Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лидерство в малой группе

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Спортивная команда выступает и как субъект деятельности, а не только как объект управления. В этом качестве команда может выступать, если она будет обладать определенной степенью интеграции и внутренней организованностью. Поэтому вызывает интерес знание, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны, как группа организуется. В результате самоорганизации в группе устанавливаются… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие лидерства
  • 2. Теории происхождения феномена лидерства
  • 3. Стили лидерства
  • 4. Лидерство в спорте
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Лидерство в малой группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Спортивная команда выступает и как субъект деятельности, а не только как объект управления. В этом качестве команда может выступать, если она будет обладать определенной степенью интеграции и внутренней организованностью. Поэтому вызывает интерес знание, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны, как группа организуется. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения подчинения и доминирования, следования и влияния. Эти отношения и характеризуют лидерство. Само явление заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции неформального руководства группой.

Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т. е. система является самоуправляемой. Известно, что в малой группе самоуправление реализуется лидерами.

Лидер — это член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий управлению группой и её организацией при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает каталог свойств и качеств лидера: способность к руководству, статус в группе, высокий уровень компетентности и др.

Лидерство в спортивных коллективах и группах следует рассматривать как естественный, социально необходимый процесс координации и самоуправления взаимоотношений и взаимодействий между спортсменами в связи с задачами и целями деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же отвергают или принимают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в следовании указаниями, подчинении, просьбам лидера, советам, и, наоборот, отказ проявляется в несогласии с лидером, неподчинении, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через нравственные или этические нормы, которые приняты в данной спортивной команде.

Как показывает практика, в роли лидера спортивной команды выступает обычно наиболее опытный, авторитетный спортсмен. Однако, встречаются команды, имеющие имеют в роли лидеров не самых опытных и авторитетных членов коллектива. В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможность участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка. Причем если лидер действует в соответствии с задачами и планом тренера, то, как правило, достигается максимальный положительный эффект в координации и организации совместных усилий членов команды. Иногда между лидером и тренером (официальным руководителем) не устанавливается полное взаимопонимание, не возникает полного согласия. Это может привести к нарушению процессов управления в команде, другими словами к полной дезорганизации. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу найти оптимальный способ управления командой.

Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: воспитательную, информационную и организационную.

Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения всех поставленных целей. В игровой ситуации эта функция главным образом проявляется в указаниях, закрепляющих, ускоряющих или направляющих определенные действия товарищей по команде: «Блок!», «Бросок!», «Стоять!», «На меня!», «Быстрей!», и т. п. Часто лидер сознательно временно уступает свои функции одному из спортсменов, который находится в более благоприятных условиях, или навязывает, принуждает своих партнеров осуществить определенные действия. Этими способами лидер направляет и организует усилия членов команды на осуществление тактической комбинации.

Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о настоящих задачах команды, ожидаемых результата, способах решения задач, распределении функций, соперниках и т. д. В игровой ситуации эта функция сводится к поддержанию на оптимальном уровне и налаживанию обмена информацией между спортсменами исходя из выполняемой комбинации и тактического замысла. Лидер сообщает сведения о перемещениях и заменах в своей команде и в команде соперников, информирует о текущем счете, времени, ожидаемых действиях противников и др.

Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды личной ответственности, чувства товарищества, уважения к социальным требованиям и нормам, собранности, дисциплинированности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения членов команды. Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в условиях отдыха и тренировочных занятий. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Молодец!», «Правильно!», «Что делаешь?», «Куда смотришь?!», и т. п. Их эмоциональная окраска и содержание служат эффективным средством устранения ошибок и закрепления правильных форм спортивного поведения.

Заключение

Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь определенных целей.

Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, поддерживающей и принимающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, которая играет реальную центральную роль в регулировании взаимоотношений в этой группе и организации совместной деятельности.

Люди следуют за лидером, прежде всего, потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их важнейших потребностей, в том числе указать на нужное направление деятельности.

Таким образом, подчиненным импонирует руководитель, который способен взять на себя ответственность, умеет смело принимать решения, честно признавать ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, которые не мешают работе.

Список используемой литературы:

Багрецов С. А. Малая группа: структура, отношения, лидерство /C.А.Багрецов [и др.]// учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Эргономика»: Негос. образовательное учреждение «Образовательный науч. центр «Ин-т эргономики и социально-экономических технологий», Открытое АО «Науч.

производственное предприятие «Межотраслевой центр эргономических исслед. и разраб.». -Тверь.- 2008.

Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. (Пер. с англ. А.А.Грузберга) / Берн Эрик. Екатеринбург ЛИТУР.-2000. — 317 с Беспалов Д. В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах /Д.В.Беспалов// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.-2013.-№ 92.-С.1384−1402.

Борисов Д. С. Феномен лидерства в спорте //Д.С.Борисов, В. М. Поздняк, А. С. Гладких // Известия Волгоградского государственного технического университета.-2009.-Т. 6. № 10 (58).-С. 21−22.

Веселова Е. М. Факторы развития лидерства в малых группах /Е.М.Веселова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2008. № 2.-С. 210−214.

Золотарёва С. С. Соотношение коллективного и индивидуального в деятельности малой группы / C.С. Золотарева// Ярославский педагогический вестник.-2010. Т. 2. № 1.-С. 163−166.

Мохов В. Г. Лидерство в малых группах / В. Г. Мохов, Б. В. Шмаков // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление.-2014.-№ 1.-С.46−57.

Столяренко Л. Д. Социальная психология /C.С.Столяренко, С.И.Самыгин// учебное пособие для студентов вузов.

Ростов-на-Дону.-2009.

Багрецов С. А. Малая группа: структура, отношения, лидерство /C.А.Багрецов [и др.]// учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Беспалов Д. В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах /Д.В.Беспалов// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.-2013.-№ 92.-С.1384−1402

Беспалов Д. В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах /Д.В.Беспалов// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.-2013.-№ 92.-С.1384−1402

Борисов Д. С. Феномен лидерства в спорте //Д.С.Борисов, В. М. Поздняк, А. С. Гладких // Известия Волгоградского государственного технического университета.-2009.-Т. 6. № 10 (58).-С. 21−22

Борисов Д. С. Феномен лидерства в спорте //Д.С.Борисов, В. М. Поздняк, А. С. Гладких // Известия Волгоградского государственного технического университета.-2009.-Т. 6. № 10 (58).-С. 21−22

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Малая группа: структура, отношения, лидерство /C.А.Багрецов [и др.]// учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Эргономика»: Негос. образовательное учреждение «Образовательный науч. центр «Ин-т эргономики и социально-экономических технологий», Открытое АО «Науч.-производственное предприятие «Межотраслевой центр эргономических исслед. и разраб.». -Тверь.- 2008.
  2. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. (Пер. с англ. А.А.Грузберга) / Берн Эрик. Екатеринбург ЛИТУР.-2000. — 317 с
  3. Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах /Д.В.Беспалов// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.-2013.-№ 92.-С.1384−1402.
  4. Д.С. Феномен лидерства в спорте //Д.С.Борисов, В. М. Поздняк, А. С. Гладких // Известия Волгоградского государственного технического университета.-2009.-Т. 6.- № 10 (58).-С. 21−22.
  5. Е.М. Факторы развития лидерства в малых группах /Е.М.Веселова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2008.- № 2.-С. 210−214.
  6. С.С. Соотношение коллективного и индивидуального в деятельности малой группы / C.С. Золотарева// Ярославский педагогический вестник.-2010.- Т. 2.- № 1.-С. 163−166.
  7. В.Г. Лидерство в малых группах / В. Г. Мохов, Б. В. Шмаков // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление.-2014.-№ 1.-С.46−57.
  8. Л.Д. Социальная психология /C.С.Столяренко, С.И.Самыгин// учебное пособие для студентов вузов.-Ростов-на-Дону.-2009.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ