблемы соотношения религии и культуры, мифологии и литературы, национальной идеологии и ее присутствия в художественных текстах. Именно в этом направлении работали многие ученые 20 века с мировым именем — такие, как М. Элиаде, Е. Мелетинский, М. Бахтин, К. Юнг, С.Аверинцев. А. Лосев, Р. Барт, Афанасьев А. Н., Палиевский П. и другие.

Именно на этом участке гуманитарные науки 20 века добились наибольших успехов, именно здесь были сделаны великие открытия и созданы целые школы.

В центре исследования стоит проблема религиозно-философских концептов в национальной культуре, их истоков и путей их конкретного воплощения. Мы пытаемся проследить, в какой форме в литературе 20 века у разных писателей присутствует и проявляет себя некоторые универсальные парадигмы сознания. Из этих многочисленных парадигм были выбраны две — Свобода и Крест, так как с нашей точки зрения, именно они являются наиболее существенными и определяющими для истории и культуры 20 века, имеющими глубокие корни в религиозном сознании народов и получившим непосредственный выход в жизнь.

Были выбраны две литературы — русская и американская — их сопоставление и противопоставление с наибольшим успехом помогает изучить всю сложную диалектику данных концептов. Свобрда и Крест могут рассматриваться и как концепты, и как мифологемы, но так как мифологическое сознание по своей природе ближе художественному, мы предлагаем термин «мифологема». Есть разные определения этого понятия, вот некоторые из них:

• К словам-мифологемам можно отнести наименования персонажей, слова особого мифологического содержания, как результат деятельности мифологического мышления, направленного на структурирование мира [130].

• «Родом» мифологема из архетипа К. Юнга. Мифологема и архетип — глубоко взаимосвязанные понятия. Понятие «мифологема» входит в общее понятие «архетип». Архетипы, по К. Юнгу — это изначальные мифологические образы, оживающие и обретающие смысл, когда человек пытается настроиться на волну, связывающую образы с его личностью. «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячью голосов» [160,124]. К. Юнг считал, что «первобытный образ, названный однажды „архетипом“, всегда коллективен, то есть он, по крайней мере, общ целым народам и эпохам. Наиболее важные мифологические мотивы общи всем временам и народам».

• Мифологема может рассматриваться как самостоятельная единица мифологического мышления. Это образ, обладающий целостностью для культурного человека, содержащий устойчивый комплекс определенных черт [7,14].

• Мифологема (от греч. mythos — сказание, предание, греч. — logosслово, наука) — термин, используемый для обозначения устойчивых и повторяющихся конструктов народной фантазии, обобщенно отражающих действительность в виде чувственно — конкретных персонификаций, одушевленных существ, которые мыслились архаическим сознанием как вполне реальные. Примеры — мифологема Мирового Дерева, мифологема. Потопа, мифологема Смерти [160].

• Мифологема — составной элемент мифологического сюжета [134,.

• Мифологема — конкретно-образный, символический способ изображения реальности, необходимый в тех случаях, когда она не укладывается в рамки формально — логического и абстрактного изображения [72,63].

• мифологемы — продукты воображения и 'интеллектуальной интуиции — выражают непосредственную и неразрывную связь образа и формы. Они осваиваются сознанием в символическом тотальном контексте со всем сущим, включаются в эмпирические и когнитивные связи и задают некую тему, тенденцию, намерение, превращаясь в повествование [83].

• мифологема — единица мифа, которая не только аккумулирует в себе опыт прошлого, но и актуализирует реальность со всеми её символами, знаками, концептами, описывает одну из центральных проблем мифопоэтическош прочтения художественного текста — объединения в одном пространстве произведения единиц древнего архаического мышления и индивидуально-авторского мифотворчества. [4,19].

Опираясь на эти определения, мы предлагаем следующее: — мифологема — это отдельный сюжетный мотив или образ древних или новых (в том числе идеологических и политических) мифов, перенесенный в мир художественной литературы и часто получающий дополнительный смысл и индивидуальное звучание, но никогда окончательно не теряющий связь со своим архетипом.

Свободу мы рассматриваем как распространенный мифологический мотив, который присутствует в разных мифах (Прометей, Фауст, Дедал и Икар, евангельская притча о Блудном сыне, Гамлет — как литературный миф и др.) Кроме того, мотив «свободы» является частью таких современных мифов, как Революционная Утопия (он присутствует в романе Б. Пастернака) и Американская Мечта (Т.Вулф, Р. Уоррен).

Крест мы также рассматриваем в широком смысле как мифологему, содержащую следующие коннотации:

1) связь земли и неба;

2) перекресток дорог;

3) смирение, подчинение Высшему;

4) идею человека и, в более точном и конкретном, как Крест Христов;

5) евангельское страдание и преодоление смерти.

По существу, речь идет о двух разных пониманиях свободы: в одном случае о стихийности, бунте, уходе, отказев другом — о добровольном подчинении себя Высшему. Социальные и политические аспекты свободы важны, но не первостепенны. В нашей работе на первом плане стоит свобода как духовное состояние. Свободу без Бога мы обозначали как просто Свобода, свободу с Богом как Крест.

Свобода и Крест — два принципа организации пространства. Одно — бесформенное, хаотичное или же центростремительное, направленное к своему «я». Другое — структурированное, организованное, имеющее центр, но центробежное, устремленное вверх (хотя и имеющее связь с низом) и в стороны.

Интересно отметить, что Свобода в человеческом сознании часто предстает в женских обличиях (американская статуя Свободы, полотно Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», поэзия Ш. Бодлера и А. Рембо и др.)? тогда как Крест это всегда мужское начало, целеустремленное, сознательное, знаменующее выбор.

Актуальность данного исследования состоит в рассмотрении художественных произведений как духовно-эстетических феноменов, или имплицитно связанных с мифологическим сознанием в его национальных, глубоко своеобразных формах.

Выбор авторов обусловлен основной задачей работы. Б. Пастернак, Р. П. Уоррен и Т. Вулф — равноценные по своему значению, выдержавшие проверку временем, авторы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы — классики 20 века. По нашему мнению, они наиболее глубоко и показательно представляют свои национальные традиции, имеющие религиозную основу. Проблема свободы и долга (Креста) у всех является ключевойу всех троих она связана непосредственно с проблемой творчества. Всех трех авторов можно назвать представителями риторической традиции: у всех особую роль играет слово (речь самого автора в тексте романов). В то же время — Б. Пастернак, Т. Вулф, Р. П. Уоррен — очень разные писатели, по-своему отразившие особенности своих культур. Все это делает возможным изучение теоретической проблемы мифологем в культурном сознании 20 века на конкретном примере их творчества. Конечно, выбор имен может быть значительно шире, рамки кандидатской диссертации неизбежно ограничивают количество объектов исследования.

Предварительной гипотезой работы была мысль о соотношении русской литературы с Крестом, а Американской со Свободой, противопоставив их друг другу. Но в процессе исследования эта гипотеза не подтвердилась, она оказалась слишком прямолинейной и поверхностной. Хотя у американских авторов акцент на свободе действительно ощущается сильнее (личность, ее самоопределение, ее поиск связаны, безусловно, с протестантской культурой), а у Пастернака отчетливее звучит мотив страдания и мученичества (то есть Креста, что ближе к православию), но в целом диалектика связи Свободы и Креста оказалась гораздо сложнее. Возможно, это происходит потому, что в нашей работе мы занимаемся не массовым сознанием, а художественной литературой: талантливые авторы — Т. Вулф и Р. П. Уоррен прекрасно сознавали все поддержки мифа о свободе и необходимость несения креста.

Объектом исследования являются романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», Т. Вулфа «Оглянись на свой дом, ангел» и Р. П. Уоррена «Потоп».

Предмет исследования — мифологемы Свободы и Креста в этих произведениях.

Цель исследования — выяснение роли и функции мифологем Свободы и Креста в литературе 20 века, определение форм связи эстетического сознания с религиозным.

Основные задачи исследования:

1. Представить данные романы как часть определенной мифологической традиции.

2. Выявить национальные и индивидуальные особенности в использовании данных мифологем.

3. Изучить проблему взаимосвязи национального, религиозного и эстетического фактора на примере изучения мифологем Свободы и Креста.

4. Проанализировать особенности авторского мифа в литературе 20 века и конкретные формы его реализации.

Новизна исследования.

Предлагается новый контекст, в который попадают известные, ранее уже изученные авторы — Б. Пастернак, Т. Вулф, Р. П. Уоррен, благодаря этому, каждый из них начинает звучать немного по-новому. А также новым является и выделение нами проблемы мифологем, которая ранее у данных авторов не изучалась.

В теоретическом аспекте инновационным моментом можно считать исследование проблемы некоторых философских дилемм, обозначенных нами как мифологемы Свободы и Креста.

Методы исследования. В работе представлен синтез методов — сравнительно — исторического, сравнительно-типологического, культурологического, мифологического, лингвистического анализа текстов.

Методология. В процессе исследования учтена и усвоена методология исследования культуры русской философско-религиозной критики рубежа 19−20 веков — Е. Трубецкого, Н. Бердяева, И. Ильина и др.

Нам очень близки методологические принципы этно-мифологической школы румынского ученого М. Элиаде, а также всех, тех, кто изучал литературу в тесной связи с религией, философией и историей (М.Бахтин,.

С.Аверинцев, А. Лосев, И. Мелетинский, О. Фрейденберг). Американская школа представлена Уильямом Бредфордом, Уильямом Пенном, Томасом Пейном, Дж. Эдвардсом, Т. Джеферсоном, Р. Эмерсоном,. Г. Торо, Джоном Уинтропом, Р.Беллой. Из новейших исследователей хотелось бы назвать имя молодого ученого, кандидата политических наук, эксперта МГИМО, главного редактора молодежного религиозно-просветительского журнала «Фома», автора ряда публикаций на политологические, культурологические и религиоведческие темы Владимира Легойды, в работах которого рассматривается интересующая нас проблема религии и культуры, религии и идеологии, причем изучается она нередко через сопоставление американского и русского типа религиозности.

Апробация исследования: Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в качестве лекционного материала по курсу «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Особенности межкультурной коммуникации» по специальностям «менеджмент управления организаций» — Государственного Социального Университета, «туризм и гостеприимство» — Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (филиалы в г. Анапе). Диссертация была обсуждена на заседании кафедры зарубежной литературы Кубанского госуниверситета и заседании Диссертационного совета на факультете журналистики КубГУ. Результаты исследования были использованы в форме докладов на международной научно-практической конференции «Стратегии социально-экономического развития рекреационных территорий», школы-семинара для студентов, молодых ученых и специалистов «Социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные проблемы современной российской молодежи» (г.Анапа, 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции «.Порой опять гармонией упьюсь» (г. Анапа, 2009), 7-й межвузовской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (г. Краснодар, 2009).

Теоретическая значимость. Данная работа вносит свой вклад в решение проблемы изучения мифа в литературе. Она позволяет увидеть сложное соотношение архаических и новых общечеловеческих и национальных мифологем в художественном тексте, позволяет сделать очевидной мифологичность художественного мышления.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы и учтены при разработке курса литературы,' культурологи и страноведения для средней и высшей школы.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, 3 глав, и Заключения. В первой (теоретической) главе рассматривается проблема мифа и литературы. Во второй анализируется мифологема Свободы последовательно у всех трех авторов. В третьей мы также рассматриваем каждый роман с точки зрения воплощения в нем темы Креста. Список использованной литературы состоит из 201 наименований, из них 41 на английском языке. Общий объем — 193 страниц.

Заключение

.

Исторический период первой половины XX века (а именно в это время жили и творили рассматриваемые нами авторы) ознаменовался общественными катаклизмами мирового масштаба — войнами и революциями. И об этом пишут многие. Но если рассматривать данную эпоху не с социологической, а с нравственной точки зрения, то мы увидим, что это была попытка ввергнуть человечество в новый вид духовного рабства: подчинить ложным идеям и теориям (большевизм в России, фашизм в Германии). Поэтому можно сказать, что проблема духовной свободы (а не только политической) была выдвинута самой эпохой.

У американских авторов мы видим сильный акцент на личной свободе человека, свободе выбора, отказе от общепринятых мнений, эскапизме и странничестве, что объясняется традициями пуританства в американском сознании. В русской литературе преобладает мотив, жертвенности и терпения, что связано с православием. Однако, несмотря на яркие индивидуальные различия, естественные у крупных художников слова, в художественной интерпретации мифологемы свободы они приходят к очень близким выводам — настоящая подлинная свобода и даже бессмертие обретаются в служении Высшему, Доброму, в преодолении злого начала в самом себе, в усовершенствовании своего духа — то есть в Кресте. Формой этого служения для всех трех писателей — Пастернака, Уоррена и Т. Вулфа — является творчество. Творчество также рассматривается как вид самопожертвования. Такой крест и есть преодоление смерти и путь к вечной жизни. Это можно назвать эстетическим решением религиозной проблемы Креста.

У всех трех авторов звучит мысль о том, что страдание (то есть Крест) возвышает человека больше чем, чем бездумное сиюминутное счастье. У Пастернака эта мысль органично идет из глубин русской культуры, но любопытно, что и у американских писателей — Вулфа и Уоррена — она звучит весьма отчетливо, хотя им, наверное, было труднее придти к этому (учитывая тенденции американской философии прошлого — Эмерсона, Торо, Джеймса, для которых типичен оптимизм и прагматизм). Способствовать этому могло только пуританское учение или, может быть, еще американский романтизм, который в свою очередь получил эту идею из протестантства новоанглийских переселенцев.

Можно говорить о созвучности не только общих, но и более частных моментов: например, очень близкие символы поезда у Пастернака и Т. Вулфамотивы Гамлета и Шекспира в целом у этих двух писателейсимволы Потопа у Р. П. Уоррена и метели и Б. Пастернакапротивопоставление наготы земли и города у Т. Вулфа и у Р. П. Уоррена и другие. Вполне уместно поставить в один типологический ряд образы зимы у Пастернака, потопа у Р. Уоррена и земли у Т.Вулфа. Все они выражают идею стихии, стихийного, (но не хаотичного), которые могут быть соотнесены с идей свободы или (или наказания), но эта свобода и стихия преодолевается Крестом (он представляет структурированное, организованное, направленное пространство, устремленное вверх. Все три рассматриваемые автора предстают как представители одной общей парадигмы — парадигмы европейской христианской культуры, но в то же время внутри нее представляющие индивидуальные решения, связанные с конфессиональными и национальными различиями. Мифологема «Свободы» и «Креста» сегодня привлекает внимание не только литературоведение, но и всю мировую культуру. Мы рассмотрели отражение данных мифологем в трех произведениях художественной литературы: «Доктор Живаго» Пастернака, «Оглянись на свой дом, ангел» Вулфа и «Потоп» Уоррена. Этот небольшой участок всей шкалы мировой христианской культуры, позволяет говорить нам об общих духовных ценностях и связях. Именно такие символы, как Крест и Свобода способны и разъединить, но в большей степени объединить не только Россия и Америку, но и все человечество. Эти мощные образы несут человечеству духовность, пробуждают нравственность и учат терпимости. Именно они обеспечат не только физическое, но и духовное выживание человека в мире.

Проведенное исследование позволяет с большой отчетливостью увидеть, сколь велика роль мифологем в художественном тексте. Каждый текст невидимыми нитями связан, прежде всего, с религиозным сознанием своего народа. Изучение конкретных авторов позволяет увидеть всю сложность, многообразие и опосредованность этих связей. В культуре 20 века очень значимыми стали символы Свободы и Долга Свободы и Жертвенности.

Мифологемы находят отражение, прежде всего в символических мотивах (так как художественный язык — это язык символов). Среди символов, обозначающих Свободу и Крест, большую роль играют природные символы — зима, метель, потоп, вода, земля, весна, дорога, свет и др. Художественное произведение предстает своеобразным религиозно — мифологическим кодом исторической и личной реальности, авторским художественным мифом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе// Античность и современность М., 1972, 231 с.
  2. Н. Владелец Йокнапатофы. Очерк творчества. М. Книга. 1991,416 с.
  3. В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля. Вопросы философии.-1995. № 1., с. 52−69
  4. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. Том 1. М.: Современный писатель, 1995., — с. 40−45
  5. B.C., Романова И.В, Самойлова Т. А. Русская лирика XIX-ХХв. в диахронии и синхронии. М., 2003.С. 14.
  6. Р. Мифологии. М. Издательство им. Сабашниковых, 1996. 234 с.
  7. Бахтин М. М. Эпос и роман. О методологии исследования романа. htpp//www/infoliolib/philo/bahtin/epos/htm.
  8. Ю.Бердяев Н. А. О назначении человека. М. Республика, 1993., с. 383, 4.2, глава 3. Этика творчества., с. 118−139
  9. П.Бердяев Н. А. Самопознание. Лениздат.1991., 398 с.
  10. Бердяев Н. А. Русская идея. Париж, 1971., 302 с.
  11. Бердяев Н. О святости и честности. Из книги «Судьба России», 1918 г. Mozila Firefox htpp: // www. veh: net/ berdyaev/ filos svob/Ol.html
  12. И.Бердяев. H. Философия свободного духа. Символ, миф и догмат. Библиотека «Вехи» Mozila Firefox htpp: // www. veh: net/ berdyaev/ filos
  13. . H. Философия свободы. Библиотека «Вехи» Mozila Firefox. htpp:// www. veh:net/berdyaev/filossvob/01.html
  14. Д. Борис Пастернак, ЖЗЛ, Молодая гвардия. М., 2007., с. 893
  15. Бычков. Эстетика. Академический проект.2008. 452 с.
  16. В. Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России. «Новый мир», 1996, № 5
  17. А. Художественное творчество как принцип объяснения мифов. М., 1901., 140 с.
  18. О. д.ф.н. МГУ им. Ломоносова. «Русская идея»: мечты и реальность.- Mozila Firefox htpp:// www. veh:net/berdyaev/filossvob/01.html
  19. M. Россия распятая. «Юность», 1990, № 10. http://lingva/russianplanet/ru/library/mvoloshin/mvrussia.htm
  20. Вулф Томас. Домой возврата нет. Пер. с англ. Норы Галь. Р.Облонской. М. Эксмо.2007., 640 с.
  21. Л.С. Собрание сочинений, т.2. М. Педагогика, 1982., 360 с.
  22. .М. Временной контрапункт как формообразующийпринцип романа Пастернака «Доктор Живаго»//Дружба народов.1990. № 3
  23. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос.М., 1995., 480 с.
  24. Генон Рене «Символика креста» http://wwwkoob.ru/genon/simvolikakresta
  25. С. Г. Взаимовлияние американской и мировой культуры. Материалы XXX международной конференции. Проблема свободы выбора в техногенном и традиционном обществе., с.310−312
  26. А. Миф и символ М., 1993., 241 с.
  27. Я.Э. Логика мифа М. «Наука». 1987., 224 с.
  28. А.В. Миф как философская проблема// Античная культура и современная наука М. Наука, 1985., 273 с.
  29. И. А. Пасхальность русской словесности. Монография, М., 2004., 258 с.
  30. Житие святителя Мартина Думийского, просветителя Галисии.//Святые и святыни//Православие. Ru Mozilla Firefox
  31. Н.Б. Борис Пастернак. Времена жизни. «Время». 2007., 448с.
  32. Н.Б. В.Шаламов и Б.Пастернак. Знамя.2007, № 9
  33. Н.Б. Смерть и воскрешение доктора Живаго//Юность.1988.5
  34. Н.Б. Точность тайн. Поэт и мастер. //Знамя, 2001, № 11
  35. О.В. Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени. М. Либрис, 1992
  36. И. О русской идее. Библиотека думающего о PoccHH. Mozila Firefox// www/patriotica/ru5 2. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры//Москва.№ 12/1996., с. 170−182
  37. Л.О. Творчество Томаса Вулфа в оценках зарубежных и отечественных критиков. Материалы 1 международной Интернет конференции «Hoei вим1ри сучасного свЬу» Том 1. Часть 2 Мелитопль, 2005, с.48−50.
  38. К., Юнг К. Введение в сущность мифологии// Юнг. Душа имиф. Шесть архетипов. Киев 1997., 504 с.
  39. В.В. О русском национальном сознании. Алгоритм. 2002., 384 с.
  40. Л.Н.Толстой и США: переписка. М. ИМЛИ.2004., 521 с.
  41. В. Р."Американская мечта" и внешняя политика США//Экспорт вооружений. 1999, № 6
  42. В.Р. «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики //Государство. Церковь. Религия. В России и за рубежом. 1999. № 4
  43. В.Р. О гражданстве земном и небесном. «Церковь и общество».№ 3.1998, http://www.aquarium.ru/psih/relig9.html.
  44. Легойда В.Р. In God we trust? Религиозность по-aMepHKaHCKH.http://www.aquarium.ru/psih/relig9.html.
  45. Д. Размышления над романом «Доктор Живаго». Москва. «Советский писатель», 1998
  46. Лихачев Д. Размышления над романом «Доктор Живаго"//Новый мир, 1998, № 1, с.5−10
  47. А. Ф. Знак. Символ. Миф, М. Издательство Московского университета. 1982., 311 с.
  48. А.Ф. Диалектика мифа.// dialektikamifa. rar-WinRar. Internet Explore
  49. А.Ф. История античной эстетики, т.2,М. „Искусство“ 1969., 150 с.
  50. Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов//Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 197.3., с. 26
  51. Ю.М. Структура художественного текста. М.Искусство.1970., 333 с.
  52. Г. И. „Доктор Живаго“, как роман о творчестве. Оправдание творчеством. „Прометей“, 1990., 238 с.
  53. Е.М. Поэтика мифа. М., Наука, 1976., 406 с. 81 .Митрополит Сурожский Антоний. Проповеди и беседы/Microsoft Internet Explore||
  54. Мифологический словарь. Мелетинский Е. М. „Советская энциклопедия“, М. 1990., 320 с.
  55. Мифопоэтика и мифологема в системе терминов. htpp ://otherreferats/all best/ru/li terature/-html
  56. M.M. Театр Шекспира. M, Всерос. Театр. О-во, 1984., 220 с
  57. А. Постмодернистская политика: как появляются компрадорские режимы. Ьйр:/\г\^.double everest.ru/start.files/panarin/
  58. Паррингтон.В.Л Основные течения американской мысли, т. 1. М., 1962., 486 с.
  59. П.В. Кнут Гамсун в европейской культуре. Наш современник, № 7, 2001
  60. . Доктор Живаго, М, Советский писатель, 1989., 736 с.
  61. Пастернак Б. Л Переписка с американским издателем» Доктора Живаго",// Знамя, 2005 № 10
  62. .Л. На том берегу неба: переписка Б. Пастернака и Ромена Роллана // Знамя 2002, № 11, — с. 162−174
  63. .Л. Переписка с Элен Пельтье- Замойской // Знамя, 1997, № 1.,-с. 107−147
  64. Е. Нобелевская премия Бориса Пастернака // Новый мир, М., 1990, № 2, — с. 191−194
  65. Поль Д.В., Универсальные образы и мотивы в творчестве
  66. Шолохова. «Педагогика искусства» 2009., с. 10−14
  67. Православие и католицизм. Жевахов Николай. Библиотека думающего о России// www/patriotica/ru
  68. Притча о блудном сыне (М.15) Ветхий Завет. Митрополит Сурожский Антоний. Проповеди и Беседы — Mozila Firefox. // www/patriotica/ru
  69. Псалтирь и каноны, чтимые по усопшим/ Москва/2007., 898 с.
  70. A.M. Мифологические размышления «Языки русской культуры», М., 1996., с. 280
  71. Ральф Удо Эмерсон. Доверие к себе, ecce./www.emerson.com/
  72. Ральф Удо Эмерсон. О Природе /www.emerson.com/
  73. Раннехристианская символика.- Mozila Firefox // www/patriotica/ru
  74. РудневВ.П. Словарь культуры 20 века. «Аграф», 1997., 980 с.
  75. Русский крест. Символика православного надглавного креста. ACT, М., 2006., 300 с.
  76. А.Л. Р.П.Уоррен и В.Г.Распутин: нравственный выбор в условиях цивилизации XX века. Материалы XXX международной конференции. Воронеж., с. 303−306
  77. С. Ревизия Юнговой теории архетипа.//МогПа Firefox/
  78. Символы и святыни Российской державы/ Н. А. Соболева, А. Н. Казакевич.-М. ОЛМА-ПРЕСС/2006., 893 с.
  79. Ан. Пшеничный Э. Кафка и Пастернак, http:// www. kafka. ru/kafka + pasternak
  80. Слёзкин.Л. Ю. Соглашение на «Мэйфлауэре/ Из предыстории Соединенных Штатов Америки Новая и новейшая история. 1974 г. № 5
  81. . Кто вы, Доктор Живаго? Расшифрованный Пастернак. М., «Эксмо» «Яуза», 2006., 352 с.
  82. В. С.Соч. в 2-х т.т. М., 1989, т.2, 246 с.
  83. B.C. Мир Востока и Запада // Соч.: В 2 т. М. 1989. Т.1.
  84. Страдание живой культуры. К 100- летию Б.Л.Пастернака// Наше наеледие.1990, № 1, с.37−63
  85. В. Исключение в пользу гения. Тайная свобода Юрия Живаго. Московский вестник .1990, № 3
  86. И.А. Интермедиальные связи стихотворений Пастернака «Рождественская звезда» и «Магдалина». Ярославский педагогический университет. Вестник. 2003 № 3
  87. И. Живаго- жизнь стихии и стихи. //Звезда 2001, № 4
  88. . Л. Н. Ситуация «странничества» в национальных вариантах мировой культуры./ Национальное и общечеловеческое в русской художественной мысли условиях глобализации: Матер. Научно-практ. Конференции/КубГУ/ 2003., 114 с.
  89. Л.Н. Метафизика и мистика света в дискурсе художественного текста. Дидактика Художественного текста. /Сборник научных статей/ № 2. Краснодар. 2005., 148 с.
  90. Татаринова- Л. Н. Мифологемы креста и распятия (Т.Элиот, У. Фолкнер, Ф. Кафка, А. Камю) Открытый образовательный портал КубгУ//
  91. Л.Н., Т.А.Хитарова. Архетипические символа Верха и Низа в романе с притчевым началом. (А.Мердок, У. Голдинг, А. Платонов) /Краснодар: КубГУ, 2003., 254 с.
  92. С.М. «Русский мифологический роман», М.2008., 326 с.
  93. М. Россия. Незавершенный проект. Ключевые понятия. Образы, символы. Иваново. Ивановский государственный университет.2000., 199 с.
  94. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Ушакова Д.Н.1. М./Г.2.1938., 932 с.
  95. В. Писатель и автобиография: книга длиною в жизнь// Томас Вулф. Жажда творчества. М. «Прогресс"1989., с. 20
  96. В.Н. Крест. Мифы народов мира. Т.2.М., 1992., 526 с.
  97. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное.- М.Изд. группа Прогресс Культура, 1995., 155 с.
  98. Е.Н. Смысл жизни// Русские философы. М. 1994., 200 с.
  99. И. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Наследие Чингисхана, — М.1999., 421 с.
  100. В.Г. Мифологема героя и массовое сознание. Автореферат на соискание степени кандидата философских наук. Саратов. 2001., 27 с.
  101. А. О Метафизике Американского образа жизни. Наш современник.№ 3. 2001
  102. Р.П. Дебри. Цирк на чердаке. Б.С.Г. ПРЕСС, М, 2001
  103. Р.П. Дебри. Цирк на чердаке. Роман. Рассказы/Пер. с анг. послесл. В.Голышева.М:Б.С.Г.-ПРЕСС, НФ «Пушкинская библиотека», 2001., 478 с.
  104. Р.П. Потоп. Пер. с англ. Голышевой, М., «Крус», 1994., 439 с.
  105. П.А. Иконостас. М. «Искусство», 1994., 149 с.
  106. У. О частной жизни. Американская мечта: что с ней произошло?. Приложение к Анастасьев Н. Фолкнер: очерк творчества bib.ru/culture/litstudy/
  107. М.Н. Торо. На пороге просвещения. Диалог о природе во времени и пространстве: поиск этических альтернатив.
  108. В. Русская идея на историческом перекрестке. «Свободная мысль», 1992, № 6, с. 36
  109. О. Закат Европы.// Философия истории. Антология. -М., 1995.,-с. 158−186
  110. М. Аспекты мифа. М, 2000., 352 с.
  111. М. Очерки сравнительного религиоведения.(Райегпз in comparative religion, 1958) Монография. Ладомир. 1999., с. 488. Перевод с английского Ш. А.Богиной
  112. Р.У. Эссе. Торо Г. Уолден, Жизнь в лесу. М.1986., с.639
  113. Юнг К.Г. О психологии бессознательного. htpp:/www/Jungland — mozila firefox
  114. Юнг К. Г. Психоанализ. htpp:/www/Jungland mozila firefox
  115. Юнг. К. Г. Попытка психологического истолкования догмата о троице./ htpp: www/Jungland — Mozila Firefox.
  116. Юнг.К.Г Архетип и символ.//Хрестоматия по психологии.- М., 1991
  117. A Pair of Moles: Robert Penn Warren and William Styron. By Robert
  118. Cheeks.P.96. www.robertpennnwarren.com/
  119. A Consolidated Biography of William Penn: / http://www.hallworthington.com/Penn.
  120. American life, and Institution. Douglas K/Stevenson. 1987. Stutgart.144 p.
  121. Apocalypse and Redemption- the Life and Works of Robert Penn Warren and Robert Lowell. By Tony Morris. P.60. www.robertpennnwarren.com/
  122. Barnes.S.John. A Stone, a Leaf, a Door. Scribner. Maxwell Macmillan International. New York. Toronto. New York.1991.166p. http://open library.org/b/
  123. Bellah R. The Broken Convent. American Civil Religion in Time of Trial. The University of Chicago. Press, 1975.
  124. Bodin.P.A. Nine poems from Doctor Zivago. A study of Christian motives in Boris Pasternak’s poetry. Stockholm. 1976
  125. Clean Brooks and Robert Penn Warren: A Literary Correspondence. Columbia University of Missouri Press, 1998.2001Robert Penn Warren A Biography, N.Y. Random House. 1977. www.robertpennnwarren.com/
  126. Cleanth Brooks and Robert Penn Warren: A Beautiful Friendship by Mark Royden Winchell, P23. www.robertpennnwarren.com/
  127. Critical Essays on Robert Penn Warren, (ad) Boston, G.K.Hall, 1981.
  128. Donald David Herbert. Look Homeward: A Life of Thomas Wolfe. Boston: Little Brown, Harvard University Press. 2002. p.579.
  129. Douglas Allen. Myth and Religion in Mircea Eliade. Garland Publishing. 1998, 386p
  130. Flood. A Romance of our time. R.P.Warren. Random House. New York. 1964.
  131. Floyd Watkins Thomas Wolfe’s Characters. Portraits from Life.
  132. Floyd Watkins. Thomas Wolfe’s High Sinfulness of poetry. P. 197 206. Modern Fiction Studies. Issue 4. Volume 4. 1956. http:/www.questa.com/gqogle.scholar.gst-jsessiorid=
  133. Francis Mac.Govern.Thomas Wolfe’s Angel. www.Hteratytraveler.com/Hteraryarticles/thomaswolfeslookliomeward.
  134. Grimshow James A. Understanding Robert Penn Warren. Jr. University of South Carolina Press. .2001www.robertpennnwarren.com/
  135. Issac Deutcher/ Pasternak and the Calendar of the revolution (1959) Pasternak. Modern Jugements. Donald Davie & Angela Livingstone, Macmillian, 1969, Tyt University Press, Glasgow, (p.240−258)
  136. James Adams, the Epic of America, 193 ILittle Brown and Co. Boston. Mass.433p
  137. Jefferson Thomas. The Jefferson Bible. Boston: Beacon Press. 1989.171 p.
  138. Jung C.G. Man and his Symbols, New York: Doubleday.
  139. Lewis, R.W.B. «Warren's Long Visit to American Literature. Yale Review.4. P.568−590.
  140. Lonely than God. Robert Penn Warren and the Southern Exile. Randy Hendricks, 2000, the University of Georgia Press, Athens, Georgia.
  141. Look Homeward, Angel. A Story of the Buried Life. Grosset & Dunlap. New York/ 1929.
  142. Pasternak.Modern Jugements. Donald Davie & Angela Livingstone, Macmillian, 1969, Tyt University Press, Glasgow.
  143. Patricia Breadly. Robert Penn Waren, Thomas Wolfe, and the Problem of Autobiography. The South Carolina Review. P. 136−145. http:/www.clemson.edu/coah./cedp.articles/382-warrenessaybreadly.pdf.
  144. Pollock, Thomas Clark. T. Wolfe at Washington Square. N.Y.I954, 168p. www questia, com.
  145. Robert N. Bellah. Civil Religion in America //Religion American Style, Harper & Row, NY, 1974.
  146. Robert Penn Warren, Thomas Wolf, and the Problem of Autobiography by Patricia L. Bradly.P.13. www.robertpennnwarren.com/
  147. Robert Penn Warren: Genius Loves Company. Ed. By M.R. Winchell. Clemson University. Digital Press. Copyright 2007, by Clemson University www.robertpennnwarren.com/.
  148. Stevan D. Ealy. «A Friendship that has Meant So Much»: Robert Penn Warren and Ralf W. Ellison. The South Carolina Revew. The Collected Essays of Ralf Ellison. New York. 1995 .pp. 162−172/162−172warrenealyessay.pdlf.
  149. The autobiographical outline for Look homeward, Angel by Thomas Wolfe- ed. By Lucy Corniff and Richard S. Kennedy. LSU Press 128 p.
  150. The enigma of Thomas Wolf, biographical and critical selection ed. by Richard Gaither Walsar/ Cambridge: Harvard UP, 1953
  151. The Tallest Lady in the World. The Statue of Liberty. By Norah Smaridge Weekly Reader Books. Middletown, Connecticut. 1986.
  152. Underwood, Thomas. «Autobiography and the Ideology in the South: Thomas Wolfe and the Vanderbuilt Agrarians» American Literature. 61,1 (March 1989) p.31−45.
  153. W.Penn «No cross no crown: «http://www.hallworthington.com/Penn.
  154. Walker, Marshall.» Robert Penn Warren: An Interview» Talking with the Robert Penn Warren. Ed. Floyd Watkins, John T. Heirs, and Mary Louise Weaks. Athens. U of Georgia, 1990
  155. Warren R.P. Portrait of the Father. Lexinton: UP of Kentucky, 1988 www.robertpennnwarren.com/
  156. Warren, Robert Penn. «A Note on Hamlet of Thomas Wolfe»: Three Decades of Criticism. Ed. Lesley A. Field. New York U.P., 1968.205−206. www.robertpennnwarren.com/
  157. Watkins, Floyd. Then & Now. The personal Past in the Poetry of Robert Penn Warren. Lexington: U.P. of Kentucky, 1982. www.robertpennwarren. com/
  158. Wolfe Thomas. The letters of Thomas Wolfe. Ed. Elisabeth Nowell. New York: Scribner’s, 1956
Заполнить форму текущей работой