Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Техническое обслуживание автомобиля

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автомобили, прибывающие на СТО для проведения ТО и ТР, проходят мойку и поступают на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектованности производственно-технической базы и ее состояния. В случае занятости рабочих постов, на которых должны… Читать ещё >

Техническое обслуживание автомобиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖАНИЕ Введение

1. Типовая схема технологического процесса

2. Расчет числа постов Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Развитие экономики нашей страны и рост благосостояния населения приводят к быстрому росту количества автомобилей и соответственно увеличению потребности в услугах автосервиса. Рост парка автомобилей предъявил повышенные требования к безопасности движения. Одной из причин большого числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) является неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств. Основной объем работ по поддержанию автомобилей в работоспособном состоянии возложен на такую отраслевую группу бытовых услуг, как услуги автотранспортных предприятий (АТП) и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА).

Надёжная работа автомобилей обеспечивается своевременным проведением профилактического технического обслуживания. В нашей стране принята планово-предупредительная система (ППС) технического обслуживания и ремонта автомобилей, суть которого в том, что техническое обслуживание (ТО) осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.

Техническое обслуживание автомобиля по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).

ЕО автомобилей предусматривает общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава и санитарную обработку кузова.

Периодичность технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2 устанавливается в зависимости от условий эксплуатации автомобилей. Основное назначение ТО-1 и ТО-2 автомобилей — снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных и других работ. ТО обеспечивает безотказную работу транспортных средств в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в обязательный перечень операций. Нормативы ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО, СО и текущий ремонт (ТР).

СО проводится два раза в год и предназначается для подготовки автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года (промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе, подзарядка аккумулятора и другие операции).

Технологический процесс определения технического состояния автомобиля без разборки и заключение о необходимом обслуживании или ремонте называют диагностированием. В АТП приняты следующие процессы диагностики подвижного состава: общая диагностика (Д-1) с периодичностью ТО-1 (как часть его объема), предназначенная главным образом для механизмов, обеспечивающих безопасность движения; углубленная диагностика (Д-2), проводимая, как правило, за один-два дня до ТО-2 для выявления потребности в ремонте агрегатов автомобиля и причин снижения мощности автомобиля и экономических показателей.

Текущий ремонт (ТР) предназначен для устранения отказов и неисправностей и способствует выполнению установленных норм пробега. Ремонт включает контрольно-диагностические, регулировочные, разборочные, сборочные, слесарные, механические, медницкие, жестяницкие, кузнечные, сварочные, обойные, электротехнические, шиномонтажные, малярные и другие работы. Ремонт может выполняться по отдельным агрегатам и узлам, а также по автомобилю в целом.

Объем каждого вида работ ТО и ТР распределяется по месту выполнения на постовые (выполняемые непосредственно на автомобиле) и участковые (выполняемые на производственных участках после снятия элементов с автомобиля).

1.ТИПОВАЯ СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Технологический процесс ТО и ТР автомобилей — часть производственного процесса технической подготовки автомобилей, представляющий сумму действий по изменению размера, формы, состояния (внутренних свойств) и взаимного расположения предметов труда (например, процесс выполнения ТО-1, процесс выполнения ТР двигателя и т. п.).

Порядок осуществления технологического процесса зависит от вида и объема технического воздействия, при этом следует учитывать право владельца автомобиля на проведение выборочных работ из объемов ТО и ТР в любом сочетании: ТО в полном объеме; выборочные работы ТО; ТО в полном объеме и ТР по потребности, диагностика после ТР для проверки его качества; выборочные работы ТО и ТР по заказу клиента; ТО в полном объеме и ТР по результатам диагностики; ограничение объема ТО по заявке клиента и ТР по результатам диагностики; работы ТР по заявке владельца без диагностики; диагностика и необходимые по ее результатам работы ТР.

Технологический процесс на СТОА должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применение универсальных и специализированных постов, а следовательно, возможность проведения различных сочетаний производственных операций всех работ данного вида без перемещения автомобиля (за исключением специализированных постов).

Основу организации технологического процесса на станции технического обслуживания и ремонта автомобилей составляет следующая функциональная схема. Автомобили, прибывающие на СТО для проведения ТО и ТР, проходят мойку и поступают на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектованности производственно-технической базы и ее состояния. К основным элементам производственно-технической базы относятся производственные посты (мойки, приемки, углубленной диагностики, ТО и ТР) и специализированные участки (агрегатно-механический, аккумуляторный, электротехнический, карбюраторный, шиномонтажный, обойный и др.). В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказ-наряду, автомобиль поступает на автомобиле-место ожидания, откуда по мере освобождения постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на пост выдачи автомобилей.

Существуют различные варианты последовательности выполнения работ в зависимости от заказанной услуги.

Приемка

Уборка — мойка

Диагностика систем безопасности движения

Постовые работы

Контроль

Уборкамойка

Хранение

Выдача

Рис. 1. Вариант 1 технологической последовательности выполнения работ Вариант 1 (рис.1) — типичный вариант прохождения ТО по сервисной книжке, когда клиент приезжает на СТОА при определенном пробеге или временном интервале. В этом случае на посту приемки, оснащенном диагностическим комплексом, автомобиль проходит диагностирование Д-1. Приемщик осматривает его, проверяя отсутствие (наличие) течей, целостность защитных резиновых изделий (пыльников, тормозных шлангов), толщину тормозных дисков и колодок, исправность приборов сигнализации и освещения, уровень жидкостей. После уборочно-моечных работ (УМР) производятся работы по ТО (крепежные, регулировочные, смазочные, по системе питания и электрооборудования автомобиля) и устранению замеченных при осмотре неисправностей. Работы производятся на постах, оснащенных необходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособлениями и инструментом. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле; регулировочные и крепежные работы; устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Далее проводятся контроль выполненных работ, а затем мойка и уборка салона. Автомобиль выдается клиенту.

Приемка

Диагностика систем безопасности движения

Диагностика по заявкам клиентов

Зона ожидания

Уборкамойка

Постовые работы

Участковые работы

Постовые работы

Контроль

Уборкамойка

Хранение

Выдача

Рис. 2. Вариант 2 технологической последовательности выполнения работ Вариант 2 (рис.2), когда клиент совмещает ТО и ТР в одном посещении СТОА. Для этого помимо диагностики систем безопасности движения производится углубленная диагностика по заявке клиента Д-2 для выявления неполадок. В данном варианте клиент оставляет автомобиль на СТОА на довольно длительное время (несколько дней и более), поэтому автомобиль проходит через стоянку для ожидания и выдачи. К участковым работам относятся шиномонтажные, аккумуляторные работы и ремонт некоторых узлов и агрегатов.

Приемка

Диагностика по заявкам клиентов

Постовые работы

Контроль

Уборкамойка

Выдача

Рис. 3. Вариант 3 технологической последовательности выполнения работ Вариант 3 (рис. 3) реализуется при ограниченном свободном времени у клиента и при условии, что автомобиль заезжает в цех в чистом виде (теплое время года, сухие дороги), поэтому УМР перед проведением работ не выполняется.

Приемка

Диагностика по заявкам клиентов

Зона ожидания

Уборкамойка

Постовые работы

Участковые работы

Кузовные работы

Постовые работы

Контроль

Уборкамойка

Хранение

Выдача

Рис. 4. Вариант 4 технологической последовательности выполнения работ Вариант 4 (рис.4) реализуется при поступлении автомобиля в мелкий или средний кузовной ремонт в отсутствие необходимости слесарного ремонта (замена или ремонт двери, крыла, бампера, капота и т. п.). Автомобиль устанавливается на пост в кузовном цехе для монтажа/демонтажа элементов кузова.

Приемка

Уборкамойка

Постовые работы

Участковые работы

Слесарные работы

Постовые работы

Контроль

Уборкамойка

Хранение

Выдача

Рис. 5. Вариант 5 технологической последовательности выполнения работ Вариант 5 (рис.5) исключает диагностику систем и реализуется в случае, когда клиенту нужно выполнить конкретную услугу, требующую специального оборудования и/или установки автомобиля на подъемник (например, шиномонтаж, балансировка колес, заправка кондиционера, промывка форсунок и т. п.).

Приемка

Диагностика по заявкам клиентов

Уборкамойка

Постовые работы

Зона ожидания

Малярные работы

Постовые работы

Регулировка углов установки колес

Контроль

Уборкамойка

Хранение

Выдача

Рис. 6. Вариант 6 технологической последовательности выполнения работ Вариант 6 (рис.6) характерен для крупного ремонта — замены или ремонта элементов как кузова, так и механических систем, обеспечиваюших работу двигателя, трансмиссии и подвески. Примером могут служить аварийные автомобили, ремонтируемые по страховке.

Приемка

Диагностика по заявкам клиентов

Уборкамойка

Постовые работы

Участковые работы

Постовые работы

Регулировка углов установки колес

Контроль

Уборкамойка

Хранение

Выдача

Рис. 7. Вариант 7 технологической последовательности выполнения работ Вариант 7 реализуется при ремонте или замене элементов подвески, после которых необходимы проверка и регулировка угла установки колес (сход — развал) на специальном стенде.

Приемка

Постовые работы

Выдача

Рис. 8. Вариант 8 технологической последовательности выполнения работ Вариант 8 реализуется при необходимости устранения неполадки автомобиля, не требующей диагностики, в случае если клиент очень спешит (этим объясняется исключение УМР и ожидания — хранения), или устранения неполадки после ремонта на данном предприятии, когда причина очевидна.

Рис. 9. Схема общего технологического процесса АТП: а — при раздельном размещении Д-1; б — при совместном размещении Д-1.

В общем виде технологический процесс технической подготовки автомобилей следует рассматривать согласно схемам, представленным на рис. 9. Прибывающие автомобили в первую очередь проходят контрольно-пропускной пункт (КПП) и осматриваются дежурным механиком. В процессе осмотра проверяется комплектность и внешний вид автомобиля, определяется его ТО (прежде всего, механизмов, обеспечивающих безопасность движения). После осмотра исправные автомобили направляются в зону ЕО, а затем на хранение. При необходимости некоторые автомобили после ЕО поступают в соответствующие производственные зоны ТО и ТР, а затем на хранение. Направляет автомобили в зону ТО и ТР дежурный механик по плану-графику на ТО, а в зону ТР — по заявке водителя или заключению дежурного механика.

Правильная организация ТО автомобилей предполагает:

— строгое соблюдение плана-графика постановки автомобилей на ТО;

— высококачественное выполнение всего объема работ и операций, предусмотренных видом ТО;

— проведение технического контроля каждого автомобиля, прошедшего ТО-1, ТО-2 и ТР;

— проведение ТР автомобилей только на специальных производственных участках;

— предъявление и сдачу владельцу каждого автомобиля, вышедшего из ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта.

2. РАСЧЕТ ЧИСЛА ПОСТОВ В настоящее время ТО и ТР автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Рабочий пост представляет собой участок производственной площади, предназначенной для размещения автомобиля и включающей одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматривают для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.

Выполнение таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и т. п., предусматривается в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оснасткой, и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.

На СТО, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т. п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указываются программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.

Для расчета числа постов необходимо знать годовой объем постовых работ и годовой фонд рабочего времени поста.

Годовой объем работ городских СТО включает ТО, ТР, УМР, предпродажную и противокоррозионную обработку автомобилей.

Годовой объем работ по ТО и ТР (в человеко-часах) определяется по формуле:

Тп = (N · Lr · tто, тр) / 1000,

автомобиль ремонт последовательность технологический где N — расчетное число автомобилей, обслуживаемых данной СТО в год;

Lr — среднегодовой пробег одного автомобиля, км (при отсутствии конкретных данных принимается 20 тыс. км);

tто, тр — скорректированная усредненная удельная трудоемкость ТО и ТР автомобилей, чел.-ч/1000км (или средняя по всем моделям автомобилей трудоемкость технического обслуживания в человеко-часах за 1000 км пробега; корректирование удельной нормативной трудоемкости работ ТО и ТР производится с учетом климатических условий и размера проектируемого предприятия).

Годовой объем УМР (в чел.-ч) определяется исходя из числа заездов на станцию автомобилей для мойки Nумр и средней трудоемкости моечных работ tумр (равной 0,15…0,25 чел.-ч при механизированной мойке в зависимости от оборудования и 0,5 чел.-ч при ручной шланговой мойке) :

Тумр = Nумр · tумр.

УМР на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей. Во втором случае число заездов на УМР может быть принято из расчета одного заезда на 800−1000 км пробега.

Годовой объем по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (в чел.-ч) равен:

Тпк = Nпк · tпк, где Nпк — число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова;

tпк — разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной обработке кузова. Частота проведения работ по противокоррозионной обработке кузова составляет 3…5 лет, т. е. 0,2…0,3 заезда в год.

Годовой объем по предпродажной подготовке (чел.-ч):

Тпп = Nпп · tпп, где Nпп — число заездов автомобилей в год на предпродажную подготовку;

tпп — трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля (3,0…3,5 чел.-ч).

Годовой объем работ дорожных СТО зависит от интенсивности движения по автодороге; частоты схода автомобилей с дороги на выполнение ТО и ТР; расстояния между станциями на дороге; средней трудоемкости одного заезда.

После определения общего объема работ, выполняемых предприятием автосервиса, производится его распределение по видам работ. Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято для городских предприятий автосервиса по данным таблицы 1, для придорожных предприятий автосервиса — по данным таблицы 2.

Таблица 1. Примерное распределение объема работ ТО и ТР по видам и месту их выполнения на городских СТО

Виды работ

Распределение объема работ в зависимости числа рабочих постов, %

Распределение объема работ по месту их выполнения, %

До 5

От 6 до 10

От 11 до 20

От 21 до 30

Свыше 30

на рабочих постах

на прозводственных учасках

Диагностические

;

ТО в полном объеме

;

Смазочные

;

Регулировочные по установке углов передних колес

;

Ремонт и регулировка тормозов

;

Электротехнические

По приборам системы питания

Аккумуляторные

Шиномонтажные

Ремонт узлов, систем и агрегатов

Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные)

;

Окрасочные и противокоррозионные

;

;

Обойные

;

Слесарно-механические

;

;

Уборочно-моечные

;

;

;

;

;

;

Таблица 2. Распределение трудоемкости работ ТО и ТР по видам работ для дорожных станций

Виды работ

Объем работ, %

Диагностирование

Техническое обслуживание

Смазочные работы

Регулировка углов установки колес

Ремонт и регулировка тормозов

Ремонт приборов системы питания и электрооборудования, подзарядка аккумуляторных батарей

Ремонт узлов и агрегатов, слесарно-механические работы

Шиномонтажные работы

Годовой фонд рабочего времени поста Фп, час:

Фп = Драб. г · Тсм · С · з ,

где Драб. г — число дней работы СТО в году (обычно принимают для городских СТО = 305 дней, а для дорожных = 365 дней);

Тсм — продолжительность смены, час (обычно для вредных условий труда (окрасочные и противокоррозийные работы) = 7 час, для остальных — = 8 час);

С — число смен работы в сутки (чаще принимают =2);

— коэффициент использования рабочего времени поста (обычно принимают = 0,7…0,95).

Число рабочих постов равно:

Х = (Тп ·) / (Фп · Рср),

где Тп — годовой объем постовых работ, чел.- ч;

— коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА (обычно = 1,1 … 1,3);

Рср — среднее число рабочих на одном посту, чел (обычно принимается для постов УМР, ТО и ТР = 2 чел., для постов кузовных и окрасочных работ = 1,5 чел., для постов приемки-выдачи автомобилей = 1 чел.).

Расчет числа рабочих постов сводится в таблицу 3.

Таблица 3. Расчет числа рабочих постов СТО

Виды работ

Годовой объём постовых работ, чел.-час

Годовой фонд рабочего времени поста, час

Среднее число рабочих на посту

Количество постов

расчётное

принятое

При расчетах по формуле после получения численных (не округленных) значений количества постов производится их группирование для выполнения нескольких технологически совместимых видов работ. Например, если расчетное число постов электротехнических работ Хэл-т = 0,4 и расчетное количество постов ремонта приборов системы питания Хсп = 0,52, то для выполнения названных двух видов работ может быть принят один рабочий пост.

Посты уборочно-моечных, диагностических, кузовных и окрасочных (малярных) работ не могут быть объединены ни между собой, ни с постами для выполнения любых других видов работ.

В результате анализа данных расчетной таблицы 3 может быть установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту или ТО и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.

Диагностические работы можно проводить на посту по регулировке углов установки управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов, обойные работы — в кузовном участке.

Число рабочих постов в окончательном виде принимается после перераспределения объемов ТО и ТР с учетом численности производственных рабочих.

В зависимости от специализации предприятия автосервиса и при наличии соответствующего технико-экономического обоснования или в соответствии с заданием на проектирование допускается корректировка процентного распределения годовых объемов по видам работ ТО и ТР автомобилей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рост парка легковых автомобилей требует значительного и интенсивного развития производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих населению (СТО). Технологический процесс на СТО должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применение универсальных и специализированных постов, а следовательно, возможность проведения различных сочетаний производственных операций всех работ данного вида без перемещения автомобиля (за исключением специализированных постов).

Автомобили, прибывающие на СТО для проведения ТО и ТР, проходят мойку и поступают на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектованности производственно-технической базы и ее состояния. В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказ-наряду, автомобиль поступает на автомобиле-место ожидания, откуда по мере освобождения постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на пост выдачи автомобилей.

Соответствие возможностей СТО потребностям в обслуживании и ремонте автомобилей определяется их производственной мощностью и пропускной способностью. Производственная мощность СТО оценивается количеством рабочих постов.

Количество рабочих постов городских СТО зависит от числа и состава автомобилей по моделям в зоне обслуживания; от вида, мощности и трудоемкости воздействий; от метода организации ТО и ТР и диагностики автомобилей; от режима работы производственных зон.

Количество рабочих постов дорожных СТО зависит от интенсивности движения по автодороге; частоты схода автомобилей с дороги на выполнение ТО и ТР; расстояния между станциями на дороге; средней трудоемкости одного заезда.

Список иСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы

1. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: Учебник/ Грибут И. Э., Артюшенко В. М., Мазаева Н. П. и др. / Под ред. В. С. Шуплякова, Ю. П. Свириденко. — Москва, Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. — 480 с.

2. Бортников С. П. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / С. П. Бортников, М. Ю. Обшивалкин. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. — 64 с

3. Волгин В. В. Автосервис. Маркетинг и анализ — М.: ИТК «Дашков и К», 2007

4. Пашковский А. Е. Технология и оборудование предприятий автосервиса: учебно-метод. пособие — Волгодонск: ВИС ЮРГУЭС, 2008. — 62 с.

5. Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: учеб. пособие / Родионов Ю.В.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 439 с.

6. Полуэктов М. В., Родионов С. Н. Проектирование процесса оказания услуг: учеб. пособие. 2006.? 69 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой