Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции и задачи государства

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Широкое распространение в эпоху Нового времени получила теория разделения властей, основанная на идеях рационального характера организации власти и наличия конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности (10, с. 96). Одним из выдающихся представителей теории разделения властей являлся французский мыслитель Ш. Монтескье. Согласно концепции Монтескье, различаются… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. О понятии «государство»
    • 1. 1. Признаки государства. Причины образования государства
    • 1. 2. Формы правления, формы государства и политические режимы
  • Глава 2. Главные теории происхождения государства и права
  • Заключение
  • Список литературы

Функции и задачи государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Широкое распространение в эпоху Нового времени получила теория разделения властей, основанная на идеях рационального характера организации власти и наличия конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности (10, с. 96). Одним из выдающихся представителей теории разделения властей являлся французский мыслитель Ш. Монтескье. Согласно концепции Монтескье, различаются законодательная, исполнительная и судебная власти. Монтескье считал, что парламент должен являться верховным органом законодательной власти в государственной системе, а сам парламент должен состоять из двух палат, которые обладают правом сдерживать решения друг друга. Согласно концепции Монтескье, парламент сохраняет свою независимость от правительства — исполнительной власти, тогда как исполнительная власть отчитывается о своей деятельности парламенту. Институт ответственности правительства перед парламентом помогает предотвратить «деспотизм» исполнительной власти. Что касается судебной власти, то её следует отделить от первых двух, а действия судебной власти должно строго соответствовать законам, которые изданы парламентом.

Одной из распространенных концепций, изучающей те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство является продуктом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Спенсер сравнивал естественный отбор в природе и общественную жизнь. В живой природе выживают самые сильные и приспособленные, в общественной жизни наблюдается то же самое, только естественный отбор осуществляется за счет войн. На следующей стадии зарождается правительство, а затем начинает функционировать государство в соответствии с законом органической эволюции (3).

Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович, полагает, что государство является результатом насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие — это первооснова любого государства (3).

Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство как результат непримиримости классовых противоречий. Сущностью государства является его классовая природа, то есть, государство используется определенным классом для утверждения собственной власти. Государство таким образом регулирует классовые отношения, однако после построения коммунистического общества государство как институт отмирает (3).

Основными положениями марксизма являются учения о базисе и надстройке. Базис — «экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил» Базис является основой для юридической и политической надстройки, которой соответствуют формы общественного сознания. И именно базис определяет характер этой надстройки. Государство и право, являясь частями надстройки, занимаются выражением воли и интересов класса, экономически господствующего при определенной системе производства.

Маркс к прогрессивным общественным эпохам относил следующие: азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного производства. Классы постоянно находятся в борьбе, благодаря чему происходит смена общественно-экономических формаций, происходят социальные революции. Источником социальных революций являются противоречия между производительными силами и устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции вся громадная надстройка коренным образом меняется (6).

Маркс и Энгельс доказывали, что коммунистическая революция является необходимой и должна быть проведена насильственно, так как капитализм тормозит процесс развития общества. Пролетариату отводилась роль строителя нового прогрессивного общества, лишенного классов и политической власти (6).

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества (13).

В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы (7).

Причины возникновения государства и права объясняются и в так называемой психологической теории, ярким представителем которой являлся Л. Петражицкий. В частности, причиной появления государства и права, согласно данной концепции, являются те или иные свойства психики людей, их биопсихологические инстинкты. Данная теория исходит из того, что для психики индивида изначально свойственна потребность к повиновению, подчинению «выдающимся личностям» (10, с. 36−37).

А вот сторонники социально-психологического направления полагают, что человек является существом общественным, а не биопсихологическим. И именно на этом они основываются при разработке своей концепции происхождения государства и права. Как они полагают, общество — это продукт коллективного сознания людей. В коллективном сознании первоначально происходит формирование идеи социальной солидарности, а затем, чтобы обеспечить эту солидарность, появляются нормы права и реальная политическая власть, выражающаяся в соответствующих государственных институтах (5).

Широкое распространение получила теория «правового государства», согласно которой необходимо ограничить деятельность государства, его органов исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, который принимает парламент. Представители данной теории полагают, что государство не должно вмешиваться в дела частных предпринимателей, они выступают за идею «минимального» государства, обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство правового закона во всех сферах жизни общества (1, с. 38).

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Сторонники королевского абсолютизма во Франции, например Жозеф де Местр, ее отстаивали и в начале XIX века. Де Местр полагал, что естественным и законным может считаться только то общество и государство, которое строится по иерархическому принципу, где каждая часть сложной системы (общественная система отождествляется с живым организмом) работает на обеспечение жизнеспособности и целостности общественного организма (3).

Важнейшим положением философии консерватизма является утверждение греховной сущности человеческой натуры. То есть, зло и страдания всегда сопровождали и будут сопровождать существование человека, тогда как от правителя и государства требуется минимизировать их негативные последствия. Данное положение привело к отрицанию в рамках классического консерватизма абстрактных идей индивидуальной свободы, прав человека и общественного договора.

Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» — бог и «логос» — учение, т. е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Согласно этой концепции, государство появляется и существует согласно воле Бога. Государство «вечно, как сам Бог, а государь наделяется Богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя» (10, с. 34).

Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. В его учении о «двух градах» идея теократии достаточно хорошо разработана. Как отмечал Августин, ни в одном «земном граде» (т.е. государстве) нет и не может быть справедливости, поскольку государство похоже на «шайку разбойников». Августин поверг критике все государства, которые существовали в то время. Этим государствам он противопоставлял церковь, поскольку церковь является идеальным «небесным» сообществом, духовной общиной верующих. Иными словами, Августин говорил о том, что церковь имеет право на то, чтобы вмешиваться в государственные дела.

В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая такде выражается идея о божественном происхождении государства. В эпоху Средневековья данная теория пользовалась особенной популярностью, поскольку она последовательно обосновывала превосходство церковной власти над светской (10, с. 34).

Государство в целом — это следствие изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. В то же время государство представляет собой часть универсального порядка, который создает Бог. Ф. Аквинский воспринял учение Аристотеля о том, что человек по своей природе является «животным общительным и политическим», то есть стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе, так как в одиночку индивид не может удовлетворять собственные потребности. Также Фома Аквинский выдвигает положение о том, что деятельность монарха схожа с деятельностью Бога. Монарх, подобно Богу, изначально учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Государство — результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог (11).

Представителями теологической теории были также Жан Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет продолжение и на современном этапе, в частности, находит своё отражение и развитие в учении богословов.

Теологическая теория в различные исторические эпохи (даже после эпохи Средневековья) использовалась для оправдания и поддержания неограниченной власти монарха.

Несмотря на то, что существует много теорий происхождения государства, можно выделить общее и особенное в происхождении государства у различных народов:

1. Государство приходит на смену родоплеменному строю.

2. Оно возникает как необходимость более совершенного, более прогрессивного управления обществом, поскольку родоплеменная организация не могла обеспечить успешное руководство обществом.

3. Общим признаком является необходимость подавления эксплуатируемых масс, охраны собственности, поддержания господствующего положения имеющих власть.

4. Одним из важнейших признаков возникновения государства является необходимость защиты своих территорий от внешних врагов.

5. Необходимость ведения захватнических войн для расширения территории, увеличения рабов, захвата богатства (11).

Заключение

Таким образом, государство представляет собой территориально организованную публично-правовую общность населения, построенную на началах власти и осуществляющую свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство за счет установления системы общеобязательных правил поведения, выполняет функцию регуляции и упорядочивания существующей системы отношений в обществе. Государственная власть свободно решает свои задачи и выполняет функции в рамках права. Право выспутает в качестве основы власти, основы деятельности государства, иными словами, организацию государственной власти следует осуществлять только на правовых началах, а ее деятельность заключать в рамки права (правового закона). Государство должно законодательно гарантировать основные права и свободы человека и гражданина.

Проблема происхождения государства является очень древней и отражена в трудах мыслителей всех эпох. Уже древние мыслители Сократ, Платон и Аристотель размышляли не только о самих причинах и предпосылках образования, но также и о справедливом государстве, о том, на каких принципах это справедливое государство строится. Появление тех или иных теорий происхождения государства было связано с социальными и политическими реалиями эпохи. К примеру, появление сугубо консервативных теорий происхождения государства (Ж. де Мэстр) связано с с феодально-аристократической реакцией на события Великой французской революции. Этим возможно объяснить и ярко выраженный антибуржуазный характер как самого консерватизма, так и теорий, созданных на его основе. Материалистическая теория имеет ярко выраженную социалистическую направленность. Появление социалистических политико-правовых идеологий также было обусловлено исторической обстановкой.

Промышленный капитализм активно развивался, что привело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Соответственно, появились теоретики, склонные к защите интересов этого класса. Более того, у социалистических идеологий появилось много приверженцев. Теологическая теория происхождения государства заслуживает особого упоминания, так как она является одной из наиболее древних. Теологическая теория во многом базируется на принципах патриархальной теории происхождения государства, восходящей к самому Аристотелю.

Список литературы

Абдулаев М. И. Теория государства и права. — М.: Финансовый контроль, 2004.

Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

Гаджиев К. С. Политическая наука. — М.: Изд-во «Международные отношения», 1996. [Ресурс локального доступа]

Гриненко Г. В. История философии. — М., 2004.

Каутский К. Этика и материалистическое понимание истории. Опыт исследования.//

http://politazbuka.ru/biblioteka/marksizm/550-kautsky-karl-etika-i-materialisticheskoe-ponimanie-istorii-opyt-issledovaniya.html

Лейст О. Э. История политических и правовых учений. В 3 т. — М., 1997. Т. 2, 3./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета.//

http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137

Ленин В.И. О государстве.//ПСС. Т. 39.

Мальцев Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. — М., 2000.

Марченко М.Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права. — М., 2004.

Морозова Л. А. Теория государства и права. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Радько Т. Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2010.

Сумбатян Ю. Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 1.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — М., 1982. [Ресурс локального доступа]

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Теория государства и права. — М.: Финансовый контроль, 2004.
  2. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]
  3. К.С. Политическая наука. — М.: Изд-во «Международные отношения», 1996. [Ресурс локального доступа]
  4. Г. В. История философии. — М., 2004.
  5. К. Этика и материалистическое понимание истории. Опыт исследования.//http://politazbuka.ru/biblioteka/marksizm/550-kautsky-karl-etika-i-materialisticheskoe-ponimanie-istorii-opyt-issledovaniya.html
  6. О.Э. История политических и правовых учений. В 3 т. — М., 1997. Т. 2, 3./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета.// http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137
  7. В.И. О государстве.//ПСС. Т. 39.
  8. Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. — М., 2000.
  9. М.Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права. — М., 2004.
  10. Л.А. Теория государства и права. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  11. Т.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2010.
  12. Ю.Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 1.
  13. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — М., 1982. [Ресурс локального доступа]
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ