Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия адаптации студентов младших курсов к обучению в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексность разрабатываемой педагогической проблемы потребовала использования системы взаимно дополняющих методов исследования. В процессе работы были использованы методы теоретического исследования — изучение и анализ литературы: а) произведений классиков марксизма-ленинизма, постановлений партии и правительства по высшей школеб) исследований по психологии, педагогике, социологии, кибернетике… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ .-.г
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Понятие «адаптация студентов», его содержание и структура
    • 1. 2. Современная практика адаптирования студентов и ее особенности в опыте технического вуза
    • 1. 3. Методы исследования и его организация
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
    • 1. П КУРСОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
      • 2. 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению процесса адаптации студентов младших курсов
      • 2. 2. Факторы дезадаптации студентов младших курсов технического вуза
      • 2. 3. Организация и результаты эксперимента по оптимизации управления процессом адаптации
      • 2. 4. Педагогические условия повышения эффективности процесса адаптации студентов младших кррсов
  • ВЫВОДЫ

Педагогические условия адаптации студентов младших курсов к обучению в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многоплановые задачи совершенствования развитого социализма, усиление противоборства двух мировых систем требуют дальнейшего улучшения партийного руководства народным образованием, всего дела воспитания подрастающего поколения.

Многогранную деятельность проводят КПСС и Советское государство, последовательно претворяя в жизнь и творчески развивая в современных условиях ленинские идеи о народном образовании. Исходя из установок ХХУ1 съезда, июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, партия выдвинула стратегическую программу дальнейшего совершенствования народного образования и коммунистического воспитания подрастающего поколения в зрелом социалистическом обществе. Эта программа обусловлена назревшими потребностями социально-экономического и духовного развития страны и отвечает коренным интересам всех советских людей.

Предложения партии по совершенствованию общеобразовательной и профессиональной школы были обстоятельно обсуждены на собраниях трудовых коллективов, в школах и ПТУ, в вузах и техникумах, в партийных, профсоюзных, комсомольских организациях. Состоялось миллион триста тысяч собраний, на которых выступило 7 миллионов человек, а всего в обсуждении Проекта ЦК КПСС о школьной реформе приняли участие около 120 миллионов советских людей.

Цели намеченных преобразований четко сформулированы в постановлении апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС: «Реформа призвана поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы на качественно новый уровень, устранить недостатки, имеющиеся в ее деятельности, обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитание в духе любви к нашей социалистической многонациональной Родине и готовности к ев защите, в духе пролетарского интернационализма. Осуществление реформы позволит коренным образом улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производительным трудом.» (24,с.25−26).

В этой связи неизмеримо возрастает" роль и ответственность высшей школы в деле обучения и воспитания всесторонне развитых людей — высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства страны.

Население заинтересовано, — отмечала Н. К. Крупская, — в том, чтобы у начальной, средней и высшей школы была одна общая цель: воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное, продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизнилюдей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь. Такие люди необходимы социалистическому обществу, без них социализм не может осуществиться полностью (145, т. П, с. II).

Система высшего образования оказывает все возрастающее влияние на ускорение научно-технического прогресса, на дальнейший рост экономического и духовного потенциала страны.

В Отчетном докладе Центрального Комитета ХХУ1 съезду КПСС отмечалось: «Известны успехи советской системы высшего и среднего специального образования. Только за последние пять лет она дала нашему народному хозяйству 10 миллионов квалифицированных специалистов.

В то же время многое в этой системе можно и нужно улучшать" (15,с.60).

Актуальнейшей задачей высшей школы на современном этапе является значительное улучшение качества подготовки специалистов для народного хозяйства, идейно-политическая закалка студенчества.

Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" (22,с.18).

Задачи, стоящие перед высшей школой, четко определены в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972 г.), «0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.)," 0 дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" (1979 г.), «Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации» (1982 г.) (17,18,19,20,21).

Это всестороннее улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, совершенствование их ццейно-политического воспитания, укрепление связи с производством, практикой коммунистического строительства, постоянное и последовательное совершенствование учебных планов и программ на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта.

Советское студенчество составляет значительную часть молодежи. В 1982;1983 учебном году в 891 высшем учебном заведении обучалось более 5315 тысяч студентов (258, с.222).

Подготовка специалистов в высшей школе ведется по 400 специальностям и примерно по одной тысяче специализаций, охватывающих все отрасли современной науки и производства.

Активное участие молодежи в преобразовании общественных отношений, в решении общечеловеческих проблем предопределяет судьбы исторического прогресса. Вот почему молодежь становится объектом пристального внимания и изучения со стороны всех общественных наук. Интерес к проблемам студенчества обусловлен возрастанием социальной роли и расширением функций этого отряда молодежи (238, с. З).

От того, как сформируется молодой специалист в студенческие годы как общественно политическая личность зависит его трудовая и общественная деятельность и прогресс социализма в целом.

Задаче подготовки высококвалифицированных специалистов и активных строителей коммунизма в нашей стране подчинена вся деятельность советской высшей школы.

Таким образом, совершенствование учебно-воспитательного процесса в свете новейших достижений науки и техники — постоянная задача высшей школы. А «центральной проблемой совершенствования учебного процесса в высшей школе становится сегодня интенсификация обучения, т. е. создание условий для того, чтобы студент за короткие сроки усваивал больше знаний, усваивал их лучше и прочнее, усваивал эти знания вместе с навыками творческого применения» С104, с. 236−237).

Проблемы совершенствования процесса обучения и воспитания в высшей школе находят свое отражение во многих психолого-педагогических исследованиях. Наиболее весомый вклад в решение этих проблем внесли Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, А. Н. Алексюк, Ю.К.Бабан-ский, В. П. Беспалько, А. Д. Ботвинников, В. М. Вергасов, А. П. Верхола, П. Н. Воловик, С. М. Годник, Н. М. Грищенко, З. Ф. Есарева, В.И.Загвязин-ский, С. И. Зиновьев, Т. А. Ильина, И. И. Кобыляцкий, В. Е. Котов, Н. В. Кузьмина, В. Т. Лисовский, А. Г. Молибог, А. Г. Мороз, П. И. Пидкасистый, А. В. Петровский, Н. Н. Ржецкий, Л. И. Рувинский, Ю. А. Самарин, Р.И.Хме-люк, Н. Д. Ярмаченко и другие.

В рамках общих теорий руководства познанием и обучением существуют более частные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса. Это концепция активного развивающего обучения (Данилов М.А., Есипов Б. П., Скаткин М. Н., Огородников И. Т., Щукина Г. И.) — концепция оптимизации учебного процесса (Бабанский Ю.К.) — концепция проблемного обучения (Махмутов М.И., Лернер И.Я.) — концепция программированного обучения (Талызина Н.Ф., Беспаль-ко В.П., Ильина Т.А.) — концепция обучения на основе теоретического обобщения (Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.) (НО, с.21).

Проблемам первокурсников и их адаптации к вузовским условиям посвящены работы А. Н. Алексюка, Д. Н. Андреевой, В. Т. Барцачевского, А. П. Верхолы, Г. И. Волкова, Н. М. Грищенко, К. Г. Деликатного, Л.И.Зая-киной, Е. М. Златкиной, Е. И. Киричук, А. Н. Корытина, М. В. Левченко, Л. И. Марисовой, Б. В. Мелентьева, Н. Н. Орлова, Н. Н. Ржецкого, Л.И.Ру-винского, Р. И. Хмелюк, В. Т. Хорошко и других (31,34,46,66,70,89, 94,96,111,114,120,143,156,167,173,203,226,235,274,275).

Вопрос об актуальности научных исследований в области совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе получил достаточно глубокую и убедительную аргументацию в целом ряде психолого-педагогических работ и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Однако, несмотря на значительное количество научных публикаций в этой области, проблема совершенствования учебно-воспитательного процесса студентов младших курсов технического вуза вообще и их адаптации к обучению в частности продолжает относиться к числу наименее разработанных педагогических проблем.

Проблема адаптации студентов к обучению в вузе занимает особое место. Целый ряд всесоюзных и республиканских конференций был посвящен ее обсуждению в нашей стране (Каунас, 1969; Ростов-на-Дону, 1973; Ереван, 1973; Одесса, 1975, Вильнюс, 1978). Большое внимание уделяется этой проблеме и высшей школой других стран: ГДР, Болгарии, Венгрии, Кубы, Монголии, Польши, Чехословакии, Румынии, Финляндии (63,77,153,161,271,287,293,301,307).

К проблеме вузовской адаптации было привлечено внимание многих советских педагогов, психологов и методистов (29,48,60, 71,96,128,133,197,218,225,240,260).

В ряде диссертационных работ исследуются возможности оптимизации процесса адаптации на базе отдельных учебных дисциплин (103, 178,179,275).

Однако, в теоретическом плане проблема адаптации студентов к обучению в вузе не может еще считаться достаточно разработанной, не существует общепринятого определения понятия «адаптация студентов», не вполне ясна еще структура этого понятия, не выявлены условия эффективного управления процессом адаптации в техническом вузе.

Это и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

В исследуемой проблеме есть две стороны: гносеологическая и предметная. В гносеологическом смысле проблема это «противоречие между знанием о потребности людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий, что, в свою очередь упирается в отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать» (162,с.25). «Предметная сторона проблемы — это некоторое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития» (290,с.48). Социальная проблема может обнаруживаться на нескольких уровнях: на социально-психологическом, когда она смутно, не четко дифференцируется в сознании людей или некоторых социальных групп населенияна институциональном, когда она осознается и формулируется как затрагивающая интересы больших социальных общностей, институтов и учреждений, отношений между ними. Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, всей совокупности его институтов и пифокую сферу общественных отношений (112,с.36−41).

С позиции анализа этих уровней рассматриваемую нами проблему можно отнести ко второму уровню по следующим причинам:

I. Подготовленность преподавателей-кураторов к осуществлению работы по адаптации студентов младших курсов к обучению в техничес ком вузе не является достаточной для того, чтобы она (подготовленность) соответствовала тем требованиям, которые способствуют осуществлению политико-воспитательной работы и которые предъявляются к преподавателю в этой области его деятельности.

2. Отсутствие у части преподавателей такой подготовленности отрицательно сказывается на общей системе воспитательной работы вуза и в конечном счете на подготовке будущих специалистов.

3. В общей системе подготовки высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства она является частной по отношению к тем задачам, которые поставлены ХХУ1 съездом КПСС перед высшей школой в деле «повышения качества подготовки кадров, увеличения выпуска специалистов по новым направлениям науки и техники» (15, с. 10 б).

Предметная сторона рассматриваемой проблемы состоит в том, что существующее противоречие между уровнем требований к преподавателю в осуществлении работы по адаптации студентов и уровнем его подготовленности к решению задач в этой области деятельности не носит антагонистического характера. Оно может быть устранено в результате «целенаправленных действий» .

Такими «целенаправленными действиями» в решении исследуемой проблемы могут быть разного рода программы, пособия, методические указания, определяющие систему подготовки и ценностные ориентации студентов и преподавателей, в основе которых лежит моральная ответственность за этот участок работы и их психологическая готовность к ее проведению.

Все вышеизложенное является доказательством того, что проблема адаптации студентов к условиям вуза является важной, а поиски возможных путей ее решения — актуальными и необходимыми.

В общей проблеме мы выделяем адаптацию студентов младших курсов к условиям технического вуза.

Такой подход к вычленению этого аспекта мы обосновываем следующими положениями: -во-первых, как показывает наше исследование, процесс адаптации студентов не заканчивается на первом курсе, а продолжается до конца второго курса в большинстве случаевво-вторых, именно в это время (1,11 курсы) формируются основы личности будущего специалиста, вырабатываются умения жить и учиться самостоятельно, прививаются навыки общественной работыв-третьих отсутствие у преподавателей ряда педагогических умений по организации процесса адаптации не дает возможности рационально и эффективно организовывать и проводить эту работу. Все это позволяет рассматривать нашу проблему и как проблему формирования у преподавателей основ педагогического мастерства. Мы предполагаем, что педагогически обоснованные способы взаимосвязанной деятельности преподавателей, кураторов и студентов, наличие системы в работе кураторов будут способствовать эффективной адаптации студентов младших курсов. Имеется несколько исследований по проблеме адаптации студентов. В исследованиях Л. Г. Егоровой (103), В. С. Минасян (178), Л. А. Молодцовой (179), В. Т. Хорошко (275) поставлена проблема адаптации, но она касается только студентов первых курсов и лишь в связи с процессом отбора студентов (Л.А.Молодцова) или самостоятельной работой (В.Т.Хорошко, -В.С.Минасян), или с выделением факторов адаптации (Л.Г.Егорова), они не выделяют систему работы куратора.

Цель,^исследования заключалась в том, чтобы на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщения передового опыта работы преподавателей, кураторов академических групп и на основе постановки специального эксперимента выявить и научно обосновать совокупность дидактических мероприятий и педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса адаптации студентов младших курсов.

В связи с тем, что объектом исследования «может быть или социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие» (290, c.4S), объектом нашего исследования является учебная и общественная деятельность студентов, их взаимоотношения в процессе адаптации и организация этого процесса.

Предмет исследования — процесс адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе и педагогическое руководство ним со стороны кураторов.

На основе теоретического анализа исследуемой проблемы и данных констатирующего эксперимента была сформулирована гипотеза: успешная адаптация студентов возможна при осуществлении ряда дидактических мероприятий (овладение навыками самоорганизации своей деятельности и преодоления трудностей периода адаптации у студентов, руководство процессом адаптации у кураторов) и педагогических условий, способствующих эффективной адаптации студентов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и вузовской практике.

2. Уточнить сущность понятия «адаптация студентов» с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки, выявить ее специфику в техническом вузе, факторы дезадаптации и основные трудности адаптационного периода, наиболее значимые с точки зрения самих студентов.

3. Определить совокупность мер и педагогических условий, способствующих успешной адаптации студентов младших курсов к обучению в техническом вузе.

Комплексность разрабатываемой педагогической проблемы потребовала использования системы взаимно дополняющих методов исследования. В процессе работы были использованы методы теоретического исследования — изучение и анализ литературы: а) произведений классиков марксизма-ленинизма, постановлений партии и правительства по высшей школеб) исследований по психологии, педагогике, социологии, кибернетике, касающихся вопросов адаптациив) анализ и обобщение передового опыта вузов по организации процесса адаптации, структурно-функциональное моделированиеметоды эмпирического исследования: анализ архивных материаловнаблюдение (включенное и невыключенное) — методы опроса — анкетирование, полустандартизированное интервью, социометриябеседыанализ учебной документацииметоды независимых характеристик: а) студентов — преподавателями, кураторами академических групп, экспериментаторомб) преподавателей-кураторов — заведующими кафедр, экспериментаторомпедагогический эксперимент констатирующего и формирующего характераметоды математической статистики для обработки результатов эксперимента на ЭВМ.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о воспитании и образовании как общественном явлении, труды классиков марксизма-ленинизма о воспитании, о влиянии коллектива на личность, материалы и решения ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС и КПУ, постановления ЦК КПСС и Совета Министров о народном образовании, а также общетеоретические принципы психолого-педагогической науки, имеющие основополагающее значение для понимания сущности исследуемой проблемы.

Научнаяновизна работы состоит в определении требований к преподавателям и кураторам, выявлении их специфических педагогических умений в организации воспитательной работы со студентами младших курсов, выделении наиболее значимых факторов дезадаптации. Дано определение понятия «адаптация студентов» с учетом современных достижений педагогической науки, выявлена специфика процесса адаптации в техническом вузе. актическаязначимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для оптимизации процесса адаптации студентов младших курсов и на этой основе повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса вуза, в разработке педагогически обоснованной системы работы кураторов академических групп первых и вторых курсов.

Основныеположения работы, выносимые на защиту:

1. Адаптация студентов к обучению в вузе — это активный процесс социального наследования ими функций и способов деятельности студенчества как особой общественной группы, профессиональных качеств специалиста при педагогическом управлении этим процессом со стороны кураторов.

2. В основе адаптации студентов — педагогически обоснованные и упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности студентов и преподавателей, направленные на повышение ее содержательности, индивидуальный подход к студентам при организации учебно-воспитательной работы в период адаптации.

3. Организация процесса адаптации предполагает учет ее специфики в техническом вузе, педагогического мастерства кураторов, наиболее значимых факторов дезадаптации.

Апробация работы осуществлялась в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики высшей и средней школы Киевского государственного университета, научно-методических конференциях Ворошиловград-ского машиностроительного института (1981, 1982 г. г.)" научно-практической конференции слушателей факультета повышения квалификации по итогам научно-исследовательской работы в учебном процессе Киевского государственного педагогического института иностранных языков (1983 г.), Всероссийской республиканской конференции «Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза» (Новосибирск, 1983 г.), четвертой региональной школе-семинаре по проблеме контроля при обучении иностранным языкам в вузе (Таганрог, 1983 г.), научно-методической конференции по проблемам методики преподавания иностранных языков и лингвистики (Дцанов, 1984 г.).

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:

1. Некоторые педагогические факторы оптимизации самостоятельной работы студентов младших курсов в период их адаптации к условиям вуза. — В сб.: Совершенствование системы управления самостоятельной работой и межсессионным контролем академической активности студентов / Тез.докладов. — Владивосток, 1983, с. 162.

2. Семинары по основам педагогики и психологии в технических вузах. — В сб.: Проблемы высшей школы. — К.:Вища школа, 1984, вып. 53, с. 42−45 (в соавторстве).

3. Методические рекомендации кураторам академических групп по организации процесса адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе. — Ворошиловград, 1984. — 22 с.

4. Пути повышения эффективности обучения первокурсников на практических занятиях по иностранному языку. — В сб.: Высшее и среднее педагогическое образование. Вып.12. К.:Вица школа, 1984, с.23−26.

5. Некоторые мировоззренческие аспекты обучения иностранному языку студентов младших курсов. — Ворошиловград, 1984, — 8 с. Рукопись представлена Ворошиловградским машиностроительным институтом. Деп. в ОНИ НИИПБШ 10 июня 1984, № 882−84.

6. О повышении эффективности практических занятий по иностранному языку на младших курсах. — Ворошиловград, 1984. — 6 с. — Рукопись представлена Ворошиловградским машиностроительным институтом. Деп. в ОНИ НИИПВШ 19 июня 1984, № 761−84.

Экспериментальное исследование проводилось на следующих факультетах Ворошиловградского машиностроительного института: транспортного машиностроения, механическом, электромашиностроительном, экономическом, а также в Ворошиловградском государственном педагогическом институте, Киевском государственном педагогическом институте иностранных языков, Донецком политехническом институте, Ворошиловградском институте усовершенствования учителей, Шахтин-ском технологическом институте бытового обслуживания.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Комплексное теоретическое и многоплановое экспериментальное исследование процесса адаптации студентов младших курсов к обучению в техническом вузе позволило выявить основные закономерности этого явления и особенности различных его проявлений в динамике младших курсов.

Процесс адаптации — нормальное явление, возникающее при любом изменении условий жизнедеятельности личности, при переходе ее из одной педагогической системы, например средняя школа, в другую — вуз.

На современном этапе развития общества вдет непрерывное расширение и глубокое изменение условий его жизнедеятельности, поэтому способность к эффективной адаптации становится неотъемлемым требованием в человеческой деятельности, а формирование адаптационных возможностей является важной задачей развития человеческой личности вообще и личности студента в частности.

Адаптация студентов к обучению в техническом вузе протекает в пределах времени пребывания на младших (1,П) курсах вуза, обеспечивая преемственность школы и вуза формированием качеств профессиограммы специалиста.

Процессу адаптации присущи некоторые особенности, выявленные в процессе теоретического и экспериментального, исследования: около половины поступающих в технические вузы не руководствуются интересом к избранной профессии доказательством чего является низкий индекс удовлетворенности первокурсников избранной профессией по результатам ряда констатирующих срезов (0,377−0,396) — у одной трети студентов наблюдается избирательность в отношении к учебным дисциплинам в связи с будущей профессиейстуденты технических специальностей наиболее восприимчивы к новым методам обучениясреди первокурсников выявлены три группы студентов по сформированности установки на изучение предметов гуманитарного цикла, технического цикла и того и другого вместе (24,3%- 28,2%- 47,5% соответственно).

На основе анализа достижений психолого-педагогической науки сформулировано понятие «адаптация студентов младших курсов к обучению в техническом вузе» как процесс социального наследования студентами функций и способов деятельности студенчества как особой общественной группы, профессиональных качеств специалиста при педагогическом управлении этим процессом со стороны преподавателей.

В процессе исследования установлено, что адаптация студентов к обучению в вузе протекает, как правило, на организованном уровне. Однако, отсутствие у части преподавателей-кураторов необходимых психолого-педагогических знаний препятствует более полног" му использованию возможностей этого уровня.

Системный анализ проблемы позволил вццелить изначальные причины адаптации: отсутствие оптимальных связей школы и вуза, что заключается в максимальном обеспечении преемственности между ними, охват педагогическим руководством не всех связей, соединяющих системообразующие элементы педагогической системы вуза, а также наиболее значимые причины затруднений в период адаптации с точки зрения студентов: низкий уровень навыков самостоятельной работы, отсутствие интереса к избранной профессии и низкий уровень волевой воспитанности.

Суть вузовской адаптации состоит в том, что абитуриент как объект и субъект учебно-воспитательного процесса резко переходит из одной педагогической системы в другую, изменяя при этом свою жизненную практику. В реальном учебно-воспитательном процессе адаптация проявляется во всех своих аспектах, чаще и четче в ос-т новных (дццактическом, социальном, психологическом, профессиональном и педагогическом), реже не в основных (философском, экономическом, гигиеническом, физиологическом).

Адаптация в условиях вуза не реализуется автоматически, а осуществляется лишь при педагогическом управлении и активном участии самих студентов на основе формирования у них психологической установки активного наследования функций и способов деятельности студенчества во взаимосвязанной деятельности с преподавателями и кураторами.

Педагогическое управление процессом адаптации предполагает учет факторов дезадаптации и условий, способствующих оптимизации процесса адаптации.

В процессе исследования и опытно-педагогической работы были выделены следующие наиболее значимые факторы дезадаптации: отсутствие у части преподавателей необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков в организации воспитательной работы со студентами младших курсовотсутствие интереса к избранной профессии и значимых ценностных ориентаций в учебной деятельностинесоответствие объема учебных заданий и реального бюджета времени студентов младших курсовнизкий уровень довузовской подготовки и большие пробелы в знаниях по программе средней школынесовершенство расписаниянерегулярность учебно-педагогических воздействийповерхностная информированность студентов младших курсов об особенностях учебно-воспитательного процесса вуза и низкий. уровень учебной самоорганизациислабая осведомленность студентов о профессиограмме специальности, модели специалиста и требованиях, которые предъявляет профессия к личности будущего специалистанерегулярность педагогического внимания куратора к академической группеотсутствие благоприятного психологического климата и низкий уровень сформированности коллектива академгруппы. Эти факторы имеют прогностическое значение при организации процесса адаптации в вузе.

Вузовская адаптация — управляемый процесс при осуществлении единства учебной, воспитательной и научно-профессиональной подготовки в основе чего формирование у студента внутренней потребности управления своей учебной деятельностью, формирование профессиональной направленности, потребности в научном поиске, а также навыков организаторской работы.

Успешная адаптация означает переход студента на более высокий уровень деятельности при условии педагогического управления этой деятельностью.

Разностороннее развитие личности студента в период адаптации обеспечивается через планомерное коллективное взаимодействие межличностных отношений на основе включения всех студентов группы в активную общественную деятельность.

Адаптация к резко изменившимся условиям деятельности означает после соответствующей ориентировки, выработку новых или перестройку ранее сложившихся форм поведения под воздействием трех основных факторов: опоры на ценностные ориентации студентов, использование воспитательных возможностей коллектива и педагогически обоснованное регулирование межличностных отношений студента и его окружения.

Педагогическое управление процессом адаптации предполагает систему деятельности студентов, преподавателей (кураторов), кафедр, деканатов, комсомольских и партийных организаций. Основные составляющие этой системы мы раскрыли в третьем параграфе второй главы.

Содержательная характеристика системы представлена следующими методическими материалами:

1. Примерная структура плана политико-воспитательной работы в академических группах младших курсов;

2. Методические рекомендации кураторам академических групп по организации процесса адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе;

3. Темы рефератов для слушателей психолого-педагогического семинара;

4. Программа постоянно действующего семинара кураторов младших курсов.

В научном плане остаются еще открытыми некоторые вопросы, касающиеся вццеления фаз адаптации, влияния состава академической группы на процесс адаптации, определение оптималвного объема учебных заданий по дисциплинам для студентов младших курсов, в плане воспитательной работы — формирование разумных потребностей и запросов. А. С. Макаренко писал: «Глубочайший смысл воспитательной работы заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая возможна только в бесклассовом обществе, и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование» (164,т.4,с.39).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Инструкция делегатам временного Центрального Совета по отдельным вопросам, — Маркс К.Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16,с.194−203.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч.2-е изд., т. З, с.7−544.
  3. Ф. Наброски к критике политической экономии.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.1, с.544−571.
  4. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185−230.
  5. Ф. Фердинанду Лассалю.-Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т.29, с.490−496.
  6. К.Маркс и Ф. Энгельс о молодежи.-М.:Молодая гвардия, 1972.464 с.
  7. В.И. Материализм и эмпириокритицизм.-Полн.собр. соч., т.18,с.7−384.
  8. В.И. К вопросу о диалектике.-Полн.собр.соч., т.29, с.316−322.
  9. В.И. Интернационал молодежи.-Полн.собр.соч., т.30, с.225−229.
  10. Ленин В. И. Задачи Союзов молодежи.-Полн.собр.соч.,-т.41, с.298−318.
  11. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина.-Полн.собр.соч., т.42,с.264−304.
  12. В.И. Ученикам Каприйской школы.-Полн.собр.соч., т.47, с.194−202.
  13. В.И.Ленин о молодежи. 2-е доп.изд.- М.:Молодая гвардия, 1974.-656 с.
  14. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат., 1976.-144 с.
  15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.:Политиздат, 198I.-223 с.
  16. Материалы ХХУ1 съезда Коммунистической партии Украины.-К.Политиздат Украины, 198I.-149 с.
  17. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 18 июля 1972 г.- В кн.:КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК.- изд.8-е, доп.-М.'.Политиздат, 1978, с.126−134.
  18. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС, 26 апреля 1979 г.-М.:Политиздат, 1979. -16 с.
  19. Продовольственная программа СССР на период до 1990 годаи меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. -М.:Политиздат, 1984.-II1с.
  20. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 г.-М.:Политиздат, 1982.-127 с.
  21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г.-КиевПолитиздат Украины, 1983.-80 с.
  22. Материалы внеочередного Плещима Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г.-М.Политиздат, 1964.-32 с.
  23. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г.-М.:Политиздат, 1984.-31 с.- 25. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.-М.Политиздат, 1977.-48 с.
  24. К.У. Избранные речи и статьи.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1984.-670 с.
  25. Г. А. Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания.-М.Политиздат, 1979.-61 с.
  26. B.C. Психология межгрупповых отношений.-М.:Изд-во МГУ, 1983.-144 с.
  27. А.Н. К вопросу о методике научно-педагогического исследования проблем самостоятельной работы студентов первых курсов.- В сб. Проблемы высшей школы.-К.:Вица школа, 1970, вып. З, с.61−66.
  28. А.Н. Общие методы обучения в школе.-2-е изд., переработанное и доп.-К.:Рад.школа, 1981.-206 с.
  29. Алексюк А. Н. Отношение студентов-первокурсников к учебев Университете.- В кн.:Учебно-воспитательная работа с первокурсниками. -К.: Вица школа, 1974, с.30−41.
  30. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.-М.'.Знание, 198 096 с.
  31. .Г. Человек как предмет познания.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1968.-340 с.
  32. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе.- В кн.:Человек и общество /Под ред.Б. Г. Ананьева и др.)-Л:Изд-во ЛГУ, 1973, с.62−69.
  33. Г. М. Социальная психология.-М.:Изд-во Моск. ун-та, I960.-416 с.
  34. Л.Г. Проблемы оптимизации взаимосвязей в системе «Университет-средняя школа».-В сб. Проблемы высшей школы.-К.: Вица школа, 1981, вып.43,с.41−45.
  35. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.-М.:Высшая школа, 1976.-200 с.
  36. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.-М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  37. Р. Человеческая память и процесс обучения.-М.: Прогресс, 1980.-528 с.
  38. В.П. Научно-техническая революция, управление, образование.-М.:Политиздат, 1972.-230 с.
  39. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников).-Ростов-на-Дону, 1972.348 с.42- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедвдакти-ческий аспект.- М.:Педагогика, 1977.- 254 с.
  40. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.-М. :3нание, 1981.-96 с.
  41. Л.А. Педагогические основы подготовки учащихсяк выбору профессии учителя: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Минск, 198I.-22 с.
  42. С.С., Сичивица О. М. Некоторые вопросы вузовской ориентации молодежи.- В сб.:Социология и высшая школа. Горький, 1975, с.40−50.
  43. В.Т. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов.- В сб.: Проблемы высшей школы.-К.:Вица школа, 1970, вып. 3, с.56−60.
  44. И.И., Малышко Г. Н. Некоторые вопросы преемственности и совершенствования учебного процесса. В сб. Проблемы высшей школы.-К.:Вища школа, 1981, вып.43, с.58−61.
  45. Б. А. Венедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе.-Мн.:Высш.шк., 1983.-224 с.
  46. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж. Изд-во Воронежского ун-та, 1977.-304 с.
  47. М.Т. Профориентационная работа с учащимися старших классов сельской средней школы: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Киев, 1981, 18 с.
  48. Блажей Антон. Модель выпускника социалистического высшего технического учебного заведения.-В сб. Современная высшая школа. Международный журнал социалистических стран, Варшава, № 1/17/ 1977, с.49−57.
  49. А.А. 0 некоторых направлениях проблем высшей школы.-В сб.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976.вып. 3, с.3−6.
  50. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.:Изд-во Моек. Ун-та, 1982.-200 с.
  51. А.А. Личность и общение: Избранные труды.-М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  52. БСЭ (В 30-ти т.), 3-е изд.-М.:Советская энциклопедия, 1969, т.1,608 с.
  53. Н.П. Организация и воспитание студенческого коллектива.-К.:Вица школа, 1979.-70 с.
  54. Н.П. Педагогические основы воспитания студенческого коллектива.:Автореф.дис.канд.пед.наук.-Киев, 1975.-25с.
  55. Е.Д. Роль вузовского учебно-воспитательного коллектива в формировании всесторонне развитых специалистов.-Дис. .канд.философских наук.-Киев, 1975,-220 л.
  56. Брунер Дж. Психология познания.-М.:Прогресс, 1977.-413 с.
  57. Е.Н. Педагогические проблемы воспитания общественной активности студентов высшей школы: Автореф.дис. канд.пед.наук.-Одесса, 1975.-23 с.
  58. Г., Березовин Н. А. Исихолого-педагогические основы адаптации студентов первых курсов.-В сб. Современная высшая школа. Международный журнал социалистических стран.-Варшава, № I/29/I980, с.67−73.
  59. В.И. Формирование социальной активности студенческой молодежи: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., I960.-20 с.
  60. Веников В.А., Шнейберг Я. А. Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин (на примере электротехники и электроэнергетики) .-М.'.Высшая школа, 1979.-III с.
  61. В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе.-К.:Вица школа, 1979,-216.
  62. В.М. Проблемное обучение в высшей школе.-К.: Вшца школа, 1977.-94 с.
  63. А.П., Сторижко И. И. Корреляционный анализ преемственности обучения в вузе.-В сб.:Проблемы высшей школы.-К.: Вшца школа, 1976, вып.27,с.25−34.
  64. А.П. Качественная оценка учебной деятельности студентов в вузе.-В сб: Проблемы высшей школы.-К.:Вшца школа, 1978, вып. 33, с.58−66.
  65. А.П. Исследование факторов мотивизации поступления абитуриентов в технический вуз.-В сб.:Проблемы высшей школы.
  66. К.:Вгаца школа, 1978, вып.32,с.66−73.
  67. А.П. Оптимизация обучения в вузе.-К.:Вшца школа, 1979.-176 с.
  68. Г. К. Методика исследования эффективности деятельности преподавателя на практических занятиях путем применения рейтинга.-В сб.:Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976, вып.3,с.93−114.
  69. Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы (на материале преподавания иностранного языка) .-Дис.кацц.пед.наук.-Л., 1974.-182 л.
  70. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1970,-88 с.
  71. Воловик П. Н. Теория вероятностей и математическая статистика в педагогике.-К.:Рад.школа, 1969.-223 с.
  72. П.Н., Гончаренко С. У. Коммунистическое воспитание учеников в процессе изучения физики.-К.:Рад.школа, 1971.-256 с.
  73. Вопросы воспитания и образования в трудах зарубежных педагогов-марксистов/Под ред.К. И. Салимовой.-М.:Педагогика, 1980.192 с.
  74. Воспитательная работа в вузе. Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Молодая гвардия, 1976.-176 с.
  75. В.М. Введение в специальность. Учебное пособие для институтов физической культуры.-М.:Физкультура и спорт, 1974.-159 с.
  76. Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса.-В кн. Психологическая служба в вузе.-Казань. Изд-во Казанского ун-та, 198I, с.105−174.
  77. JI.А. Так мы предупреждаем отсев.- Вестник высшей школы, 1977,№ I, с.81−82.
  78. Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности (философ-ско-социологический аспект): Автореф.дис.канд.философских наук.-Свердловск, 1982.-18 с.
  79. Г. Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме.-М.Политиздат, 1982,-256 с.
  80. Н.Ф. Студент: путь к личности.-М.:Мол.гвардия, 1982.-142 с.
  81. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж.: Изд-во Ворон. ун-та, 198I.-208 с.
  82. Т.А., Кородева И. Ш. Путь к профессии учителя.-М.:Знание, 198I.-96 с.
  83. Н.М. Дидактические советы молодому преподавателю. -К.:Вшца школа, 1973.-68 с.
  84. Н.М. Учебно-воспитательная работа с первокурсниками.-В кн.:Учебно-воспитательная работа с первокурсниками.-К.: Вшца школа, 1974, с.7−29.
  85. .А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения.-М.Политиздат, 1967.-400с.
  86. М.Ю. Об исследовании роли куратора в развитии студенческой группы.-В кн.:Улучшение подбора контингента студентови повышение эффективности учебного процесса/ Под ред. Х. Калдер и др. Тарту, 1979, с. I64-I7I.
  87. Давццова Т.Б.Экспериментально-психологическое исследование коллективизма и сплоченности студенческих групп.-В сб.:Пробле-мф высшей школы.-К.:Вица школа, 1974, вып.16, с.52−54.
  88. А.Б. Экономика высшего образования. Планирование, кадры, эффективность.-М.:Экономика, 1976.-156 с.
  89. К.Г. Некоторые дидактические вопросы работыс первокурсниками.-В кн.:Учебно-воспитательная работа со студентами первых курсов. Материалы республиканской межвузовской конференции по проблемам педагогики высшей школы.- Рига, 1970, с.27−36.
  90. К.Г. Преемственность между средней школой и вузом и вопросы дидактической адаптации первокурсников.-В сб.: Проблемы высшей школы.-К.:Вища школа, 1970, вып.4, с.42−49.
  91. К.Г. Становление студента: Вопросы адаптации выпускника школы в вузе.-К.:0бщ-во «Знание» УССР, 1983−48 с.
  92. А.А. Состояния напряженности в педагогической практике студентов и пути их регулирования.- В кн. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.Вып. I.-Л., 1973, с. 68−71.
  93. А.Г. В.И.Ленин и педагогическая наука.-К.:Знание. 82 с.
  94. В.Д. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости (на материале динамики младших курсов):Автореф. дис.канд.пед.наук.-Л., 1977.-22 с.
  95. Дубинин Н. Наследование биологическое и социальное.-Коммунист, 1980,№ II, с.62−74.
  96. Дудченко В.В., Веселкова Г. П. Методические рекомендации кураторам студенческих групп.-Таганрог, 1983.-43 с.
  97. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-Мн.:Изд-во БГУ 198I.-383 с.
  98. JI.Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу технического вуза.-Дис.канд.пед.наук.-Л., 1978.-220 л.
  99. В.П. Высшая школа общества развитого социализма.-М.:Высшая школа, 1980.-560 с.
  100. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1974.-112 с.
  101. З.Ф., Колденкова А. Т. Профессиональная направленность как показатель нравственной зрелости студентов.- В сб. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1978, с.150−154.
  102. Г. Г., Красников В. М., Новоминский А. Н. Высшая школа Украинской ССР.Успехи, проблемы развития.-К.:Вица школа, 1978.-328 с.
  103. В.И. Наблюдение метод педагогического исследования.- В кн.:Методы педагогических исследований.-М.:Просвещение, 1972, с. 62−88.
  104. В.И. О путях разработки теории активного обучения в высшей школе.-В кн.:Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы.-Тюмень, 1980, с.5−16.
  105. В.И. Учитель как исследователь.-М.:Знание, 1980.-96 с.
  106. Л.И. Обоснование комплексной системы организации самостоятельной работы студентов-первокурсников втуза.-Дис. канд.пед.наук.-Одесса, 1979.-277 л.
  107. А.Г. Методология и процедура социологических исследований.-М.:Мысль, 1969.-205 с.
  108. Зильберштейн А.И., йолдатова Т. Д. Проведение экзаменов и зачетов в высшей школе.-К.-Вища школа, 1979.-87 с.
  109. Е.М. Изучение адаптации студентов первого курса к условиям университета. В сб.: Проблемы высшей школы, вып. 4.-К.: Вшца школа, 1970, с.49−54.
  110. Е.К., Блохин В. И., Морозов В. А. и др. Формирование личности инженера в вузе.-К.:Вшца школа, 1982. 176 с.
  111. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978. — 165 с.
  112. Ю.М. Системный подход к подготовке инженера широкого профиля.- К.:Вища школа, 1983. 59 с.
  113. JI.B. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 243 с.
  114. Кабанова-Meллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.:Знание, 198I. — 96 с.
  115. Е.И. Работа куратора по сплочению коллектива академической группы.-В сб.:Формирование общественно-политической активности студентов.- К., 1983, с.30−41.
  116. Е.И., Чулкова JI.A. Роль общественно-политической практики студентов в профессиональном становлении будущего учителя. Радянська школа, 1982, № 7, с. 85−88.
  117. Е.И., Чулкова JI.A. 0 критериях активности студентов во время общественно-политической практики. Радянська школа, 1983, IP 12, с.67−70.
  118. И.И. Учебный процесс и формирование специалиста в высшей школе: Автореф.дис.д-ра пед.наук.-М., 1975.-75с.
  119. И.И. Основы педагогики высшей школы.- Киев-Одесса: Вшца школа, 1978.-287 с.
  120. Козлов А.А."Психология тройки" как нравственная проблема.-В кн. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов.- Л., I978, c. I6I-I64.
  121. А.Т. Основные параметры измерения профессиональной направленности у студентов технического вуза.-В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1976, вып. З, с.115−117.
  122. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Автореф.дис.канд.пед. наук.-Л, 1977.-20 с.
  123. A.M. 0 факторах, влияющих на учебную успешность студентов младших курсов.-В кн. Нормирование основ профессионального мастерства в высшей школе.-Л: Изд-во ЛГУ, 1973, с.29−30.
  124. A.M. Опыт сравнительного анализа учебной деятельности студентов на I-П курсах высшей школы (на материале ЛГУ). В сб. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, вып. 2, с.162−167.
  125. Я.Л. Осознание человеком своих личных взаимоотношений с другими членами группы.-Вопр.психологии, 1967, № 3,с.110−119.
  126. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (Очерк социальной психологии школьного класса). -Минск: Нар. асвета, 1969.-238 с.
  127. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (Общие и возрастные особенности).-Минск:Изд-во БГУ, 1976.-350 с.
  128. А.В., Сурпина Л. В., Даниличева И. И. Изучение адаптации студентов к условиям вуза.-В сб.'Проблемы высшей школы.-К.: Вища школа, 1974, вып.19, с.52−56.
  129. Я.А. Избранные педагогические сочинения:/ В 2-х т. Под ред.А. И. Пискунова.-М.:Педагогика, 1982.
  130. Коммунистическое воспитание студентов.-К.:Вища школа, 1977.-231 с.
  131. Коммунистическое воспитание студентов в условиях вечерней формы обучения.-М.:Высшая школа, 1977.-104 с.
  132. Коммунистическое воспитание студентов (вопросы теории и практики).-К.: Вица школа, 198I.-192 с.
  133. Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием.JI. :Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.-248 с.
  134. Кон И. С. Открытие «Я».-М.-Политиздат, 1978.-367 с.
  135. Н.И. Логический словарь-справочник,-2-е изд., исправл. и доп.-М.:Наука.1975.-717 с.
  136. А.П., Корнилов Б. И. Педагогические основы и организация воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях:Учеб.-метод.пособие.-М.:Высшая школа. 1979.-175 с.
  137. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях.-Советская педагогика, 1970, № 9,с.103−115.
  138. А.Н. Особенности воспитательной работы со студентами первого курса.-В сб.:Проблемы высшей школы.К.:Вгаца школа, 1970, Вып.4,с.27−31.
  139. А.А. Межличностное оценивание в малых группах.-К.:Наукова думка, 1982.-160 с.
  140. Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти томах.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
  141. Н.Н. Мораль в действии.-М.Политиздат, 1977.-255с.
  142. Е.С. Основы социальной психологии.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1967.-173 с.
  143. Е.С. Социально-психологические особенности личности.- В кн.:Социальная психология личности.-Л.:Знание, 1974, с.8−12.
  144. Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.
  145. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л. :Изд-во ЛГУ, 1970.-II4 с.
  146. Н.В. Предмет и методы исследования проблемы вузовской педагогики.-В кн.:Учебно-воспитательная работа со студентами первых курсов. Материалы республиканской межвузовской конференции по проблемам педагогики высшей школы.-Рига, 1970, с.3−13.
  147. Н.В. Педагогическая теория и научный факт.
  148. В кн.: Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976, с.3−9.
  149. И., Геляровска Д. Воспитательные функции и общественно-психологическая характеристика студентов. В сб.: Современная высшая школа. Международный журнал социалистических стран.-Варшава, № 3/3I/I980, с. 145−155.
  150. Ю.А. Учитывать уровень педагогического мастерства. -Вестник высшей школы, 1980, № 6, с.51−52.
  151. Т.М. Научные основы работы куратора академической группы.-Мн.:Вища школа, 1982.-112 с.
  152. М.В. Психологические особенности готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе.-Дис.канд.психол, наук.-К., 1976.-177 л.
  153. Леонтьев А. Н. Деятельность.Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  154. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  155. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.-М.: Знание, 1980. 96 с.1ВД. Лисовский В. Т. Современный студент.-В кн. Социальная психология личности. *Л.:Знание, с.125−139.
  156. М.В. Разработка проблем первого курса в высшей школе Польской народной республики.-В сб. Проблемы высшей школы.-К.:Вища школа, 1970, вып.4, с.83−86.
  157. Логика научного исследования.-М.:Наука, 1965.-360 с.
  158. А.Я., Пихт А. К., Рооталу Э. П., Эварт А. А. Об анализе отсева студентов в вузе (по матер. Таллинского политехнич. ин-та).- В кн. Проблемы высшей школы: Сб.статей.-Тарту, 1979, с. 142−149.
  159. А.С. Сочинения в 7-ми томах / Под ред.И. А. Кирова, 2-е изд.-М.:Акад.пед.наук РСФСР, 1957.
  160. Максименко И. Г. Педагогические условия влияния коллектива академгруппы на повышение эффективности учения студентов: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Киев, 1983.-20 с.
  161. Е.И., Усачев В. П. Дертус Г. П. Исследование причин отсева студентов.-В сб. Проблемы высшей школы, вып.47.-К.: Вгаца школа, 1982, с.72−75.
  162. Л.И. Социально-психологические проблемы управления процессами формирования студенческих коллективов.- В сб.: Проблемы высшей школы.-К.Нища школа, 1976, вып.27,с.99−110.
  163. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса.-Вестник высшей школы, 1977, № 4,с.40−51.
  164. Марксизм-ленинизм методологическая основа коммунистического воспитания молодежи / Под общ.ред.Ф. Г. Паначина, В. Т. Петрова. -М.Политиздат, 1963.-174 с.
  165. С.М. Студент уходит из вуза (к проблеме отсева студентов).- В сб. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1978, с.167−169.
  166. .В. Особенности форм и методов обучения студентов в период адаптации их в вузе.- В сб. Проблемы высшей школы.- К.:Вища школа, 1970, Вып.4, с.65−70.
  167. Методы педагогических исследований.-М.Просвещение, 1972.-160 с.
  168. Методы системного педагогического исследования.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.-172 с.
  169. Методы социальной психологии/Под ред.Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1977.-175 с.
  170. Э.Г. Методические рекомендации кураторам академических групп по организации процесса адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.-Ворошиловград, 1984.-22 с.
  171. B.C. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов младших курсов технических врзов (на материале технических вузов Арм. ССР).-Дис.канд.пед.наук.-Ленинакан, 1980,198 л.
  172. Л.А. Процессы отбора абитуриентов и адаптации студентов к обучению в высшей школе.Дис.канд.пед.наук.-М., I98I.-I94 л.
  173. Мороз А. Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов в вузе.-Дис.канд.пед.наук.-К., 1971.-260 л.
  174. С.А. Мотивационная основа отношения к избранной профессии абитуриентов и студентов младших курсов.-В сб. Проблемы высшей школы.-К.:Вшца школа, 1974, вып.17,с.104−111.
  175. С.А. Развитие личности и мотивация взаимоотношений в студенческом коллективе.-В сб.:Проблемы высшей школы.-К.: Вища школа, 1972, вып.9., с.54−64.
  176. Мы и планета: Цифры и факты/Сост Я. А. Иоффе, 5-е изд., доп.-М.:Политиздат, 1982.-224 с.
  177. Назымов И. М. Профессиональная ориентация в системе воспитательной работы.- В сб.:Проблемы высшей школы.-К.:Вища школа, вып. 9,1972,с.74−82.
  178. Т.Х. Некоторые формы воспитательной работы кураторов с первокурсниками.-В сб.:Психолого-педагогические вопросы учебно-воспитательной работы с первокурсниками. Под ред.
  179. В.И.Приписного и Д. Н. Лазарева.-Душанбе.Изд-во Дониш, 1977, с.77−79.
  180. Народное хозяйство СССР, 1922−1982:Юбил.стат.ежегодник / ЦСУ СССР.-М.:Финансы и статистика, 1982.-623 с.
  181. Научные основы профессионального самоопределения учащихся. Сборник научных трудов.-Л., 1982.-73 с.
  182. Т.А. Психогигиенические аспекты изучения студентов первого курса.-В сб. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976, Вып.3,с.61−65.
  183. Э.А. Методика измерения мотивации учебной деятельности.- В сб.:Вестник ХГУ, 1981,№ 220,с.50−53.
  184. Э.А. Формирование коллективной познавательной деятельности при обучении иностранному языку в вузе.-В сб. Вестник ХГУ, 1981, — 220, с.53−58.
  185. А.В. О некоторых путях изучения бюджета времени студентов.-В кн.:Человек и общество.-Л., Вып.13,1973, с.69−75.
  186. А.С. Педагогические основы профориентационной работы в сельской восьмилетней школе.Дис.канд.пед.наук, Киев, 1978.-155 л.
  187. М.Л. Сравнительное изучение успеваемостив средней и высшей школе методом корреляционного анализа.-Дис. канд.пед.наук.-Ульяновск, 1975.-203 л.
  188. Н.Н. Межличностные отношения.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1979.-152 с.
  189. Н.Н. Рациональный отбор и комплектование учебных групп, коллективов в вузе.- В сб.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей, школы.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976, вып.3,с.6165.
  190. Образ жизни современного студента. Социологическое исследование.-Л.:Изд-во ЛГУ, 198I.-206 с.
  191. Л.Ю. Формирование профессиональной направленности студентов при обучении иностранному языку.-В сб.:Иност-ранные языки на неспециальных факультетах.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1978, вып. I, с.10−13.
  192. Общие основы педагогики/Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана.-М.:Просвещение, 1967.391 с.
  193. С.И. Словарь русского языка.-14-е изд., стереотипное. -М.: Русский язык, 1983.-815 с.
  194. В.И., Панасенко И. Ф. Управление выбором профессии через факультет профориентации молодежи,-В сб.Проблемы высшей школы. -К.: Вица школа, 1981, вып.45, с.50−52.
  195. А.Б. Склонность и профессия.-М.:Знание, 198I.-96с.
  196. Орлов И.Н., Волков Г. И. Проблемы первого курса.-В сб.: Проблемы высшей школы.-К.:Вища школа, 1970, вып.4,с.18−26.
  197. З.М. Диалектика как система.-М.Политиздат, 1973.-352 с.
  198. Основы вузовской педагогики/Отв.ред. Н. В. Кузьмина.-JI.: Изд-во ЛГУ, 1972.-311 с.
  199. Основы производственной психологии и педагогики/Под ред.Д. А. Сметанина.-К.:Вища школа, 1982.-304 с.
  200. Оценка качества подготовки специалистов.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1977.-96 с.
  201. А.Н. Особенности методической работы на первом курсе.-В сб. Проблемы высшей школы.-К.:Вица школа, 1974, вып.19, с.56−61.
  202. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР.-М.Педагогика, 1975. -224 с.
  203. Паниотто В.И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях.-К.Наукова думка, 1982.-272 с.
  204. .Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы.-М.Политиздат, 1978.-249 с.
  205. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения/Под ред. В. А. Ядова.-JI.:Наука, 1981.192 с.
  206. Н.И. Социологические проблемы коммунистического воспитания студенческой молодежи.-К.:Вица школа, 1977.-191 с.
  207. Педагогика/Под ред. А. П. Кондратюка.- 2-е изд., испр. и доп.-К.:Вица школа, 1982.-384 с.
  208. Педагогика высшей школы/Под ред. Ю. К. Бабанского.-Ростов-на-Дону. Изд-во Рост, ун-та, 1972.-121 с.
  209. Педагогика школы.Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред.чл.кор.АПН СССР Г. И. Щукиновй.-М.:Просвещение, 1977.-384 с.
  210. Педагогическая энциклопедия.-М.Советская энциклопедия, 1964, т.I.-831 с.
  211. Н.М. Проблемы психологической службы высших учебных заведений.- В кн. Психологическая служба в вузе.-Казань. Изд-во Казан. ун-та, 198I, с.3−43.
  212. Т.В. Студенческая учебная группа как основной объект учебно-воспитательной работы в вузе.-В сб.:Проблемы высшей школы.-К.:Вица школа, 1972, вып.12,с.34−38.
  213. В.И. Человек выбирает профессию.-М.Знание, 1980.-96 с.
  214. Петровский А. В. Личность. Деятельность.Коллектив.-М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  215. А.В., Шлалинекий В. В. Социальная психология коллектива.Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов.-М.Просвещение, 1978.-176 с.
  216. А.И., Воробьев Г. В. Теория и практика педагогического эксперимента.-М.:Педагогика, 1979.-209 с.
  217. К.К. Проблемы способностей.-М.Наука, 1972.-312 с.
  218. Проблемы адаптации студентов:/Материалы конференции 19−20 октября 1977 г/Отв.ред.Ю.Леонавичюс.-Вильнюс, 1978.-157 с.
  219. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза/Под ред.Л. И. Путинского.-М.:Изд-во МГУ, 1980.-143 с.
  220. Проблемы нравственного воспитания/Отв.ред.Л.И.Ругвин-ский.-М.:Изд-во МГУ, 1977.-229 с.
  221. Профессиональная ориентация и организация приема в высшие учебные заведения/Гусев И.Т., Калашников Н. П., Качанов А.В.и др.-М.:Высшая школа, 1982.-1Ш с.
  222. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976.-248 с.
  223. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов.-Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1973.-151 с.
  224. Психологические и психофизиологические особенности студентов/Под ред. Н. М. Пейсахова.-Казань.Изд-во Казан. ун-та, 1977.-296 с.
  225. Психологическая теория коллектива/Под ред.А. В. Петровского. -М.:Педагогика, 1979.-240 с.
  226. М.М. Обеспечение преемственности между школой и вузом путем применения системы дидактических средств (на материале изучения математики в средней школе и втузе): Автореф. дис.канд.пед.наук.-Киев, 1974.-26 с.
  227. Н.Н. Адаптация первокурсников и задачи НОТ.-В сб. Проблемы высшей школы.-К.Нища школа, 1970, вып.4,с.35−42.
  228. Ржецкий Н, Н. Объект контроля способность студента к деятельности.-Веб.Проблемы высшей школы.- К. Нища школа, 1975, вып.22,с.32−38.
  229. А.К. Подготовка специалиста к воспитательной работе в трудовом коллективе.-К.Нища школа, 1975.-243 с.
  230. Л.Я. Советское студенчество: Социологический очерк.-М.:Мысль, 198I.-207 с.
  231. С.Л. Проблемы общей психологии/Отв.ред. Е. В. Шорохова.-изд.2-е.-М.Педагогика, 1976.-416 с.
  232. Л.И., Ковалева М. М., Соловьева А. Е. В целях скорейшей адаптации.-Вестник высшей школы, 198I, № 10,с.56−58.
  233. Г. И. Надежность результатов социологического исследования.-Л.:Наука, 1983.-190 с.
  234. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М.Просвещение, 1982. -192 с.
  235. Е.И. Проблема первокурсников и программированное обучение.- В кн.:Учебно-воспитательная работа с первокурсниками.-К.:Вища школа, 1974, с.74−82.
  236. А.Ф., Федоров Я. И. Обучение и воспитание в условиях научно-технического прогресса.-Минск.:Вышейша школа, 1968.-128 с.
  237. Л.П. Влияние участия в третьем трудовом семестре на изменения некоторых личностных характеристик студентов.
  238. В кн. .'Человек и общество/ Под ред. Б. Г. Ананьева и др.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1973, с.77−80. -
  239. И.В. Управление воспитательной работой в вузе.-К.:Вища школа, 1984.- 48 с.
  240. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1977.-136 с.
  241. С.А. Профессиограмма инженера средство повышения качества подготовки специалиста.- В сб. Проблемы высшей школы.-К.:Вища школа, 1977, вып.28,с.103−107.
  242. Советский энциклопедический словарь/Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.).-М.'Советская энциклопедия, 198I.-1600 с.
  243. В.А. Динамика мотивов учебной деятельности студентов: Автореф.дис.канд.психологических наук.-Л.:1974.-23 с.
  244. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/ Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской и др.-Л.:Медицина 1980.-232 с.
  245. Социальная психология.История.Теория.Эмпирические исследования/Под ред. Е. С. Кузьмина и др.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1979.-277 с.
  246. Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций/ Под ред. В. А. Ядова.-М.:Мысль, 1977.-231 с.
  247. Л.Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания.-В кн.:Методы педагогических исследований.-М.Просвещение, 1972, с. 34−61.
  248. СССР в цифрах в 1982 году: Крат, ста т. сб./ЦСУ СССР.-М.: Финансы и статистика, 1983.-237 с.
  249. Струкуленко В.М., 3ильберман П"Б. Моральное воспитаниеи адаптация студентов к условиям вуза.-В сб. Проблемы высшей шко--лы. -К.: Вища школа, 1972, вып. 12, с. 15−19.
  250. Студент и его деятельность/Под ред. Г. П. Давидюка и др.-Мн.:Изд-во БГУ, 1978.-160 с.
  251. В.А. Избранные пед.соч.:В 3-х т.-М.:Педаго-гика, 1979.
  252. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: Изд-во Моек" ун-та, 1975.-343 с.
  253. В.Д. О некоторых особенностях военно-патриотического воспитания студентов технического вуза.-В кн. Совершенствование учебного процесса в высшей школе.-Ростов-на-Дону, 1975, с. I09-II3.
  254. Е.Н. О преемственности обучения высшей и средней школы.-В сб.:Психолого-педагогические вопросы учебно-воспитательной работы с первокурсниками/Под ред. В. И. Приписнова и Д.Н.Ла-з аре ва. -Душанбе.Изд-во Дониш, 1977, с.-60−63.
  255. Р.Е., Крепак А. С. Об опыте работы с абитуриентами и первокурсниками.-В сб.:Проблемы высшей школы.-К.:Вища школа, 1977, вып.31,с.125−128.
  256. И.А. Истоки и значения настроений студентов в их учебной деятельности, руководимой преподавателями.-В сб.:Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1976, с.34−42.
  257. Учись самостоятельно работать/Под ред.Н. М. Гриценко: В понощь студенту-первокурснику.-К.:Изд-во КГУ, 1969.-93 с.
  258. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива.-В кн.:Коллектив и личность.-М.: Наука, 1975, с.77−87.
  259. В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях вуза: Автореф.дис.канд.психологических наук.-К., 1982.-24 с.
  260. Философский словарь /Под ред.М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина.2.е изд.-М.Политиздат, 1968.-432 с.
  261. Формы, методы и средства коммунистического воспитания студентов в вузах социалистических стран. Сборник совместных трудов ученых социалистических стран.-М.:Высшая школа, 1976.-272 с.
  262. Харчев А.Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание .-М.:Политиздат, 1977.-143 с.
  263. Л.И. Роль физического воспитания в адаптации студентов к условиям вуза: Автореф.дис. .канд.пед.наук.-Л., 1983.-20 с.
  264. Р.И. Переход от школьной жизни к вузовской сложный этап.- В сб. Проблемы высшей школы.-К.Нища школа, 1970, Вып.4, с.31−35.
  265. В.Т. Основы организации процесса адаптации студентов к условиям вуза.Дис.канд.пед.наук.-М., 1979.-145 л.
  266. З.Г. Некоторые пути формирования интереса слушателей к будущей профессии.-В сб. Проблемы высшей школы.-К.: Вища школа, 1975, вып.20,с.23−27.
  267. Человек и его работа. Социологическое исследование/Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова.-М.:Мысль, 1967.-392с.
  268. А.С., Тимощук Е. И. Социально-психологический климат в коллективах различной организованности.- В кн. Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения.-М:Наука, 1979, с.59−68.
  269. С.Н. Профессиональная ориентация школьников: (Из опыта работы школ Латв. ССР).-М.Педагогика, 1983.-96 с.
  270. А.А. Динамика профессионально-педагогической мотивации студентов в процессе ее формирования: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Москва, 1982.-22 с.
  271. Н.М. Динамика мотивов межличностных выборов на различных этапах группового развития: Автореф.дис.психологических наук, Москва, 1978.-20 с.
  272. Э.И. Содержание и формы воспитательной работы в студенческой академической группе.-Алма-Ата, 1977.-66с.
  273. В.В. 0 некоторых способах изучения направленности личности студента.- В сб. Проблемы высшей школы.-К.Нища школа, 1974, вып. 16, с .48−51 .
  274. В.В. Сплоченность как качественная характеристика малых групп.-В сб.'Проблемы высшей школы,-К.Нища школа, 1972, вып.12,с.39−48.
  275. В.В. Экспериментально-психологическое исследование групповой сплоченности: Автореф.дис.канд.психологических наук, Москва, 1973.-18 с.
  276. Штарке К.Студенты. Становление личности. Перевод с"немецкого. -М.Прогресс, 1982.-136 с.
  277. Элькин Д. Г. Некоторые психологические вопросы адаптации студентов первых курсов к условиям высшей школы.-В сб. Проблемы высшей школы.-К.Пища школа, 1974, вып.19,с.49−52.
  278. Юл.Дж.Эдни, Кендел Морис Дж. Теория статистики.-М.:Гос-статиздат ЦСУ СССР, I960.-779 с.
  279. В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа, Методы.-М.Наука, 1972.-239 с.
  280. Якунин В.А., Мешков Н.И.Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов.-В сб. Нестник Ленингр. ун-та, 1980, вып.2,№ II, с.55−59.
  281. Н.Д. Актуальные вопросы педагогической науки.-К.:Знание, 1978.-48 с.293″ Aptheker H. Marxism and Education.-Political Affairs, vol. XIV, n. 9, p.39−43″
  282. Bandura A", Waltrs R.H. Social learning and personality-development. N.Y., 1963, p.73−96.295* Bassi A. Scrittura, lettura e igieni mentale.-Boma, 1971.
  283. Billig M. Social psychology and intergroup relations1. ndon, 1976, p.33 69.297″ Gartwright П., Zander A. Group dynamics.- H.Y., 1968, p.7−63.
  284. Dohnanyi K. von (Hrsg.). Die Schulen der Nation. Diissel-dorf, 1971.
  285. Eraser J. The role of the Teasher. A Good Standard for all.-Education Today and Tomorrow, vol.28,n.2,Winter 1975/76.
  286. Eraser J. Teashers should Teach.-Education Today and Tomorrow, vol.30,n.2, Winter 1977/78.
  287. Hayrynen, Vrj6-Paavo. The flow of new students to different university fields. Career motivation, educational choice and discriminating effects of university admission- a study of Finish female students.-Helsinki Suomalainen tiedeakat, 1970 142 p.
  288. Homans G. The human group.- N.Y., 1960, p. 110−125.
  289. Jamous H., Lem4ine G. Competition entre groupes dinegales resources.- Psychologie Franpaise, 1962, v.7″
  290. Lumbroso M. La pedagogic aujournd’hui, demain.-L^Ecole et la Nation, N 265″ novembre 1976.
  291. Myers D.G. Team competition, success and adjustment of group members.- J. of abnor. and soc.psychol., 1962, v.65.
  292. Musgrove Prank, Taylor Philip H. Society and the Teacher’s Bole*- London, Boutledge Kegan Paul, 1969.- 104 p.
  293. Reykowski J. Dinamika procesu adaptacji studentom 1 roku.-Zycie sakoly wyzsze3,1973, Ш 2, p.52−54.193
Заполнить форму текущей работой