Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование науки как проблема

Доклад Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Не всегда проводится инвентаризация объектов, которые в принципе могли бы быть оценены как интеллектуальная собственность. Действующие государственные контракты, в которых оговариваются условия владения и передачи прав на ИС, как правило, не удовлетворяют институты и вузы. Отмечается, что чрезмерно жесткие положения контрактов в отношении объема передаваемых заказчику прав на ИС, не подкрепленные… Читать ещё >

Государственное регулирование науки как проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основным видом инновационной деятельности на предприятиях остается покупка нового оборудования, а не расходы на НИОКР. По данным Мирового банка, расходы фирм на НИОКР, измеренные как процент продаж, в 2004 г. составляли в России 0,3%, тогда как в других странах с растущими экономиками — Китае, Бразилии и Индии — находились в интервале 0,46%-2,5%. В настоящее время, как показывают исследования, большинство НИОКР проводится ради выживания предприятий, а не их развития. Поэтому их финансирование осуществляется эпизодически, а действенных стимулов для его роста нет. Государство остается одним из ключевых спонсоров научных исследований и разработок и, по оценкам, около 90% существующих объектов интеллектуальной собственности (ИС) было создано полностью или частично за счет бюджетных средств.

Государство, финансируя исследования и разработки, должно отвечать за то, что полученная в результате их выполнения интеллектуальная собственность находит широкое распространение и вносит вклад в экономическое и социальное развитие страны. Урегулирование вопросов, связанных с принадлежностью интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, важно и в свете развития связей между учеными и предпринимателями. Поскольку сегодня подавляющее число организаций сферы науки находятся в государственной собственности и в значительной степени финансируются из средств бюджета, то при кооперации с промышленностью вопрос об интеллектуальной собственности должен решаться четко и непротиворечиво. Неясное право собственности создает неопределенность и непрозрачность, которые сдерживают инвестиции в НИОКР. В период с 1992 г.

по 2003 г. в Российской Федерации был принят комплекс законов, указов и подзаконных актов, сформировавших базовые правовые условия в отношении объектов ИС.

Позитивная особенность развития государственного регулирования состояла в постепенном отходе от концепции, согласно которой государство в лице федеральных органов исполнительной власти является собственником результатов исследований и разработок. Была принята поправка в Патентный закон РФ, устанавливающая условия, при которых права на ИС, созданные в рамках государственных контрактов, могут передаваться ее разработчикам, что способствует вовлечению объектов ИС в хозяйственный оборот. В отличие от федеральной собственности в виде материального имущества — зданий, сооружений, оборудования — приносящей государству доход, права государства на интеллектуальную собственность являются источником значительных затрат по патентованию и поддержанию патентов. Если при этом право на интеллектуальную собственность закреплено за государством, и она не вводится в оборот, то такая ИС не приносит никакого дохода, устаревает и быстро утрачивает реальную возможность использования. Поэтому в большинстве индустриально развитых стран университеты и научные организации все в большей степени участвуют в распоряжении правами на результаты научно-технологической деятельности. Для ускорения процессов вовлечения ИС в хозяйственный оборот государство идет на уступку прав на результаты финансируемой из госбюджета научно-технической деятельности в пользу исполнителей работ (университетов, государственных НИИ, частных фирм). Университеты и НИИ, в отличие от отдельных исследователей или государства, обеспечивают большие возможности для фирм, заинтересованных в коммерциализации результатов ИР, за счет снижения транзакционных издержек для партнеров и способствуют более четкой организации и эффективности передачи знаний и технологий. Анализ ситуации на уровне российских научных институтов и вузов показал, что руководители многих организаций пока не считают вопросы охраны интеллектуальной собственности актуальными для деятельности организаций, а их решение — перспективным для улучшения финансово-хозяйственного положения. По этой причине реализация прав на интеллектуальную собственность в структуре имущественных отношений большинства организаций находится на начальной стадии.

Не всегда проводится инвентаризация объектов, которые в принципе могли бы быть оценены как интеллектуальная собственность. Действующие государственные контракты, в которых оговариваются условия владения и передачи прав на ИС, как правило, не удовлетворяют институты и вузы. Отмечается, что чрезмерно жесткие положения контрактов в отношении объема передаваемых заказчику прав на ИС, не подкрепленные достойной оплатой контракта, часто не способствуют передаче государству создаваемой ИС. При этом каждая организация ищет собственные пути коммерциализации.

Коммерциализацией научных разработок, как правило, стали заниматься их непосредственные разработчики. По свидетельству руководителей научных организаций и экспертов в этой области, масштабы нелегальной «приватизации» ИС оказались немалыми, но точной оценке не поддаются. Основные недостатки и проблемные аспекты государственного регулирования связаны с попытками ставить и решать принципиально новые задачи, используя старые методы и принципы централизованного управления, которые не дают нужных результатов. Наиболее важными проблемами современного государственного регулирования науки являются:

Отсутствует системность и последовательность в реализации намеченных мероприятий;

Отсутствует регулярная оценка, а по ее результатам — корректировка реализуемых инициатив;

Механизмы принятия решений изменились незначительно (отсутствует ответственность чиновников за принятые решения, в разработке и оценке правительственных инициатив принимает участие узкий круг экспертов, зарубежные эксперты не привлекаются даже для оценки фундаментальных исследований);Межведомственное согласование стратегических задач научной и инновационной политики остается слабым, несмотря на предпринимаемые усилия по созданию новых координирующих структур;

Важность науки для решения социально-экономических задач на правительственном уровне в целом только декларируется. Из-за этого остается немало нерешенных проблем в области формирования общей среды, благоприятной для развития науки.

Список литературы

Дежина И. Г. Государственное регулирование науки в России. М.: ИМЭМО РАН, 2007

Общиепроблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ.

ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова. — Екатеринбург: Изд-во Урал.

ун-та, 2007

Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Г. Государственное регулирование науки в России. М.: ИМЭМО РАН, 2007.
  2. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.
  3. В.С. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ