Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тест семейных отношений (Family relation test)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все карточки пронумерованы, их вручают обследуемому в определенной последовательности. Кроме того, карточки подразделяются на две группы: Л и В. В первой группе — 54 карточки с негативно и позитивно эмоциональными высказываниями-обращениями к членам семьи (18), самому себе (18) и господину Никто (18), т. е. здесь идет речь о чувствах реальных. Во второй группе содержатся по 16 карточек… Читать ещё >

Тест семейных отношений (Family relation test) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проективная методика исследования личности, опубликованная Джеймсом Антони и Евой Бене (James Anthony, Eva Bene) в 1952 г. и предназначенная для раскрытия отношения ребенка к родственникам и самому себе. Позволяет достаточно быстро и объективно выявить направленность и интенсивность чувств и эмоций (позитивных и негативных) ребенка по отношению к каждому члену семьи, определить уровень взаимности в отношениях.

Методика может быть использована в работе с детьми от трех до семи, а также от восьми до 15 лет. В зависимости от возраста ребенка меняется процедура проведения исследования.

Тест состоит из двух частей.

Первая часть представляет собой стандартный комплект из 20 контуров фигур людей (разного возраста, форм, размеров), которые при соответствующем, поддерживаемом в ходе обследования внушении со стороны психолога должны быть приняты ребенком за членов семьи или значимых для ребенка людей. Среди этих фигур самая важная та, которая названа «господин Никто».

Вторая часть теста семейных отношений — стандартный набор из 86 карточек с разными высказываниями (информация, сообщение, исходящее от определенного человека и обращенное к другому). Эти высказывания — выражение чувств ребенка к родителям, другим членам семьи, а также тех чувств, которые эти лица испытывают к ребенку (как он это себе представляет).

Все карточки пронумерованы, их вручают обследуемому в определенной последовательности. Кроме того, карточки подразделяются на две группы: Л и В. В первой группе — 54 карточки с негативно и позитивно эмоциональными высказываниями-обращениями к членам семьи (18), самому себе (18) и господину Никто (18), т. е. здесь идет речь о чувствах реальных.

Например:

  • — Этого человека из нашей семьи я очень люблю.
  • — Этот человек из нашей семьи мне приятен.
  • — На этого человека из нашей семьи я часто злюсь.

Во второй группе содержатся по 16 карточек с отрицательно и положительно эмоциональными высказываниями, однако отражены чувства лиц, окружающих ребенка, т. е. здесь мы имеем дело с чувствами воображаемыми.

Например:

  • — Этот человек из нашей семьи меня крепко любит.
  • — Этот человек из нашей семьи на меня часто злится.
  • — Этот человек из нашей семьи на меня часто жалуется.

Процедура обследования состоит в выборе ребенком из набора фигур тех, которые представляют членов его семьи, и добавлении к ним господина Никто. Фигуры прикрепляются к небольшим картонным коробкам. После этого психолог начинает играть с ребенком в «почту». Он зачитывает высказывания, написанные на карточках, и отдает их ребенку. Получив карточку, обследуемый должен опустить ее (выступает в роли почтальона) в «почтовый ящик» той фигуры, которой, по его мнению, адресовано это сообщение. Если «письмо», как считает ребенок, никому не подходит, оно опускается в коробку-ящик господина Никто. Психолог должен стремиться к тому, чтобы процедура была максимально приближена к игровой ситуации.

Такая организация диагностического процесса позволяет получать информацию даже от детей, имеющих проблемы с вербальным самовыражением, например, от дошкольников и детей с нарушениями речевого развития.

Процедура обследования занимает 20—25 минут. Для детей 3—7 лет количество карточек с высказываниями сокращается с 86 до 40.

Тест позволяет раскрыть отношение ребенка к ближайшим родственникам, самому себе. Все имеющиеся данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности теста семейных отношений.

  • 1. Данилова, Е. Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга: практ. рук-во / Е. Е. Данилова. — М., 1992.
  • 2. Тарабрина, П. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: метод, рекомендации / П. В. Тарабрина. —Л., 1984.
  • 3. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга: метод, рук-во / Л. А. Ясюкова. — ИМАТОН, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой