Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Народная медицина. 
Эпидемии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце XVI — начале XVII в. карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время чумы 1654—55 гг. на дорогах были установлены заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы… Читать ещё >

Народная медицина. Эпидемии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с развитием ремесла в Киевской Руси (IX-XIII вв.) получила развитие народная медицина. В феодальной Руси XI—XVI вв. носителями медицинских знаний были народные врачи-ремесленники, лечцы, а также врачеватели, для которых лечение людей было профессией — лекари. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, в лечебной практике широко используя различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Основное место в древнерусской медицине занимали «зелия» растительного происхождения: гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, в качестве противопростудных давали имбирь, перец считался панацеей от всех болезней, мускатный орех применялся, как мочегонное средство. Особый «авторитет» имело семейство луковых, а в особенности лук и чеснок. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях. Из средств животного происхождения врачеватели применяли сырую печень трески, желчь животных, сало, молоко. При болезнях сердца, при эпилепсии, душевнобольных, при запоях применяли секрет железы кабарги — мускус. Из минеральных средств они широко использовали полудрагоценные и драгоценные камни: камень лазурит применялся в качестве слабительного, алмаз — для смазывания краев гнойных ран и язв, для лечения десен при цинге. Из агата в Древней Руси изготавливали сосуды для перевозки и хранения лекарств, уже тогда агат славился, как лечебное средство. Особым уважением пользовался аметист, он почитался, как противоядие при алкогольном отравлении.

За советом и помощью к народным врачевателям обращались, как простые люди, так и великие князья. Опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках. Рукописные лечебники можно считать медицинскими энциклопедиями, так как помимо болезней и лекарств, в данных лечебниках излагалось течение болезней, способы их распознавания.

Лечение врачей-ремесленников (лечцов) и лекарей-профессионалов было доступно лишь имущим слоям.

Врачеванием занимались светские люди: мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием, многочисленные письменные памятники тому подтверждение.

Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие определенного уровня санитарной культуры: общественной, пищевой, личной. Внедрение в быт санитарно-гигиенических мероприятий Киевской Руси опережало соседние с ней страны. При раскопках в Новгороде был обнаружен деревянный трубопровод, бани, относящиеся к XXI веку. Простуду, радикулит, остеохондроз лечили в бане, здесь же рожали детей.

Для светских (вольных) врачевателей была установлена плата за лечение, в отличие от «безмездной» монастырской. Безмездным врачевателем слыл лечец Агапит. Среди светских врачевателей были и иностранцы (лечец-армянин, Петр Сириянин).

В средние века торговые ворота страны открывали путь «повальным эпидемиям». К концу XIV в. их связь с прибытием торговых судов была очевидна. На Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород: известно о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период XIV—XV вв. Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению предохранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест: умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет». Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Во время эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове князь Михаил Кислица «велел… улицу Петровскую заперети с обою концов».

В конце XVI — начале XVII в. карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время чумы 1654—55 гг. на дорогах были установлены заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Умерших погребали за чертой города. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения».

Прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это вело к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности.

Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой