Философия Фомы Аквинского
Тема данной контрольной работы является актуальной, так как томизм в наши дни признается как один из важнейших духовных факторов современности. У этого философского направления много приверженцев не только среди католического мира, но и внецерковных кругах. А значит, томистская школа развивается и в наши дни. О Граде Божием". Эта книга представляет собой апологию христианства, в которой первые… Читать ещё >
Философия Фомы Аквинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема данной контрольной работы является актуальной, так как томизм в наши дни признается как один из важнейших духовных факторов современности. У этого философского направления много приверженцев не только среди католического мира, но и внецерковных кругах. А значит, томистская школа развивается и в наши дни.
Выбор темы продиктован важностью данного этапа в истории философской мысли.
Цель — определить значение томизма для современной философии.
Задачи:
— проанализировать литературу по данной теме;
— систематизировать изученный материал;
— раскрыть такие философские направления как томизм и неотомизм.
Многие философы, такие как Жак Маритен, Дезире Мерсье, Антуан Д. Сертийянж, Жозеф Гредт, Жак Маритен, Этьен Жильсон, занимались изучением томизма. По данной теме написано много философских трудов, публикаций и книг.
В процессе работы использовался традиционно-описательный метод, основанный на приемах анализа, систематизации, классификации и обобщения исследуемого материала по данной проблеме.
1. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО
1.1 Краткая биография и основные творения Августина Блаженного Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — «О граде Божьем» — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Творения блаженного Августина.
1. «Исповедь». В этом автобиографическом сочинении Августин описывает свою жизнь в терминах мистического и духовного опыта.
2. «Отречение», написанное в поздний период его жизни, представляет собой поправки изложенных ранее взглядов с позиции его изменившегося мировоззрения.
3. «О Граде Божием». Эта книга представляет собой апологию христианства, в которой первые десять книг посвящены опровержению язычества, а в книгах XI-XVIII содержится описание двух «градов»: мирского и Божия. Под «градом» разумеется общество. Два града описаны симметрично в противопоставлении друг другу.
4. Ряд сочинений «Против манихейства».
5. Ряд сочинений «Против донатизма». Донатисты были сектой, возникшей в результате гонений на христиан.
6. Ряд сочинений «Против Пелагия». Пелагий, родом из Британии, был блестящим оратором и писателем, преподававшим гуманитарные дисциплины в Риме.
7. «О Троице» — богословский трактат, написанный в более поздний период жизни Августина. Это умозрительное сочинение о тайнах Пресвятой Троицы оказало огромное влияние на западное богословие.
1.2 Основные положения и значение философии Августина Блаженного Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
— ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
— Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
— Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
— Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
— в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
— короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
— Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
— бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
— высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
— после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Значение философии Августина Блаженного в том, что им:
— уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
— Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
— обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
— выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
— воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность;
— одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
духовный томизм аквинский августин
2. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО (ТОМИЗМ)
2.1 Краткая биография и основные положения философии Фомы Аквинского Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
— движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
— причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
— случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
— степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; ;
— цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл — значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, — Бог.
Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
— разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
— подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
— подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
— считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
— доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
— сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
— все состоит из материи и формы (идеи);
— суть любой вещи — единство формы и материи;
— форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
— форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
— идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
2.2 Основные выводы и историческое значение философии Фомы Аквинского Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
— откровение и разум (вера и знание) — не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
— вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
— вера и разум дают истинное знание;
— если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
— все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
— разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
— не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
— философия и теология — разные науки;
— философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
— все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
— даны пять доказательств существования Бога;
— систематизирована схоластика;
— закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
— доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
— выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
— вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
— разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;
— логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Августин и Фома Аквинский — основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью.
По мнению Фомы, каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.
Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога.
Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии.
С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась.
В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой — считал ее привилегией церкви. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви — все переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.
Имя Августина с такой же настойчивостью приковывает к себе наше внимание не только благодаря своеобразию его личности, но и потому, что в течении всех шестнадцати столетий западная культурная традиция находилась под его воздействием, ибо история постоянно обнаруживает влияние Августина в самых различных областях мысли, культуры и религиозной жизни.
1. Владимиров А. А., Зеленов Л. А. Основы философии. — Н. Новгород, 2008. — 328 с.
2. Губин В. Д. Философия. — М.: Высшая школа, 2010. — 428 с.
3. Канке В. А. Философия, — М.: «Логос», 2001.
4. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии: учебное пособие, — М.: «Академический проект», 2011.
5. Под ред. Кохановского В. П. История философии, — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
6. Под ред. Фролова И. Т. Философский словарь, — М.: «Республика», 2009.
7. Фролов И. Т. и др.
Введение
в философию: учебное пособие, — М.: «Республика», 2003.
.ur