Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Федеральное собрание: государственная дума и совет федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция РФ (ч. 1 ст. 11) учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. В связи с тем, что данная статья помещена в главе «Основы конституционного строя», изменить правовое положение Федерального Собрания можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Это обстоятельство служит стабильности положения органа… Читать ещё >

Федеральное собрание: государственная дума и совет федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • структуру Федерального Собрания;
  • • порядок формирования палат Федерального Собрания;
  • • полномочия палат Федерального Собрания;
  • • организацию и порядок деятельности Государственной Думы;
  • • основания роспуска Государственной Думы;
  • • компетенцию Совета Федерации;
  • • представительный и законодательный характер парламента Российской Федерации;

уметь

  • • определять полномочия и компетенцию палат Федерального Собрания;
  • • анализировать законодательство о парламенте и регламенты палат Федерального Собрания;
  • • выявлять стадии законодательной деятельности;
  • • определять возможность роспуска Государственной Думы;

владеть навыками

  • • идентифицикации актов палат парламента РФ;
  • • определения права на издание акта палатами парламента в определенной сфере общественных отношений;
  • • применения знаний о компетенции палат парламента к конкретным документам и действия палат парламента.

Структура и принципы деятельности Федерального Собрания

В XII—XIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Эти свои полномочия народ реализовывает, образуя выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и гражданина и обеспечивающие решение общественных дел в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе государственной власти демократический характер.

Родиной парламента как института власти является Англия, где с XIII в. власть короля была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей городов и графств. Затем парламенты появились в других странах и в разных вариантах сегодня существуют в большинстве стран мира.

В конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства всецело определяется формой правления. В парламентской республике и парламентарной монархии парламент, олицетворяя верховную власть, формирует и контролирует правительство, а в президентской (полуирезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство (это не исключает отдельных контролирующих полномочий парламента). Государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государственной власти, называют парламентаризмом.

В России создание парламента было провозглашено Николаем II Манифестом от 17.10.1905 «Об усовершенствовании государственного порядка» .

Федеральное Собрание РФ как орган представительной власти впервые появилось в Конституции РФ 1993 г.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 11) учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. В связи с тем, что данная статья помещена в главе «Основы конституционного строя», изменить правовое положение Федерального Собрания можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Это обстоятельство служит стабильности положения органа законодательной власти.

Статья 1 i Конституции РФ.

  • (извлечение)
  • 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Другая гарантия состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ законодательства, которое может быть принято только Федеральным Собранием, вследствие чего парламент может принимать практически любые законы, руководствуясь Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами и правилами законодательной техники.

Российский парламент состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат. Парламент сам определяет свою внутреннюю структурную организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ и закрепляя эти положения в регламентах палат.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа Российской Федерации, т. е. ее граждан. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент любого гражданина Российской Федерации. Максимум представительности, который может быть обеспечен демократической избирательной системой, — это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Как представительный орган Федеральное Собрание вправе выступать от имени всего народа.

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы — правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который обладал бы аналогичным полномочием.

Самостоятельность и независимость законодательной власти вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления парода, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента РФ и судебной власти, хотя тесно с ними взаимодействует.

Итак, в соответствии со ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание — это представительный и законодательный орган страны. Оно осуществляет законодательную власть — принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные к компетенции представительных органов власти.

Порядок формирования палат Федерального Собрания регулируется Федеральным законом от 03.12.2012 № 229- ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» .

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избранных населением сроком на пять лет. Депутатом может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты работают на профессиональной основе. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ.

Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет права, обязанности и ответственность указанных лиц, их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Палаты заседают раздельно и, как правило, открыто. Совместные заседания могут проводиться для заслушивания: 1) ежегодных посланий Президента РФ; 2) посланий Конституционного Суда РФ; 3) выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Государственная Дума могут создавать согласительные комиссии для преодоления разногласий в случае отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой закона. По итогам работы согласительной комиссии закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе.

Представительные и законодательные полномочия парламента характеризуют сущность данного органа. Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно должно действовать как выразитель интересов и воли парода. Парламент должен придавать форму законодательного акта народным желаниям, воле социальных сил.

Принятие законов — основная задача парламента. Законодательный орган должен создавать единую непротиворечивую систему федеральных законов, определять направление и содержание правотворческой деятельности парламентов субъектов РФ.

Парламент имеет весьма разнообразные полномочия, однако они носят производный, вспомогательный характер. Некоторые из них предопределены реализацией принципа разделения властей (например, участие в отставке Правительства РФ).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой