Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Самоконтроль как деятельность учащихся способствующая их развитию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самоконтроль в психологии и поведении может осуществляться исключительно на сознательной основе. Анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять их; и т. д. Умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу); Изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности,. Планировать состав действий, определяя субъективные… Читать ещё >

Самоконтроль как деятельность учащихся способствующая их развитию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, корректировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий, неправильных поступков.

В начальных классах начинают закладываться способы учебной работы, приемы действий, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем. Занимаясь разработкой технологических приемов развития самоконтроля у детей на уроках в начальной школе, выявлено, что ученик владеет самоконтролем, если:

  • — умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу);
  • — изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности,
  • — планировать состав действий, определяя субъективные трудности;
  • — сличать действия с образцом, заданным учителем;
  • — умеет самостоятельно находить ошибки,
  • — анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять их; и т. д.

Саморегуляция — контроль и управление человеком собой, своими психологическими процессами, состоянием и поведением. Человек вполне в состоянии управлять всем, что осознается им и находится под контролем его воли.

Самоконтроль в психологии и поведении может осуществляться исключительно на сознательной основе.

Желая избавиться от отрицательных своих качеств, человек намечает цель, планирует и контролирует шаги на пути ее достижения. Всё это — сознательные процессы. Как правило, человек осознает определенные свои способности и интересы, черты характера, мысли и чувства, реакции на обстоятельства жизни. Всем этим, в принципе, он может управлять.

Для того чтобы изменить себя, собственных усилий недостаточно, тем более, если речь идет о формировании самоконтроля у младших школьников. Для этого нужна помощь окружающих, в том числе и учителей, так как со стороны легче контролировать происходящие изменения в поведении человека.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся, и их мотивацию к учению. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил. Он способствует развитию характера в ходе выполнения домашнего задания. Из школы ребенок приходит уставший, и ему естественно хочется отдохнуть. Кроме того, по возвращении домой возникает много других, отвлекающих от учения дел: посмотреть телепередачу, погулять, пообщаться с друзьями, поиграть или просто лечь и немного поспать. Для того чтобы в ходе выполнения домашнего задания укреплялся характер ребенка, необходимо: во-первых, приучать его делать домашнее задание сразу же по возвращении из школы домой или спустя короткое время после отдыха. Во-вторых, начинать выполнение домашнего задания с самых трудных учебных предметов. В-третьих, научиться контролировать себя, всегда тщательно проверять правильность выполнения домашнего задания. Следование этим правилам самоконтроля наверняка будет способствовать развитию волевых и деловых черт характера у ребенка.

Ощущение потребности в самоконтроле и самоанализе начинает проявляться в подростковом возрасте и тогда появляется нужда в тактичной педагогической помощи взрослых. Если такая помощь со стороны педагогов и взрослых была организована ранее, на начальных этапах развития и обучения ребенка, то в подростковый период самоконтроль и самодисциплина позволяет подросткам более сознательно строить свою жизнь и контролировать себя, принимая то или иное решение или какое-либо действие.

Овладение способами самоконтроля не только активизирует процесс учения, расширяя возможности усвоения, но и приводит к качественно новым формам активности, которая выступает как самоактивность ученика в виде самоорганизации, что непосредственно влияет на воспитание личности ученика, определяя его самосознание, отношение к себе, сверстникам и окружающему миру.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой