Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства обжаловало решение Генпрокуратуры РФ о его выдаче, нижестоящим прокурорам предписано незамедлительно уведомлять об этом прокуроров регионального уровня в целях обеспечения своевременного представления в суд материалов, подтверждающих законность и обоснованность выдачи для уголовного преследования. Если судом вынесено определение… Читать ещё >

Организация работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормативно-правовые основания и условия выдачи лиц, находящихся на территории РФ, для привлечения к уголовной ответственности закреплены в ст. 15, 61 и 63 Конституции РФ, в ст. 12, 13 и 59 УПК, а также в международных договорах РФ по выдаче граждан государств — участников СНГ (в ст. 60−62 Минской конвенции 1993 г. и Протокола к ней 1997 г. по выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории государств — членов Совета Европы, в Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с учетом оговорок, перечисленных в Федеральном законе от 25.10.1999 № 190-ФЗ[1]).

Порядок рассмотрения и разрешения поступивших в Россию из компетентных органов иностранных государств запросов о выдаче находящихся на территории РФ лиц для уголовного преследования.

Россия в соответствии с ч. 1 ст. 462 УПК на основании международного договора РФ или принципа взаимности может выдать иностранному государству его гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону РФ и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица на основе принципа взаимности осуществляется в случае, если в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу России будет произведена выдача лица для уголовного преследования.

Организация работы по рассмотрению и исполнению запросов о выдаче, а также общий контроль за ее осуществлением возложена на ГУМ ПС.

В соответствии со ст. 60 Минской конвенции 1993 г. при получении запроса о выдаче Россия должна немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением случаев, когда выдача не может быть произведена. Поэтому при поступлении запроса о выдаче лица, совершившего преступление на территории иностранного государства, ГУМПС обязано провести проверку, установить соответствие поступивших из иностранных государств документов требованиям международных договоров, выяснить наличие либо отсутствие препятствий к выдаче или передаче лиц в целях обеспечения принятия законных и обоснованных решений (п. 1.6.1 указания Генпрокурора РФ от 18.10.2008 № 212/35). ГУМПС уполномочено давать поручения прокурорам регионального уровня о совершении процессуальных действий по избранию мер пресечения в отношении лиц, выдача которых запрошена компетентными органами иностранных государств.

Если в полученном от иностранного государства запросе о выдаче лица не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, то прокурор в пределах своей компетенции в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном гл. 13 УПК. Для избрания в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста прокурор в порядке, установленном ст. 107 и 108 УПК, обращается с ходатайством в соответствующий суд.

Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу самостоятельно без подтверждения указанного решения судом РФ (ч. 2 ст. 466 УПК). В этих целях прокуроры регионального уровня обязаны принимать безотлагательные меры к задержанию и заключению под стражу лиц, подлежащих выдаче, в соответствии с положениями международного договора РФ и УПК.

В соответствии с п. 1.2 указания Генпрокурора РФ от 18.10.2008 № 212/35 прокуроры районного звена должны в течение 24 часов после задержания лица, разыскиваемого компетентным органом иностранного государства в целях выдачи, заполнить лист экспрессопроса задержанного по форме согласно приложению и по каналам быстрой связи направить этот документ в ГУМПС, а также в ГВП. В случае отсутствия на момент задержания данных, исключающих выдачу задержанных лиц иностранному государству, прокуроры названных прокуратур обязаны обеспечить их задержание на 48 часов.

При подтверждении инициаторами розыска намерения запрашивать выдачу таких лиц и представлении постановлений о заключении их под стражу, просьб о временном задержании, о взятии под стражу до представления запроса о выдаче прокуроры в пределах своей компетенции принимают меры к заключению задержанных под стражу.

В случае если перечисленные документы не поступили в указанный срок, прокуроры районного звена должны немедленно освободить задержанных лиц, уведомив об этом вышестоящих прокуроров, а также ГУМПС.

При обжаловании лицом, подлежащим выдаче, в суд избранной меры пресечения в виде заключения под стражу указанные выше прокуроры обязаны уведомить об этом в течение 24 часов ГУМПС. Одновременно им необходимо принять меры к своевременному представлению в суд материалов, подтверждающих законность и обоснованность избранной меры пресечения, обеспечивать участие прокурора в судебном процессе.

Если суд отменил меру пресечения в виде заключения под стражу, то при наличии юридических оснований прокурорам необходимо принять меры к обжалованию судебного решения в порядке, установленном законом, о чем незамедлительно информировать ГУМПС.

В ходе экстрадиционных проверок уполномоченные на то прокуроры должны: 1) отбирать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Россию, месте, времени проживания и регистрации, гражданстве, наличии или намерении получить убежище в связи с возможным преследованием в государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, в том числе в иностранных государствах, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования в иностранном государстве, а также возможных препятствиях для их выдачи; 2) устанавливать подлинность имеющихся у них документов, их личность и гражданство, истребовать заключения соответствующих подразделений ФМС России и консульских учреждений МИД России о принадлежности задержанных к гражданству России; 3) проверять наличие и подлинность данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано или выдача может быть отсрочена (ст. 464, 465 УПК).

После завершения экстрадиционной проверки соответствующие материалы и заключение об обоснованности задержания, о гражданской принадлежности задержанных лиц и возможности их выдачи прокуроры районного звена обязаны в течение трех суток после задержания представлять вышестоящим прокурорам. Последние должны давать оценку полноте и достоверности проверок, проведенных нижестоящими прокурорами, в том числе обоснованности выводов органов ФМС России о принадлежности к российскому гражданству лиц, выдачу которых запросило иностранное государство.

Заключение

о возможности выдачи вместе с материалами в отношении задержанного лица, полученными от нижестоящих прокуроров, в течение трех суток прокуроры регионального уровня обязаны представлять в ГУМ ПС.

При установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанного лица, нижестоящие прокуроры должны:

  • — принимать меры к освобождению лица из-под стражи, о чем докладывать вышестоящим прокурорам, а также в ГУМПС с направлением заключения и соответствующих материалов;
  • — принимать незамедлительные меры к освобождению из-под стражи лиц, в отношении которых принято решение об отказе в выдаче, а также лиц, в отношении которых в срок, установленный международно-правовым актом, не поступил запрос о выдаче, и лиц, подлежащих освобождению по решению суда.

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства обжаловало решение Генпрокуратуры РФ о его выдаче, нижестоящим прокурорам предписано незамедлительно уведомлять об этом прокуроров регионального уровня в целях обеспечения своевременного представления в суд материалов, подтверждающих законность и обоснованность выдачи для уголовного преследования. Если судом вынесено определение об отмене постановления Генпрокурора РФ (его заместителя) о выдаче, то при наличии оснований прокуроры в пределах своей компетенции должны в течение семи суток со дня его вынесения через суд, принявший обжалуемое решение, приносить в ВС РФ апелляционное представление на такое определение, о чем незамедлительно уведомлять ГУМПС, а военным прокурорам окружного звена, кроме того, ГВП с приложением копии апелляционного представления.

В случае если по запросу иностранного государства принято решение о выдаче, прокуроры районного звена при получении соответствующего поручения вышестоящей прокуратуры обязаны передать в течение трех суток под роспись содержащемуся под стражей лицу письменное уведомление Генпрокурора РФ (его заместителя) о принятом решении о его выдаче иностранному государству.

В соответствии со ст. 465 УПК и ст. 19 Европейской конвенции о выдаче в случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории РФ, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора. Однако в случаях, когда отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генпрокурором РФ (его заместителем). В число таких условий могут быть включены ограничения для привлечения лица к уголовной ответственности за деяния, не указанные в запросе, запрет на передачу лица третьему государству и др. При этом следует учитывать установленное в ч. 2 ст. 64 Минской конвенции 1993 г. требование о том, что выданное на время лицо должно быть возвращено после проведения процессуального действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через три месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях указанный срок может быть продлен.

Прокуроры районного звена при необходимости продления срока выдачи на время должны не менее чем за 30 суток до истечения срока представлять мотивированное заключение вышестоящему прокурору. Ходатайство для решения вопроса о продлении срока выдачи лица на время прокуроры регионального уровня должны представлять в ГУМ ПС не позднее чем за 15 суток до истечения установленного срока выдачи, а военные прокуроры окружного звена — в ГВП не позднее 20 суток до истечения названного срока.

В соответствии с ч. 2 ст. 462.1 УПК Генпрокурор РФ (его заместитель) принимает решение о транзитной перевозке лица по территории РФ. При этом основанием для содержания под стражей такого лица являются разрешение Генпрокурора РФ (его заместителя) на транзитную перевозку и решение судебного или иного компетентного органа иностранного государства о заключении выданного лица под стражу. В разрешении на транзитную перевозку может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных ст. 464 УПК.

  • [1] В соответствии со ст. 4 данного Закона компетентным органом РФ, назначенным для рассмотрения вопросов о выдаче, является Генпрокуратура РФ. Органы прокуратуры РФ организуют работу и принимают решения о выдаче, руководствуясь п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре, а также приказом Генпрокурора от 12.03.2009 № 67, указанием Генпрокурора РФ от 18.10.2008 № 212/35.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой