Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое наследие Я. А. Коменского

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности — соответствует принципу «от простого к сложному»; Принципы сформулированные сегодня — это отшлифованные формулировки, которые охватывают всю специфику образования (общего, дополнительного, среднего, высшего). Я. А. Коменский предвидел эту ситуацию, и чаще описательно давал какие-то установки, которые сегодня являются принципами… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Жизненные и творческие искания Я.А. Коменского
    • 1. 1. Жизненные перипетии Я.А. Коменского
    • 1. 2. Творческое наследие Я.А. Коменского
  • Выводы главы
  • Глава2. Реализация педагогических принципов Я.А. Коменского
    • 2. 1. «Великая дидактика» — труд Я.А. Коменского
    • 2. 2. Сравнение педагогических принципов Я. А. Коменского и современной школы
  • Выводы Главы
  • Заключение
  • Список литературы

Педагогическое наследие Я. А. Коменского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Принцип сознательности и творческой активности. Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности. Принцип продуктивности и надежности обучения. Педагогические принципы Я. А. Коменского:

принцип природосообразности;

принцип наглядностипринцип последовательности и постепенности обучения;

принцип «от простого к сложному"принцип группового обучения. Соответствие общим дидактически принципам принципов автора:

принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения — соответствует принципу последовательности и постепенности обучения;

принцип единства группового и индивидуального обучения — соответствует принципу группового обучения;

принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности — соответствует принципу «от простого к сложному»; Принципы сформулированные сегодня — это отшлифованные формулировки, которые охватывают всю специфику образования (общего, дополнительного, среднего, высшего). Я. А. Коменский предвидел эту ситуацию, и чаще описательно давал какие-то установки, которые сегодня являются принципами. Например, принцип гражданственности — Я. А. Коменский первый, кто предложил обучение на родном языке. Интересно пронаблюдать в сочинениях (положения, которые, так или иначе описываются в каждом труде) автора «за» и «против» в обучении. «За""Против"Развитие чувств обучающихся. Заучивание чего-либо.Наглядность в обучении. Насильственность в обучении. Мотивация на раскрытие природных способностей. Соревновательный момент в обучении. Дисциплина в обучении. Развитие человеческого потенциала. Коллективное обучение.Изучение написанного раннее — для общего развития. Любовь детей к знаниям. При рассмотрении воззрений Я. А. Коменского можно выделить не только принципы, но и новаторские идеи. К таким относиться формирование классно-урочной системы.

Я.А. Коменский родоначальник классно-урочной системы, применяемой во всем мире. Обрисовывая обстановку в школе того времени, необходимо отметить, что обучение проходило по большей части в индивидуальной форме, даже при наличии других учеников, педагог объясняя одному совершенно упускал из виду других, которые начинали заниматься самостоятельно (это касается более ответственных), другие могли заниматься внеурочной деятельностью. Он разъяснил психологию группового обучения, утверждая, что это во много раз усовершенствует учебный процесс. Рекомендации данные Я. А. Коменским к проведению урока практически не изменились на сегодняшний день. Это связано с тем, что он заложил фундаментальные основы, которые оптимальны и универсальны для классно-урочной системы. Например, автор акцентирует наше внимание на том, что необходимо использовать ответы детей в положительную сторону: путем диалога, раз за разом повторять основную идею урока

К заслугам Я. А. Коменского относятся также мысли по организации учебной работы:

одновременное начало и окончание учебного года;

распределение времени на занятия и отдых;

обеспечение классов учебно-вспомогательными принадлежностями (учебные пособия, словари, таблицы, схемы). Для более четкого и основательного понимания системы автора, мы считаем необходимым привести «9 правил к искусству обучения», которые описаны им в «Великой дидактике». «Всему, что должно знать, нужно обучать». «

Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащемуся, как вещь, действительно существующую и приносящую пользу". «Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями». «Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей». «

Все, что подлежит обучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям". «Части вещей должно рассматривать все, даже менее значительнее не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями». «Все что нужно изучать последовательно, сосредотачивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном». «

На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят". «Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым». Еще к одной новаторской идее можно отнести постулат «учить всех и всему». Рассматривая установку «учить всех и всему», не обращая внимание на социальный статус, происхождение и пол — утверждение Я. А. Коменского. Рассмотрение данного утверждения подразумевает определение некоего независимого объекта (Университета, научного сообщества, государства), кто определяет единое содержание образования. Во времена жизни автора, определение объекта было на много проще, в связи с малым количеством различных Университетов. Сегодня, данный вопрос предполагает огромное разнообразие того, что мы можем назвать «объектом».

Это:Университет — как форма научного сообщества. Город — как единица образовательной политики. Страна — как институт определенной научной направленности. Но эта новаторская идея преломилась в специфике обучения, его разносторонней направленности и системности. Выводы Главы 2. Вторая глава делиться на две части: первая часть посвящена главному труду Я. А. Коменского «Великая дидактика», вторая дает сравнение педагогическим принципам автора и современной школы. Реализация педагогических принципов Я. А. Коменского произошла сначала в труде «Великая дидактика», впоследствии была перенесена нами на практику и обоснована в сравнительной характеристике современности. Таким образом, мы обосновываем структуру второй главы. Во второй главе нами рассмотрены следующие положения:

структура и содержание труда «Великая дидактика»; система образования, изложенная в труде «Великая дидактика»; принцип отбора материала для обучения, изложенный в труде «Великая дидактика»; рекомендации к преподаванию в виде правил, разделенных на «легкость», «основательность», и «кратость» в труде «Великая дидактика»; даны определения категориям «принцип» и «педагогический принцип»; представлены принципы современной дидактики;

перечислены педагогические принципы Я. А. Коменского;

дано соответствие принципов современной дидактики и принципов Я. А. Коменского;

охарактеризованы такие новаторские идеи как: классно-урочная система; постулат «учить всех и всему». Заключение

Предлагаемая работа направлена на характеристику одного из великих умов XVII столетия — Яна Амоса Коменского. Он явился родоначальником многих основополагающих событий, которые реализованы сегодня в обучении. Его мысли о следующих важных моментах:

единой системе школ;

преественности знаний, на всех ступенях обучения; преподавание на родном языке;

обоснование классно-урочной системы;

организация учебного процесса (прием в школу, структура учебного года и распорядок учебного дня).Эти положения реализованы, актуальны и воплощены в системе образования. На наш взгляд, необходима систематическая и последовательная работа по изучению его трудов, потому что-то, что мы имеем сегодня — это разрозненные и несвязные друг с другом исследования какой-либо части наследия автора. Это либо — жизненные перипетии, либо анализ (краткий и носящий описательный характер) трудов и совсем малая часть посвящена его философским исканиям, которые на наш взгляд приоткрыли бы завесу и дали бы опору к его педагогическим воззрениям. Предлагаемая работа построена по принципу синтеза творчества, биографии и происходящих событий при жизни. Это связано с принципом взаимоперехода и взаимосвязи всего происходящего вокруг личности и влияния этого на мысли, поведение и установки автора. Обоснована актуальность представленной работа, реализованы цель и задачи исследования. В нашей работе остались не освещенными вопросы философской мысли Я. А. Коменского, его рукописи своей биографии, письма с соотечественниками. Нам представляется, что эта работа может иметь продолжение, потому что она выявляет интересные положения для дальнейшего исследования и актуализирует их значимость. Это в первую очередь положение касаемые сравнительного анализа педагогики современности и Я. А. Коменского. Мы сравнили только теоретическую часть, но не проследили их применение на практике, например в различных звеньях образования, или в различных направлениях (гуманитарное, например) образование.

Список литературы

.Адамский А. Коменский и современная школа // Школьный психолог. 2000. №

44. С. 17. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М.: Наука, 1957 г. 57с. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т.

41. Европейская поэзия XVII века. М.: Художественная литература, 1977. 927с. Бим-Бад Б. М. Очерки по истории и теории педагогики. — М., 2003. 141с. Иванов Е. В. История образования и педагогической мысли.

— Великий Новгород: Нов

ГУ им. Ярослава Мудрого, 2202. 52с. История педагогики и философии образования. Ч. 1 / Сост. В. Я. Вульпер. Новосибирск: Новосиб. Гос. аграр. ун-т. Инженер.

ин-т, 2207. 102с. История педагогики. Часть 2.

С XVII века до середины XX века: ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 1997. 304с. Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 320с. Коменский Я. А. Избранные педагогические труды. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР, 1955. 651с. Коменский Я. А. Сочинения.

М.: Наука, 1997. 476с. Коменский Я. А. Материнская школа. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР, 1947. 52с. Красновский А. А. Ян Амос Коменский.

М.: Просвещение, 1953. 244с. Кратохвил М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М.: Просвещение, 1991. 191с. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2005.

603с.Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России. Саратов: Наука, 2009. 143с. Степанов С. Великая дидактика // Школьный психолог. 2000. №

44. С. 14. Степанов С. Ян Амос Коменский (1952;1670) //Школьный психолог. 2000.

№ 44. С.

52.Торосян В. Г. история образования и педагогической мысли. М.: ВЛАДОС, 2002. 227с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Коменский и современная школа // Школьный психолог. 2000. № 44. С. 17.
  2. Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М.: Наука, 1957 г. 57с.
  3. Бим-Бад Б. М. Очерки по истории и теории педагогики. — М., 2003. 141с.
  4. Е.В. История образования и педагогической мысли. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2202. 52с.
  5. История педагогики и философии образования. Ч. 1 / Сост. В. Я. Вульпер. Новосибирск: Новосиб. Гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т, 2207. 102с.
  6. История педагогики. Часть 2. С XVII века до середины XX века: ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 1997. 304с.
  7. Я.А. Великая дидактика. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 320с.
  8. Я.А. Избранные педагогические труды. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР, 1955. 651с.
  9. Я.А. Сочинения. М.: Наука, 1997. 476с.
  10. Я.А. Материнская школа. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР, 1947. 52с.
  11. А.А. Ян Амос Коменский. М.: Просвещение, 1953. 244с.
  12. М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М.: Просвещение, 1991. 191с.
  13. Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2005. 603с.
  14. А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России. Саратов: Наука, 2009. 143с.
  15. С. Великая дидактика // Школьный психолог. 2000. № 44. С. 14.
  16. С. Ян Амос Коменский (1952−1670) //Школьный психолог. 2000. № 44. С. 52.
  17. В.Г. история образования и педагогической мысли. М.: ВЛАДОС, 2002. 227с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ