Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рыночное равновесие

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ событий, оказывающих воздействие на рыночную ситуацию, включает три этапа. Во-первых, необходимо определить, приводит ли рассматриваемое событие к сдвигу кривой спроса или предложения или к смещению обеих кривых. Во-вторых, определяется направление сдвига кривых (вправо или влево). В-третьих, по графику с кривыми спроса и предложения, определяется влияние сдвигов на равновесную цену… Читать ещё >

Рыночное равновесие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Челябинский государственный университет Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Кафедра экономики отраслей и рынков Семестровая работа

на тему: «Рыночное равновесие»

Выполнил:

студент группы 28ПС-102

А.Ю. Кучин Проверил:

преподаватель кафедры ЭОиР Д. А. Таценко Челябинск,

1. Рыночное равновесие: теоретические аспекты вопроса

1.1 Механизм достижения рыночного равновесия

1.2 Виды рыночного равновесия

1.3 Изменение равновесия: избыток и дефицит. Сравнительная статика

1.4 Современные модели рыночного равновесия

2. Применение модели рыночного равновесия. Примеры Заключение Список используемой литературы

На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.

Важнейшими величинами в микроэкономике являются спрос и предложение. Спрос — это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить. Предложение — это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Результатом влияния этих двух величин друг на друга является рыночное равновесие.

Целью данного семестрового задания является раскрыть суть понятия «рыночное равновесие», выявить, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, провести анализ изменения рыночного равновесия, узнать о современных моделях равновесия, показать практическое применение модели рыночного равновесия.

Семестровое задание состоит из двух параграфов: теоретические аспекты вопроса и практические примеры рыночного равновесия.

1. Рыночное равновесие: теоретические аспекты вопроса

1.1 Механизм достижения рыночного равновесия

Свободное движение цены, в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей заплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и установится цена равновесия (или равновесная цена) (рис.1). При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают и имеют возможность приобрести, в точности соответствует объему, который продавцы желают и имеют возможность продать. Цену равновесия иногда называют ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка.

Рисунок 1 — Равновесие спроса и предложения Функции равновесной цены.

Информационная — величина равновесной цены служит ориентиром для всех субъектов экономики.

Нормирующая — равновесная цена нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.

Стимулирующая — равновесная цена вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.

Словарь определяет слово «равновесие» как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы.

Действия покупателей и продавцов естественным образом движут рынок к равновесию спроса и предложения.

1.2 Виды рыночного равновесия

В экономической теории различают три вида равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.

1. Мгновенное равновесие — предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.

2. Краткосрочное равновесие — предложение растет, но количество предприятий неизменно.

3. Длительное равновесие — изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен, и объем спроса, и предложения, то равновесие называют неустойчивым. Равновесие механической системы устойчиво, если при малом возмущении точки системы во всё последующее время мало отклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при малых возмущениях точки системы, находящейся в положении устойчивого равновесия, совершают около их равновесных положений малые колебания, которые вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается.

Виды устойчивости:

1. абсолютная;

2. относительная;

3. локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);

4. глобальная (устанавливается при любых колебаниях).

1.3 Изменение равновесия: избыток и дефицит. Сравнительная статика

Если рыночная цена Х1 товара превышает равновесную цену (график (а) рис.2), образуется излишек товара, и ситуация называется избыточным предложением. На накопившиеся излишки товара продавцы снижают цены до тех пор, пока рынок не приходит в состояние равновесия.

График (а)

График (б)

Рисунок 2 — Неравновесная рыночная ситуация Если установившаяся рыночная цена Х2 ниже цены равновесия (график (б) рис.2), объем спроса превысит объем предложения. На рынке возникнет ситуация дефицита товара. Цена повысится, уровень предложения сохранится. Цена повышается, начинается движение рынка к равновесию.

Таким образом, при более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

Между изменениями спроса и предложения, с одной стороны, и изменениями равновесной цены и равновесного количества товаров, с другой, можно установить взаимосвязи, представленные в табл. 1:

Изменение

равновесной цены

равновесного количества товаров

спроса

спроса

предложения

предложения

Таблица 1 — взаимосвязи между изменениями спроса/предложения и равновесной ценой/равновесным количеством товаров рыночный равновесие спрос цена Таким образом, совокупность действий множества продавцов и покупателей автоматически подталкивает рыночную цену на товар к равновесной цене. Как только на рынке устанавливается равновесие, исчезает давление на цену и сверху, и снизу. Скорость, с которой устанавливается равновесие, определяется рынком и тем, как быстро изменяются цены. На большинстве свободных рынков ситуации избыточного предложения и неудовлетворенного спроса — явления временные, поскольку цены стремятся к равновесному уровню. Данный феномен называют законом спроса и предложения: цена любого товара стремится достичь такого уровня, когда предложение товара и спрос на товар уравновешиваются.

Когда какое-то событие приводит к сдвигу одной из кривых, рыночное равновесие нарушается и восстанавливается на новом уровне. Анализ таких изменений, сравнение условий старого и нового равновесия называют сравнительной статикой.

Анализ событий, оказывающих воздействие на рыночную ситуацию, включает три этапа. Во-первых, необходимо определить, приводит ли рассматриваемое событие к сдвигу кривой спроса или предложения или к смещению обеих кривых. Во-вторых, определяется направление сдвига кривых (вправо или влево). В-третьих, по графику с кривыми спроса и предложения, определяется влияние сдвигов на равновесную цену и объем предлагаемого и приобретаемого товара. Последовательность этих шагов представлена в табл.2. Применение этого метода в отношении различных событий, которые могут повлиять на ситуацию на рынке определенного товара, приведено во втором параграфе.

Определение сдвигов кривой спроса или кривой предложения (возможно, обеих кривых)

Определение направления сдвига кривой

Использование графика кривых спроса и предложения и анализ влияния сдвига на рыночное равновесие

Таблица 2 — Три шага сравнительной статики

1.4 Современные модели рыночного равновесия

Паутинообразная модель. Наиболее известная модель. Сущность модели — при отклонении цен от равновесного состояния происходит колебания цен и количества товара, реализуемого на рынке. В итоге наступает такое положение, при котором устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением.

Анализ паутинообразной модели позволяет сделать следующие выводы:

· равновесие является устойчивым, если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса;

· равновесие является неустойчивым, с взрывными колебаниями цены, если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения;

· цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Невальрасова модель с жесткими ценами. При нарушении рыночного равновесия устранение происходит или путем изменения цен (вальрасовский подход), или путем изменения количества товаров, предлагаемых для реализации (кейнсианский подход). Оба подхода отражены на графике спроса и предложения (рис.3).

Рисунок 3 — Невальрасова модель с жесткими ценами Начальное положение пересечения кривых спроса и предложения соответствует рыночному равновесию в точке Е1. Затем по каким-то причинам кривая спроса занимает положение D2D2. При сохранении первоначальной цены создается избыточное предложение AE1. Вальрасовский вариант предполагает, что равновесие достигается путем снижения цены с P1 до P2. В результате равновесие наступает в точке E2. Кейнсианский вариант предполагает сохранение цены на уровне P1, а равновесие обеспечивается уменьшением предложения до уровня Xk.

Модель очереди. Если цены находятся под контролем государства, они могут не меняться в течение длительного времени. В этом случае любые колебания спроса и предложения будут сопровождаться появлением дефицита или затоваривания. Эту модель иллюстрирует график спроса и предложения (рис.4).

Рисунок 4 — Модель очереди

Цена, установленная государством, равновесная (Р1). Если спрос повысился, кривая спроса D1D1 сдвигается в положение D2D2. При неизменной цене возникает дефицит. В этом случае равновесие можно установить путем увеличения предложения или путем рационального распределения дефицитного товара между потребителями в виде внедрения карточной системы.

Модель рыночного равновесия при вмешательстве государства (дополнение к модели очереди). Если в рыночных условиях государство фиксирует цены товара на неравновесном уровне, то неизбежно возникает избыток или дефицит (рис.5).

Рисунок 5 — Модель рыночного равновесия при вмешательстве государства Первый случай. Цена фиксируется выше равновесной на уровне Р1. В результате создается избыток товара ab. Это ведет к увеличению запасов, снижению реализации и уменьшению выручки от продаж. Государство вынуждено компенсировать дополнительные издержки фирмы, которые она несет за счет недополучения доходов. Наиболее простой способ такой компенсации — это закупка государством избыточных товаров. Т. е. государство выступает в качестве дополнительного покупателя, избыток в таком случае ликвидируется, наступает экономическое равновесие. Кривая спроса займет положение D1D1, цена P1 станет равновесной, а в точке E1 установится равновесие. При этом количество товаров 0qd приобретают покупатели, а избыток qdq1 — государство.

Второй случай. Цена фиксируется ниже равновесной на уровне P2. В результате наступит дефицит cd, который приведет к нарастанию неудовлетворенного спроса. Во избежание негативных последствий государство вынуждено восполнить дефицит за счет собственных источников, например, импорта. В этом случае государство выступает в качестве дополнительного поставщика товара. Дефицит ликвидируется и наступает экономическое равновесие. Кривая предложения сместится вправо в положение S1S1 и в точке E2 установится равновесие при цене P2. Объем спроса 0qs покрывается фирмами, а недостаток qsq2 — за счет госпоставок.

2. Применение модели рыночного равновесия. Примеры

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение, потому что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

Пример изменения спроса. Предположим, что стоит жаркое лето.

1. Количество баночек с газ. водой, которое желали бы купить, увеличивается. Кривая предложения при этом не изменяется.

2. Кривая спроса сдвигается вправо (из D1 в D2 на рис.6), то есть требуемое количество баночек возрастает.

3. Возрастание спроса обуславливает повышение цены равновесия с 20 руб. до 25 руб, а равновесного объема — с 7 до 10 баночек (рис.6). То есть жаркая погода привела к возрастанию цены и количества проданного товара.

Рисунок 6 — Влияние возрастания спроса на равновесие Пример изменения предложения. Предположим, что летом случилось землетрясение, разрушено нескольких фирм по производству напитков.

1. Количество продавцов уменьшается, что приводит к изменению объема производства и предложения напитков. Кривая спроса при этом не изменяется.

2. Кривая предложения сдвигается влево, так как снижается общее количество фирм, желающих и способных предложить напитки при каждой возможной цене. Уменьшение предложения приводит к сдвигу кривой предложения из положения S1 в положение S2 (рис.7)

3. Смещение кривой предложения приводит к увеличению цены равновесия баночки с 20 руб. до 25 руб.; равновесный объем уменьшается с 7 до 4 баночек. В результате землетрясения цена на напиток возрастает, а объем его продаж уменьшается.

Рисунок 7 — Влияние сокращения предложения на равновесие

Пример одновременного изменения спроса и предложения. Предположим, что стоит жаркая погода и происходит землетрясение.

1. Из-за жаркой погоды изменяется объем баночек, который покупатели желали бы приобрести, смещается кривая спроса. Вследствие землетрясения изменяется количество баночек, которое желали бы продать фирмы, смещается кривая предложения.

2. Кривая спроса смещается вправо, кривая предложения — влево (рис.8)

3. В зависимости от размера сдвигов спроса и предложения возможны два варианта развития событий. На графике (а) существенно увеличивается спрос на напиток, а предложение уменьшается незначительно, равновесный объем также увеличивается. Напротив, на графике (б) предложение значительно уменьшается, а спрос на напитки возрастает на существенно меньшую величину, равновесный объем сокращается. Таким образом, произошедшие события увеличивают цену баночки с газированным напитком, но их влияние на объем его продаж неоднозначно.

График (б)

Рисунок 8 — Сдвиги спроса и предложения

Заключение

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

Ограниченное количество имеющегося в обществе конкретного товара распределено между возможными его потребителями. Это частичное равновесие на единичном рынке. Цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. Это общее равновесие рынка.

Равновесный метод анализа в микроэкономическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект — отдельный производитель, фирма, покупатель — не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Для того чтобы рынок снова пришел в движение, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает редко. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижение общего равновесия. Экономическая свобода подразумевает, во-первых, свободу предпринимательства, во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т. е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу ценообразования.

Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать, приспосабливаться к изменяющимся условиям, и обеспечивать, как частичное, так и общее равновесие рынка.

Список используемой литературы

1. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. 2-е изд. / Пер. с анг. — СПб.: Питер, 2007. — 624 с.: ил.

2. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 560с.: ил.

3. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. И. Бархатова, Г. П. Журавлевой. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 848 с.: ил.

4. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой Е.А. — коллектив авторов — 1994. — 263 с.: ил.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой