Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Каноническое право. 
История государства и права зарубежных стран в средние века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первыми кодификациями канонического права были сборник канонов и текстов «Собрание 74 титулов» 1050 г. и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, «Собрание всех норм» (Pannormia). В это же время Григорий VII объявил о полномочиях папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени». Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже… Читать ещё >

Каноническое право. История государства и права зарубежных стран в средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией, носительницей идеологии Средневековья. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных соборов (канонах).

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых pi даже уголовных, правоотношений. До конца XI в. церковная юрисдикция не имела четких границ. Компетенции светских и духовных властей часто пересекались. «Папская революция» сделала возможным более ясные пределы церковной юрр1сдикцир1. На основе принципа так называемой «личной» юрисдикции церковная юрисдикция распространялась на духовных лиц и членов их дворов, студентов и крестоносцев, а также, дополняя королевскую юрисдр! кцию, когда это было необходимо для их мира и безопасности, в отношении «обездоленных» — нищих, вдов, сирот, евреев в делах против христиан, путешественников, включая купцов и моряков. Кроме того, существовала «предметная» компетенция, которая распространялась на дела всех мирян и духовенства, связанные с так называемыми «духовными» делами. Сюда относили осуществление таинств (прежде всего таинства брака), завещания, клятвы, управление церковной собственностью, занятие церковных должностей, церковное налогообложение (десятина), а также совершение заслуживающих церковного наказания грехов, к которым относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Особую известность получила «инквизиция», т. е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

Каноническое, или церковное, право возникло вместе с христианской церковью. В первое время законы церкви несли на себе печать Библии, в особенности Ветхого завета. Из Библии церковь выводила авторитет десяти заповедей и многих нравственных принципов, сформулированных как божественные наставления. В течение VI—X вв. формировалась общая богословская доктрина христианской церкви, а также общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии.

Церковные законы испытали сильное влияние римского права. Считалось, что церковь «живет по римскому закону» (Ecclesia vivit jure Romano). В кодификациях Юстиниана и его преемников содержалось большое количество императорских предписаний относительно литургии, теологии и церковной власти. Были заимствованы также различные понятия и нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров.

Со временем источниками канонического права помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, стали нормативные акты римских пап, носивших названия конституций, булл, энциклик, а также решения церковных судов. С конца X до начала XII в. постепенно происходит уточнение отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, договорное и процессуальное, право собственности.

Первыми кодификациями канонического права были сборник канонов и текстов «Собрание 74 титулов» 1050 г. и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, «Собрание всех норм» (Pannormia). В это же время Григорий VII объявил о полномочиях папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени». Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые. В 1075—1122 гг. произошла важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появилась особая церковная система права, названная новым правом (ius novum).

В 1140 г. появился трактат монаха Грациана «Согласование несогласованных канонов» (Concordantia discordantium сапонит), после чего стали различать «старое право» и «новое право», т. е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Книга Грациана сразу получила признание в качестве авторитетного изложения канонического права. Наряду с римскими юридическими текстами она стала главным предметом изучения в европейских школах права, на ее авторитет ссылались папы, церковные соборы, церковные суды.

Следующей кодификацией канонического права стал составленный по указанию папы Григория IX в 1234 г. официальный сборник постановлений (декреталий), состоявший из пяти частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1298 г. в качестве дополнения к нему была создана шестая книга, объединившая более поздние постановления пап.

В 1582 г. был составлен обширный Свод канонического нрава (Corpus iuris canonici).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой