Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трение в машинах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для характеристики процесса трения необходимо рассмотрение различных взаимодействий поверхностей: подъема по микронеровностям абсолютно твердого тала, упругого и пластического деформирования микронеровностей, преодоления ими сил межмолекулярного взаимодействия, схватывания металлов, образования различных пленок и т. д. Использование во всех случаях для описания процесса трения только коэффициента… Читать ещё >

Трение в машинах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реферат Трение в машинах

При эксплуатации трущихся деталей автомобиля изменяются их размеры и геометрические характеристики, структура, свойства и напряженное состояние поверхностных слоев. Эти изменения могут иметь монотонный, либо выраженный скачкообразный характер и охватывать макро-, микро и субмикроскопические объемы. Характер этих изменений в значительной степени зависит от рода трения, условий механического нагружения, наличия и состава жидкой, твердой или газообразной среды, вида смазки и свойств материала. Изменения могут быть полезными, нормализующими процесс трения и способствующими минимизации изнашивания, или приводить к недопустимым явлениям повреждаемости.

Внешнее трение является основной причиной разрушения поверхностей деталей. Оно приводит к износу, повреждению контактирующих поверхностей и потере мощности.

Трение является результатом сочетания различных видов взаимодействия механических, физических, химических, электрических и других процессов, возникающих при контактировании и относительном перемещении тел. Соотношение интенсивностей этих процессов может быть различным в зависимости от среды, механических воздействий, свойств трущихся материалов. В связи с этим процесс трения невозможно описать простым законом.

Трение классифицируют:

По кинематике движения:

Трение скольжения (трение 1-го рода).

Трение качения (трение 2-го рода).

Трение верчения.

По участию смазки:

Жидкостное трение.

Граничное трение.

Трение несмазанных поверхностей (сухое трение).

По динамическим условиям контакта:

Трение покоя (статическое трение).

Трение движения.

По области служебного использования:

Трение антифрикционных сопряжений.

Трение фрикционных пар.

По надежности сопряжений трущихся поверхностей:

Нормальный процесс.

Патологический процесс.

Характеристики микрогеометрии поверхностного слоя Неровности поверхностей деталей разделяют на шероховатость, волнистость и макроотклонения формы.

К макроотклонениям относят единичные, регулярно не повторяющиеся отклонения поверхности Д от номинальной формы (выпуклость, вогнутость, конусность и т. д., рис. 1).

Волнистость представляет собой совокупность периодических, регулярно повторяющихся, близких по размерам выступов и впадин, расстояние между которыми (шаг волны SВ) значительно больше их высоты НВ (SВ/НВ > 40).

Под шероховатостью поверхности понимают совокупность неровностей с относительно малым шагом (2800 мкм) и высотой (0,03400 мкм).

Схематически волнистость и шероховатость показаны на рис. 3.2, параметры шероховатости — на рис. 3.

Кроме того, наиболее часто для характеристики шероховатости используются такие параметры, как средние радиусы кривизны вершин выступов r и волн rВ, а также среднеарифметическое отклонение профиля Rа.

Параметры шероховатости во многом определяют состояние поверхности и происходящие на ней процессы во время трения, особенно в период первоначальной приработки.

В табл. 1 приведены некоторые сведения о шероховатости приработанных поверхностей.

Таблица 1

Ориентировочные значения параметров шероховатости, полученные опытным путем для некоторых приработанных поверхностей автомобильного ДВС (в скобках указаны значения параметров до приработки)

Исследуемый объект

Класс шероховатости

Rmax, мкм

r, мкм

Rа, мкм

Поверхности стальных деталей в местах уплотнения резиновыми манжетами

0,72(1,8)

(100)

0,13

Гильза цилиндрическая

1,2(1,7)

(45)

0,04

Поршневое кольцо

10−11

0,48(1,0)

270(50)

0,02

Шейки коленчатого вала

1,6(1,8)

500(45)

0,05

Вкладыши подшипников коленчатого вала

8−9

2,6(3,0)

300(25)

0,42

Поршневой палец

6,7(1,8)

300(45)

0,11

Втулка верхней головки шатуна

7,0(1,0)

250(50)

0,11

Отверстие в бобышках поршня

1,1(1,8)

220(45)

0,18

Из таблицы хорошо видно, что в процессе приработки происходит существенное уменьшение микровыступов шероховатой поверхности и их сглаживание.

Фактическая площадь контакта При контактировании сопрягающихся поверхностей вследствие их волнистости и макроотклонений формы на значительной части номинальной площади АН соприкосновения поверхностей они не касаются друг друга.

В результате волнистости пятна контакта группируются на вершинах волн в отдельных зонах, совокупность которых составляет контурную площадь контакта АС. То есть контурная площадь — это площадь, на которой имеет место контакт групп микронеровностей (рис. 4).

Фактической площадью контакта Аr называют площадь, на которой осуществляется контакт отдельных микронеровностей, образующих шероховатую поверхность. Эта площадь очень мала и составляет для твердых металлических поверхностей около 1% от номинальной. Контурная площадь составляет примерно от 5 до 15% от номинальной.

Нормальная нагрузка, отнесенная к единице фактической площади контакта, характеризует фактическое давление в контакте Pr.

При пластическом контакте выступов, когда происходит смятие материала, это давление приближается к его твердости, а при упругом контакте имеет место значительно меньшее давление.

Если волнистость невелика, то можно считать, что контурная площадь примерно равна номинальной, и нормальная нагрузка, отнесенная к контурной площади, характеризует контурное давление РС.

Фактическую площадь контакта определяют по формуле:

(1)

где N — нормальная сила.

На рис. 5 показаны зависимости контурного и фактического давления от номинального давления РН, из которых видно, что с увеличением нагрузки происходит в основном рост контурного давления. Очевидно, что при этом все большее число микронеровностей включается в работу, фактическая площадь контакта растет быстрее контурной, что и определяет незначительное увеличение фактического давления по сравнению с контурным.

Фактическое давление в контакте между шероховатыми поверхностями в первом приближении можно определить по выражениям, приведенным в табл. 2.

поверхностный слой шероховатость микротвердость Таблица 2

Приближенные формулы для расчета фактического давления в контакте

Деформация

Поверхности и давление

Расчетная формула

Примечания

Упругая

Две шероховатые

Шероховатая с гладкой

Пластическая

При контакте поверхностей из разных материалов для расчета принимается меньшее значение микротвердости

Здесь _ коэффициент Пуассона, Е _ модуль упругости первого рода, Н _ микротвердость шероховатой поверхности, в первом приближении можно принять Н = НВ.

При анализе условий смазки трущихся поверхностей большое значение имеет знание объема VП и средней ширины зазора hm между ними.

При контакте двух шероховатых поверхностей можно использовать уравнения:

(2)

(3)

а при контакте шероховатой поверхности с гладкой:

(4)

. (5)

Следует отметить, что при выборе технологического процесса обработки сопрягающихся трущихся поверхностей возникает противоречие, связанное, с одной стороны с желанием получить как можно более точный размер поверхности и ее высокие геометрические показатели (овал, конусность, огранка и т. д.), и с другой стороны — создать поверхность, хорошо удерживающую смазку.

В первом случае обязательным условием является высокая чистота получаемой в результате обработки поверхности. Кроме того, чем меньше высота макрои микронеровностей, тем быстрее происходит приработка, и тем быстрее увеличивается фактическая площадь контакта, соответственно уменьшаются контактные напряжения и износ трущихся поверхностей.

С другой стороны, чем выше чистота поверхностей, тем меньше образующийся между ними после приработки зазор и тем хуже проникает и задерживается смазка. Это особенно важно для подвижных соединений автомобиля, поскольку автомобиль является априори периодически действующим устройством. При его остановке жидкие смазки вытекают из зазоров, и начало работы осуществляется в условиях почти сухого трения. В то же время использование грубо обработанных поверхностей в ответственных соединениях силовых агрегатов и трансмиссии невозможно, так как у таких поверхностей слишком большой дефектный слой, который быстро разрушается и может служить причиной возникновения микротрещин и других отрицательных явлений.

В связи с этим в последнее время все шире применяется технология финишной обработки, при которой на рабочих поверхностях сопрягающихся деталей наносится специальный микрорельеф, который способствует дополнительному упрочнению поверхностного слоя и содержит профилированные углубления, хорошо удерживающие смазку (так называемая «виброобкатка»).

Эта технология применяется как при изготовлении новых деталей, так и при ремонте и восстановлении изношенных. При ее осуществлении в окончательно обработанную поверхность на глубину несколько десятых долей микрометра вдавливают шарообразный наконечник, твердость которого выше твердости поверхностного слоя детали, и затем поверхность детали перемещают (например, круглую — вращают), а наконечнику придают осциллирующее движение поперек траектории движения обрабатываемой поверхности. Таким образом на ней создается упрочненная ячеистая структура, хорошо удерживающая смазку.

Само явление трения обусловлено рядом причин: природой материалов, протяженностью поверхности трения, давлением в контакте, его продолжительностью и скоростью скольжения.

Двойственная природа трения выражается законом Кулона:

(6)

где F — сила трения, А — константа, характеризующая способность контактирующих тел к взаимному сцеплению, fТР _ коэффициент пропорциональности, называемый коэффициентом трения, N _ нормальная сила (сила, действующая по нормали к поверхности трения).

Для грубо обработанных поверхностей константа, А имеет малые значения, и поэтому долгое время ее не принимали во внимание, выражая закон Кулона упрощенно:

(7)

Для характеристики процесса трения необходимо рассмотрение различных взаимодействий поверхностей: подъема по микронеровностям абсолютно твердого тала, упругого и пластического деформирования микронеровностей, преодоления ими сил межмолекулярного взаимодействия, схватывания металлов, образования различных пленок и т. д. Использование во всех случаях для описания процесса трения только коэффициента трения принципиально неприменимо.

В зависимости от чистоты поверхности, наличия или отсутствия пленок окислов и смазочной пленки коэффициент трения может изменяться на два порядка при одной и той же нагрузке. Так, например, увеличение чистоты поверхности от 7_го класса до 14_го снижает коэффициент трения в паре сталь_сталь более чем в 1,5 раза, при образовании окисной пленки — еще в 1,5 раза, а при нанесении смазки — еще более чем в 10 раз.

В зависимости от того, какой процесс при трении является основным, при трении меняются не только средние значения силы трения, но и характер изменения ее во времени. То есть силы трения являются не функцией нормальной нагрузки, а функцией процессов, возникающих при том или ином сочетании нормальной нагрузки N, скорости скольжения v и вектора параметров трения (материалов, условий среды и т. д.). В общем случае силы трения и нормальная нагрузка в условиях механического, теплового и материального контакта поверхностей трения и среды связаны некоторым оператором щ:

(8)

Иногда при одинаковых условиях трения в одной и той же кинематической паре для оценки характера трения (коэффициент трения, износ, температура и т. д.) используют параметр N*v (произведение нагрузки на скорость).

1.Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин: [Учеб. для втузов]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 2009. — 639 с.: ил.; 22 см.

2.Кожевников С. Н. «Теория механизмов и машин». Учебное пособие для студентов вузов Изд. 4-е М., «Машиностроение». 2006 г.? 592с.

3.Кореняко А. С. «Курсовое проектирование по теории механизмов и машин», Издательство «Вища школа», 2007 г.? 326с.

4.Решетов Д. Н. «Детали машин» учебник для вузов. Р47 Изд. 3-е М., «Машиностроение», 2008.

5.Теория механизмов и машин. Терминология: Учеб. пособие / Н. И. Левитский, Ю. Я. Гуревич, В. Д. Плахтин и др.; Под ред. К. Ф. Фролова. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. 80 с.

6.Теория механизмов и механика машин: Учеб. для втузов / [К.В. Фролов, С. А. Попов, А. К. Мусатов и др.; Под ред. К. В. Фролова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 2008. — 496 с.: ил.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой