Техническое обслуживание автомобиля
Автомобили, прибывающие на СТО для проведения ТО и ТР, проходят мойку и поступают на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектованности производственно-технической базы и ее состояния. В случае занятости рабочих постов, на которых должны… Читать ещё >
Техническое обслуживание автомобиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Типовая схема технологического процесса
2. Расчет числа постов Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Развитие экономики нашей страны и рост благосостояния населения приводят к быстрому росту количества автомобилей и соответственно увеличению потребности в услугах автосервиса. Рост парка автомобилей предъявил повышенные требования к безопасности движения. Одной из причин большого числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) является неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств. Основной объем работ по поддержанию автомобилей в работоспособном состоянии возложен на такую отраслевую группу бытовых услуг, как услуги автотранспортных предприятий (АТП) и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА).
Надёжная работа автомобилей обеспечивается своевременным проведением профилактического технического обслуживания. В нашей стране принята планово-предупредительная система (ППС) технического обслуживания и ремонта автомобилей, суть которого в том, что техническое обслуживание (ТО) осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.
Техническое обслуживание автомобиля по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).
ЕО автомобилей предусматривает общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава и санитарную обработку кузова.
Периодичность технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2 устанавливается в зависимости от условий эксплуатации автомобилей. Основное назначение ТО-1 и ТО-2 автомобилей — снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных и других работ. ТО обеспечивает безотказную работу транспортных средств в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в обязательный перечень операций. Нормативы ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО, СО и текущий ремонт (ТР).
СО проводится два раза в год и предназначается для подготовки автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года (промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе, подзарядка аккумулятора и другие операции).
Технологический процесс определения технического состояния автомобиля без разборки и заключение о необходимом обслуживании или ремонте называют диагностированием. В АТП приняты следующие процессы диагностики подвижного состава: общая диагностика (Д-1) с периодичностью ТО-1 (как часть его объема), предназначенная главным образом для механизмов, обеспечивающих безопасность движения; углубленная диагностика (Д-2), проводимая, как правило, за один-два дня до ТО-2 для выявления потребности в ремонте агрегатов автомобиля и причин снижения мощности автомобиля и экономических показателей.
Текущий ремонт (ТР) предназначен для устранения отказов и неисправностей и способствует выполнению установленных норм пробега. Ремонт включает контрольно-диагностические, регулировочные, разборочные, сборочные, слесарные, механические, медницкие, жестяницкие, кузнечные, сварочные, обойные, электротехнические, шиномонтажные, малярные и другие работы. Ремонт может выполняться по отдельным агрегатам и узлам, а также по автомобилю в целом.
Объем каждого вида работ ТО и ТР распределяется по месту выполнения на постовые (выполняемые непосредственно на автомобиле) и участковые (выполняемые на производственных участках после снятия элементов с автомобиля).
1.ТИПОВАЯ СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Технологический процесс ТО и ТР автомобилей — часть производственного процесса технической подготовки автомобилей, представляющий сумму действий по изменению размера, формы, состояния (внутренних свойств) и взаимного расположения предметов труда (например, процесс выполнения ТО-1, процесс выполнения ТР двигателя и т. п.).
Порядок осуществления технологического процесса зависит от вида и объема технического воздействия, при этом следует учитывать право владельца автомобиля на проведение выборочных работ из объемов ТО и ТР в любом сочетании: ТО в полном объеме; выборочные работы ТО; ТО в полном объеме и ТР по потребности, диагностика после ТР для проверки его качества; выборочные работы ТО и ТР по заказу клиента; ТО в полном объеме и ТР по результатам диагностики; ограничение объема ТО по заявке клиента и ТР по результатам диагностики; работы ТР по заявке владельца без диагностики; диагностика и необходимые по ее результатам работы ТР.
Технологический процесс на СТОА должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применение универсальных и специализированных постов, а следовательно, возможность проведения различных сочетаний производственных операций всех работ данного вида без перемещения автомобиля (за исключением специализированных постов).
Основу организации технологического процесса на станции технического обслуживания и ремонта автомобилей составляет следующая функциональная схема. Автомобили, прибывающие на СТО для проведения ТО и ТР, проходят мойку и поступают на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектованности производственно-технической базы и ее состояния. К основным элементам производственно-технической базы относятся производственные посты (мойки, приемки, углубленной диагностики, ТО и ТР) и специализированные участки (агрегатно-механический, аккумуляторный, электротехнический, карбюраторный, шиномонтажный, обойный и др.). В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказ-наряду, автомобиль поступает на автомобиле-место ожидания, откуда по мере освобождения постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на пост выдачи автомобилей.
Существуют различные варианты последовательности выполнения работ в зависимости от заказанной услуги.
Приемка | Уборка — мойка | Диагностика систем безопасности движения | Постовые работы | Контроль | Уборкамойка | Хранение | Выдача | ||||||||
Рис. 1. Вариант 1 технологической последовательности выполнения работ Вариант 1 (рис.1) — типичный вариант прохождения ТО по сервисной книжке, когда клиент приезжает на СТОА при определенном пробеге или временном интервале. В этом случае на посту приемки, оснащенном диагностическим комплексом, автомобиль проходит диагностирование Д-1. Приемщик осматривает его, проверяя отсутствие (наличие) течей, целостность защитных резиновых изделий (пыльников, тормозных шлангов), толщину тормозных дисков и колодок, исправность приборов сигнализации и освещения, уровень жидкостей. После уборочно-моечных работ (УМР) производятся работы по ТО (крепежные, регулировочные, смазочные, по системе питания и электрооборудования автомобиля) и устранению замеченных при осмотре неисправностей. Работы производятся на постах, оснащенных необходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособлениями и инструментом. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле; регулировочные и крепежные работы; устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Далее проводятся контроль выполненных работ, а затем мойка и уборка салона. Автомобиль выдается клиенту.
Приемка | Диагностика систем безопасности движения | Диагностика по заявкам клиентов | Зона ожидания | Уборкамойка | Постовые работы | Участковые работы | Постовые работы | Контроль | Уборкамойка | Хранение | Выдача | ||||||||||||
Рис. 2. Вариант 2 технологической последовательности выполнения работ Вариант 2 (рис.2), когда клиент совмещает ТО и ТР в одном посещении СТОА. Для этого помимо диагностики систем безопасности движения производится углубленная диагностика по заявке клиента Д-2 для выявления неполадок. В данном варианте клиент оставляет автомобиль на СТОА на довольно длительное время (несколько дней и более), поэтому автомобиль проходит через стоянку для ожидания и выдачи. К участковым работам относятся шиномонтажные, аккумуляторные работы и ремонт некоторых узлов и агрегатов.
Приемка | Диагностика по заявкам клиентов | Постовые работы | Контроль | Уборкамойка | Выдача | ||||||
Рис. 3. Вариант 3 технологической последовательности выполнения работ Вариант 3 (рис. 3) реализуется при ограниченном свободном времени у клиента и при условии, что автомобиль заезжает в цех в чистом виде (теплое время года, сухие дороги), поэтому УМР перед проведением работ не выполняется.
Приемка | Диагностика по заявкам клиентов | Зона ожидания | Уборкамойка | Постовые работы | Участковые работы | Кузовные работы | Постовые работы | Контроль | Уборкамойка | Хранение | Выдача | ||||||||||||
Рис. 4. Вариант 4 технологической последовательности выполнения работ Вариант 4 (рис.4) реализуется при поступлении автомобиля в мелкий или средний кузовной ремонт в отсутствие необходимости слесарного ремонта (замена или ремонт двери, крыла, бампера, капота и т. п.). Автомобиль устанавливается на пост в кузовном цехе для монтажа/демонтажа элементов кузова.
Приемка | Уборкамойка | Постовые работы | Участковые работы | Слесарные работы | Постовые работы | Контроль | Уборкамойка | Хранение | Выдача | ||||||||||
Рис. 5. Вариант 5 технологической последовательности выполнения работ Вариант 5 (рис.5) исключает диагностику систем и реализуется в случае, когда клиенту нужно выполнить конкретную услугу, требующую специального оборудования и/или установки автомобиля на подъемник (например, шиномонтаж, балансировка колес, заправка кондиционера, промывка форсунок и т. п.).
Приемка | Диагностика по заявкам клиентов | Уборкамойка | Постовые работы | Зона ожидания | Малярные работы | Постовые работы | Регулировка углов установки колес | Контроль | Уборкамойка | Хранение | Выдача | ||||||||||||
Рис. 6. Вариант 6 технологической последовательности выполнения работ Вариант 6 (рис.6) характерен для крупного ремонта — замены или ремонта элементов как кузова, так и механических систем, обеспечиваюших работу двигателя, трансмиссии и подвески. Примером могут служить аварийные автомобили, ремонтируемые по страховке.
Приемка | Диагностика по заявкам клиентов | Уборкамойка | Постовые работы | Участковые работы | Постовые работы | Регулировка углов установки колес | Контроль | Уборкамойка | Хранение | Выдача | |||||||||||
Рис. 7. Вариант 7 технологической последовательности выполнения работ Вариант 7 реализуется при ремонте или замене элементов подвески, после которых необходимы проверка и регулировка угла установки колес (сход — развал) на специальном стенде.
Приемка | Постовые работы | Выдача | |||
Рис. 8. Вариант 8 технологической последовательности выполнения работ Вариант 8 реализуется при необходимости устранения неполадки автомобиля, не требующей диагностики, в случае если клиент очень спешит (этим объясняется исключение УМР и ожидания — хранения), или устранения неполадки после ремонта на данном предприятии, когда причина очевидна.
Рис. 9. Схема общего технологического процесса АТП: а — при раздельном размещении Д-1; б — при совместном размещении Д-1.
В общем виде технологический процесс технической подготовки автомобилей следует рассматривать согласно схемам, представленным на рис. 9. Прибывающие автомобили в первую очередь проходят контрольно-пропускной пункт (КПП) и осматриваются дежурным механиком. В процессе осмотра проверяется комплектность и внешний вид автомобиля, определяется его ТО (прежде всего, механизмов, обеспечивающих безопасность движения). После осмотра исправные автомобили направляются в зону ЕО, а затем на хранение. При необходимости некоторые автомобили после ЕО поступают в соответствующие производственные зоны ТО и ТР, а затем на хранение. Направляет автомобили в зону ТО и ТР дежурный механик по плану-графику на ТО, а в зону ТР — по заявке водителя или заключению дежурного механика.
Правильная организация ТО автомобилей предполагает:
— строгое соблюдение плана-графика постановки автомобилей на ТО;
— высококачественное выполнение всего объема работ и операций, предусмотренных видом ТО;
— проведение технического контроля каждого автомобиля, прошедшего ТО-1, ТО-2 и ТР;
— проведение ТР автомобилей только на специальных производственных участках;
— предъявление и сдачу владельцу каждого автомобиля, вышедшего из ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта.
2. РАСЧЕТ ЧИСЛА ПОСТОВ В настоящее время ТО и ТР автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Рабочий пост представляет собой участок производственной площади, предназначенной для размещения автомобиля и включающей одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматривают для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и т. п., предусматривается в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оснасткой, и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
На СТО, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т. п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указываются программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Для расчета числа постов необходимо знать годовой объем постовых работ и годовой фонд рабочего времени поста.
Годовой объем работ городских СТО включает ТО, ТР, УМР, предпродажную и противокоррозионную обработку автомобилей.
Годовой объем работ по ТО и ТР (в человеко-часах) определяется по формуле:
Тп = (N · Lr · tто, тр) / 1000,
автомобиль ремонт последовательность технологический где N — расчетное число автомобилей, обслуживаемых данной СТО в год;
Lr — среднегодовой пробег одного автомобиля, км (при отсутствии конкретных данных принимается 20 тыс. км);
tто, тр — скорректированная усредненная удельная трудоемкость ТО и ТР автомобилей, чел.-ч/1000км (или средняя по всем моделям автомобилей трудоемкость технического обслуживания в человеко-часах за 1000 км пробега; корректирование удельной нормативной трудоемкости работ ТО и ТР производится с учетом климатических условий и размера проектируемого предприятия).
Годовой объем УМР (в чел.-ч) определяется исходя из числа заездов на станцию автомобилей для мойки Nумр и средней трудоемкости моечных работ tумр (равной 0,15…0,25 чел.-ч при механизированной мойке в зависимости от оборудования и 0,5 чел.-ч при ручной шланговой мойке) :
Тумр = Nумр · tумр.
УМР на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей. Во втором случае число заездов на УМР может быть принято из расчета одного заезда на 800−1000 км пробега.
Годовой объем по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (в чел.-ч) равен:
Тпк = Nпк · tпк, где Nпк — число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова;
tпк — разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной обработке кузова. Частота проведения работ по противокоррозионной обработке кузова составляет 3…5 лет, т. е. 0,2…0,3 заезда в год.
Годовой объем по предпродажной подготовке (чел.-ч):
Тпп = Nпп · tпп, где Nпп — число заездов автомобилей в год на предпродажную подготовку;
tпп — трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля (3,0…3,5 чел.-ч).
Годовой объем работ дорожных СТО зависит от интенсивности движения по автодороге; частоты схода автомобилей с дороги на выполнение ТО и ТР; расстояния между станциями на дороге; средней трудоемкости одного заезда.
После определения общего объема работ, выполняемых предприятием автосервиса, производится его распределение по видам работ. Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято для городских предприятий автосервиса по данным таблицы 1, для придорожных предприятий автосервиса — по данным таблицы 2.
Таблица 1. Примерное распределение объема работ ТО и ТР по видам и месту их выполнения на городских СТО
Виды работ | Распределение объема работ в зависимости числа рабочих постов, % | Распределение объема работ по месту их выполнения, % | ||||||
До 5 | От 6 до 10 | От 11 до 20 | От 21 до 30 | Свыше 30 | на рабочих постах | на прозводственных учасках | ||
Диагностические | ; | |||||||
ТО в полном объеме | ; | |||||||
Смазочные | ; | |||||||
Регулировочные по установке углов передних колес | ; | |||||||
Ремонт и регулировка тормозов | ; | |||||||
Электротехнические | ||||||||
По приборам системы питания | ||||||||
Аккумуляторные | ||||||||
Шиномонтажные | ||||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | ||||||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | ; | |||||||
Окрасочные и противокоррозионные | ; | ; | ||||||
Обойные | ; | |||||||
Слесарно-механические | ; | ; | ||||||
Уборочно-моечные | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Таблица 2. Распределение трудоемкости работ ТО и ТР по видам работ для дорожных станций
Виды работ | Объем работ, % | |
Диагностирование | ||
Техническое обслуживание | ||
Смазочные работы | ||
Регулировка углов установки колес | ||
Ремонт и регулировка тормозов | ||
Ремонт приборов системы питания и электрооборудования, подзарядка аккумуляторных батарей | ||
Ремонт узлов и агрегатов, слесарно-механические работы | ||
Шиномонтажные работы | ||
Годовой фонд рабочего времени поста Фп, час:
Фп = Драб. г · Тсм · С · з ,
где Драб. г — число дней работы СТО в году (обычно принимают для городских СТО = 305 дней, а для дорожных = 365 дней);
Тсм — продолжительность смены, час (обычно для вредных условий труда (окрасочные и противокоррозийные работы) = 7 час, для остальных — = 8 час);
С — число смен работы в сутки (чаще принимают =2);
— коэффициент использования рабочего времени поста (обычно принимают = 0,7…0,95).
Число рабочих постов равно:
Х = (Тп ·) / (Фп · Рср),
где Тп — годовой объем постовых работ, чел.- ч;
— коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА (обычно = 1,1 … 1,3);
Рср — среднее число рабочих на одном посту, чел (обычно принимается для постов УМР, ТО и ТР = 2 чел., для постов кузовных и окрасочных работ = 1,5 чел., для постов приемки-выдачи автомобилей = 1 чел.).
Расчет числа рабочих постов сводится в таблицу 3.
Таблица 3. Расчет числа рабочих постов СТО
Виды работ | Годовой объём постовых работ, чел.-час | Годовой фонд рабочего времени поста, час | Среднее число рабочих на посту | Количество постов | ||
расчётное | принятое | |||||
… | ||||||
… | ||||||
При расчетах по формуле после получения численных (не округленных) значений количества постов производится их группирование для выполнения нескольких технологически совместимых видов работ. Например, если расчетное число постов электротехнических работ Хэл-т = 0,4 и расчетное количество постов ремонта приборов системы питания Хсп = 0,52, то для выполнения названных двух видов работ может быть принят один рабочий пост.
Посты уборочно-моечных, диагностических, кузовных и окрасочных (малярных) работ не могут быть объединены ни между собой, ни с постами для выполнения любых других видов работ.
В результате анализа данных расчетной таблицы 3 может быть установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту или ТО и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.
Диагностические работы можно проводить на посту по регулировке углов установки управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов, обойные работы — в кузовном участке.
Число рабочих постов в окончательном виде принимается после перераспределения объемов ТО и ТР с учетом численности производственных рабочих.
В зависимости от специализации предприятия автосервиса и при наличии соответствующего технико-экономического обоснования или в соответствии с заданием на проектирование допускается корректировка процентного распределения годовых объемов по видам работ ТО и ТР автомобилей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рост парка легковых автомобилей требует значительного и интенсивного развития производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих населению (СТО). Технологический процесс на СТО должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применение универсальных и специализированных постов, а следовательно, возможность проведения различных сочетаний производственных операций всех работ данного вида без перемещения автомобиля (за исключением специализированных постов).
Автомобили, прибывающие на СТО для проведения ТО и ТР, проходят мойку и поступают на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектованности производственно-технической базы и ее состояния. В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказ-наряду, автомобиль поступает на автомобиле-место ожидания, откуда по мере освобождения постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на пост выдачи автомобилей.
Соответствие возможностей СТО потребностям в обслуживании и ремонте автомобилей определяется их производственной мощностью и пропускной способностью. Производственная мощность СТО оценивается количеством рабочих постов.
Количество рабочих постов городских СТО зависит от числа и состава автомобилей по моделям в зоне обслуживания; от вида, мощности и трудоемкости воздействий; от метода организации ТО и ТР и диагностики автомобилей; от режима работы производственных зон.
Количество рабочих постов дорожных СТО зависит от интенсивности движения по автодороге; частоты схода автомобилей с дороги на выполнение ТО и ТР; расстояния между станциями на дороге; средней трудоемкости одного заезда.
Список иСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы
1. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: Учебник/ Грибут И. Э., Артюшенко В. М., Мазаева Н. П. и др. / Под ред. В. С. Шуплякова, Ю. П. Свириденко. — Москва, Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. — 480 с.
2. Бортников С. П. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / С. П. Бортников, М. Ю. Обшивалкин. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. — 64 с
3. Волгин В. В. Автосервис. Маркетинг и анализ — М.: ИТК «Дашков и К», 2007
4. Пашковский А. Е. Технология и оборудование предприятий автосервиса: учебно-метод. пособие — Волгодонск: ВИС ЮРГУЭС, 2008. — 62 с.
5. Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: учеб. пособие / Родионов Ю.В.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 439 с.
6. Полуэктов М. В., Родионов С. Н. Проектирование процесса оказания услуг: учеб. пособие. 2006.? 69 с.