Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Человек как объект мифологизации и манипулирования в культуре XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этим, согласно М. Хайдеггеру, знаменуется принципиально важное, поворотное событие новоевропейской духовной истории, — замещение классической рациональности «чутьем», как особым, ранее не известным, новым типом мышления, понимания, планирования и расчета. Непосредственным тому подтверждением служат факты тотальной релятивизации оснований современного научного познания, беспрецедентного роста… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Миф как историческая форма рационализации процессов социального управления и контроля
    • 1. 1. Эволюция представлений о мифе
    • 1. 2. Миф как форма рациональности
    • 1. 3. Социальное управление как системная функция
    • 1. 4. Управленческий потенциал мифа
  • Выводы первой главы
  • Глава 2. Исторические формы трансформации мифологического сознания
    • 2. 1. Первобытная история сквозь призму оппозиции естественно возникших и искусственно созданных явлений
    • 2. 2. Условия возникновения и существования мифа
    • 2. 3. Мифологические основания последующих типов рациональности
  • Выводы второй главы
  • Глава 3. Мифопоэтические технологии социального управления в культуре конца 20 века
    • 3. 1. Социально-исторические условия возникновения политической системы либеральной демократии
    • 3. 2. Мифологические основания геополитических изменений на евразийском континенте в конце 20 века
    • 3. 3. Последствия геополитических изменений: от советов к либеральной демократии
  • Выводы третьей главы

Человек как объект мифологизации и манипулирования в культуре XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что, вследствие распада структур рефлексирующего мышления, формирования убеждений в безусловном приоритете риторики перед логикой, традиционные, классические формы рациональной осмысленности антропологических аспектов практик социального управления оказываются все в большей мере вытеснены на периферию духовного опыта XX — начала XXI вв.

Современные формы социального управления и контроля обнаруживают черты очевидной зависимости от внерациональных, нерефлексирован-ных, едва ли не инстинктивных механизмов индивидуального и группового поведения политических, финансово-экономических и прочих «элит». Управленческие практики сегодняшнего дня, их антропологический смысл и социальные последствия осознаются преимущественно на уровне когнитивных структур психофизиологических адаптаций.

Этим, согласно М. Хайдеггеру, знаменуется принципиально важное, поворотное событие новоевропейской духовной истории, — замещение классической рациональности «чутьем», как особым, ранее не известным, новым типом мышления, понимания, планирования и расчета. Непосредственным тому подтверждением служат факты тотальной релятивизации оснований современного научного познания, беспрецедентного роста приоритета принципа «плюрализма мнений», неразличимости истины и лжи, а как следствие этого, — подчинение едва ли не всех без исключения видов организационно-управленческой деятельности произволу интересов «человека, как меры всех вещей». Производство и принятие организационно-управленческих решений реализуется в пространстве познавательной активности мифологического мышления, исключая возможность установления принципиальных качественных различий между двумя мирами: миром реально существующих и порожденных фантазией, чисто интеллектуальных социальных и антропологических сущностей.

Есть основания считать, что историческая эволюция мифологического сознания, хотя и проистекала по пути замены новыми типами мышления (религиозного, философского, научного), осуществляется вместе с тем в направлении его постепенного превращения из формы общественного сознания (типа мировоззрения) в специфический, свойственный отдельному индивиду способ мироощущения, психо-эмоционального осмысления условий существования.

По мере усиления тенденций демифологизации, сциентизации общественного и мифологизации индивидуального сознания, естественно возникшие формы управления и социального контроля замещаются искусственно созданными управленческими стратегиями. Формообразующими принципами социальной реальности XX — начала XXI века становятся «массовое общество», «массовое сознание». Возникает «человек массы», как объект искусственно — произвольных манипуляций.

Несмотря на масштабность такого рода культурно-цивилизационных изысканий и высокую актуальность их исследования, они и сейчас остаются мало изученными. Этим обуславливается острая потребность выявления причин, способов и возможных антропологических последствий «реанимации» мифопоэтических структур сознания.

Все это заставляет обратиться к поиску тех причин и механизмов, благодаря которым в структуре современного общественного и индивидуального сознания становится возможным функционирование механизмов, характерных для первобытного мифологического мышления, а также сосредоточить внимание на формулировании некоторых подходов к анализу, оценке и построению прогностической модели, способных выступить своеобразным ключом к пониманию современности. Это определяет как актуальность подобного исследования, так и его теоретическую и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Проблема мифологизации реальности и понимания логики использования манипулятивных практик в сфере социального управления встает перед научным исследовательским сообществом не в первый раз.

Имея ввиду значительные достижения в разработке проблемы человека как объекта мифологизации и манипулирования, следует отметить, как классические работы, связанные с пониманием мифа, так и современные, посвященные манипуляции, как важнейшему элементу стратегии социального управления.

К числу наиболее разработанных концепций мифа, оказывающих значительное влияние на эволюцию существенных знаний о человеке как объекте манипулирования принадлежат:

Просветительская концепция, в рамках которой работали Фонте-нель1, Монтескье2, Вольтер3, Дидро4. Резюмируя представления означенных авторов о мифе, можно сформулировать два тезиса: миф — невежественная выдумка, басня, следствие незнания законов природы, отсталости, страхамиф разрушается при столкновении с научным знанием.

Романтическая концепция, в рамках которой действовали такие

5 6 7 исследователи как И. Винкельман, Ф. Шиллер, И. Гете, Дж. Макферсон8, И.Г. Гердер9, Хр. Г. Гейне10. Работы этих авторов можно резюмировать в следующих тезисах: миф — откровение народной мудростимиф — универсальная символика общечеловеческой мудрости народовмиф, философия и религия неразделимы.

1 Фонтенель Б. О происхождении мифов // Фонтенель Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. М., 1979.

2 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955

3 Вольтер Философские сочинения: [Пер. с фр.] / [Рос. акад. наук, Ин-т философии]. — М.: Наука, 1996.

4 Дэни Дидро Избранные философские произведения /- Санкт-Петербург: тип. Спб. т-ва «Труд». [1913]. -318 с.

5 Иоганн Иоахим Винкельман, История искусства древности, СПб.: Алетейя, 2000. — 770с

6 Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии: М., Директмедиа Паблишинг, 2007 г.

7 Гёте И. В. Фауст// Собр.соч.:В 10 т. Т2.М., Худ. лит., 1976 о

Макферсон Дж. «Поэмы Оссиана». — JL: Наука, 1983.

9 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. с нем. A.B. Михайлова. М., 1977.

10 Гейне Г. Собр. соч. В 6-ти т. Т. 4. — М.: Худож. лит., 1980

Лингвистическая концепция. В рамках этого направления следует

11 12 13 назвать М. Мюллера, Н. Афанасьева, A.A. Потебню. Резюмируя представления о мифе, сложившиеся в рамках этой концепции, можно сформулировать следующие положения: миф — детская «болезнь» языка, миф возникает из метафор и образов древней поэзии, миф — предание риторическим оборотам буквального значения.

Эволюционистская концепция мифа, разработанная преимущественно Э. Тайлором14 включает в себя следующие представления: миф — это продукт раннего, детского состояния человека и человечества, не обладавшего научными знаниямимиф — выражение некой первобытной философии и религии.

Ритуалистическая концепция мифа представлена работой Дж. Фрезера15 и его последователями. В рамках этой концепции формулируется предположение, о том, что миф — это словесный ряд к ритуалу.

Социологическая концепция мифа была сформулирована Д. Бахо-феном16 и Э. Дюркгеймом17, в рамках этой концепции миф может быть понят как объяснительная модель для социальной реальности, строящаяся через экстраполяцию происходящего на природумифологические представления обобщают культуру первобытных общностей.

Функционалистская концепция мифа, разработанная

1 Я

Б. Малиновским, предполагает рассмотрение мифа, как средства поддержания устойчивости первобытных обществ.

11 Мюллер М. Сравнительная мифология / Пер. с англ. И. М. Живаго. — Москва: тип. Грачева и К0, 1863. — 122 с

Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. М., 1996.

13 Потебня А. А. Теоретическая поэтика.— М.: Высш. шк., 1990. — С. 7−313.

14 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М. 1989. С. 118.

13 Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1984. С. 254.

16 Bachofen j.j. Myth, religion, and mother right/ Transi- - Princeton (N.J.): Princeton uni v. press, 1973. -LVII," 309 с

Дюркгейм Э., Mocc M. О некоторых первобытных формах классификации. М., 1997.

18 Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998.

В рамках психоаналитической концепции мифа, представленной 3. Фрейдом19 и К.Г. Юнгом20, миф принято рассматривать как наиболее оформленное выражение индивидуального бессознательного, наиболее оформленное выражение коллективного бессознательного, а такие явления как миф и религия в целом, как коллективный психоз.

Структурно-лингвистическая концепция мифа, представленная

01 — 00 ^ о

К. Леви-Строссом, Л. Леви-Брюлем и Р. Бартом включает в себя представления о мифе, как о дологическом способе мышления, основанном на смежных ассоциациях и существующем благодаря феноменальной памяти древнего человека. О мифе, как языке, образов, альтернативном логическому (силлогистическому) способу формулирования представлений о миреязыке, основанном на базовых, не осознаваемых когнитивных структурах, связанных с языком настолько тесно, что в рамках структурно-лингвистической концепции язык и миф не рассматриваются порознь.

Символическая концепция предполагает понимание мифа как одной из функций, имманентно присущих человеку, — наравне с наукой, искусством, религией, языкомпри этом миф понимается как непосредственное, некритическое обобщение опыта. Наиболее ярким представителем символического направления в изучении мифа следует считать Э. Кассирера24.

Диалектическая концепция была наиболее полно разработана

О ^

А.Ф. Лосевым, который показывает, что миф — это жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность.

19 Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 2001.

20 К. Г. Юнг «Архетип и символ», М., 1991

Леви-Строс К., 2001, Структурная Антропология, Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М., Издво Эксмо-Пресс, 512 с.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994.

23 Барт Р. Мифологии. — М., 1996.

24 Кассирер Э. Философия символических форм — [Пер. с нем. С.А. Ромашко]. — М. — СПб.: Универ. кн., 2002, 279с.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М, 1991.

Вторая группа работ посвящена вопросам социальной манипуляции.

Несмотря на «молодость» данного термина, введенного в научный оборот во второй половине. XX века западными политологами (Г. Шиллер, Э. Шостром, Л. Прото, Дж. Рудинов^), и значительный объем публикаций по проблемам, связанным с манипуляцией, тем не менее, остаются мало изученными её социально-философские, логико-методологические аспекты. Существенным продвижением в направлении социально-философской и философско-антропологической осмысленности духовных и жизненно-практических оснований манипулирования, как феномена культуры являются исследования посвященные вопросам «массовой культуры», «массового сознания» и «массового человека». Речь идет о работах Хосе Ортеги-и Гассета, Карла Ясперса, Освальда Шпенглера, Жана Бодрийара, ГТитирима Сорокина.

В отечественной литературе проблема манипулирования, как формы социального управления вплоть до недавнего времени формулировалась и изучалась не на отечественном материале, а в контексте критики и пропаганды, практик идеологического и психологического воздействия на мае

30 31 сы в западном мире, это работы Ю. М. Власова, Л. Войтасика, Д.А. Волкогонова32 и ряда других авторов.

Начиная с 90х годов XX века, проблема человека, как объекта манипулирования становится предметом пристального внимания научного со

26 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980

27 Shostrom E.L. Man, the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization. Nashville, TN: Abingdon, 1967

Л. Прото «Кто играет на ваших струнах», М., 2003

29 Rudmow J. Manipulation // Ethics, Vol. 88, July 1978.

Власов Ю. M. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 224 с.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Пер. с польского В. Н. Поруса. — М.: Прогресс, 1981. -278 с

Волкогонова Д. А. Контпропаганда: Теория и практика / [Д. А. Волкогонов, И. С. Да-ниленко, И. А. Климов и др.]. — М.: Воениздат, 1988. — 238 с. общества России под влиянием усиления тенденции смены стратегий и технологий управления в эпоху перестройки и тотальной либерализации.

Последние десятилетия характеризуются своего рода «манипулятив-но-управленческим бумом» в социально философской, социологической, психологической и другой литературе, посвященной вопросам антропологии и культурно — цивилизационной истории XX — начала XXI века

Показательными с этой точки зрения являются работы Е. Доценко в области исследования психологии манипуляции, Н. Лимнатиса34 с попыткой философского анализа данного явления, и совместный труд Г. Грачева и И. Мельника, 35 посвященный технологиям манипулятивного о/ воздействия, Работа Пую Ю. В. «Философия Мнипулировнаия», «Манипуляция сознанием» С.Г. Кара-Мурза — выдержавшая огромное количество переизданий и не теряющей своей популярности год от года. Среди

38 39 других следует отметить труды Н. Иванчука, А. Цуладзе, О. Матвейчева40. Кроме того, проблема манипуляции в различных аспектах прямо или косвенно разрабатывалась в рамках философских диссертационных исследований, в числе которых следует упомянуть работы

Е.Л. Доценко, Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. — 342 с.

34 Лимнатис Н. Манипулирование: сущность, проявления, пути снятия: Филос. и соц,-полит. анализ. — М.: Экономическая демократия, 2000. — 216 с

35 Грачев Г., Мельник И., Манипулирование личностью. — М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003. -379с.

36 Пую Ю. В. Философия манипулирования. СПб., 2009, 244 стр.

37 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — [Изд. юбил., доп. послесл., имен/ и предмет. указ.]. — Москва: Эксмо, 2008. — 862с

Иванчук Н. В. Технологии зла в манипуляторной деятельностиУрал. акад. гос. службы. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Урал. акад. гос. службы, 2005. — 229с.

Цуладзе А. Большая манипулятивная игра: Полит, технологии в действий. Выборы в виртуальном пространстве. РК, реклама и пропаганда как методы «промывания мозгов». Последствия полит, манипуляции. Будущее рос. демократии: Технологии полит, манипуляции в период выборов 1999;2000 г. г. — М.: Алгоритм, 2000. — 328с.

40 Матвейчев О. А. Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляцииРос. акад. наук. Ур. отд-ние. Ин-т философии и права. — М.: Пайдейя, 1999. — 295 с.

Е.Ю. Колтышевой41, A.B. Баукина42, О.Б. Негодаевой43, A.B. Шиповой44, Е.А. Баландиной45, З. Ф. Метаковой, 46, A.M. Родченко47 и М.И. Бабюка48.

Однако, несмотря на очевидные достижения, ещё и сейчас проблема человека как объекта мифологизации и манипулирования остается недостаточно изученной. Практически отсутствуют не только твердо установленные знания, но и нет, сколько нибудь, твердой постановки вопроса о взаимосвязях между мифологизацией и манипулированием в современной культуре, природе и формах функционировнаия в ней фигур мифопоэти-ческого мышления, как важнейшего элемента существующих стратегий управления и наконец, о сущности структу антропологической и социокультурной реальности, порождающей человека как объекта мифологизации и манипулирования.

Целью исследования является выявление и определение факторов, позволяющих механизмам освоения реальности, характерным для первобытных общностей, функционировать в общественном и индивидуальном сознании в ситуации современности.

Объектом исследования является человек в культуре XX века.

41 Колтышева Е.Ю.- Манипулятивное воздействие в современном рекламном тексте: на материале англоязычных глянцевых журналов для женщин: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.19, 10.02.04 / [Место защиты: Ярослав, гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского], 2008 г.

42 Манипулирование сознанием: опыт социально-философского анализа: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Москва, 2007 г.

43 Негодаева О. Б. Манипуляция сознанием как фактор риска в российском обществе:: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11- [Место защиты: Дон. гос. техн. унт] 2007 г.

44 Шипова A.B. Манипулирование сознанием и его специфика в современном обществе:: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Ставрополь, 2007 г.

45 Баландина Е. А. Социальное мифотворчество в качестве средства манипуляции сознанием:: философский подход: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Барнаул, 2006 г.

46 Метакова, З. Ф. Манипулятивные возможности информационной власти в современной культуре:: диссертация. кандидата философских наук: 24.00.01, Томск, 2006 г.

47 Родченко A.M., Языковое манипулирование общественным сознанием в тоталитарном государстве:: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Кемерово, 2006 г. до

Бабюк М. И. Социальная манипуляция:: Философский анализ: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Москва, 2004 г.

Предмет исследования — мифологизация и манипулирование как средство социального управления и контроля.

Задачи исследования:

1. Обобщить результаты исторических и современных исследований по проблеме мифа как всеобщей универсальной форме рационализации процессов социального управления и контроля.

2. Проанализировать исторические формы трансформации мифологического сознания в непосредственной связи с эволюцией типов социального управления и контроля.

3. Идентифицировать естественно-возникшие (созданные культурой) и искусственно созданные (цивилизацией) формы социального управления и контроля в современной культуре.

4. Определить духовные и жизненно — практические предпосылки становления манипуляции как формы социального управления и контроля в современной культуре.

5. Определить культурно-цивилизационные условия становления человека как объекта манипулирования.

6. Выявить и изучить «мифопоэтические» свойства индивидуального сознания, определяющего степень его манипулируемости.

7. Определить место и роль антропологических последствий манипу-лятивного управления в условиях мировоззренческого кризиса и смены общественного строя в России.

Методы исследований: В диссертации использованы, как классические, так и современные методы исследования, разработанные в рамках философии и смежных дисциплин. При анализе событий социальной истории широко используются методы единства исторического и логического, диалектика, материалистическое понимание истории, метод деления событий социальной истории на естественно сложившиеся и искусственно созданные.

Среди неклассических методов следует выделить: структурно-философский анализ, системный подход, методы парадигматического и эпистемологического анализа. При работе с текстами мифов, широко использовались методы феноменологии, герменевтики, а так же структурный анализ.

При анализе и оценке событий современности использовался метод философского прогнозирования.

Научная новизна исследования заключается в:

1. Обосновано положение о том, что мифологическое мышление следует рассматривать как конкретно-историческую, так и всеобще-универсальную форму рационализации процессов социального управления и контроля.

2. Выявлены исторические формы трансформации мифологического мышления в их непосредственной связи с эволюцией типов социального управления и контроля.

3. Определены принципы идентификации естественно возникших и искусственно-созданных форм социального управления и контроля в современной культуре.

4. Выявлены духовные и жизненно-практические предпосылки становления манипуляции, как формы социального управления и контроля в современной культуре.

5. Определены культурно-цивилизационные условия, становления человека, как объекта манипулирования.

6. Выявлены «мифопоэтические» свойства индивидуального сознания, определяющие степень его манипулируемости.

7. Определена роль и антропологические последствия манипулятив-ного управления в условиях мировоззренческого кризиса и смены общественного строя в России.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании того, что для понимания процессов социального управления и контроля необходим анализ явлений социальной истории через призму оппозиции естественно возникшего и искусственно созданного, что позволяет определить роль и место манипуляции в ряду других стратегий социального управления и контроля. Применение заявленной методологии позволяет рассмотреть манипуляцию как одну из (но не единственную) искусственных форм организации и структурирования социальной активности, созданных в ходе развития цивилизациипонять место манипуляции, как стратегии социального управления в социальной истории и указать границы её применимости.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве базовых принципов в работе по созданию государственной концепции культурной или цивилизационной безопасности, а так же могут быть использованы при чтении общих курсов социальной философии, философии истории, а также ряда специальных курсов связанных с мифом, манипуляцией общественным сознанием и социальным управлением.

Апробация. Основные положения диссертации были доложены в период с 2005 по 2009 годы и получили официальное одобрение на научных форумах: Международной конференции «Молодежь — будущее цивилизации» (СПБ, 2005 г.) — Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г.) — Международная конференция «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации» (СПб, 2007 г.) — аспирантских семинарах кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (2008;2009 гг.) и пр.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Миф является не только конкретно-исторической, но и всеобще-универсальной формой рационализации процессов социального управления и контроля.

2. Эволюция типов социального управления и контроля находится в непосредственной зависимости от форм трансформации мифологического сознания. Ситуация господства мифа как формы мировоззрения, имеет в основе естественно сформировавшиеся типы социального управления и контроля. В дальнейшем, по мере трансформации мифа и его включения в последующие формы мировоззрения, происходит развитие и замещение естественных стратегий социального управления и контроля искусственными.

3. В современной культуре одновременно действуют как естественно возникшие, так и искусственно созданные стратегии социального управления и контроля. Естественно возникшие стратегии относятся к явлениям культуры, искусственные к явлениям цивилизации.

4. Формирование культурно-цивилизационных условий становления человека, как объекта манипулирования, обусловлено развитием новоевропейского опыта построения антропологической и социальной реальности из концептуального материала теории естественного права и договорного общественного устройства. Такое положение дел, связано с особенной традицией, сложившейся в практике описания и объяснения принципов общественного устройства в новоевропейской традиции. В рамках этой традиции общественные отношения принято рассматривать в системе категорий «индивидмасса», а не «личность — социум», т. е. как результат индивидуальной деятельности направленной на достижение личных интересов.

5. Становление манипуляции, как формы социального управления и контроля, осуществляется в контексте кризисных событий духовной и жизненно-практической истории связанных с превращением мифа из формы мировоззрения в одну из когнитивных структур индивидуального мышления.

6. Степень манипулируемости индивидуального сознания, определяется функционированием в нем структур характерных для «мифо-поэтического» способа освоения реальности.

7. Мировоззренческий кризис, сопровождающий смену общественного строя в России, «реанимировал» в общественном сознании структуры «мифопоэтического» освоения реальности, тем самым обусловил становление манипулирования как основной стратегии социального управления.

Публикации: Основное содержание диссертации отражены в 5 работах, из них 1 в центральной печати (по списку ВАК), 1 в материалах конференций.

Объем работы: В диссертации 133 страниц. Она состоит из введения, 3 глав, общих выводов. В составе диссертации имеется список использованной литературы, включающий 397 наименований, из которых 33 на иностранных языках.

Выводы третьей главы:

• Формирование культурно-цивилизационных условий становления человека как объекта манипулирования, обусловлено развитием новоевропейского опыта построения антропологической и социальной реальности из концептуального материала теории естественного права и договорного общественного устройства. Такое положение дел, связано с особенной традицией, сложившейся в практике описания и объяснения принципов общественного устройства в новоевропейской традиции. В рамках этой традиции общественные отношения принято рассматривать в системе категорий «индивидмасса», а не «личность — социум», т. е. как результат индивидуальной деятельности, направленной на достижение личных интересов.

• Геополитическая катастрофа конца 20 века, связанная с распадом Союза ССР, не могла произойти в ходе естественного исторического процесса, а явилась результатом кризиса управления, с одной стороны, и произвола должностных лиц, с другой.

• В условиях непрекращающейся череды кризисов, дефолтов и реформ сложилась ситуация, при которой общественное сознание постоянно пребывает в состоянии кризиса, в результате чего наиболее активными механизмами психофизиологической адаптации оказываются когнитивные структуры, характерные для мифопоэтических форм освоения действительности.

• Существование общества в политических условиях либеральной демократии предполагает, такое положение дел, при котором социальная система не способна осуществлять самостоятельное целеполагание и развитие, то есть, такая политическая система вынуждена быть консервативной.

• Построение в РФ либеральной демократии по американскому образцу, приведет к стабилизации и укоренению такого положения дел, при котором нация окажется не в состоянии самостоятельно ставить себе цели и развиваться

Заключение

В рамках диссертационного исследования были получены следующие результаты:

Были рассмотрены исследовательские концепции мифа, выделены существенные черты мифа как формы мировоззрения, мифологического сознания как исторического способа рационализации, был исследован социально-управленческий потенциал мифа, на основании полученных сведений был сделан вывод о том, что есть все основания рассматривать миф как историческую форму рационализации процессов социального управления и контроля.

Использование заявленной методологии, в основе которой лежит принцип деления событий социальной истории на классы естественно возникших и искусственно созданных явлений, позволило сформулировать существенные отличия манипуляционных стратегий от стратегий классического социального управления. Был сделан вывод о том, что манипуляция является искусственно созданной технологией социального управления, специфика которой заключается в том, что при манипулятивном воздействии логика управления и аксиология управления проходят своё обоснование в разных системах рациональности.

Мы обнаружили, что манипуляция как искусственная стратегия социального управления формируется и существует в моменты перехода от одной системы рациональности к другой, то есть в моменты, когда в основе общественных отношений лежит логика множественности оснований (релятивизм).

Было установлено, что миф является не только конкретно-иторическим, но и всеобще-универсальной формой мышления. Миф существует в рамках первобытного общества, в последующие мировоззренческие структуры миф включен в снятом виде, и может активироваться при определенных условиях. Мифу как определенному типу мышления соответствуют конкретные типы когнитивных процедур, такие как: отождествление, аналогия и т. п. Соответствующие гносеологические процедуры детерминированы априорными механизмами психофизиологической адаптации.

При рассмотрении исторических форм трансформации мифологического мышления была выделена общая для всех рассмотренных этапов логика перехода от одного типа рационализации к другому. Во всех случаях эти переходы сопровождались мировоззренческим кризисом, который развивался в кризис социального управления.

В условиях кризиса социального управления манипуляция как наиболее эффективная стратегия организации человеческой активности может использовать управленческий потенциал мифа для решения произвольных задач, стоящих перед манипулятором.

Произведя разбор принципов, лежащих в основании функционирования «свободного и демократического» общества, т. е. социально-политического, экономического и правового способа организации государственной власти, характерного для либеральной демократии, мы обнаружили, что уникальное сочетание либерализма и демократии порождает особый тип общества, не способный, при штатном функционировании, самостоятельно ставить перед собой цели и добиваться их. Рассматриваемый тип общественно-политического устройства может изменяться только под результатом внешнего воздействия (подобно челночному механизму). Основная деятельность либерально-демократического государственного аппарата направлена на фиксацию сложившихся общественных отношений, в том числе отношений собственностито есть такое государство по своей природе консервативно. Манипуляцию следует признать наиболее эффективным методом социального управления в условиях либерально-демократической политической системы.

При рассмотрении событий произошедших в конце XX века на территории бывшего СССР, уместно заключить следующее:

Произошедшие геополитические изменения не явились следствием естественного хода исторического процесса, они явились следствием управленческого кризиса, имевшего место в рамках политической системы СССР с одной стороны, и произвола должностных лиц — с другой.

Неожиданное крушение социальной, экономической, правовой, этической систем советского общества, активировало в общественном и индивидуальном сознании базовые психофизиологические механизмы адаптации, характерные для мифо-поэтических форм восприятия. Не прекращающиеся в течении десятилетия реформы и постоянные изменения в большинстве случаев привели к тому, что общественное сознание так и не ушло дальше формирования описательных моделей социальной реальности. В свою очередь, это привело к тому, что большинство старых и вновь возникших сфер деятельности общества оказались не осмыслены в рамках научной рациональности, а описаны в рамках мифопоэтических схем операционального освоения реальности. Интегрируемые в российское общество социальные институты, характерные для социально-политических систем либеральной демократии, с высокой степенью вероятности будут концентрировать усилия не на развитии критического мышления, а на консервации сложившегося положения дел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., О .Я. Гелих Философия и теория упрвления, СПБ, 2008 г., 416 с.
  2. Е. Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // «Вопросы философии». — 1998. — № 7. — Сс.170—179.
  3. Т. В. Негативная диалектика. 1966 2003
  4. Т., Хоркхфймер М. Диалектика просвещения. М., 1997.
  5. Е. В. Архетипы в сценариях праздничной культуры / Вестник СПбГУ Вып. 4., Декабрь, 2007. С.223−229.
  6. Г. Социальная психология. М. 1999.
  7. A.M. Концепция научной философии В.А. Смирнова 1997
  8. Т. А. Игра в пространстве серьезного. СПб., 2003.
  9. Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. Политика
  10. Ю.Афанасьев А. Н. Социальная информация. М., 1987.
  11. А. Н. Происхождение мифа. М., 1996.
  12. Афанасьевский B. J1., Фролов В. А. Место философии в современном образовательном пространстве. 2000.
  13. М.И. Социальная манипуляция :: Философский анализ: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Москва, 2004 г.
  14. Е.А. Социальное мифотворчество в качестве средства манипуляции сознанием :: философский подход: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Барнаул, 2006 г.
  15. В.А. Восприятие и событие. СПб, 2002.
  16. М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
  17. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. 1989.
  18. Р. Мифологии. М., 1996.
  19. JI. М. Возобновление истории: Размышление о политике и культуре. М., 1991.
  20. Бауд М.-Ф. Глобализация рынка.// Курьер ЮНЕСКО. 1996.,№ 11.
  21. Д. Грядущее постиндистриальное общество. Опыт социального прогнозировангия. М.: «Academia», 2004. 788 с.
  22. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медиум», 1995, 330 с.
  23. В. Язык философов // Антропологический поворот в философии XX века. Вильнюс, 1987., С.10−15.
  24. Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты / Под. Ред. В. И. Добренькова. М., 1994.
  25. . Симулякры и симуляции. Философия эпохи постмодерна. Минск. 1996.
  26. . Система вещей. М., 1995.
  27. . Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
  28. . Прозрачность зла.
  29. . Символический обмен и смерть. М., 2000.
  30. . Соблазн. М. 2000.
  31. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
  32. C.B. Социология коммуникаций. М., 2003.
  33. Ю. М. Эротика смерть — табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996.
  34. Ф. Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии.
  35. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1986.
  36. П. Социальное пространство: поля и практики. М.- СПб., 2005., с. 367.
  37. Буржуазная философская антропология 20 века. М.,.1986.
  38. В.А. Вазюлин Логика истории, вопросы теории и методологии: Издательство московского университета, 1988, 328 стр. (стр.24)
  39. А. П. Нравственно-эстетические универсалии культуры и гуманитарные технологии. // Вестник герценовского университета. СПб., 2008, № 3.
  40. А. П. Эстетика в свете антропологии. //Философия человека и процессы глобализации: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 446с., 69−73 с.
  41. . Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М., 1991. С. 39 -51.
  42. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  43. П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002. 192 с. (2004к 4119)
  44. Ю. М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 224 с.
  45. Л.Н. Мифология и культура: Учебное пособие. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.-384с.
  46. Л. Психология политической пропаганды / Пер. с польского В. Н. Поруса. М.: Прогресс, 1981. — 278 с
  47. Д. А. Контпропаганда : Теория и практика / Д. А. Волко-гонов, И. С. Даниленко, И. А. Климов и др. М.: Воениздат, 1988. -238 с.
  48. М. И., Тихомирова С. В., Борисова А. М. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М., 2003.
  49. Вольтер Философские сочинения: Пер. с фр. / [Рос. акад. наук, Ин-т философии]. М.: Наука, 1996.
  50. Л.Г., Колбановский В. Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология Издательство: М., &bdquo-Просвещение" Год: 1970 (224с.)
  51. В. Миф и религия / Пер. В. Базарова и П. Юшкевича. Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. СПб.: Брокгауз — Эфрон, 1913
  52. JI. С. Психология искусства. М., 1965.
  53. Д.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2005.
  54. Г. Г. Философия и поэзия. 1977 1991
  55. X. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  56. Т. Р. Сообщество и событие в пространстве социально-философского знания. 2006-А/26 546
  57. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
  58. Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М.: Искусство, 1968. С. 210
  59. Г. Собр. соч. В 6-ти т. Т. 4. М.: Худож. лит., 1980
  60. И.Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. с нем. A.B. Михайлова. М., 1977.
  61. И. В. Фауст // Гёте И. В. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1976. С. 125.
  62. М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII нач. XIX века. Л., 1978.
  63. О. Л. Основы теории коммуникаций. СПб., 2008.
  64. В. А., Яковлев И. П. Менеджмент: Социально-гуманитарное измерение. СПб.
  65. . Т. Левиафан // Соч. в 2-х т. М., 1991
  66. А. Миф и символ. М., 1993.
  67. Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
  68. В.П. Философия. Что это такое. 1996
  69. Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М., 1996.
  70. Е. От бедного театра к искусству проводнику. (Глава Перформер)
  71. Г., Мельник П., Манипулирование личностью. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003. — 379с.
  72. Э. Креативная деятельность в связях с общественностью. М., 2003.
  73. . А. Массовое сознание. М., 1989.
  74. A.A. Письмо и событие. СПБ., 2001
  75. . Л. Западная философия культуры XX века. Тверь. 1996.
  76. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
  77. П.С. Культурология. М. 1996.
  78. П.С. Философия культуры. М. 1994.
  79. A.A. О назначении философии. 2005
  80. Э. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. 1913 1999
  81. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. 1954−2000
  82. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества 2000
  83. Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3.
  84. Э. Философия как строгая наука. 1911 2000
  85. Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  86. Ю. Н. «Картины мира» и типы рациональности: Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.
  87. . Желание и наслаждение.//Комментарии. 1997. № 11.
  88. ., Гваттари Ф. Что такое философия? 1981
  89. , Г. А. Введение реформации в Дании. Спб., 1900
  90. , Г. А. Введение реформации в Швеции. Спб., 1892
  91. . Голос и феномен. СПб., 1999. СПб.
  92. . Позиции. Киев., 1996.
  93. Джеймс Мэдисон, Федералист № 78, от 26.01.1788 г.
  94. А. Дж., Дрюниани Б. JI. Креативные стратегии в рекламе. СПб.: Питер., 2002.
  95. И. И. Введение в историю общения. Исторические типы общения. СПб., 2004.
  96. Доценко E. JL, Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. — 342 с.
  97. Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. СПб., 2002.
  98. Дэни Дидро Избранные философские произведения /- Санкт-Петербург: тип. Спб. т-ва «Труд», 1913.-318 с.
  99. Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. М., 1997.
  100. . С. Социальная культурология. 2-е изд. М., 1996.
  101. О.Г., Гурова О., Вейс О., Дейхина О., Захарова Ю. Люди и вещи в советской и постсоветской культуре Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005 Раздел 1. Вещи в советской культуре
  102. С. Возвышенный объект идеологии. М.: Издательство «Художественный журнал», 1999. — 236 с.
  103. А., Дрюниани Б. Креативные стратегии в рекламе. СПб., 2002.
  104. А. Н. Коммуникативный маркетинг. М., 1996.
  105. В. Социальные технологии в современном мире. Л., 1987.
  106. Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. М., Т.1. № 1. С.84−99.
  107. Н.В. Технологии зла в манипуляторной деятельности- Урал. акад. гос. службы. 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Урал. акад. гос. службы, 2005. — 229с.
  108. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  109. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
  110. В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.
  111. Иоганн Иоахим Винкельман, История искусства древности, СПб.: Алетейя, 2000. 770с.
  112. Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.
  113. Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
  114. Н. Д. Хронотоп // Культурология XX век. Энциклопедия. СПб, 1998. Т. 2. с. 337−338.
  115. История Древнего Рима. Под ред. В. И. Кузищина, М. «Высшая школа», 1981
  116. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы ан-тропосоциогенеза. Под ред. Бромлей Ю.В. М. Издательство «Наука». 1983. с.275
  117. История первобытного общества/ Першиц А, Монгайт А, Алексеев В. М., 1974.
  118. История средних веков. М, 2003. С. 8.
  119. М. С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений. М, 1988.
  120. М. С. Философская теория ценности.СПб, 1997.
  121. М.С. Философия культуры.
  122. Р. Миф и человек. Человек и сакральное/ Р. Кайуа. М.: ОГИ, 2003 — 296 с.
  123. А. Творчество и свобода. М, 1990.
  124. Кара Мурза С. Г. Матрица «Россия», Москва, Алгоритм, 2007, ISBN 978−5-9265−041. с. 20
  125. Кара Мурза С. Г. Неполадки в русском доме, Москва, Эксмо, Алгоритм, 2004, 446с.
  126. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Изд. юбил, доп. послесл, имен/ и предмет, указ. — Москва: Эксмо, 2008. — 862с
  127. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М, 2007.
  128. Э. Лекции по философии и культуре // Культурология XX века. М, 1995.
  129. Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М, 1988.
  130. Э. Философия символических форм — Пер. с нем. С. А. Ромашко. М. — СПб.: Универ. кн., 2002, 279с.
  131. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М, 2000.
  132. М. В. Искусство действия. Перформанс художественное явление второй половины XX века. Авт. дис. канд. искусств, наук. М, 2000.
  133. Кимелев Ю. А, Полякова Н. Л. Наука и религия: Историко-культурный очерк. М, 1988.
  134. А. Л. Феномен массовой культуры: проблема смысла. Автореферат. Дис. д.ф.н. Спец. 09.00.04. Эстетика. — Екатеринбург, 1998.
  135. П. Культура постмодерна. М., 1997.
  136. Коммуникативные стратегии на пороге 21 века. // Вестник Московского университета. Сер. 18. 1999. № 3,4.
  137. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  138. И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
  139. В. А. Социальная философия. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006. — 287 с.
  140. В. Социология коммуникаций. М., 1997.
  141. А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.
  142. В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества. // Социс., 2007,
  143. А. Ф. Еда Трапеза — Пир: их семантика и онтология / А. Ф. Косарев // Философия пира: сб. науч. ст. — СпбГУ, 1999.
  144. Т.В. Происхождение государства и права. М: Юрист, 1999 г.
  145. С. А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. М.2007.
  146. Л. Пир как квинтэссенция культуры / Л. Круглова // Философия пира: сб. науч. ст. -СпбГУ, 1999.
  147. И.В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. М., 1998.
  148. А. Буржуазная массовая культура. М., 1989.
  149. Культура, человечество и картина мира. М., 1987.
  150. Культурология 20 век. В 2-х томах-
  151. А. Попов А. Эффективность рекламы. М.2005.
  152. Ладыгина-Коте Н. Н., Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.
  153. В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма) // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 26.
  154. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Издательская группа Пргоресс, Прогресс-Академия, 1992.
  155. А. И., Боковиков А. К. Экспериментальна психология в российской рекламе. М., 1996.
  156. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002.
  157. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.
  158. Леви-Строс К., 2001, Структурная Антропология, Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М., Изд-во Эксмо-Пресс, 512 с.
  159. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  160. В. Д. Эстетика повседневности. / В. Д. Лелеко. СПб.: СПбГАК, 1994- 145 с.
  161. А.Н. О социальной природе психики человека// вопросы философии. 1961 № 1
  162. Н. Манипулирование: сущность, проявления, пути снятия: Филос. и соц.-полит. анализ. М.: Экономическая демократия, 2000.-216 с
  163. Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. Минск., 1996.
  164. А. И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М., 1990.
  165. . Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб. 2001.
  166. Е. А. Феномен ритуала в жизни общества. Автореф. Оренбург. 2008.
  167. , Г. М. Реформационное движение в Чехии и Германии. -Минск, 1978
  168. Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л. 1976.
  169. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
  170. А.Ф. Филосифия. Мифология. Культура. М., 1991.
  171. А.Ф. Эстетика Возрождения.
  172. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1993.
  173. Ю.М. Средь мыслящих миров. М., 1997.
  174. Н. Медиакоммуникации в обществе. М., 2005.
  175. Д. Социальная психология. СПб. 1998.
  176. М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М., 2005.
  177. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский: «КАНОН — пресс — Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с.
  178. Дж. «Поэмы Оссиана». Л.: Наука, 1983.
  179. . Магия, наука, религия. М., 1998.
  180. И. А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы., М.: Издательство «ЛКИ», 2008 г., 240 с.
  181. И. А. Многоликий Янус открытого общества. Опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. М.: Издательство «ЛКИ»., 2008 г., 280 с.
  182. И. А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // Социс. 2007, № 2.
  183. И. А. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. М.: Издательство «Российская политическая энциклопедия», 2009 г., 440 с.
  184. М. К. Картезианские размышления. Эстетика мышления. Лекции о Прусте.
  185. М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
  186. М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994. с. 52 (1.1.)
  187. М. К. Осмелиться быть // Наше наследие 1988 № 3.
  188. . В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999.
  189. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 347
  190. К., Энгельс Ф., Немецкая идеология // соч. Т. 3. 2-е изд. М., 1955 (с. 24)
  191. Г. Одномерный человек. М., 1994.
  192. А.И. История воспитания в Античности. М., 1998. С. 81.
  193. А. Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  194. О. А. Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции- Рос. акад. наук. Ур. отд-ние. Ин-т философии и права. -М.: Пайдейя, 1999. 295 с.
  195. Матюхин А. Е. Экспериментальное изучение техники изготовления галечных орудий СА, 1976,№ 3
  196. Е.М., Предки Прометея. Культурный герой в мифе и эпосе, //Вопросы истории мировой культуры, 1958, № 3
  197. Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
  198. А. Система и личность. М., 1996.
  199. Ментапьность россиян: Специфика сознания больших групп. М., 1997.
  200. И.И. Когнитивная эволюция. М., 1999. С. 146.
  201. Мерло-Понти М. Кино и новая психология // Журнал социологии и социальной антропологии. 1997. Т. 3., № 2., С. 76−88.
  202. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
  203. , З.Ф. Манипулятивные возможности информационной власти в современной культуре :: диссертация. кандидата философских наук: 24.00.01, Томск, 2006 г.
  204. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-хт./Гл.ред. С. А. Токарев. -М.: Сов. энциклопедия, 1991.-671 с.
  205. А.В. Языки культуры.
  206. Многоликая глобализация / Под. Ред. П. Бергера и С. Хантингтона, М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
  207. Мода как коннотативная система // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1., № 2.
  208. Р. Психология рекламы. М., 2001.
  209. А. Социодинимика культуры. М., 1973.
  210. Ш. О духе законов//Избранные произведения.-М., 1955
  211. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.
  212. М. Теория символического обмена.
  213. Р. Гладиаторы. М., 2006.
  214. М. Сравнительная мифология / Пер. с англ. И. М. Живаго. Москва: тип. Грачева и К°, 1863. — 122 с
  215. С.И., «Нормативная система догосударственного общества и переход к государству», Ранние формы политической организации: от первобытности и государственности. М., 1995 г. Ст. 38
  216. А. П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. М.: Академия, 2005.
  217. В. М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. № 2., с. 45 -53.
  218. . Л. О со-бытии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.
  219. О.Б. Манипуляция сознанием как фактор риска в российском обществе :: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11- Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т. 2007 г.
  220. А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII нач. XIX века. Л., 1988.
  221. Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990.
  222. Новая постиндустриальна волна на Западе. М., 1998.
  223. Новый русский перфоманс и мифология «искусство=жизнь7/ Комод. Екатеринбург, зима-весна 1998. — С.65−69.
  224. М. Креативный прыжок. 10 уроков эффективной рекламы, на которые вдохновило агентство 8ААТСН1 & 8ААТСНГ М.: Евро, 2007.
  225. Общественное сознание и его формы/под общ. ред. В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. — 367с.
  226. Озуор Мона. Революционный праздник 1789−1799. М., 2003.
  227. О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен. СПб., 2003.
  228. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  229. Ортега-и-Гассет X. «Восстание масс», М.: 1991
  230. Ортега-и-Гассет X. Философия. Эстетика. Культура. М., 1993.
  231. Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.
  232. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995
  233. Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997
  234. Первобытный способ производства/ Румянцев А.-М., 1987 (с. 95 101, 107−115, 568,124−132,140−151, 672, 78, 503, 60−62)
  235. Ч. С. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.
  236. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964 т. З «Государство»,
  237. В. А. «Фундаментальная антропология» М. Хайдеггера // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.
  238. В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.
  239. Подробнее о советском образе жизни см. Касьяненко В. И. Советский образ жизни. — М., 1982.
  240. см. Родин Ю. М., Жилищное строительство в СССР, М., 1970
  241. К. Р. Открытое общество и его враги. М., 1992.
  242. .Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палео-психологии) М.: Издательство «Мысль», 1974. 487 с. Гл. 1.
  243. Постмодернизм и культура. М., 1991.
  244. Постмодернизм. Энциклопедия. / Сост. и науч.ред. A.A. Грица-нов, М. А. Можейко. Минск, 2001.
  245. A.A. Теоретическая поэтика.— М.: Высш. шк., 1990. — С. 7−313.
  246. A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. с.430
  247. Г. Г. Теория коммуникаций. М., 2000.
  248. Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 2000.
  249. X., Томсон М. Энергия торговой марки. СПб. 2001.
  250. А. Н. Теоретические проблемы рекламы художественных событий. Эстетический аспект. Авт. дис. канд. филос. наук. М., 1999.
  251. Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988.
  252. В. Я. Русские аграрные праздники. 2-е изд. СПб., 1995.
  253. В. Я. Морфология русской сказки.
  254. Л. «Кто играет на ваших струнах», М., 2003
  255. Пую Ю. В. Философия манипулирования. СПб., 2009, 244 стр.
  256. А.И. Рациональность и теоретическое познание // Вопросы философии. 1982. М 11. С. 69.
  257. С. С. Концепт «событие» и способы его вербальной репрезентации в СМИ. Автореф. 2006. 2006-А/6073.
  258. Результаты XIV съезда компартии
  259. Результаты VIII Всероссийского съезда Советов
  260. Г. Умная толпа. Новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. — С. 269−280.
  261. Реклама. Внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Антология. М.: Бахрах-М, 2007.
  262. П. Человек как предмет философии. // Вопросы философии. 1989. № 2.
  263. A.M., Языковое манипулирование общественным сознанием в тоталитарном государстве :: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Кемерово, 2006 г.
  264. Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности // Ступени. 1994. № 2.
  265. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации / Под., ред. С.Е. Кур-гиняна и А. П. Ситникова.- М., 2001.
  266. В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры.
  267. Т. Е. Террор гламура: об одной из стратегий радикальной визуализации современной культуры. // Обсерватория культуры. 2007., № 5.
  268. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
  269. А. К. Формы лжи в структуре социальности // Очерк социальной философии/ Под ред. К. С. Пигрова. СПб., 1992.
  270. Ю.И. Происхождение брака и семьи М.: Мысль, 1974.
  271. И. В. Событийный ряд культовых действий. М., 1999.
  272. А.П., Гундарин М. В. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. М., 2003.
  273. А. Д. Основы общей экологической физиологии млекопитающих, М.—Л., 1961.
  274. , М. М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М., 1962
  275. А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
  276. В.В. Средневековая философия: Учеб. Пособие. М.: «Высшая Школа», 1979, 448с.
  277. , В. Реформация в Англии. М., 1881
  278. С. С., Раннегреческая тирания. (К проблеме возникновения государства в Греции), М., 1964
  279. Ю.Н., Каган М. С. Культурология. Учебник.
  280. М. «Ивент-менеджмент». М. «Вершина». 2006.
  281. Ф. де, Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933
  282. И.В. О хозяйственном положении и политике партии. Т.8 стр. 120.
  283. Сущность человека/ В. Е. Бугера.-М.: Наука, 2005.-300с.
  284. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 118.
  285. Н. Е. Социальная стратификация в современной России. Опыт эмпирического анализа. М., 2007.
  286. А. Постижение истории. М., 1991.
  287. О. Третья волна. М., 1999.
  288. . Т. Время мифов и пути их преодоления. //Социс. 2006. № 1.
  289. Г. Л. Специальные события и общественные мероприятия. СПб.: Справочники Петербурга. — 2006.
  290. М.Б. Предыстория интеллекта. Избранные труды. -M.: «РОСПЭН», 2000.-575с
  291. В. Событие и ритуал. М., 1986.
  292. A.M. // Рабы прохладных гор 1960 г.
  293. A.B. Стратегии корпоративного имиджа и управление лояльностью. СПб.: Zero В2 В Advertising: ООО «Хэд Лайн», 2006.-С. 216−253.
  294. . А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1.: Семиотика истории. Семиотика культуры.
  295. В. В. Реклама и массовая культура. Служанка или госпожа? М.: Юнити-Дана, 2008. — С. 133.
  296. В. В., Старуш М. И. «Философский камешек» рекламного творчества. Культурология и гносеология рекламы. М., 1996.
  297. В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб., 2002.
  298. Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
  299. К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. -464 с.
  300. Философия культуры. Становление и развитие / Под. Ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова и др., СПб, 1998.
  301. А.Я. Культурология для культурологов.
  302. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопрос 16: Об истине- Вопрос 17: О лжи // Фома Аквинский. Сумма теологии: Часть первая: Вопросы 1—64 / Пер. А. В. Аполлонова. М.: Издатель Савин С. А., 2006.
  303. Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 2001.
  304. Фрейд 3. Царь Эдип и Гамлет // Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М., 1995.
  305. Дж. Золотая ветвь. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984.
  306. М. Археология знания. М., 1991.
  307. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  308. Х.М Думанов, А. И. Першиц, «Монорматика и начальное право», Государство и право, 2000 № 1 ст. 100
  309. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
  310. Ю. Модерн незавершенный проект.// Вопросы философии. 1992. ,№ 4.
  311. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. 2000.
  312. М. Бытие и время. М., 1993.
  313. Я. О египетских мистериях. — М., 1995.
  314. Г. Г. Управление корпоративными коммуникациями // PR-Профессионал: http://www.pr-professional.ru/publ/Hanov.htm. 2006.
  315. А. В. События, которые мы создаем / The Chief. № 8(24) 2005.
  316. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб., 2007.
  317. Н. А. Публика в истории культуры: феномен публики в ракурсе психологии масс. М., 2007.
  318. К., Истина мифа: М.:Республика 1996.-448с (с. 220−221)
  319. Р. Психология влияния. СПб., 1999.
  320. А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшенз». М., 1998.
  321. Ю. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1974.
  322. М. Незримые ценности бренда. М., 2006.
  323. Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980
  324. Ф. О наивной и сентиментальной поэзии: М., Директме-диа Паблишинг, 2007 г.
  325. A.B. Манипулирование сознанием и его специфика в современном обществе :: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11, Ставрополь, 2007 г.
  326. М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб. 1999.
  327. ., Роджерс Д., Вроцос К. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. М. 2005.
  328. Шумович А. Великолепные мерпориятия
  329. П. Г. В поисках формы. М., 1995.
  330. Щюц А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования. 1988. № 2.
  331. Эко У. Инновация и повторение // Философия эпохи постмодерна. Минск. 1996.
  332. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб, 1998.
  333. М. Аспекты мифа. М, 2000.
  334. М. Космос и история. М, 1987.
  335. М. Миф о вечном возвращении. СПб, 1998.
  336. М. Мифы, сновидения, мистерии. М, 1996.
  337. Дж. Ф, Блэкуэлл Р. Д, Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб, 2000.
  338. Н. Л. Социальный смысл праздника. М. 2007.
  339. Юм Д. Естественная история религии // Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1965, С. 393
  340. Юнг К. Г. «Архетип и символ», М, 1991
  341. Юнг К. Г. Архетип и символ. М, 1991.
  342. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М, 1998.
  343. Язык и моделирование социального взаимодействия. М, 1987.
  344. А. К. Магические игры на горизонтальной плоскости. Картина мира в конце XX века. М, 1991.
  345. М. Язык. Тело. Случай.
  346. К. Смысл и назначение истории. М, 1991.
  347. Ясперс К, Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М, 2007.357. «ФИЛОСОФЫ ГРЕЦИИ ОСНОВЫ ОСНОВ: ЛОГИКА, ФИЗИКА, ЭТИКА» издательство ЭКСМО-Пресс- Харьков 1999, 1056 с.
  348. Bachofen J.J. Myth, religion, and mother right/ Transl- Princeton (N.J.): Princeton univ. press, 1973. — LVII, 309 с
  349. Bachofen J. J. Gesammelte Werke. Bd. IV. Versuch uber die Grabersymbolik der Alten. Basel, 1954.
  350. Bottiger К. A. Ideen zur Kunstmythologie. Dresden, 1826.
  351. Cornford F. M. From Religion to Philosophy. London, 1912.
  352. Creuzer F. Symbolik und Mythologie der alten Volker, besonders der Griechen, I Bd, Darmstadt, 1810.
  353. Eliade M. Myth and Reality. New York, 1963.
  354. Evola J. Revolte gegen die moderne Welt. Interlaken, 1982.
  355. Frazer J.G. The Golden Bough. London, 1923 M.: Политиздат, 1980
  356. Goethe J. W. Moderne Weifen und Ghibellinen // Goethes Werke, Bd. 41,2 Abt. Weimar, 1903. S. 276.
  357. Gronbech V. Griechische Geisteschichte, 2 Bd. Reinbek, 1965 und 1967
  358. Handbook of Paleoanthropology. — Springer Berlin Heidelberg, 2007. — C. 1963. — ISBN 978−3-540−32 474−4
  359. Harrison J. E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge, 1903- Ancient Art und Ritual. Cambridge, 1913.
  360. Hermann J.G.F.J. Briefe iiber Homer und Hesiodus, vorzuglich iiber die Theogonie von J.G.F.J. Hermann und F. Creuzer. Heidelberg, 1818.
  361. Kerenyi К Was ist Mythologie? // Die Eroffnung des Zugangs zum Mythos. Hrsg. K. Kerenyi. Darmstadt, 1967.
  362. Malinowski B. Myth in Primitive Psychology. New York, 1926.
  363. Moritz K. Ph. Gotterlehre oder mythologische Dichtungen der Alten. Lahr, 1948.
  364. Muller M. Essays Bd. II, Beitrage zur vergleichenden Mythologie und Ethnologie. Leipzig, 1869. S. 68.
  365. Murray O. Five Stages of Greek Religion. New York, 1925.
  366. Otto W. F. Die Gestalt und das Sein. Darmstadt
  367. Parsons Т. The System of Modern Societies. N.-Y. 1971.
  368. Pepin J. Myth et Allegorie, les origines greques et les contestations judeo-chretienncs. Paris, 1976.
  369. Rudmow J. Manipulation // Ethics, Vol. 88, July 1978.
  370. Shostrom E.L. Man, the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization. Nashville, TN: Abingdon, 1967
  371. Sibel Kusimba African Foragers: Environment, Technology, Interactions. — Rowman Altamira, 2003. — C. 285. — ISBN 7 591 0154X
  372. Smith W. R. Lectures on the Religion of the Semites. Edinburgh, 1889.3 85. USA History in brief, usinfo.state.gov
  373. Usener H. Gotternamen. Versuch einer Lehre von der religiosen Begriffsbildung. Frankfurt a. Main, 1948.
  374. Vernant J. P. Mythe et societe en grece ancienne. Paris, 1974.
  375. Welcker F. G. Briefwechsel mit W. v. Humboldt // Haym R. W. v. Humboldts Briefe an F. G. Welcker. Berlin, 1859.
  376. Wilamowitz. A.a.O. Bd. II.
  377. Kanne A. Erste Urkunden der Geschichte oder allgemeine Mythologie, Bayreuth und Lubeck, 1808.
  378. Словари и справочные издания
  379. Э. Словарь индоеврепейских социальных терминов. М.: Прогресс-Универс, 1995. 465.
  380. Древнегреческо-русский словарь. М.: Госиздат, иностр. и нац. словарей, 1958. (с. 1113−1114)
  381. Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. МГУ, 1999.394. «Российский Энциклопедический словарь» (http://enc-.mail.ru/encyc-l.html7encycl ?сН'ей)
  382. И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
  383. А. Д. Постиндустриальное общество // Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 270−271.
  384. , М. Ю. Реформация и протестантизм : Словарь. — СПб: Издательство СПбГУ, 2005. — 196 с.
Заполнить форму текущей работой