Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
    • 1. 1. Характеристика познавательного процесса памяти
    • 1. 2. Развитие памяти в дошкольном возрасте
    • 1. 3. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Выводы
  • Список литературы

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития[15]. В. Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников[13].

Дети с задержкой развития с трудом запоминают информацию, в особенности они испытывают трудности с кратковременной памятью. Кратковременная или рабочая память есть способность извлекать и использовать фрагменты информации, полученные несколько минут или часов назад, например, запоминание последовательности условий задачи, заданной несколькими минутами ранее. Дети с задержкой развития затрачивают больше времени на запоминание информации, им сложнее удерживать в памяти большие объемы информации, чем их сверстникам за это же время. По данным В. Л. Подобед кратковременная память у дошкольников с ЗПР отличается общим недоразвитием, неодинаковым уровнем сформированности различных сторон.

К числу показателей кратковременной памяти, сближающих детей с ЗПР с детьми с нормальным развитием относятся показатели объема памяти, скорости прироста продуктивности при заучивании, а также сходство по уровню избирательности запоминания, частично по характеру влияния различных по содержанию помех и некоторым нейродинамическим характеристикам. К чертам, сближающим особенности памяти при ЗПР и при умственной отсталости, относятся повышенная тормозимость следов памяти, сильная зависимость от уровня интерференции, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала[1]. Что касается долговременной памяти, то дети с задержкой развития способны к запоминанию информации и извлечению ее из памяти спустя дни и недели, так же как и их сверстники. Новые исследования способности памяти детей с задержкой развития направлены на обучение к осознанному восприятию и ответственности, также как изложению и организации информации в логическую связь, которым дети без задержки развития обучаются самопроизвольно. По данным Н. Г. Поддубной память у дошкольников с ЗПР значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала.

Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания[1]. Интенсивность овладения новыми знаниями и навыками у детей с ЗПР ниже, чем у их сверстников с развитием в пределах нормы. Часто используемым показателем в этом случае служит количество занятий, после которых ребенок способен решить ту, или иную задачу самостоятельно, без посторонней помощи.Т. В. Егорова показала, что у детей с ЗПР механическое запоминание не отличается от нормы, а смысловое недостаточно. Она отмечает преимущество наглядной памяти перед вербальной[7]. Е. С. Иванов указывает на ослабление высших форм памяти, в частности, логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению[1]. Р. В. Демьянчуком в процессе экспериментального исследования была получена характеристика памяти по различным этиопатогенетическим формам ЗПР. Так, для церебрально-органической формы ЗПР характерно: преобладание зрительного типа памяти; наибольший объем кратковременной памяти; наибольший объем долговременной памяти; наиболее низкие показатели образной памяти; наиболее низкие показатели ассоциативной памяти; средние показатели смысловой памяти; не отличающиеся достоверно от показателей других форм ЗПР цифры логической памяти; преобладание активной непроизвольной памяти. Для психогенной формы ЗПР характерно: преобладание зрительного и слухового типа памяти; средние показатели объема кратковременной памяти; средние показатели объема долговременной памяти; наиболее высокие показатели образной памяти; наиболее высокие показатели ассоциативной памяти; относительно высокие, но достоверно отличающиеся от показателей контрольной группы показатели смысловой памяти; не отличающиеся достоверно от показателей других форм ЗПР цифры логической памяти; преобладание активной непроизвольной памяти.

Для соматогенной формы ЗПР, по данным Р. В. Демьянчука, характерно: преобладание зрительного и слухового типа памяти; наибольший объем кратковременной памяти; наибольший объем долговременной памяти; средние показатели образной памяти; средние показатели ассоциативной памяти; не отличающиеся достоверно от показателей контрольной группы показатели смысловой памяти; не отличающиеся достоверно от показателей других форм ЗПР цифры логической памяти; преобладание произвольной памяти. Для конституциональной формы ЗПР характерно: преобладание моторного типа памяти; наиболее низкие показатели объема кратковременной памяти; наиболее низкие показатели объема долговременной памяти; средние показатели образной памяти; наиболее низкие показатели ассоциативной памяти; наиболее низкие показатели смысловой памяти; наиболее низкие показатели ассоциативной памяти; преобладание пассивной непроизвольной памяти[6]. С учетом общих и частных закономерностей памяти и влияющих на нее факторов у детей с задержкой психического развития, Р. В. Демьянчук выделил ряд универсальных рекомендаций для психокоррекциимнестических функций при ЗПР и рекомендации по работе с детьми разных этиопатогенетических форм задержки. Общие рекомендации для развития памяти детей с ЗПР включают:

учёт и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);организация смыслового запоминания на основе выделения главного;

визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем);многократное повторение материала с расчленением его на несложную информацию;

определение рационального объёма запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти. Таким образом, к особенностям развития памяти дошкольников с ЗПРотносятся: значительное ослабление памяти (ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации), склонность к механическому бездумному заучиванию материала, сложности в воспроизведении словесного материала и в самоорганизации мнемонической деятельности. Выводы

На основе проведенного теоретического анализа научной литературы можно сделать следующие выводы.

1. Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процессами и функциями, она зависит от таких индивидуальных особенностей, как: интересы и склонности личности, отношения личности к той или иной деятельности, от эмоционального настроя в конкретном случае, физического состояния, волевого усилия и многих других факторов.

2. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Особо важную роль в данном возрасте играет образная память. 3. Задержка психического развития — это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Проявления ЗПР включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные. Особенности развития памяти дошкольников с ЗПР- значительное ослабление памяти, склонность к механическому бездумному заучиванию материала, сложности в воспроизведении словесного материала и в самоорганизации мнемонической деятельности.

Список литературы

Бабкина Н. В. Вильшанская А.Д. Шевченко С. Г. Дети с ЗПР. — М., 2003. — 280с. Власова Т. А., Певзнер

М. С. Детисотклонениями в развитии. — М., 2003. — 280с. Выготский Л. С.

Психология. / ЭКСМО-Пресс Сборн. работ. — М., 2000. -

1008 с. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Психология человека. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276с. Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

— 368с. Демьянчук Р. В. Память у детей с разными формами задержки психического развития: дисс. … канд. психол. наук / Р.

В. Демьянчук. — СПб, 2001.

— 178 с. Егорова

Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова — М.: УРАО, 2007

Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Изд-во Питер, 2001 — 320 с. Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти / Под ред. Ю.

Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. -

3-е изд. — М.: АСТ, 2008. -

656с.Корниенко Н. А. Развитие памяти у детей школьного возраста. — М.: Росмэн, 2006 — 384с. Кулагина Е. С. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте [Текст] // Бакалаврская работа. — Дубна: Университет Дубна, 2006. — 180с. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 2002 — 347 с. Лутонян

Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР. — М., 2006. -

89с.Люсин Д. В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В.

Ушакова. — М.: PER SE, 2002. — 480с. Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. Лебединской К. С. -М., 2002

Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -

3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: АСТ, 2008. -

656с.Психология / под редакцией Б. А. Сосновского. Учебник. М.: Юрайт, 2005, с. 191 — 203. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. —

М., 2001. — 460с. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. -

68 с. Черемошкина, Л. В. Психология памяти [Текст]. — М.: Академия, 2002. — 368с. Эльконин Д. Б. Развитие высших психических функций.

— Екатеринбург. Деловая книга, 2008. — 346с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. В. Вильшанская А.Д. Шевченко С. Г. Дети с ЗПР. — М., 2003. — 280с.
  2. Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М., 2003. — 280с.
  3. Л. С. Психология. / ЭКСМО-Пресс Сборн. работ. — М., 2000. — 1008 с.
  4. М.В., Домашенко И. А. Психология человека. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276с.
  5. Н.С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 368с.
  6. Р. В. Память у детей с разными формами задержки психического развития: дисс. … канд. психол. наук / Р. В. Демьянчук. — СПб, 2001. — 178 с.
  7. ЕгороваТ.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова — М.: УРАО, 2007.
  8. Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Изд-во Питер, 2001 — 320 с.
  9. З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — 3-е изд. — М.: АСТ, 2008. — 656с.
  10. Н.А. Развитие памяти у детей школьного возраста. — М.: Росмэн, 2006 — 384с.
  11. Е.С. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте [Текст] // Бакалаврская работа. — Дубна: Университет Дубна, 2006. — 180с.
  12. А.Н. Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 2002 — 347 с.
  13. Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР. — М., 2006. — 89с.
  14. Д. В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: PER SE, 2002. — 480с.
  15. Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. Лебединской К. С. — М., 2002.
  16. Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: АСТ, 2008. — 656с.
  17. Психология / под редакцией Б. А. Сосновского. Учебник. М.: Юрайт, 2005, с. 191 — 203.
  18. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 2001. — 460с.
  19. Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
  20. , Л.В. Психология памяти [Текст]. — М.: Академия, 2002. — 368с.
  21. Д.Б. Развитие высших психических функций. — Екатеринбург. Деловая книга, 2008. — 346с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ