Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Органы разрешения хозяйственных споров в период 1917—1991 гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В правовой науке существовали разные взгляды на сущность арбитража: как суд (особый, хозяйственный, специальный или третейский); как вспомогательное образование при органах государственного управления; как орган государственного, хозяйственного или функционального управления; как орган руководства народным хозяйством; как орган, являющийся одновременно и судом, и органом управления. Неясная… Читать ещё >

Органы разрешения хозяйственных споров в период 1917—1991 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» коммерческие суды были упразднены, а все споры, возникающие между организациями, предприятиями и учреждениями, переданы на рассмотрение общих судов. Однако вскоре Декретом В ЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» было установлено, что «судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Разногласия, возникавшие между предприятиями и организациями, разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений в период новой экономической политики возникла необходимость в создании специальных органов по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Такими органами стали арбитражные комиссии, образованные в 1922 г.[1] Дела в арбитражных комиссиях рассматривались коллегиально в составе трех членов комиссии, причем один из арбитров должен был быть юристом, второй — хозяйственным руководителем. Эта организационная процедура явилась истоком двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия, и как органов хозяйственного управления[2].

Административные методы регулирования хозяйственных отношений в конце 1920;х гг. диктовали необходимость упразднения арбитражных комиссий. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 г. и 4 марта 1931 г. были ликвидированы ведомственные и государственные арбитражные комиссии соответственно.

3 мая 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено первое Положение о государственном арбитраже, установившее трехзвенную систему государственного арбитража: Государственный арбитраж при Совете Министров СССР; государственный арбитраж при советах министров союзных республик; государственный арбитраж при советах министров автономных республик, областных, краевых, городских (в Москве и Ленинграде) советах.

В Положении указывалось, что государственный арбитраж учреждается для разрешения имущественных споров между предприятиями, организациями в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины.

Ведомственные арбитражи предназначались для разрешения преддоговорных и имущественных споров между организациями, входившими в состав одного ведомства, министерства, кооперативной системы. Ведомственный арбитраж по своему характеру являлся органом государственного управления, а если он организовывался в составе кооперативной системы — то органом общественного управления[3].

С принятием Конституции СССР 1977 г. арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража стали определяться Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР» от 30 ноября 1979 г., а также Правилами рассмотрения хозяйственных споров, утвержденных постановлением Совета Министров СССР 5 июня 1980 г. Система органов государственного арбитража осталась прежней. Организация органов ведомственного арбитража также не изменилась.

В правовой науке существовали разные взгляды на сущность арбитража: как суд (особый, хозяйственный, специальный или третейский); как вспомогательное образование при органах государственного управления; как орган государственного, хозяйственного или функционального управления; как орган руководства народным хозяйством; как орган, являющийся одновременно и судом, и органом управления[4]. Неясная правовая природа арбитража ставила перед специалистами задачи приведения ее в соответствие с какими-либо существующими структурами, выдвижения различных идей о реорганизации арбитража.

С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений к концу 1980;х гг. возникла необходимость в создании взамен ведомственного и государственного арбитража независимой системы специализированных арбитражных судов, приспособленных для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Образование и развитие системы арбитражных судов в России. В 1991 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми органы государственного и ведомственного арбитража преобразовывались в арбитражные суды. 4 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде». С 1 октября 1991 г. арбитраж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях упразднялись. Производство в арбитражном суде стало осуществляться по правилам, установленным АПК РФ.

Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления с участием юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей.

Систему арбитражных судов образовывали: Высший Арбитражный Суд РСФСР; высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР; краевые арбитражные суды; областные арбитражные суды; городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства и системы арбитражных судов привела к разработке и принятию АПК РФ 1995 г. и Закона об арбитражных судах в РФ от 28 апреля 1995 г. Система арбитражных судов России превратилась в трехзвенную — были созданы 10 федеральных арбитражных судов округов.

В 2002 г. был принят новый АПК РФ, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия[5].

  • 4 июля 2003 г. был принят Федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“», согласно которому поэтапно должны были образовываться 20 арбитражных апелляционных судов в целях «обеспечения лучших условий для судебной деятельности и независимости судей при осуществлении правосудия»[6].
  • 6 декабря 2011 г. Федеральным конституционным законом № 4-ФКЗ в систему арбитражных судов был включен специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам.

В целях совершенствования судебной системы РФ и укрепления ее единства Законом РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

  • [1] Положение о порядке разрешения имущественных споров междугосударственными учреждениями и организациями, утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 г. // Сборник законовРСФСР. 1922. № 48. Ст. 713.
  • [2] См.: Фурсов Д. А. Из истории арбитражного судоустройства и судопроизводства // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 1.С. 103.
  • [3] См.: Юделъсон К. С. Советский гражданский процесс: учебник. М.:Госюриздат. 1956. С. 424.
  • [4] Мишина М. Г. Принципы арбитражного судоустройства: дис. …канд.юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 42.
  • [5] См.: Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В. М. Семенова, В. А. Байдукова. М.: Норма, 2008. С. 115.
  • [6] Правоохранительные органы Российской Федерации. С. 116.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой