Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Антропология и гносеология Максима Грека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В истории древнерусской философии не было, пожалуй, такой колоритной, уникальной и вместе с тем трагической личности, ещё при жизни получившей от современников-москвичей уважительное именование «преподобный Максим Новый Исповедник» — в воспоминание о преподобном Максиме Исповеднике (580—662), выдающемся теологе, осуществившем патриотический синтез, претерпевшем страдания в борьбе с ересью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Антропологические воззрения Максима Грека
    • 1. Биография, истоки творчества и круг чтения Михаила Триволиса
    • 2. Проблема человека в христианской религиозной традиции
    • 3. Кардиогносия в трансперсональном опыте человека
    • 4. Частная эсхатология в антропологическом аспекте
  • Глава 2. Гносеологические воззрения Максима Грека
    • 1. Проблема генезиса зла и его преодоления
    • 2. Апофазис как главный принцип иррациональной гносеологии
    • 3. Экстаз как трансперсональное состояние

Антропология и гносеология Максима Грека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В1 литературе, искусстве и средствах массовой информации уже немало сказано о кризисе современной техногенной цивилизации. Возникла даже некая мода в любом научном или научно-популярном издании обязательно упомянуть о кризисе. В чём можно быть твёрдо уверенным, так это в антропологическом кризисе, охватившем новейшую философскую мысль, на фоне накопленного колоссального культурного наследия. Философия оказывается не в силах ответить на насущные вопросы, неизменно сопровождающие существование человека: «Что есть человек?», «Каково его происхождение, откуда он?"', «В чём его смысл?» И это при всём том, что сущность человека в своих основах остается той же.

Тем не менее, будет поспешным проповедовать тотальный пессимизм. Как свидетельствует исторический опыт, человек нередко находил решение насущных вопросов при обращении к традиции. Именно поэтому для современной философии будет актуальным обратиться к духовному наследию византийской цивилизации XIII—XV вв. — исихазму (от греч г|сш%1а — безмолвие, покой), который оказался весьма востребован в кризисные годы Византийской империи. Антропологические и гносеологические воззрения Максима Грека заслуживают пристального внимания, поскольку, как и вся исихастская традиция, обладая универсальностью, позволяют ответить на обозначенные выше вопросы и ценностно ориентировать человека. Обращение к ним представляется актуальным в настоящее время, так как к исходной универсальности пытаются вернуться современная антропология и гносеология.

Максим Грек (М1хаг|А, ТрфюАл^, Михаил Триволис) (ок. 1470, Арта,.

Греция — 1555/1556, Троице-Сергиев монастырь) справедливо считается одним из крупнейших авторов русского Средневековья и заметных деятелей 3 европейского Ренессанса. Кто он — учёный филолог, византийский гуманист, старец-исихаст или представитель европейского Ренессанса? Эти, а также многие другие вопросы, связанные с философскими, теологическими, филологическими и текстологическими проблемами письменного наследия Максима, волнуют уже не одно поколение учёных исследователей. Однако, однозначного ответа на них нет да и не будет.

В истории древнерусской философии не было, пожалуй, такой колоритной, уникальной и вместе с тем трагической личности, ещё при жизни получившей от современников-москвичей уважительное именование «преподобный Максим Новый Исповедник» — в воспоминание о преподобном Максиме Исповеднике (580—662), выдающемся теологе, осуществившем патриотический синтез, претерпевшем страдания в борьбе с ересью монофелитства за свои строго ортодоксальные взгляды1. Уникальность Максима Афонского заключается в том, что он причудливо соединил в себе византийские, ренессансные и древнерусские традиции. Авторитетный исследователь его жизни и творчества Н. В. Синицина называет данное соединение «синтезом трёх культурных традиций», ибо «синтез — такое единство, из которого уже нельзя уже вычленить исходные элементы в первоначальном, чистом виде» [234, с. 216—217- подробнее: 235, с. 210]2. Мы бы продолжили и осмелились заявить, что ведущей, смыслообразующей компонентой этого синтеза является исихастская традиция, оказавшая большое влияние на культурные процессы не только Византии XIII—XV вв., но и ортодоксального мира в целом (Россия, Румыния, Сербия, Болгария, Грузия) на протяжении Средних и последующих веков. Вместе с тем, не раскрытой в различных аспектах остаётся тема «Максим Грек и исихазм» и это при том факте, что в лице древнерусского мыслителя наука обнаруживает яркого и последовательного представителя.

1 Именно поэтому Максим (Триволис) удостоился такого прозвища, но никак не за принадлежность к традиции Corpus Areopagiticum, как на то ссылается А. И. Иванов [123, с. 156].

2Срв. с мнением Л. И. Журовой [111, с. 4]. афонского исихазма, оставившего многочисленные письменные источники3. Частично восполнить этот пробел и призвана настоящая работа.

Степень разработанности проблемы.

Специфика в изучении средневековой мысли такова, что в ходе работы над исследованием необходимо привлекать как целый комплекс первоисточников, специальных монографий, так и литературу, касающуюся текстологии, филологии, словари по древним языкам. Также важно знание патрологии. Поэтому любое исследование по истории — средневековой' философии частично являетсямеждисциплинарнымохватывающим целый комплекс вопросов, относящихся сразу к нескольким дисциплинам: патрологии, агиологии, текстологии, лигвистике, гебраистике, библеистике, византологии и сравнительному религиоведению.

Вместе с тем, довольно сложно говорить о глубокой степени изученности вопроса философско-религиозного наследия Максима Афонца в зарубежной и российской историографии. Насчитывающая много номеров библиография работ оМаксиме Грекевышедших до 1969! г., приведена в книге доктора церковной истории, профессора А. И. Иванова (1890—1976) «Литературное наследие Максима Грека» (Д., 1969). Библиография работ, вышедших после 1969 г. приведена в статье Д. М. Буланина. «Максим Грек» («Словарь книжников и книжности Древней Руси». — JL, 1989. — Вып.2).

3 Литературное наследие Максима Грека, по подсчётам разных учёных, насчитывает от 150 (Н. В. Синицына, Л И. Журова) до 350 (А. И. Иванов, Д. М. Буланин), дошедших до нас оригинальных сочинений и переводов [95, с. 48- 79, с. 92- 111, с.26]. Его творения весьма многогранны, различны по жанру (слова, сказания, речи, диалоги, послания, повести, письма, экзегеза, гимнография, эпитафии) и содержанию (догматические, аскетико-мистические, апологетико-публицистические, нравоучительные). Максим Ватопедский одним из первых писателей на Руси стал составлять собственные прижизненные собрания сочинений, которые с его авторской правкой сохранились в трёх видах — Иоасафавском, Хлудовском и Румянцевском [111, с. 201]. «Опыт собрания писателями своих произведений был известен на Руси: „Просветитель“ Иосифа Волоцкого, „Устав“ Нила Сорского, „Соборник“ митрополита Даниила и сборники Ермолая-Еразма» [111, с. 201].

Большинство из этих исследований посвящено вопросам агиографии, биографии, текстологии, кодикологии. Доля работ о философско-теологическом наследии Максима ничтожно мала, а о гносеологии и антропологии — и того меньше. Отметим лишь работы, наиболее заметные и касающиеся темы нашего исследования.

Первой попыткой протонаучного исследования и систематизации творчества Максима^ можно считать работу русских старообрядцев, проделанную ими с целью' полемики с господствующей идеологией Русской Православной Церкви. Благодаря их заботам сохранились трактаты Максима о крестном" знамении и некоторые другие, были составлены собрания сочинений афонского монаха.

До сих пор непревзойдённой по охвату материала и привлечённых источников ни в российской, ни в зарубежной науке остаётся книга В. С. Иконникова (1841—1923) «Максим Грек и его время», вышедшая в 1915 г. вторым изданием, после опубликованной в 1865—1866 гг. диссертации «Максим Грек. Историко-литературное исследование». Работа содержит множество гипотез, подтверждённых позднейшими исследованиями И. В. Денисова и Н. В. Синицыной. Даже в новейших исследованиях используется эта незаменимая книга.

В 1943 г. в Париже, в трудах Лувенского университета (Universite de Louvain. Recueil de travaux d’histoire et de philologie), на французском языке была издана книга русского католика И. В. Денисова (1893—1971) «Максим Грек и Запад: К исследованию религиозно-философской мысли Михаила Триволиса» (Denissoff Е. Maxime le Grec et l’Occident: Contribution a l’histoire de la pensee religieuse et philosophique de Michel Trivolis. —ParisLouvein, 1943), в которой автор, в результате длительных разысканий в итальянских, французских и афонских архивах, установил светское имя Максима Грека — Михаил Триволис, а также уточнил основные даты и сведения из его биографии. Весьма привлекательным, но до конца не аргументированным, выглядит тезис учёного о христианском гуманизме Максима и его связи с Corpus Areopagiticum и Максимом Исповедником. Любопытно, что книга была написана в военное время во Франции, вдали от источников, находящихся в России, и даже при этом обстоятельстве онасодержит множество важных открытий. Исследование И. В. Денисова ввело имя Максима Грека в круг научных интересов российских и западных учёных и> послужило выпуску новых работ, хотя научные исследования были и раньше в России.

В Риме на немецком языке был опубликовано исследование учёного иезуита Б. Шульце «Максим Грек как теолог» (Schultze В. Maksim Grek als Theologe. —Roma, 1963 // Orientalia Christiana Analecta. —№ 167), где атрибутировано множество трудов отцов Церкви, использованных Максимом Ватопедским. Кроме того, Афонец почему-то назван паламитом [290, s. 185]4. По всей видимости, Б. Шульце имеет в виду причастность Максима к исихазму, к которому он, и правда, принадлежал, но вот только к традиции афонского исихазма. К паламизму же, как варианту интерпретации исихазма, Максим, вероятно, относится настороженно5.

В Мюнхене на английском языке была опубликована работа Д. Хейни «Из Италии в» Москвин). Жизнь и труды Максима Грека" (Haney J. V. From Italy to Moscovy: The Life and Works of Maxim the Greek. —Munchen, 1973), заключающая" в себе специальную главу «Философское размышление» («Philosophian Speculation»).

Тему генетической связи Максима с исихазмом никто из учёных не поднимал и подробно не рассматривал. Г. В. Флоровский (1893—1979) в «Путях русского богословия» (Париж, 1937) впервые назвал Максима «византийским гуманистом», не указав при этом на исихастский характер

4 Утверждение о паламизме Максиме Грека повторяется в книге В. В. Мешалкина «Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы» (—M Изд-во Сретенского монастыря, 2009): «Паламистские идеи прп. Максима оказали большое влияние на митрополита Московского Макария».

5 Этот вопрос мы затронем ниже в Гл. 1 § 1. гуманизма [261, с. 23]. Первым, кто назвал Максима представителем исихазма, является авторитетнейший исследователь, протопресвитер И. Ф. Мейендорф (1926—1992). Это было сделано им вскользь в небольшой работе «Святой Григорий Палама и православная мистика» (1959) с причислением Афонца к лагерю нестяжателей-заволжцев [178, с. 326]. То же предпринял упомянутый нами выше Б. Шультце в книге, выпущенной в 1963 г. [290, s. 185—201]. Крупнейший византолог С. Рансимен (Steven Runciman) (1903— 2000) в работе «Великая Церковь в пленении» (1968) тоже обращает внимание на личность Максима, называя его «одним из греков, родившихся на Оттоманской территории и отправившихся для обучения на Запад» [212- с. 220]. Позже наблюдение И. Ф. Мейендорфа повторит ведущий российский учёный В. В. Бычков в своей монографии" «Малая история» византийской эстетики" (Киев, 1991) [82, с. 398].

В дальнейшем большинство исследований, посвященных философским воззрениям Максима Грека, в силу ряда идеологических причин выходили на Западе. В России до 90-х годов XX в. большинство-работ, даже если они и касались некоторых аспектов философско-теологического творчества преподобного, выходили под обложкой филологических изысканий либо изучения разного рода идеологий (нестяжательства и прочего). В плане последнего советская историография пошла путём, проторенным Г. П. Федотовым (1886—1951), который увидел в Афонце лишь нестяжателя, обличавшего «внешнее, обрядоверческое направление русского благочестия» [270, с. 342]. Однако, как показывают новейшие исследования А. И. Плигузова («Полемика в Русской' Церкви»), проблема нестяжательства на Руси должна быть рассмотрена намного глубже [209].

В России были изданы работы: А. И. Иванова (1890—1976) «Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуции, библиография» (Л., 1969), а также цикл его статей в ежегодниках.

Византийский временник" и «Богословские труды"6- Синицыной Н. В. «Максим Грек в России» (М.5 1977). Работы А. И. Иванова и Н. В. Синицыной, помимо филологической проблематики изучения сочинений Максима Грека, содержат ряд ценных атрибуций из произведений античной философии и восточной патристики, а также в них рассматриваются некоторые его философско-теологические идеи.

Настоящим прорывом стало исследование M. Н. Громова «Максим Грек» (М., 1983), в котором помимо биографических сведений Максима, приводится анализ его антропологических и гносеологических воззрений. Эта работа была написана во времена господства атеизма в Советском Союзе, когда о религиозной философии предпочитали не говорить. Небольшая по объёму книжка содержит в себе краткое, но достаточно глубокое описание идей Максима Афонского, и может по праву считаться своеобразным введением в круг философского изучения средневекового мыслителя. Автор проводит интересные параллели между религиозно-философскими взглядами Максима Грека и философией XVIII—XX вв.еков.

После публикации в 1983 году книги M. Н. Громова крупных исследований в виде монографий, посвященных изучению* философских воззрений Максима, не издавалось. Вышел лишь ряд статей7, из которых перечислим только работы, касающиеся антропологических и гносеологических воззрений ватопедского монаха: И. Р. Паславский «Идейно-философское наследие Максима Грека и его традиции на Украине в XVI—XVII вв.» (1986) — В. А. Никитин «Богословские воззрения преподобного Максима Грека» (1989) (уважаемый автор во многом зависит от работ И. В. Денисова и Б. Шульце) — Н. В. Синицына «Гипербореец из.

6 В этих публикациях А. И. Иванов попытался рассмотреть «неоплатонизм Максима Грека» и провести параллель между Михаилом Триволисом и Джироламо Савонаролой. Эту попытку ранее предпринимали некоторые дореволюционные ученые (А. Митякин), атакле И В. Денисов [282, рр 239—299].

7 Отметим также главу, посвященную Максиму, в монографии Д. Д. Оболенского (1918—2001) «Шесть византийских портретов» (Six Byzantine Portraits. — Oxford, 1988). См. в русском издании: Оболенский Д Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. — М.: Янус-К, 1998. — С. 546—561 9.

Эллады, или Одиссея Максима Грека" (1990) — А. Ю. Григоренко «Максим Грек: знание и вера» (1993) — Е. Дорогов «Из написанного о Максиме Греке (Михаиле Триволисе)» (1992) — А. И. Клибанов «» Московская академия" Максима Грека и споры о «самовластии» человека" (1996). Идейную связь между творчеством Максима Грека и Джироламо Савонаролой, вслед за, А. И. Ивановым, пытается обнаружить в своём предисловии к биографии Савонаролы В. П. Гайдук [94]. Гипотезу о преобладающем влиянии Савонаролы на взгляды" Михаила Триволиса аргументированно подверг сомнению в 1896'г. А. И. Колесов в сочинении «Прсподобный Максим Грек. Его жизнь и труды» [214, с. 137—139].

После 2000 г. произошёл настоящий всплеск интереса к наследию Максима Грека: публикуется ряд статей, защищаются диссертации, имя афонского монаха всё чаще звучит на научных конференциях8. Однако, большинство вышедших за этот период работ посвящены филологическим проблемам9. Исключение составляют следующие работы.

В совместном труде с В. В. Мильковым «Идейные течения древнерусской мысли» (СПб., 2001) М. Н. Громов говорит о Максиме то, чего не мог сказать в 1983 г. в силу известных идеологических факторов. Особую ценность в составе этой работы имеет статья М. Н. Громова, посвященная древнерусскому исихазму («Русский исихазм: вербальный и невербальный аспекты») [93, с. 84—92]. В 2002 г. в Московской Духовной. Академии защищена кандидатская*диссертация Вл. Шарапова «Богословские воззрения.

8 Так, на состоявшейся 1—4 октября 2006 г. в Москве Международной научно-богословской конференции «Россия-Афон, тысячелетие духовного единства», отдельная секция была посвящена Максиму Греку. По итогам конференции издан сборник докладов (Международная научно-богословская конференция. «Россия—Афон: тысячелетие духовного единства». Москва. 1—4 октября 2006 г. -М ¦ Изд-во ПСТГУ, 2008).

9 В их числе — диссертация JI И. Журовой «Литературное наследие Максима Грека: автор и текст» (Новосибирск, 2005) и ее же монография «Авторский текст Максима Грека, рукописная и литературная традиции: Часть 1. В 2 ч., Науч ред. Н. Н. Покровскии» (Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008), диссертация В Ю. Крутецкого «Максим Грек и русская культура последней четверти XVI века» (М., 2006), статьи Н.М. Olmsted, О. Straknov, Т. Я. Морозовой, А. И. Юрченко, М Баракки-Баваньоли, И И. Шевченко, Б. Л. Фонкича, П. Бутковича, А. Т. Шашкова, Е. К. Ромодановской, Г. А. Елисеева, ГА. Казимовой и других авторов.

10 преподобного Максима Грека" (Сергиев Посад, 2002)10. В 2003 г. вышла статья Т. В. Чумаковой «Роль монастырской культуры в становлении антропологических воззрений в древнерусской мысли: Нил Сорский и Максим Грек», в которой исследовательница обращает внимание на* связь древнерусского мыслителя с исихазмом [265]. Однако, в чём именно выразилось, влияние исихазма на творчество Афонца, на его антропологические и гносеологические взгляды, так и осталось не выясненным. Антропологические и гносеологические воззрения Максима Грека затрагиваются в диссертационном исследовании О. Б. Ионайтис «Традиции византийского неоплатонизма в русской средневековой философии» (Екатеринбург, 2003) [132, с. 299—313]. О. Ю. Ламакина выделяет отдельный параграф «Максим Грек» в своём диссертационном исследовании «Платонизм в древнерусской религиозно-философской мысли» (СПб., 2004) [159, с. 137—149]. В 2004 защищена диссертация Ю. Н. Кабанкова «Максим Грек в контексте русской книжности. Некоторые черты русской книжности конца XV — середины XVI вв. как симптомы кризиса средневекового сознания» (Владивосток), а в 2007 г. вышла в свет его книга «Последний византиец русской книжности. Преподобный Максим Грек» (Владивосток). В диссертации М. И. Юдиной «Политико-правовое учение Максима Грека. Дис.. канд. юрид. наук» (СПб., 2004) мало говорится об антропологических и гносеологических воззрениях Максима. Особое внимание личности Максима уделено евразийцем А. В. Ивановым в коллективном историософском труде «Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации» (Барнаул, 2006) [119, с. ЗЗО— 352]. В 2008 г. в серии «ЖЗЛ» вышла в свет научно-популярная биография Максима Грека, написанная Н. В. Синицыной — добротная книга, аккумулирующая в себе итоги многолетних наработок автора [234]. Из новейших публикаций также особо выделим статью М. Н. Громова.

10 Ради полноты картины укажем также дипломную работу священника О. Климат «Преподобный Максим Грек. Его жизнь, творения и учение» (МинскМинская ДС, 1999).

Философско-антропологические воззрения Максима Грека"" и его же монографию «Образы философов в Древней Руси» (М., 2010)12, в которой афонскому монаху посвящено несколько страниц [99, с. 109—114].

Итак, ни в зарубежной, ни в отечественной историографии антропологические и тесно связанные с ними гносеологические воззрения Максима Грека не становились темой отдельного пристального исследования. Исключение составляют лишь монография М. Н. Громова, в которой данной теме посвящена отдельная глава, и его же статья.

В качестве первоисточника послужило издание сочинений Максима Грека на церковно-славянском, а также переводы с церковно-славянского на русский язык, выполненные послушником Моисеем, Д. М. Буланиным и М. Н. Громовым. Кроме того, привлечены сочинения, напечатанные в различных изданиях. Основным изданием для нас стал перевод творений Максима Грека на русский язык, выполненный в 1910—1911 годах послушником Моисеем [2]. Будучи переводом творений Максима Грека, изданных в Казанской Духовной Академией на славянском языке в 1894—1897 (Сочинения преподобного Максима Грека. — Казань, 1859—1862. —4.1—3), как некритическое издание, данный перевод не лишён недостатков. Тем не менее, он выполнен достаточно грамотно и в передаче специфической религиозно-философской терминологии представляется наиболее аутентичным.

В 2006 г. в издательстве Троице-Сергиевой Лавры вышло переиздание 1-го тома духовно-нравственных сочинений Максима Грека в русском переводе 1910 года13. Данное переиздание содержит ряд ценных атрибуций цитат отцов Церкви в творениях афонского монаха, а также некоторые текстологические коррективы.

11 Громов М. Н. Философско-антропологические воззрения Максима Грека // Вестник славянских культур — М.: ГАСК, 2010. — № 3 (XVII). — С.21—36.

12 См рецензию В. В Милькова «Образы древнерусских философов и проблемы изучения отечественной философской мысли допетровской Руси (Громов М. Н. Образы философов в Древней Руси. М., 2010)» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. —Июнь 2011.—№ 2 (44). — С. 89 — 105.

13 Максим Грек, прп. Духовно-нравственные слова. — СТСЛ, 2006. — 416с.

Важной вехой в изучении творчества древнерусского мыслителя стал выход первого тома критического издания — Максим Грек «Сочинения» (М., 2008), проекты которого существовали с начала 90-х годов XX в. В данном издании в хронологической последовательности публикуются известные и ранее неизвестные сочинения Максима. Хронологически-кодикологический принцип издания позволяет читателю проследить эволюцию взглядов афонского монаха.

Для исследователя также важны «Сказания о Максиме Греке», которые были опубликованы С. А. Белокуровым (1862—1918) в книге «О библиотеке московских государей в XVI столетии» (М.Д 898) и позже Hi В. Синицыной в работе «Сказания о преподобном Максиме Греке (XVI—XVII вв.)» (М., 2006).

Для полноты охвата темы исследования' необходимым стало1 обращение к текстам-первоисточникам восточной, западной и древнерусской патристики. Верным руководством в море патриотических текстов является Lampe G. W. Н. «А Patristic Greek Lexicon» (Oxford, 1961), в, котором разъясняется греческая патриотическая лексикавплоть до Феодора Студита (759—826):

В данной работе предполагается, опираясь на уже имеющийся исследовательский материал, расширить и углубить познания в изучении антропологических и гносеологических воззрений Максима Грека.

Методологические основания исследования.

В диссертационном^ исследовании используется метод историко-философской реконструкции. Реконструкция воззрений Максима основана на его оригинальных сочинениях и сохранившихся переводах. Необходимой частью процедуры реконструкции является метод герменевтики суждений Афонца по значимым для исследования вопросам, базирующаяся на прочтении соответствующих текстов. Исследование философского наследия.

Максима предполагает обязательное обращение к исторической ретроспективе. Этим фактом оправдано наше обращение к текстам патристики, античной и средневековой философии. Методологически значимыми для диссертационного исследования являются теоретические идеи по антропологии и гносеологии исихазма, а также христианской традиции в целом, представленные в трудах И. Ф. Мейендорфа, епископа Каллиста (Уэра), Р. Бультмана, X. Яннараса, В. В. Бычкова и М. Н. Громова.

Объектом диссертационного исследования является религиозно-философское наследие Максима Грека.

Предметом исследования выступают антропологические и гносеологические воззрения Максима.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационного исследования заключается в реконструировании антропологических и гносеологических воззрений Максима Грека, проанализированных и осмысленных как с точки зрения их собственной значимости, так и в аспекте взаимосв51зи с предшествующей им исихастской традицией.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:

1. Выявить связь философско-религиозного наследия Максима Ватопедского с исихазмом;

2. Дать систематическое описание антропологических воззрений Максима;

3. Раскрыть гносеологические воззрения афонского монаха;

4. Показать специфику антропологических и гносеологических воззрений Максима Грека в перспективе их дальнейшего научно-философского исследования.

Гипотеза исследования. Антропологические и гносеологические воззрения Максима Грека могут быть раскрыты на основании принципов холизма и апофатизма, сформулированных в восточной христианской традиции. Данный принцип в значительной мере дополняет и расширяет историко-философские представления о наследии древнерусского мыслителя, а также может способствовать расширению знаний современного человека об основах духовно-ценностного бытия и о принципах постижения мира.

Научная новизна исследования.

Научная новизна работы определяется следующим:

1. Систематизированы и проанализированы антропологические и гносеологические воззрения Максима Грека в связи с исихазмом.

2. Расширен и интерпретирован круг возможных источников, оказавших влияние на антропологические и гносеологические воззрения Максима.

3. Обозначена степень аутентичности концепции Максима доктрине исихазма.

4. Дана историко-философская концептуализация взглядов Максима Афонского с учётом влияния на него и рецепции представителей античной, византийской и средневековой европейской философии.

5. Выработаны общие философско-методологические принципы изучения философско-религиозного наследия Максима в контексте взаимодействия её с традицией исихазма.

Положения выносимые на защиту.

1. Определена специфика антропологических и гносеологических воззрений Максима Грека, обусловленных тем, что древнерусский мыслитель придерживается афонской редакции исихазма.

2. Специфика исихазма нашла своё теоретическое и практическое выражение в воззрениях Максима Грека на проблему свободы воли человека, в концептах кардиогносии и «прилога», в частной эсхатологии, в «книжной справе», а также в реабилитации тела и телесного.

3. Апофазис как главный принцип гносеологических воззрений Максима Грека раскрывается в концепции о свободе воли человека. Антропологические и гносеологические воззрения Максима построены на личностном отношении человека к Абсолют}'.

4. Воззрения Максима Грека о сакральном экстазе есть, базирующийся на личностном отношении, трансперсональный опыт восхождения к Первоначалу. Экстаз как специфичное трансперсональное состояние занимает в гносеологических воззрениях древнерусского мыслителя важное место.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Данную работу можно использовать для историко-философских исследований древнерусской и византийской мысли, посвященных изучению традиции исихазма, монашества, аскетизма и средневековой культуры. Материалы диссертации могут быть полезны при разработке курсов по следующим дисциплинам: религиозная антропология, философская антропология, психология религии, история философии, византология и история русской философии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были представлены на Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Человек: философская рефлексия» (г. Барнаул, 2006 г.), на Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и религия в поликультурном обществе: региональный аспект» (г. Барнаул, 21 сентября 2010 г.) и на IV давньрусью юторико-фшософсыа читания пам’ят! В. С. Горського «Философсью ще! в культур! Кшвсы"н РусЬ> (Украина, г. Полтава, 9—10 июня 2011 г.). Материалы диссертации обсуждались на кафедре философии Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (г. Барнаул) и секторе истории русской философии Института философии Российской академии наук (г. Москва). По материалам диссертации соискателем подготовлен интернет-сайт (www.maksimthegreek.blogspot.com), посвященный жизни и творчеству Максима Грека.

Заключение

.

В нашем диссертационном исследовании рассмотрена проблема антропологических и гносеологических воззрений Максима Грека, которые были даны в сравнительно-историческом контексте философско-теологического наследия античности, Византии и Западной Европы.

Специфика философско-религиозного наследия Максима Святогорца обусловлена генетической связью с афонской школой исихазма, для которой характерно: холистичность антропологии, попытка минимизации субъективации в процессе познания, апофатизм, экзистенциальная напряжённость, обращённость к традиции, критицизм, эсхатологический оптимизм и религиозная толерантность.

В антропологических воззрениях Максим, исходя из библейской мифологемы о сотворении по образу и подобию Божию, говорит о человеке как неавтономном существе. Как у существа теоцентрического, природа его иконична, потому и познание обусловлено этой иконичностью. Человек рассматривается динамически: он не был сотворён совершенным и завершённым. Это несовершенство, незавершенность, промежуточность предполагает свободное синергийное соучастие человека. С другой стороны, человечество в лице Адама претерпело метафизическое падение, однако оно было искуплено, спасено Иисусом и призвано к синергийному соучастию в собственном спасении. Последнее предполагает собой специфическую трансперсональную практику, основательно и глубоко осмысленную до мельчайших психологических нюансов в исихазме. Смысл человеческого существования, согласно Максиму Ватопедскому, объясняется его.

116 Как мы помним, с поисков аутентичного христианства началось реформационное движение в Европе [177]. соотнесённостью" с трансцендентнымПервоначалом. Поэтому вопрос, познания есть, в первую очередь, — вопрос гносиса Абсолюта, Первосубстанции.

В обнаружении: в? человеке образа' и: подобия Божия Максим придерживается трихотомии, которая, вероятно, заимствована им-из Григория Нисского. Идея-богоподобия позволяет афонскому монаху заявить о человекекак венце природы" и конечном? смысле космогонии.- ' Гуманистически" космополитично" звучитмысль, о холизме: человечествавне зависимости! тендернойрасовой^ иликонфессиональной/ принадлежностиблагодаря?, присутствию' в каждом человеческом! индивиде образаБожия.* Человеквыражает собой космическую гармонию, он есть микрокосм, соединяющий в себемир" интеллигибельный? и сенситивныйК каждому из миров* человек принадлежит по природе и каждый из них охватывает своими энергиями — умом и чувством.*- Учение о микрокосме, унаследованное из античной" философии, приобретает, в воззренияхМаксима, как-и во всейхристианской-философии, новое, значение в связис-разработанной концепцией? ипостасиполучившей в Средневековье, как иконцепциям богоподобия, важное идеологическое и социальное: значение, ибо? с ипостасью тесным: образом связана свобода воли человека.

В дифференциации* Максимомпонятий- «ум» ш «рассудок» можно сделать наблюдение, того— что в концепте «ум», в понимании" его? каксубстанции способной к трансцензу су и к познаниютрансцендентного, очень-чётко выраженамысль о том, что быть человеком значит быть Яявляющимсясубъектом своей воли и действия: Поэтому темасвободы воличеловека, поднятая Афонцем в антиастрологической полемике, является ключевойсвязующейв. его антропологических воззрениях. Во-первых, самовластие, согласно Максиму, есть атрибут ума. Во-вторых, воля человека, по мысли Афонца, может свободно ориентироваться как на доброе, так на злое. Самое интересное: наблюдение, сделанное исихастамиа вслед за ними: и Максимом, то, что воля может осуществляться бессознательно, не проникая в сферу сознания, и невозможно избежать всех помыслов, приходящих в" сознание из вне. Здесь-то и должен* проявить себя ум как высшая духовная1 субстанция в человеке. В-третьих, Афонец настаивает на' синергизме божественной (божественной благодати) и человеческой воли, в когором воля божественная асимметрична (первична) по отношению к человеческой.

Человек понимается исихазмом холистически. Он есть единство души и тела. Тело, как-то следует из сочинений Максима, не есть нечто внешнее, примыкающее к собственной’душе человека, некая темница души. Исихазм, обращаясь к Новому Завету (Флп. 3:20—21), совершает революционный поворот в понимании^ человеческого тела и вытесняет представление о теле как темнице души. Подобный взгляд в исихазме на проблему соматического, который И. Ф. Мейендорф справедливо характеризует как христианский материализм, мы вправе назвать реабилитацией тела.

В связи с холизмом возникает понятие «сердца» с вытекающей из него концепцией кардиогносии, которая занимает центральное местов антропологических и гносеологических* воззрениях МаксимаВатопедского. Термин «сердце» неоднократно встречается в сочинениях Афонца фрагментарно й без какого-либо намёка на схоластическую систематичность. В*1 связи с обнаружением умного начала в душе, для5философии становится важным вопрос о его локализации. Как мы полагаем, исихазм, а вслед за ним и Максим Грек, решил вопрос о том, какую роль выполняет сердце в трансперсональном опыте человека. С этой целью исихазм соединил воедино пневматологию и эсхатологию в доктрине кардиогносии и ноэтической молитвы.

С концептом кардиогносии неразрывно связано фундаментальное антропологическое понятие «совести». Термин «совесть» включает в себя две стороны: как гносеологическую в плане самопознания, так и нравственно-этическую. В4 греческом, как и во многих европейских языках, понятия сознание" и «совесть» выражаются одним и тем же словом, потому там, где Максим Афонский говорит «познаем самих себя» и подобное, это следует понимать как о-сознаем себя, то есть как сознание. Совесть — это и есть сознание. Совесть есть субъективное знание индивида о своём собственном поведении и отношение к нему. Выражаясь словами Р. Бультмана, это знание «не только включает интенцию., но знание, которое, рефлексируя и вынося суждение, акцентирует внимание на этой интенции собственного ума» [61, с.81]. Совесть есть знание о собственном поведении по отношению к существующему этическому императиву. Императив базируется в трансцендентном, которое понимается Максимом, как и всяким глубоко религиозным человеком, аксиоматично. «Я» индивида, поясняет Р. Бультман, — это «всегда как моё „Я“, которое становится „Я“ в результате того, что „Я“ каждый раз .беру на себя ответственность», не зависимо от суждения окружающего социума, за свою жизнь, имеющую своим началом трансцендентный Источник [61, с.83].

В исследовании антропологических воззрений Максима особо важно понимание его ключевых эсхатологических концептов. В истории христианской мысли принято выделять две трактовки рая: символическую (Александрия) и материалистическую (Антиохия). Исихазм предлагает синтезирующую или нейтральную трактовку рая, которая оригинальна и в то же время учитывает опыт предшествующей традиции. Связано это с тем, что для исихастов, как и для христиан начала XX в., парусия Иисуса есть наступившая реальность. Подобное понимание сближает раннехристианскую эсхатологию с эсхатологией исихазма. Исихазм пронёс в своих недрах радостное эсхатологическое настроение первых христиан, внеся, благодаря доктрине о нетварных энергиях, герменевтически новое понимание Царства Божия как уже свершившегося события.

Максим Грек придерживается синтезирующей экзегезы рая и склонен к эсхатологическому оптимизму исихазма. Данное утверждение подтверждается на анализе эсхатологической ситуации конца XV — начала XVI веков на территории Руси и Западной Европы, характеризующейся как «век тревоги». Поэтому мы видим в Максимовой «книжной справе», помимо собственно филологического смысла, смысл философский. Максим обозначает иное понимание темпоральности: Царство Божие уже наступило и длится в настоящемблагодаря фотодосии человек причастен славе будущего века. Эсхатологическое деяние уже совершается в судьбе отдельного человека. В поисках гипотетических источников переводческой практики Максима Грека и его критического отношения к тексту можно выделить два, последний из которых более вероятен: 1) переводческая практика итальянского гуманизма, которая была связана у учёным греком Мануилом Хрисолором- 2) афонская школа исихазма, которая одной из первых стала текстологически работать с первоисточниками и критически делать с них списки. Более того, переписывание понималось ими как часть трансперсональной практики и аскезы. В дальнейшем афонский исихазм оказал влияние на «филолого-аскетические школы» Нила Сорского и Паисия Величковского, а также Тырновскую (Болгария) и Ресавскую (Сербия) школы.

В описании генезиса феномена зла Максим Грек следует библейской мифологии, а также соглашается с мнением Максима Исповедника о том, что зло не обладает онтологическим статусом, оно не субстанционально. Как событие грех стал возможным благодаря наличию у человека свободы воли. Зло в первую очередь коснулось познавательных способностей человека и, тесно с ними связанной с ними, воли. Таким образом, проблема греха в первую очередь касается проблемы сознания, гносиса и свободы воли человека. С этими константами работают средневековые экзегеты, в том числе и Святогорец.

В понимании первородного греха человека как личного события Максим следует восточной ортодоксальной традиции, предпочитая выделять волевой аспект в данном вопросе. В сочинениях афонского монаха мы не встречаем такой подробной дескрипции генезиса страсти в-душе. В отличие от Нила Сорского, у Триволиса встречаются лишь упоминания и описания трёх основных этапов: «прилога», «страсти» и «навыка», которые в русле доктрины о свободе воли человека приобретают принципиально важное значение, так как именно с введениемв оборот исихазмом концепта «прилог», происходит рационализация, а также смещение акцента на волевой аспект.

Метод гносеологии Максима1 Грека, как и всего исихазма в целом, может быть определён как апофатизм отношения. Он апофатичен в силу трансцендентности Объекта познания, поэтому в гносеологии в обрамлении ортодоксальной концепции синергии волевой аспект получает важный статус. Таким’образом, феномет"веры" есть фундаментальный сущностный элемент апофатического познания. Согласно Святогорцу, вера открывает путь к апофазе, благодаря ей становится возможным личностное отношение субъектов познания. Абсолют, по словам X. Яннараса, начинает пониматься мистиком не как интеллектуальная конструкция. В апофатике принятие веры, как ведущего гносеологического принципа, позволяет избежать приписываниях предикатов сущего Абсолютному бытию. Это становится возможным благодаря тому, что догматические вера привязана к христологии, а именно’к теофании Христа. Ортодоксальное понимание веры как отказ от субъективизма и от обусловленности, противоположно западноевропейскому схоластическому пониманию апофатизма сущности. Существующую опасность абсолютизированной веры возможно избежать в процедуре соотнесения персонального опыта с соборным опытом Церкви и в последующей его верификации.

Воззрения Максима Грека о сакральном экстазе есть, базирующийся на личностном отношении, трансперсональный опыт восхождения к Первоначалу. Спиритуализм платонизма, отчётливо видимый в воззрениях об экстазе, аннигилируется догматом о теофании и холизмом человеческой природы, а также связанными с ними феноменами «веры» и «любви». Таким образом, экстаз необходимо понимать также как экстатическое отношение, которое возможно там, где встречаются свободные личности.

В итоге, Максим Ватопедский традиционен и одновременно инновационен в собственных антропологических и гносеологических воззрениях, в отличие от многих своих древнерусских коллег, а также гуманистов Ренессанса. Он, мысля в поле традиционной мифологии, используя её образы и термины" 7, пытается по-исихастски иначе рассмотреть некоторые антропологические и гносеологические положения ортодоксии. Вместе с тем, проблематику Максим задаёт вне этого поля, выходя за рамки религиозной мифологии: вопрос о свободе воли и о личной ответственности. Кажущуюся противоречивость и непоследовательность в воззрениях Максима Грека можно объяснить синкретизмом средневековой культуры [220, с. ЗЗ- 96, с.22].

117 Например, Максим безоговорочно признаёт авторитет Псевдо-Дионисия Ареопагита и его авторство Согрив Агеора§ Шсит. Многие деятели эпохи Ренессанса тоже признавали аутентичность сочинений Псевдо-Дионисия. Другой пример, критическое отношение Максима к текстам и его непризнание апокрифов. Тем не менее, в «Слове на армянское зловерие» Максим пересказал не предсказание Пифии (оракулы замолчали на 40 лет до Рождества Христова — Максим здесь ссылается на Плутарха), но «Проречение о Христе в кумирнице эллинского бога Аполлона», известного в списках, восходящих к традиции Афона. Это можно оправдать афонской традицией, последователем которой Максим являлся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Максим Грек. Сочинения, изданные при Казанской духовной академии (на ц.-слав. яз.): в 3-х ч. / Максим Грек
  2. Часть 1: Догматико-полемические сочинения. — Казань, 1894. —440 с. —Часть 2: Нравоучительные сочинения. — Казань, б./г. —460 с. —Часть 3: Разные сочинения. — Казань, 1897. —240 с.
  3. Его же. Творения: Репринт, воспроизв. изд.— Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе: в 3-х ч., 1910—1911. / Его же — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.
  4. Ч. 1: Житие прп. Максима Грека. Нравоучительные сочинения. — 50+IV+287C.
  5. Ч. 2: Догматико-полемические сочинения. —332 с. —Ч. 3: Разные сочинения. —205 с.
  6. А. А. Песнь песней в древней славяно-русской письменности. / Алексеев А. А. —СПб.: Дм. Буланин, 2002. —250 с.
  7. А. И. Под знаком конца времён. Очерки русской религиозности конца XIV — начала XVI вв. / Алексеев А. И. —СПб.: Алетейя, 2002. —352 с.
  8. Ю. Г. Государь всея Руси. / Алексеев Ю. Г. —Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. —240 с.
  9. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): в 2-х т.: под ред. С.С. Неретиной- сост. С. С. Неретиной, Л. В. Бурлака. — СПб.: РХГИ, 2002,—Т. 2. —635 с.
  10. Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова- сост. Г. И. Беневич. —М., СПб.: «Никея"-РХГА, 2009. —Т.1. — 672 с.
  11. Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова- сост. Г. И. Беневич. —М., СПб.: „Никея"-РХГА, 2009. —Т.2. — 752 с.
  12. Е. В. Античный- гностицизм. Фрагменты и свидетельства / Афонасин Е. В. —СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. —368 с.
  13. Д. Жизнь-и духовный облик святого Григория Синайского // ЦиВ. — 2002. — № 1* (18). —С.277—312.
  14. В. В. Энергия / Бибихин В. В. — М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. — 488 с.
  15. Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты / Буланин Д. М. —Л.: Наука, 1984. —221 с.
  16. Его же. Максим Грек // СККДР: отв. ред. Д. С. Лихачёв. —Л.: Наука,
  17. Ленинград, отд-е, 1989. — Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI вв.). Ч. 2: Л— Я. —С. 89—98.
  18. Р. Избранное: Вера и понимание. Том 1-Й: пер. с нем. / Бультман Р. —М.: РОССПЭН, 2004. —752 с.
  19. В. В. Идеал любви христианско-византийского мира // Философия любви: под общ. ред. Д. П. Горского- сост. А. А. Ивин: —М.: Политиздат, 1990. —Ч.1. — С.68—110.
  20. Его же. Малая история византийской эстетики / Его же. — Киев: Путь к истине, 1991. —407 с.
  21. Его же. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин / Его же. — М.: Ладомир, 1995. —593 с.
  22. Его же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2-х тт. / Бычков.В. В. —М.—СПб.: Университетская книга, 1999: — 575 с. —Т.1: Раннее христианство. Византия.
  23. Д. Введение в текстологию Ветхого Завета / Вайнгрин Д. — М.: ББИ св. ап. Андрея, 2002. —109 с.
  24. Василий (Осборн А.), еп. Антропология Дионисия Ареопагита // ЦиВ — 2002. —№ 1 (18).—С. 13—29.87.“ Василиадис Н. Таинство смерти: монография / Василиадис Н. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. —579 с.
  25. Д. Учение Ветхого Завета о грехе / Введенский Д. — Троице-Сергиева Лавра, 1900. —222+XVI с.
  26. С. Г. Послания старца Артемия XVI в. / Вилинский С. Г. — Одесса, 1906. —426 с.
  27. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Гадамер Х.-Г. —М.: Прогресс, 1988. —637 с. '
  28. В.П., Смирнов Г. А. Раннесредневековая концепция человека // Культура и искусство западноевропейского средневековья. Материалы научной конференции (1980). — М.: Советский художник. 1981'. —С. 35—52:
  29. В. П. Предисловие // Ченти Т. С. Джироламо Савонарола. Монах, который потряс Флоренцию. Джироламо Савонарола. Молитвы из темницы. — М.: Изд-во ФБМК, 1998. — С. З—18.
  30. М. Н. Максим Грек / Громов М. Н. — М.: Мысль, 1983. —199 с.
  31. М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII вв.еков: учеб. пособие / Громов М. Н., Козлов И. С. — М.: Изд-во МГУ, 1990. —288 с.
  32. М. Н. Структура и типология русской средневековой философии / Громов М. И. -М.: ИФ РАН, 1997. —289 с.
  33. М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли / Громов М. Н. Мильков В. В. -СПб.: РХГИ, 2001.-960 с.
  34. М. Н. Образы философов в Древней Руси / Громов М. Н. — М.: ИФ РАН, 2010. —190 с.
  35. Гудзий Н.' К. Максим Грек и его отношение к эпохе итальянского Возрождения: Доклад, читанный в заседании филологического семинара проф. В. Н. Перетца. -Киев, 1911. -19 с.
  36. Данн Джеймс Д. Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства / Данн Джеймс Д. — М.: ББИ, 1997. —532 с.
  37. Д. Ю. Человек в экстазе Электронный ресурс. // Вестник1'60
  38. РХГИ. — 2004. — № 5. —С. 1—19.
  39. Древнерусская космология: отв. ред. Г. С. Баранкова. — СПб.: Алетейя, 2004. —480 с.
  40. . И. Преподобный Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI веке / Дунаев Б. И. — М., 1916. —96 с.
  41. С. JI. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие / Епифанович С. JI. — М.-: Мартис, 1996. —220 с.
  42. Ефрем (Кутсу), архим. Святой1 Максим как ватопедский монах // Международная научно-богословская конференция- „Россия-Афон: тысячелетие духовного единства“. — С. 286—295.
  43. Житие преподобного Максима Грека // Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра 6—9 июня 1988 г. — М.: ИОМП, 1988. —С.63—76.
  44. А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. / Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. — Д.: Лениздат, 1991. —207 с.
  45. А. Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья / Замалеев А. Ф. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. —270 с.
  46. С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению / Зарин С. М.: репринт, воспроизв. изд. — СПб., 1907. — М.: Паломник, 1996. — Т. 1, кн. 2. —XXXII+693 с.
  47. Г., иер. Богословие преподобного Исаака Сирина // ЖМП. — 1993. — № 3. — С.41—50.
  48. Его же. Богословие святителя Григория Нисского // ЖМП. — 1993. — № 8. — С.29—37.
  49. Его же. Платон и святоотеческое наследие // БТ. — М.: ИМП, 1996. — Сб. 32. — С. 235—260.
  50. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы // ХЧ. — 2005. — № 25. — С.67—79.
  51. А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации / Иванов1 А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. — Барнаул: Изд-во АГТУ им. И: И. Ползунова- Изд-во Фонда „Алтай — XXI век“, 2006. —640 с.
  52. Его же. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека // ВВ. — М.: Наука, 1969. — Т. 29. — С. 135−147.
  53. Его же. Максим Грек и Савонарола // ТОДРЛ. —Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1968. — Т. XXIII. —С. 217—226.
  54. Его же. Максим Грек и итальянское Возрождение // ВВ. —М.: Наука, 1972. —Т. 33. —С. 140—157.
  55. Его же. Максим Грек и итальянское Возрождение // ВВ. — М.: Наука, 1972. —Т. 34, —С. 112—121.
  56. Его же. Максим Грек и итальянское Возрождение // ВВ. — М.: Наука, 1973. —Т. 35. —С. 119—136.
  57. В. С. Максим Грек и его время / Иконников В. С. — Киев, 1915.—641 с.
  58. Иларион (Алфеев), иеромон. Жизнь и учение св. Григория Богослова / Иларион (Алфеев), иеромон. — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998. —507 с.
  59. Его же. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание / Его же. — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998. —675 с.
  60. Его же. Священная тайна Церкви: введение в, историю и проблематику имяславских споров: в 2-х т. / Его же СПб.: Алетейя, 2002. — Т. 1. — 653 с.
  61. Его же. Духовный мир преподобного Исаака Сирина / Его же. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 2005. —288 с.
  62. Иннокентий (Павлов), шум. Введение в историю русской богословской мысли / Иннокентий (Павлов), игум. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995.—151 с.
  63. О. Б. Традиции византийского неоплатонизма в русской средневековой философии: автореф. д. филос. н. / Ионайтис О: Б. — Екатеринбург: УРГУ, 2003. — 40 с.
  64. Её же. Традиции византийского неоплатонизма в русской средневековой философии: дис. д-ра филос. наук / Её же. —Екатеринбург: УРГУ, 2003. —391 с.
  65. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. —М.: Республика, 2001. — 639 с.
  66. Ю. Н. Максим Грек в контексте русской книжности. Некоторые черты русской книжности конца XV — середины XVI вв. как симптомы кризиса средневекового сознания: дис.. канд. филол. наук /
  67. Ю. Н. — Владивосток, 2004. —176 с.
  68. Его же. Последний византиец русской книжности. Преподобный Максим Грек / Его же. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007. —131 с.
  69. Каллист (Уэр), еп. Молиться- телом: исихастский метод и внехристианские параллели // Символ. —2007. —№ 52. — С. 13—51.
  70. Его же. „Действовать в покое“: влияние исихазма на византийскую и славянскую цивилизации // Символ. —2007. — № 52. — С.51—71.
  71. А. М. История и герменевтика славянской Библии / Камчатнов А. М.» — М.: Наука, 1998. —223 с.
  72. Ю. В. История психиатрии / Каннабих Ю. [В.] — Л.: Государственное медицинское издательство, 1928. —560 с.
  73. А. В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский / Каравашкин А. В. — М.: Прометей, 2000. —418 с.
  74. А. В. Собрание сочинений: в 2-х т. / Карташёв А. В. — М.: Терра, 1992. — Т. 1: Очерки по истории Русской Церкви. —686 с.
  75. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и. первое христианское поколение / Кассиан (Безобразов), еп. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: ПСТБИ- Русский путь, 2001.—560 с. f
  76. С. M. Труды И. Денисова о Максиме Греке и его биографах // ВВ. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — T. XIV. — С. 284—295.
  77. Ким Н., свящ. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата / Ким Н., свящ. -СПб.: Алетейя, 2003. -304 с.
  78. Киприан (Кёрн), архим. Антропология св. Григория Паламы / Киприан (Кёрн), архим.: репринт, воспроизв. изд. —Париж: YMCA-PRESS, 1950. — М.: Паломник, 1996. — LXXVIII+450 с.
  79. О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии: пер. с франц. / Клеман О. — М.: Центр по изучению религий, Издательское предприятие «Путь», 1994. —383 с.
  80. Его же. Духовная культура средневековой Руси / Его же. — М.: Аспект Пресс, 1996. —386 с.
  81. О. С., свящ. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов / Климков О. С., свящ. — СПб.: Алетейя, 2001. — 285 с.
  82. Ковтун J1. С. Лексикография в Московской Руси XVI-начала XVIL в. / Ковтун Л. С. — Л.: Наука, Ленинг. отд-ние1975. —351 с.
  83. Её же. Древние словари как источник русской исторической лексикологии / Её же. — Л.: Наука, Ленинг. отд-ние, 1977. —111 с.
  84. И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси / Концевич И. M. — М.: ИОМП, 1993. —230 с.
  85. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы): общ. ред П. П. Гайденко, В. В. Петров. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. —880 с.
  86. Е. В. Книжная справа и переводы Максима Грека как опыт нормализации церковнославянского языка XVI века // Russian Linguistics, XV, 1991. —С. 247—279.
  87. В. Ю. Максим Грек и русская культура последней четверти XVI века : диссертация. кандидата исторических наук / Крутецкий В. Ю.1. М., 2006. —340 с.
  88. О. Ю. Платонизм в древнерусской религиозно-философской мысли: дис.. канд. филос. наук / Ламакина О. Ю. — СПб., 2004. —172 с.
  89. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: пер. с фр. / Ле Гофф Ж.- общ. ред. С. К. Цатуровой. —М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.440 с.
  90. И. А. Деяния апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий / Левинская И. А. -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1999. —307 с.
  91. П. В. Человеческое тело и его судьба в вечности / Левитов П. В. — М.: Изд-во «Отчий дом», 1997. —47 с.
  92. С. В. Попытка понимания: Избранные работы / Лёзов С. В. — М.- СПб.: Университетская книга, 1998. —575 с.
  93. А. Ф. <�Историческое значение Ареопагитик> // ВФ. —2000. — № 3. — С. 70—82.
  94. В. Н. Боговидение: пер. с фр. В. А. Рещиковой / Лосский В. Н.- сост. и вступ. ст. А. С. Филоненко. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 759 с.
  95. В. М. Призвание Авраама: идея монашества и её воплощение в Египте / Лурье В. М. — СПб.: Алетейя, 2000. — Т. 1. —252 с.
  96. Его же. Публикации монастыря Бозе по истории исихастской традиции у греков и славян (3) // Византинороссика. — СПб.: Византинороссика, 2005. — Т. 3. — С. 255—260.
  97. Его же. Чаша Соломона и скиния на Сионе. Часть 1. Надпись на чаше Царя Соломона: текст и контекст // Византинороссика. — СПб.: Византинороссика, 2005. —Т. 3. —С. 8—74.
  98. Его же. История Византийской философии. Формативный период / Его же. —СПб.: Axioma, 2006. — ХХ+553 с.
  99. Его же. Theophaneia School: Экфрасис Небесного Храма // Scrinium. Т. З: The Theophaneia School: Jewish Roots of Eastern Christian Mysticism / Ed. by B. Lourie and A. Orlov (2007). — СПб.: Византинороссика- Москва: МЦФ, 2007. — С. IX—XIII.
  100. Я. С. К вопросу об идеологии Нила Сорского // ТОДРЛ. — М., Д.: Изд-во АН СССР, 1957. — Т. XIII. — С. 182—213.
  101. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие: в 2-х тт. / Макарий (Булгаков), архиеп.: репринт, воспроизв. изд. 1868. — М., 1993.—Т.1.—598+VI с.
  102. Макарий (Веретенников), архим. Преподобный Максим Грек. Актовая речь, произнесённая в Московской православной духовной академии 14 октября 2006 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mpda.ru/sitejpub/82 498.html
  103. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского / Макарий (Оксиюк), митр. — М.: Паломник, 1999. — IV+668 с.
  104. Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий) / Макаров Д. И. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. — 544 с.
  105. Его же. Проблема человека в паламитском исихазме: Историко-философский анализ: автореф. д. филос. н. / Его же. —Екатеринбург, 2006. — 42 с.
  106. А. Богословская мысль Реформации Электронный ресурс OCR Палек, 1998.: пер. с англ. Петлюченко В. В. / Макграт А. — Одесса:1. Богомыслие, 1994.
  107. В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания / Малинин В. [Н.] — Киев, 1901. —1028 с.
  108. С. Древнерусские теории искусства слова / Матхаузерова С. — Praha: Univerzita Karlova, 1976. —145 с.
  109. . И. Ф., протопрес. Св. Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современной истории // Мейендорф И., протопресв. Православие и современный мир: Лекции и статьи. — Мн.: Лучи Софии, 1995. — С.79—111.
  110. Его же. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение / Его же. — СПб.: Византороссика, 1997. —480 с.
  111. Его же. История Церкви и восточно-христианская мистика / Его же: сост. и общ. ред. И. В. Мамаладзе. —М.: Институт ДИ-ДИК, 2000. —576 с.
  112. Его же. Введение в святоотеческое богословие / Его же. —2-е изд., испр. и доп. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. —447 с.
  113. Его же. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение / Его же. — М.: Когелет, 2001. — 431 с.
  114. Дж. Г. Учебник греческого языка Нового Завета / Мейчен Дж. Г. — М.:РБО, 1995.
  115. . Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала / Мецгер Б. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1996. —325 с.
  116. Его же. Ранние переводы Нового Завета: Их источники, передача, ограничения: пер. с англ. / Его же. —2-е изд. -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. -552 с.
  117. Его же. Канон Нового Завета: пер. с англ. / Его же. —5-е изд. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. —342 с.
  118. Н. Б. Язык и религия: Лекции по филологии и истории религий / Мечковская Н. Б. — М.: Фаир, 1998. —352 с.
  119. Н. А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IX—XV вв.еков: учебное пособие / Мещерский Н. А.- ред. А. Н. Ельчева. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978. — 130 с.
  120. В. В. Древнерусские апокрифы / Мильков В. В. — СПб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного института, 1999. —896 с.
  121. Его же. Определения философии Иоанна Дамаскина и его славянорусские варианты (О Кирилло-Мефодиевском и других идейно-философских направлениях в духовной жизни Древней Руси // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. — С. 130—174.
  122. П. М. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. — С.337—391
  123. А. Иероним’Савонарола. Характеристика личности, учения и деятельности // ЖМП. — 1998. — № 12. — С.56—77.
  124. Д. В. Основные понятия и проблемы античной философии // История философии: Запад-Россия-Восток. — М.: Греко-латинский кабинет, 1995. — Кн. 1: Философия древности и средневековья. — С.185—232.
  125. М. А. Догмат, этика и мистика в составе христианскоговероучения / Новосёлов M. А. — M.: Изд-во Братства свт. Алексия, 1995. — 56 с.
  126. Образ рая: от мифа к утопии. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Вып. 31, Серия «Symposium». — 256 с.
  127. Омэнн Дж., O.P. Христианская духовность в католической традиции / Омэнн Дж., O.P. — Рим—Люблин: Изд-во Святого Креста, 1994. —416 с.
  128. Г. Палама и Маймонид о Боге / Пападимитриу Г. — М: Путь, 2003. —120 с.
  129. Я. Я. Христианская- традиция. История развития вероучения / Пеликан Я. [Я.] — М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. — Т. 1: Возникновение кафолической традиции (100— 600). —374 с.
  130. Его же. Христианская традиция. История возникновения вероучения / Его же. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2009. — Т. 2.: Дух восточного христианства (600—1700). — 315 с.
  131. Пётр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники / Пётр (Пиголь), игум. — М.: Новоспасский монастырь, 1999. — 205 с.
  132. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное" богословие / Платон (Игумнов), архим. —Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. —240 с.
  133. А. А., Кравецкий А. Г. Церковнославянский язык: учебник для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования / Плетнёва А. А., Кравецкий А. Г. -М.: Изд-во «Древо добра», 2001.-288 с.
  134. А. И. Полемика в русской Церкви первой трети XVI столетия / Плигузов А. И. — М.: Индрик, 2002. — 424 с.
  135. Руси (988−1237 гг.) / Подскальски Г.: — издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода- перевод А. В. Назаренко, под редакцией К. К. Акентьева. — СПб: Византинороссика, 1996. —XX + 572 с
  136. А. С. Основы древне-церковной антропологии: Сын человеческий / Позов А. [С.] — Мадрид, 1965. — 421 с.
  137. С. М. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // ДР. —2001. — № 4. — С.96—105
  138. И. В. Труды по патрологии / Попов И. В. — Сергиев Посад, 2004. — Т. 1: Святые отцы II—IV вв. — 744 с.
  139. Протоколы заседаний совета Московской Духовной Академии за 1895 год // БВ. —1896. —№ 2, отд. V. — С. 137—139.
  140. Его же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи / Его же. — СПб.: Алетейя, 2000. —287 с.
  141. Его же. Древнерусское слово съвють и современные русские слова совесть и сознание. (Заметки историка культуры) // ТОДРЛ. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. —Т. LV. — С. 523—535.
  142. Его же. «Некогда не народ, а ныне народ Божий.». Древняя Русь как историко-культурный феномен / Его же. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010.—320 с.
  143. В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры / Рабинович В. Л. — М.: Наука, 1979. —388 с.
  144. К. Основание веры. Введение в христианское богословие: пер. с нем. / Ранер К. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 662 с.
  145. С. Великая Церковь в пленении. История Греческой церквиот падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г.: пер. с англ. Л. А. Герд. / Рансимен С. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. — 464 с.
  146. Реати Фьорецо Э. Бог в XX веке: человек — путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века): пер. с итальянского Ю. А. Ромашева / Реати Фьорецо Э. — СПб.: Европейский Дом, 2002. —187 с.
  147. А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий- Ареопагит // Символ. —2007. — № 52. — С. 72—117.
  148. М. И. История переводов Библии в России / Рижский М. И. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1978. —208 с.
  149. Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества: автореф. канд. ист. наук / Романенко Е. В. — М., 1997. —27 с.
  150. Её же. Нил Сорский и традиции русского монашества / Её же. — М.:
  151. Памятники исторической мысли, 2003. —255 с.
  152. Ромодановская В! А. О названии сочинения Максима Грека «Сказание о птице неясыти» // Международная научно-богословская конференция «Россия—Афон: тысячелетие духовного единства». — С. 314—319.
  153. П. Б. Время опыта вечности в исихастской антропологии // АО. —2000. —№ 2 (24). — С. 184—204'.
  154. Его же. Проблема времени в исихастской антропологии // АО. — 2001. -№ 1 (27).-С. 232—251.
  155. А. И. Трактат «Метод-священной молитвы и внимания» и его место в традиции исихазма // Символ. —1995. — № 34 (декабрь). — С.191— 217.
  156. Его же. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности: учебное пособие / Его же. — М.: Русские огни, 1996. —349 с.
  157. Его же. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. Приложение. Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. —М.: Паломник, 1998. —528 с.
  158. Н. В. Максим Грек в России / Синицына Н. В. — М.: Наука, 1977.—332 с.
  159. Её же. Гипербореец из Эллады, или Одиссея Максима Грека // Прометей: Ист.-биогр. альм. сер. «ЖЗЛ" — сост. Е. Бондарев. -М.: Мол. Гвардия, 1990. — Т. 16: Тысячелетие русской книжности. — С.214—237.
  160. Её же. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.) / Её же. —М.: Индрик, 1998. —416 с.
  161. Её же. Новые данные о российском периоде жизни прп. Максима Грека (комментарий в аспекте культуры) // ВЦИ. — М.: ЦНЦ „Православная Энциклопедия“, 2006. — № 1. — С. 193—199.
  162. Её же. Новые данные о российском периоде жизни прп. Максима Грека (комментарий в свете веры) // ВЦИ. — М.: ЦНЦ „Православная Энциклопедия“, 2006. — № 4. — С. 221—236.
  163. Её же. Сказания о преподобном Максиме Греке (XVI—XVII вв.) / Её же. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. —136 с.
  164. Её же. Максим Грек. — М.: Молодая гвардия, 2008. —236 с.
  165. Л. Н., Мильков В. В. Апокрифы в религиозной и идейной жизни Руси периода её христианизации // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси: сб. ст. / редкол.: М. Н. Громов (отв. ред.) и др. -М.: ИФ РАН, 1992. -С. 44—77.
  166. А. С. Философия Древней Стой / Степанова А. С. — СПб.: Алетейя, 1995.—272 с.
  167. А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Очерки истории: от Гомера до Лютера / Столяров А. А. -— М.: Греко-Латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1999. —208 с.
  168. Его же. Патрология и патристика / Его же. — М.: Канон+, 2001. —120 с.
  169. Тахиаос А.-Э. Распространение исихазма в средневековой России // Символ. — 2007. — № 52. — С. 13 8—156.
  170. П. Мужество быть // Символ. — 1992. —№ 28. С. 7—123.
  171. Его же. Мистический (трансперсональный) опыт и: метафизика (к постановке проблемы): Электронный ресурс. / Его же.. Режим доступа: http://etor.hr.ru/mystmel.txt
  172. А. Между ересью и православием, (о значении бесстрастия в традиции патристики) // Символ. —1995. — № 33. — С.275—293.
  173. Его же. О старом и новом / Его же. — СПб.: Алетейя, 2000.:—447 с.
  174. Его же. Очерки синергийной антропологии / Его же. — М.: Институт философии, теологиши истории св. Фомы- 2005. — 408 с.
  175. Его же. Русский исихазм: черты облика- и проблемы изучения // Исихазм.,—С. 550—560:255: Хосроев А. JI. Из истории* раннего христианства в Египте. На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади / Хосроев А. JI. —М.: Присцельс, 1997,—384 с.
  176. И. П. Исследование о сочинениях. Иосифа- (Санина), преподобного игумена Волоцкого / Хрущов И. [П.]. — Б/м., 1868. — 321 с.
  177. Шарапов В л., свящ. Богословские воззрения преподобного Максима Грека. Кандидатская диссертация по богословию Электронный ресурс. / Шарапов Вл. — Сергиев Посад, 2002. [ркп.]- — СПб.: Аксион эстин, 2007. —213 с.
  178. М. М. Сад Эпикура: Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории-европейской культуры / Шахнович М. М. — СПб: Изд-во С.-Петерб: ун-та, 2002. — 284 с.
  179. Д. В. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия / Щедровицкий Д. В. — изд. 5-е. — М.: Оклик, 2008. —336 с.
  180. Его же. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево: — Т. 1. Книга Бытия- — Т. 2. Книга Исход- — Т. 3. Книги Левит, Чисел и Второзакония / Его же. — изд- 4-е, испр. — М.: Оклик, 2008. —1088 с.
  181. Ю. В. Перевод и традиция Электронный ресурс. // ЖМП. — 2008. — № 11. Режим доступа: http://www.srcc.msu.su/bibroc/jmp/08/ll— 08/15.htm
  182. Г. Основные течения в еврейской мистике / Шолем Г. М.: Мосты культуры- —Иерусалим: Гешарим, 2004. —510 с.
  183. Ф. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение / Шпидлик Ф. — М.: Паолине, 2000. — 493 с.
  184. М. И. Выражение идеи подобия в раннеславянских переводах с греческого // Византинороссика. — СПб.: Византинороссика, 2005. — Т.З. — С.217—232.
  185. В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V—начало VII века) / Уколова В. И. -М.: Наука, 1989. -320 с.
  186. А. Ф. Вопрошая очевидное. Исчисление субъективности: монография / Управителев А. Ф. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 96 с.
  187. Л. А. Богословие иконы православной Церкви / Успенский Л. А. —Переславль: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997.—656 с.
  188. Г. П. Собрание сочинений в 12 т. / Федотов Г. П.: сост., примеч. С. С. Бычков. — М.: Мартис, 2000. — Т. 8: Святые Древней Руси. — 268 с.
  189. Его же. Собрание сочинений в 12 т. / Его же: примеч. С. С. Бычков. — М.: Мартис, 2001. ¦— Т. 10: Русская религиозность». Ч. 1: Христианство Киевской Руси. X—XIII вв. — 382 с.
  190. Его же. Собрание сочинений в 12 т. / Его же: примеч. С. С. Бычков. — М.: Мартис, 2004. — Т. 11: Русская религиозность. Ч. 2: Средние века. XIII— XV вв. — 367 с.
  191. Г. В., прот. Пути русского богословия / Флоровский Г. В: —3-е изд.: репринт, воспроизв. YMCA-Press. —Париж, 1983. —Киев: Путь к Истине, 1990. —600 с.
  192. Его же. Восточные отцы IV века / Его же: репринт, воспроизв. изд. — Париж: YMCA-Press, 1990. —M.: Паломник, 1992. —240 с.
  193. Его же. Восточные отцы V—VIII вв.еков / Его же: репринт, воспроизв. изд. — Париж: YMCA-Press, 1990. -M.: Паломник, 1992. —260 с.
  194. А. Р. Латинская патрология / Фокин А. Р. — М.: Греко-Латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. — Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150—325 гг.). — 362 с.
  195. М. И. Политико-правовое учение Максима Грека: дис.. канд. юрид. наук / Юдина М. И. — СПб., 2004. —201 с.
  196. А. Л. Категории русской средневековой культуры / Юрганов А. Л. — М.: МИРОС, 1998. — 447 с.
  197. X. Вера Церкви: Введение в православное богословие: пер. с новогреч. / Яннарас X. — М.: Центр по изучению религий, 1992. —232 с.
  198. Его же. Избранное: Личность и Эрос: пер. с греч. / Его же. — М.: РОССПЭН, 2005. —480 с.
  199. Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. by Katerina1.rodiakonou. — Oxford: Clarendon Press, 2004. —309 p.
  200. Denissoff E. D. Maxime Le Grec et L’Occident. Contribution a L’histoire de la Pensee Religieuse et Philosophique de Michel Trivolis. —Paris—Louvain, 1943. —460+XIp.
  201. Han J. W. Drijvers. Hellenistic and Oriental Origins // Hackel S. Byzantine Saint. — N.Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 2001. — Pp. 25—31.
  202. Haney J. V. From Italy to Muscovy: The Life and Works of Maxim the Greek. -Munchen: Wilhelm Fink Verlag, 1973. —198 p.
  203. Klostermann R. A. Maxim Grek in der Legende. Inaugural — Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen Fakultat zu Leipzig. — Stuttgard: Druck von W. Kihlhammer, 1934. —229 s.
  204. Lilienfeld Fairy von. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der Tradition im Rubland Ivans III. — Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1963. — 336 s.
  205. MacRobert С. M. Максим Грек и нормы русского извода церковнославянского языка: тезисы // Зборник од резимеа, XIV мегународен славистички конгрес, 10 — 16 септември 2008, ОХРИД. — С. 241.
  206. MacRobert С. М. Maksim Grek and the Norms of Russian Church Slavonic // Papers to be presented at the XIV International Congress of Slavists, Ohrid, 10 —16.09.2008. —Pp. 45—62.
  207. Maloney George A., S.J. The spirituality of Nil Sorskiy. -The Hague — Paris: Mouton, 1973. -302 p.
  208. Pagels E. H. The Gnostic Gospels: Vintage Books. — N.-Y., 1989. —224 p.
  209. Schultze B. Maksim Grek als Theologe. — Roma, 1963. (Orientalia Christiana Analecta). — № 167. —368 s.
  210. Sevcenko I. Society and Intellectual Life in Late Byzantinum. -London: Variorum Reprints, 1981.-374 p.
  211. Sopko Andrew J. The Struggle for Patristic Theology in the Church of
  212. Russia // Italia Ortodossa, Anno XXXI-XXXII. —2007. — № 8.
  213. Spidlik Tomas. Joseph de Volokolamsk un Chapitre De La Spiritualite Russe. — Roma, 1956. (Orientalia Christiana Analecta) — № 146. —153 s.
  214. Библиографические и справочные издания
  215. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.: гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1992. — Т. 2. К—Я. —719 с.
  216. A Patristic Greek Lexicon / Ed. Lampe G. W. H. — Oxford: At The Clarendon Press, 1961.—1616 p.
  217. АО — Альфа и Омега. Учёные записки Общества для распространения Священного Писания в России БВ — Богословский вестник БТ — Богословские труды ВВ — Византийский временник
  218. ВРХГИ — Вестник Русского христианского гуманитарного института ВСК — Вестник славянских культур ВФ —• Вопросы философии
  219. ВЦИ — Вестник церковной истории. Издание Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» ДР — Древняя Русь
  220. ЖМП — Журнал Московской Патриархии
  221. ОРИОЛДП — Описание рукописей императорского Общества любителей древней письменности
  222. СККДР — Словарь книжников и книжности Древней Руси
  223. ХЧ — Христианское чтение: Журнал Санкт-Петербургской православнойдуховной академии
  224. ЦиВ — Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал
Заполнить форму текущей работой