Теория и практика управления судном
На внутренней горизонтальной шкале вспомогательной диаграммы отложим величину длины судна L = 116 м и от этой точки проведем вертикальную линию до кривой, от точки пересечения с которой проведем горизонталь до внутренней вертикальной шкалы, с которой снимем значение hв 3% расчеты или определим эту величину по формуле. Определить приращение осадки судна при плавании на мелководье и в узком канале… Читать ещё >
Теория и практика управления судном (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пояснительная записка Образец титульного листа
Контрольная работа № 1
Расчет пройденного расстояния и времени при пассивном и активном торможении Расчет безопасной якорной стоянки Учет инерции судна при швартовных операциях и определение положения мгновенного центра вращения неподвижного судна Расчет увеличения осадки судна от крена, изменения плотности воды, проседания на мелководье и расчет безопасной ширины фарватера Контрольная работа № 2
Определение положения судна относительно резонансных зон, длины волны и построение резонансных зон Буксировка судов
1 Расчет однородной буксирной линии
2 Расчет неоднородной симметричной буксирной линии
3 Расчет неоднородной несимметричной буксирной линии
4 Определение высоты волн для безопасной буксировки
5 Определение весовой игры буксирной линии Снятие
1 Снятие судов с мели стягиванием
2 Снятие судов с мели способом отгрузки
3 Снятие судна с мели при наличии крена, когда внешняя
кромка банки лежит позади миделя
4 Снятие судна с мели дифферентованием в случае, когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью
киля имеется достаточный запас глубины
5 Снятие судна с мели с помощью выгрузки после предварительного перемещения груза с носа в корму, когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубин
6 Снятие судна с мели дифферентованием, если часть груза снята, и когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубин
7 Снятие судна с мели при отсутствии запаса глубины под килем с учетом работы машины на задний ход
8 Определение начальной скорости буксировщика при снятии с мели способом рывка
Пояснительная записка к выполнению контрольных работ
Студенты 5-го и 6-го курса заочной формы обучения по дисциплине «Теория и практика управления судном» согласно учебному плану должны выполнить 2 контрольные работы: № 1 — на 5-м курсе и № 2 — на 6-м .
Номер первой задачи выбирается по последней цифре шифра, а все последующие номера задач определяются путем прибавления к номеру первой задачи числа 10. Например: номер первой задачи 8, второй — 18, третьей — 28 и т. д.
Для всех видов задач приведены примеры их решения.
При выборе примера для решения задач, связанных с пассивным и активным торможением, следует обратить внимание на конструкцию винта (ВФШ, ВРШ) и на начальную скорость торможения.
При вычислениях записи делаются по форме: формула — числовое значение величин (без промежуточных вычислений) — результат.
При графическом решении задач на диаграммах и номограммах, последние должны быть приложены к контрольной работе.
На чистом поле листов диаграмм и номограмм надлежит указать фамилию студента и номер задачи.
Листы контрольной работы должны быть пронумерованы и подшиты.
Образец титульного листа прилагается.
Контрольная работа должна быть зарегистрирована на кафедре и передана для проверки преподавателю до начала экзаменационной сессии.
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ КИЇВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТУ
імені гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного
Зразок
Контрольна робота № 1
з дисципліни:
«Теорія і практика управління судном»
Студента 5 курсу
заочної форми навчання
факультету судноводіння
Разгуліна В.В.
шифр 57 040
Київ-2007
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Расчет пройденного расстояния и времени при пассивном и активном торможении судна»
Примеры решения
Пример 1
Определить время падения скорости до V = 0,2 · Vo судна с ВФШ и ДВС после команды СТОП и пройденное за это время расстояние (время свободного торможения и выбег судна).
Масса судна m = 10 000 т, скорость полного хода Vo = 7,5 м/с, сопротивление воды при скорости Vo Ro = 350 кН, начальная скорость Vн = 7,2 м/с.
Решение.
Масса судна с учетом присоединенных масс воды
m1 = 1,1 m = 1,1 10 000 = 11 000 т Инерционная характеристика судна
Sо =
Продолжительность первого периода (до остановки винта)
t1 = 2,25
Скорость в конце первого периода V1 = 0,6Vo, когда останавливается винт
V1 = 0,6 Vo = 0,6 7,5 = 4,5 м/с Расстояние, пройденное в первом периоде, принимая =0,2
S1 = 0,5 So ?n = 0,5· 1768·?n
6. Во время второго периода (от скорости V1 = 4,5 м/с до скорости
V = 0,2 Vо = 0,2 · 7,5 = 1,5 м/с)
где =0,5 — коэффициент сопротивления для ВФШ
7. Расстояние, пройденное во втором периоде
8. Время свободного торможения
tв = t1 + t2 = 115 + 524 = 639? 640 с
9. Выбег судна
Sв = S1 + S2 = 614 + 1295 = 1909? 1910 м.
— в радианах
Пример 2
Определить время падения скорости до V = 0,2 Vо судна с ВФШ и ДВС после команды СТОП и пройденное за это время расстояние (время свободного торможения и выбег судна), если свободное торможение осуществляется на скорости Vн? 0,6 Vo
m = 10 000 т, Vo = 7,5 м/с, Ro = 350 кН, Vн = 4,0 м/с
Решение
1. m1 = 1,1 m = 1,1 10 000 = 11 000 т
2. Sо =
3. Определим скорость в конце первого периода, когда останавливается винт
V1 = 0,6 Vo = 0,6 7,5 = 4,5 м/с
4. Т.к. Vн < V1, то винт останавливается мгновенно.
5. V = 0,2 · Vo = 0,2 · 7,5 = 1,5 м/с Время падения скорости от Vн = 4,0 м/с до V = 1,5 м/с
где евт = 0,5 — коэффициент сопротивления для ВФШ
Vн = V1
7.Расстояние, пройденное при падении скорости от Vн = 4,0 м/с до V = 1,5 м/с
Пример 3
Определить время падения скорости до V = 0,2 · Vо для судна с ВРШ и ГТЗА после команды СТОП и пройденное за это время расстояние (время свободного торможения и выбег судна).
m = 10 000 т, Vo = 7,5 м/с, Ro = 350 кН, Vн = 7,2 м/с
Решение.
m1 = 1,1 m = 1,1 10 000 = 11 000 т
Sо =
V = 0,2 Vo = 0,2 7,5 = 1,5 м/с Время падения скорости до V = 1,5 м/с где V1 = Vн = 7,2 м/с ,
евт? 0,7 — коэффициент сопротивления для ВРШ
Пример 4
Определить время активного торможения и тормозной путь (нормальное реверсирование) судна с ВФШ и ДВС, если максимальный упор заднего хода Рз.х. = 320 кН.
m = 10 000 т, Vo = 7,5 м/с, Ro = 350 кН, Vн = 7,2 м/с
Решение
Масса судна с учетом присоединенных масс
m1 = 1,1 m = 1,1 10 000 = 11 000 т Инерционная характеристика судна
Sо =
Продолжительность первого периода (до остановки винта)
t1 = 2,25
4. Скорость в конце первого периода V1 = 0,6 Vo, когда останавливается винт
V1 = 0,6 Vo = 0,6 7,5 = 4,5 м/с
5. Расстояние, пройденное в первом периоде
S1 = 0,5 So ?n ,
где Ре — тормозящая сила винта, работающего в режиме гидротурбины и составляющая примерно 0,2 Ro, т. е. = 0,2
S1 = 0,5 1768 ?n
Продолжительность второго периода
t2 =, где V1 = 4,5 м/с Ре = 0,8 Рз.х. = 0,8 320 = 256 кН
t2 =
7. Расстояние, пройденное во втором периоде
S2 = 0,5 So ?n т.к. к концу второго периода V = 0, то
S2 = 0,5 So ?n = 0,5 1768 ?n
8. Время активного торможения
tй = t1 — t2 = 115 + 168 = 283 с
9. Тормозной путь
Sй = S1 + S2 = 614 + 354 = 968? 970 м.
Пример 5
Определить время активного торможения и тормозной путь (нормальное реверсирование) судна с ВФШ и ДВС после команды ЗПХ, если упор заднего хода Рз.х. = 320 кН и торможение осуществляется со скорости Vн? 0,6 Vo.
Масса судна m=10 000т, скорость полного хода Vo=7,5 м/с, сопротивление воды на скорости Vo Ro=350 кН, начальная скорость Vн=4,0 м/с.
Решение
Масса судна с учетом присоединенных масс
m1 = 1,1 m = 1,1 10 000 = 11 000 т Инерционная характеристика судна
Sо =
Скорость в конце первого периода, когда останавливается винт
V1 = 0,6 Vo = 0,6 7,5 = 4,5 м/с В случае, если Vн? V1 = 0,6 Vo (Vн = 4,0 м/с, V1 = 4,5 м/с), винт останавливается мгновенно и t1 = 0; S1 = 0.
Тормозящая сила винта Ре = 0,8 Рз.х. = 0,8 320 = 256 кН Время активного торможения
t = ,
где V1 = Vн = 4,0 м/с
t = = 154 с Тормозной путь
S = 0,5 So ?n ,
где V1 = Vн = 4 м/с
S = 0,5 1768 ?n
Пример 6
Определить время активного торможения и тормозной путь судна с ВРШ и ГТЗА, если максимальный упор заднего хода Рз.х. = 320 кН.
m = 10 000 т, Vo = 7,5 м/с, Ro = 350 кН, Vн = 7,2 м/с
Решение
Масса судна с учетом присоединенных масс
m1 = 1,1 m = 1,1 10 000 = 11 000 т Инерционная характеристика судна
Sо =
Продолжительность активного торможения
т.к. к концу периода торможения V = 0, то
где для ВРШ Ре = Рз.х. = 320 кН Т.к. к концу периода торможения V = 0, то тормозной путь судна
S = 0,5 So ?n, где V1 = Vн = 7,2 м/с
S = 0,5 1768 ?n
Задачи
Определить время падения скорости до V = 0,2 Vо после команды СТОП и пройденное за это время расстояние (время свободного торможения и выбег судна)
№ задачи | m, м | Vo, м/с | Ro, кН | Двигатель | Vн, м/с | |
8,8 | ДВС, ВРШ | 8,8 | ||||
8,7 | ДВС, ВРШ | 8,7 | ||||
7,5 | ДВС, ВФШ | 7,5 | ||||
7,7 | ГТЗА, ВРШ | 7,7 | ||||
6,1 | ДВС, ВФШ | 6,1 | ||||
9,5 | ДВС, ВФШ | 7,0 | ||||
7,5 | ДВС, ВФШ | 3,4 | ||||
7,2 | ДВС, ВФШ | 3,0 | ||||
8,2 | ГТЗА, ВРШ | 3,3 | ||||
6,1 | ДВС, ВФШ | 3,0 | ||||
Определить время активного торможения и тормозной путь после команды ЗПХ
№ задачи | m, м | Vo, м/с | Ro, кН | Rз.х. , кН | Двигатель | Vн, м/с | |
7,5 | ДВС, ВФШ | 7,5 | |||||
9,5 | ДВС, ВФШ | 9,5 | |||||
7,7 | ГТЗА, ВРШ | 7,7 | |||||
8,7 | ДВС, ВФШ | 6,5 | |||||
7,2 | ДВС, ВРШ | 5,0 | |||||
7,5 | ГТЗА, ВРШ | 5,8 | |||||
7,2 | ДВС, ВРШ | 3,0 | |||||
8,2 | ГТЗА, ВРШ | 3,3 | |||||
6,1 | ДВС, ВФШ | 3,0 | |||||
8,8 | ДВС, ВРШ | 4,0 | |||||
Рекомендованная литература:
1. Сборник задач по управлению судами; Учебное пособие для морских высших учебных заведений / Н. А. Кубачев, С. С. Кургузов, М. М. Данилюк, В. П. Махин. — М. Транспорт, 1984, стр. 37 — 43.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация; Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А. И. Щетининой. 3-е издание. — М. Транспорт, 1983, стр. 191 — 196.
3. Управление судном и его техническая эксплуатация. Под редакцией А. И. Щетининой 2-е издание. — М. Транспорт, 1975, стр. 305 — 311.
4. С. И. Демин. Торможение судна. — М. Транспорт, 1975, стр. 5 — 18.
5. Управление судном. Под общей редакцией В. И. Снопкова. — М. Транспорт, 1975, стр. 5 — 12, 25−37.
Тема: «Расчет безопасной якорной стоянки»
Пример
Танкер водоизмещением? = 84 500 тонн, длина L = 228 м, средняя осадка dср = 13,6 м, высота борта Нб = 17,4 м, масса якоря G = 11 000 кг, калибр якорной цепи dц = 82 мм, глубина места постановки на якорь Нгл = 30 м, грунт — ил, наибольшая скорость течения Vт = 4 уз., угол между направлением течения и ДП ит = 20є, усиление ветра по прогнозу до u = 10−12м/с, угол между ДП и направлением ветра qu = 30є. По судовым документам площадь проекции надводной части корпуса судна на мидель
Аu = 570 м2, то же на ДП Вu = 1568 м2.
Определить:
длину якорной цепи необходимую для удержания судна на якоре;
радиус окружности, которую будет описывать корма судна;
силу наибольшего натяжения якорной цепи у клюза.
Решение
1.Вес погонного метра якорной цепи в воздухе
qо = 0,021 dц2 = 0,021 822 = 141,2 кг/м
2.Вес погонного метра якорной цепи в воде
qw = 0,87 qо = 0,87 141,2 = 122,84 кг/м
3. Высота якорного клюза над грунтом Нкл = Нгл + (Нб — dср) = 30 + (17,4 — 13,6) = 33,8 м
4. Удельная держащая сила якоря дана в условии задачи: К =1,3
5. Необходимая длина якорной цепи из расчета полного использования держащей силы якоря и отрезка цепи, лежащего на грунте
где:
а — длина части якорной цепи, лежащей на грунте; принимаем, а = 50 м;
ѓ - коэффициент трения цепи о грунт дан в условии задачи: ѓ=0,15
6. Определим силу ветра, действующую на надводную часть судна
RA = 0, 61 Сха uІ (Аu cos qu + Bu sin qu), где Сха — аэродинамический коэффициент задачи дан в условии Сха=1,46
quє | Сха | |||
сухогр. судно | пассаж. судно | танкер, балкер | ||
0,75 | 0,78 | 0,69 | ||
1,65 | 1,66 | 1,46 | ||
1,35 | 1,54 | 1,19 | ||
1,20 | 1,33 | 1,21 | ||
RA = 0,61 1,46 122 (570 cos 30є + 1568 sin 30є) =163,850 кН = 16,7 m
7.Определим силу действия течения на подводную часть судна
Rт = 58, 8 Вт Vт2 sin ит, где:
Вт — проекция подводной части корпуса на ДП судна, Вт? 0,9 L dcp = 0,9 · 228 · 13,6 = 2790,7? 2791 м2
Vт — скорость течения в м/с
Vт = 4 уз.? 2 м/с
Rт = 58,8 2791 22 sin 20є = 224,517 кН = 22,9 m
8.Определим силу рыскания судна при усилении ветра
Rин = 0,87 G = 0,87 11 000 = 9,57 m = 93,882 кН
9.Сумма действующих на судно внешних сил
? R = RА + Rт + Rин = 163,850 + 224,517 + 93,882 = 482,249 кН = 49,2 m
10.Определим минимальную длину якорной цепи, необходимую для удержания судна на якоре, при условии Fг = Fх =? R (н) = 10 · G · К и коэффициенте динамичности Кд = 1,4
где:
К = 1,3 — удельная держащая сила грунта,
qw = 122,84 кг/м — вес погонного метра якорной цепи в воде С целью обеспечения безопасности якорной стоянки надлежит вытравить
9 смычек = 225 м якорной цепи.
11. Определим горизонтальное расстояние от клюза до точки начала подъема якорной цепи с грунта
x=
= 214,21 м? 214 м.
Следовательно, длина цепи, лежащая на грунте составляет, а = 225 — 214=11м
12. Радиус окружности, которую будет описывать корма танкера
Rя = а + х + L = 11 + 214 + 228 = 453 м
13. Определим силу наибольшего натяжения якорной цепи у клюза
F2 = 9,81 qw
Задачи
Определить:
длину якорной цепи, необходимую для удержания судна на якоре;
радиус окружности, которую будет описывать корма судна;
силу наибольшего натяжения якорной цепи у клюза.
Исходные данные | Номера задач | ||||||||||
Тип судна | Сухо-груз | Пассаж | Танкер | Сухогруз | Танкер | Балкер | Пассаж. | Балкер | Сухо груз | Танкер | |
Водоизмещение ?, m | |||||||||||
Длина L, м | |||||||||||
Ср. осадка dср, м | 9,5 | 6,2 | 10,4 | 9,2 | 9,8 | 7,6 | 8,3 | 12,4 | 10,1 | 8,2 | |
Высота борта Нб, м | 11,7 | 16,3 | 13,6 | 13,4 | 12,6 | 12,1 | 18,9 | 17,0 | 13,1 | 10,4 | |
Площади проекций Аu, м2 надв. части корпуса Вu, м2 | |||||||||||
Грунт | песок | галька | ил | галька | песок | ил | песок | галька | ил | песок | |
Масса якоря G, кг | |||||||||||
Уд. держ. сила якоря К | 2,6 | 3,5 | 2,1 | 3,3 | 2,6 | 2,1 | 2,5 | 3,2 | 2,2 | 2,6 | |
Калибр цепи dц, мм | |||||||||||
Коэф. трения цепи ѓ | 0,35 | 0,38 | 0,12 | 0,38 | 0,35 | 0,12 | 0,35 | 0,38 | 0,12 | 0,35 | |
Глубина Нгл, м | |||||||||||
Ветер qu, град u, м/с | |||||||||||
Течение ит, град Vт, уз. | |||||||||||
Аэродинамический коэффициент Сха | 1,65 | 1,54 | 1,32 | 1,35 | 1,46 | 1,46 | 1,60 | 1,19 | 1,65 | 1,32 | |
Рекомендованная литература:
1. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных, морских училищ. Под редакцией А. И. Щетининой. 3-е издание.- Транспорт, 1983, стр.241−249.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных, морских училищ. Под редакцией А. И. Щетининой. 2-е издание.- М. Транспорт, 1975, стр.336−349.
3. Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений. Н. А. Кубачев, С. С. Кургузов, М. М. Данилюк, В, П. Махин. — М. Транспорт, 1984, стр.17−20.
4. Управление судном. Под общей редакцией В. И. Снопкова.;
М. Транспорт, 1991, стр. 206−221.
Тема: «Учет инерции судна при швартовных операциях и определение положения мгновенного центра вращения неподвижного судна»
Примеры решения
Пример 1
Определить инерционную характеристику судна tv1 на скорости VH1 = 7,2 м/с (14 уз.), если Vo = 7,5 м/с (14,6 уз.), а So = 2500 м.
Примечание: характеристика tv численно равна времени падения скорости от VH до 0,5 VH при свободном торможении.
Решение
tv1 = с = 4 м 42 с
Задачи
Определить инерционную характеристику tv на скорости VH.
Номер задачи | |||||||||||
Vo, м/с So, м/с Vн, м/с | 6,1 3,0 | 8,8 4,0 | 8,7 3,4 | 7,5 4,0 | 7,2 3,0 | 7,7 3,5 | 9,5 4,0 | 8,2 3,3 | 7,5 3,4 | 7,7 2,6 | |
Пример 2
Судно, следуя против течения, подходит к причалу со скоростью VH' = 3 уз. Относительно грунта. Скорость течения Vт = 2 уз.
Определить на каком расстоянии от причала дать СТОП, чтобы:
а) остановиться у причала без реверса двигателя на задний ход;
б) иметь скорость относительно причала не более V= 0,5 уз.
Инерционная характеристика tv = 7 мин.
Решение
а) VH = VH' + Vт = 3 + 2 = 5 уз.
Скорость относительно воды у причала:
V = Vт = 2 уз.; ?V = VH — V = 5 — 2 = 3 уз.
S = кб б) VH = 5 уз.
Скорость относительно воды у причала
V = Vт + 0,5 = 2 + 0,5 = 2,5 уз.; ?V = VH — V = 5 — 2,5 = 2,5 уз.
S = кб
Задачи
Судно следует против течения к причалу со скоростью Vн относительно грунта. Определить на каком расстоянии от причала дать СТОП чтобы:
а) остановиться у причала без реверса двигателя на задний ход;
б) иметь скорость относительно причала не более Vуз.
Номер задачи | |||||||||||
Vн, уз. Vт, уз. V, уз. tv, мин. | 2,5 1,5 0,5 3,0 | 3,0 2,0 1,0 4,2 | 4,0 1,0 0,5 5,5 | 3,4 2,0 1,0 6,0 | 2,5 2,5 1,0 8,0 | 3,0 2,0 0,5 9,0 | 4,0 1,0 0,5 7,4 | 4,8 1,5 0,5 11,0 | 3,4 1,0 0,5 16,5 | 2,6 2,0 1,0 18,8 | |
Пример 3
Определить расстояние, на котором будет остановлено судно работой винта на задний ход щз.х. = 60 об/мин., если скорость судна перед дачей заднего хода VH = 2 уз. Скорость полного хода Vо = 16 уз. Частота вращения винта при работе на полный задний ход щз.хо. = 105 об/мин. Инерционная характеристика Sо = 2500 м, тормозная характеристика = 0,9.
Решение
Sт = 1,3 б (1 + б) Sо
где б =
Sт = 1,3 0,025 (1 + 0,025) 2500 = 83 м
Задачи
Определить расстояние, на котором будет остановлено судно работой винта на задний ход с частотой вращения щз.х., если скорость перед дачей заднего хода Vн. Известна тормозная характеристика судна Рз.х./Rо, соответствующая частота вращения винта на полный задний ход щз.хо., инерционная характеристика Sо , скорость полного хода Vо.
Номер задачи | |||||||||||
Vн, уз. щз.х., об/мин. Vо, уз. Sо, м щз.хо., об/мин. Рз.х./Rо | 1,5 12,0 1,0 | 2,8 17,2 1,1 | 2,1 17,0 1,2 | 1,0 14,6 1,1 | 1,2 14,0 1,3 | 0,9 15,0 0,7 | 1,8 18,5 1,4 | 2,0 16,0 0,4 | 1,4 14,6 1,1 | 1,1 15,0 0,7 | |
Пример 4
Определить кинетическую энергию навала судна Д = 250 000 тонн на докфиндер причала при скорости подхода V = 0,1 м/с, коэффициент энергии навала Кн = 0,9, коэффициент присоединенной массы м = 0,35, g = 9,81 м/с2.
Решение.
W = кн тонн
Задачи
Определить кинетическую энергию навала судна
Номер задачи | |||||||||||
Д, тыс. т V, м/с Кн м | 0,05 0,5 0,22 | 0,1 0,5 0,23 | 0,15 0,6 0,24 | 0,2 0,7 0,25 | 0,1 0,6 0,26 | 0,05 0,7 0,27 | 0,2 0,6 0,28 | 0,1 0,7 0,29 | 0,15 0,7 0,30 | 0,05 0,8 0,31 | |
Пример 5
Под углом 90є к ДП судна подан буксир на расстоянии d = от центра тяжести судна (G) в корму. Длина судна L = 300 м. Определить расстояние (К) мгновенного центра вращения (О) от центра тяжести судна (G) и радиус, которым оконечность кормы судна опишет дугу вокруг мгновенного центра вращения.
Решение:
d = = = 100 м; м ;
а = - d = - 100 = 50 м; R = К + d + а = 56,25+100+50 = 206,25 м
Задачи
Определить положение центра вращения неподвижного судна и радиус, которым оконечность кормы опишет дугу вокруг мгновенного центра вращения
Номер задачи | |||||||||||
L, м d, | L/2 | L/3 | L/4 | L/5 | L/6 | L/8 | L/10 | L/12 | L/16 | L/32 | |
Рекомендованная литература:
1. Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений / Н. А. Кубачев, С. С. Кургузов, М. М. Данилюк, В. П. Махин. — М. Транспорт, 1984, стр. 57−62.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А. И. Щетининой. 3-е издание. — М. Транспорт, 1983, стр. 284−286.
3. С. Г. Погосов. Швартовка крупнотоннажных судов. — М. Транспорт, 1975, стр. 67−72.
Тема: «Расчет увеличения осадки судна от крена, изменения плотности воды, проседания на мелководье и расчет безопасной ширины фарватера»
Примеры решения
Пример 1
І. Танкер длиной L = 174 м, шириной В = 23,5 м со статической осадкой Тсm = 9,8 м на ровном киле следует со скоростью V = 14 уз (7,2 м/с) на мелководье, Hгл = 14,8 м.
Определить суммарное увеличение осадки от крена судна и = 3є, при изменении плотности воды от с1 = 1,025 m/м3 до с2 = 1,008 m/м3 при поправке на пресную воду? Т = 213 мм и от проседания на мелководье.
Решение
Увеличение осадки от крена
?Ткр tg и = tg 3є = 0,61 м Формула используется при и? 8
2. Увеличение осадки от изменения плотности воды
?Тпл = · ?Т = 213 = 0,15 м
3. Увеличение осадки от проседания на мелководье
?Тvґ = · при 1,5 << 4
или ?Тv = при? 1,4
где Кv — коэффициент, зависящий от см. таблицу
L/B Кv L/B Кv
4 1,32 8 1,17
5 1,27 9 1,15
6 1,23 12 1,1
7 1,19
= = 7,4 К = 1,18; ?Тvґ = · = 0,84 м
4. Увеличение дифферента на корму при коэффициенте общей полноты корпуса? 0,65
?Тк = Кк? Тvґ, где Кк — коэффициент, зависящий от см. таблицу
L/B Кк
3,5 — 5,0 1,5 — 1,25
5 — 7 1,25 — 1,1
7 — 9 1,1
= = 7,4 Кк = 1,1
?Тv = Кк? Тvґ = 1,1· 0,84 = 0,92 м
5. Суммарное увеличение осадки а) на миделе
?Т= ?Ткр + ?Тпл + ?Тv? = 0,61 + 0,15 + 0,84 = 1,60 м б) кормой при острых отводах кормы
?Тк = ?Тпл + ?Тvк = 0,15 + 0,92 =1,07 м т. е. максимальное увеличение осадки? Т = 1,60 м
2. Максимальная динамическая осадка Тдин = Тсm + ?Т = 9,80 + 1,60 = 11,40 м
Задачи
Определить суммарное увеличение осадки:
1) от крена судна и ;
2) при переходе судна из воды с плотностью с1 в воду с плотностью с2 при поправке на пресную воду? Т ;
3) от проседания при плавании на мелководье по формулам Института гидрологии и гидротехники АН СССР для судов с острыми отводами;
4) при увеличении дифферента на корму и максимальную осадку
Номер задачи | L, м | В, м | Тсm, м | И, град. | ?Т, мм | с1 m/м3 | с2 m/м3 | Нгл, м | * V, уз. | |
13,3 | 6,30 | 1,030 | 1,000 | 7,80 | 9,5 | |||||
102,3 | 14,1 | 6,35 | 1,029 | 1,002 | 8,90 | 10,0 | ||||
104,2 | 15,2 | 6,40 | 1,028 | 1,005 | 10,60 | 11,5 | ||||
105,6 | 14,4 | 6,55 | 1,027 | 1,007 | 8,80 | 10,5 | ||||
108,1 | 15,3 | 6,70 | 1,026 | 1,008 | 10,70 | 10,8 | ||||
110,6 | 15,4 | 6,85 | 1,025 | 1,013 | 8,80 | 12,5 | ||||
112,5 | 16,0 | 7,05 | 1,024 | 1,008 | 9,40 | 11,8 | ||||
114,4 | 16,3 | 7,10 | 1,023 | 1,010 | 11,40 | 13,2 | ||||
116,7 | 16,6 | 7,25 | 1,022 | 1,015 | 9,60 | 12,4 | ||||
138,0 | 19,9 | 8,50 | 1,021 | 1,004 | 11,90 | 13,0 | ||||
V, уз. перевести в V м/с
Пример 2
Определить приращение осадки судна при плавании на мелководье и в узком канале по Формулам Барраса, когда отношение глубины к осадке, а отношение площади подводной части миделя судна к площади поперечного сечения канала. Длина судна L=160 м, ширина В=26,7 м, осадка Тср=10,80 м, объемное водоизмещение судна
Vоб =34 635 м3, глубина Н=12, 40 м, скорость судна V=8 уз.
Решение
1. Коэффициент общей полноты судна
2. Увеличение осадки на мелководье
3. Увеличение осадки в канале
Задачи
Номер задачи | L, м | В, м | Т, м | Vоб, м3 | V, уз | Нгл, м | |
167,4 | 27,4 | 10,65 | 9,5 | 12,5 | |||
174,6 | 28,5 | 9,80 | 10,0 | 11,3 | |||
188,9 | 29,3 | 10,85 | 11,5 | 12,8 | |||
202,4 | 31,6 | 11,25 | 12,5 | 13,1 | |||
210,0 | 35,2 | 12,80 | 10,8 | 14,4 | |||
212,4 | 34,8 | 12,95 | 9,7 | 15,0 | |||
217,3 | 34,5 | 13,05 | 13,4 | 15,1 | |||
221,6 | 33,7 | 13,10 | 12,2 | 15,3 | |||
227,8 | 34,2 | 13,15 | 12,0 | 15,8 | |||
231,5 | 35,7 | 13,25 | 11,0 | 15,0 | |||
Пример 3
По методу NPL определить изменение осадки танкера: L= 300 м на скорости 14 уз. при Тcm = 13,5 м;
дифферент ш = 0, на глубине Нгл=20 м; (см. Приложение 1)
Для использования номограммы NPL необходимо выполнение следующих условий:
— коэффициент полноты объема корпуса судна должен быть 0,80? д?90
— отношение длины судна к его ширине ;
— отношение глубины моря к осадке 1,1??1,5 ;
— число Фруда по глубине Frh = 0,10,6;
Решение
1. По номограмме NPL (см. лист. Приложение 1) из точки А, соответствующей значению V = 14 уз., провести вертикаль до пересечения с линией глубины моря Н = 20 м (точка В);
2. Из точки В провести горизонталь на правую часть номограммы до пересечения с линиями заданного дифферента ш = 0 (точка С — нос, точка С' - корма);
3. Из точек С и С' опустить вертикальные линии до пересечения с линией длины судна L = 300 м (точки D и D');
4. Из точек D и D' провести горизонтали до пересечения осадок и снять результат: приращение осадки носом? Тн=+1,98 м, приращение осадки кормой? Тк=+1,48 м
Задачи
Номер задачи | L , м | Тсm, м | Нгл, м | Дифферент ш | V, уз. | |
9,85 | 13,0 | |||||
11,15 | 15,0 | 1/100 на корму | ||||
12,85 | 16,0 | 1/100 на корму | ||||
13,10 | 17,0 | |||||
13,55 | 18,0 | 1/500 на нос | ||||
14,00 | 17,0 | 1/500 на нос | ||||
15,65 | 19,0 | |||||
18,40 | 22,0 | 1/100 на корму | ||||
21,70 | 26,0 | 1/100 на корму | ||||
23,90 | 28,0 | |||||
Пример 4
а) Определить ширину свободного пространства прохождения судна в узкости на прямолинейном участке
L = 174м — длина судна;
В = 23,5м — ширина судна;
* V = 18 уз — скорость судна;
= 200м — наибольшая ошибка;
tu = 10мин = 600с — промежуток времени между обсервациями;
t3 = 3,5 мин=150с — время на определение и прокладку линий положения;
Со = 5 о — учитываемый угол сноса;
Со = - ошибка в угле сноса;
щ = 0.1 град/c — средняя угловая скорость поворота;
Z = 30м — необходимый навигационный запас.
* V, уз. перевести в V м/с
Решение
в = 2 дm + 2V (tu + tз) =
= 2? 200 + 2? 7,2 (600 + 150) + 23,5 + 2? 30? 887 м.
в) Определить будет ли достаточной ширина фарватера 400 м при проводке судна по створу (непрерывное наблюдение за смещением судна, tu=0, tз= 0) при тех же условиях.
Решение
в = 2 дm + = 2? 200 + + 23,5 + 2? 30= =510 м.
Ширина фарватера не достаточна.
Задачи
а) Определить ширину полосы свободного пространства для прохождения судном узости:
Номер задачи | L, м | В, м | V, м/с | дm, м | tu, с | tз, с | С, град. | ?С, град. | Z, м | щ град./с | |
126,0 | 17,0 | 6,0 | 5,0 | 2,0 | 0,1 | ||||||
180,0 | 27,2 | 8,0 | 4,0 | 2,0 | 0,1 | ||||||
214,0 | 31,0 | 7,0 | 5,0 | 3,0 | 0,1 | ||||||
245,0 | 38,0 | 6,0 | 4,0 | 2,0 | 0,2 | ||||||
277,0 | 45,0 | 8,0 | 5,0 | 3,0 | 0,2 | ||||||
в) Определить будет ли достаточной ширина фарватера 150 м при проводке судна по створу.
Номер задачи | в, м | L, м | В, м | V, м/с | дm, м | С, град. | ?С, град. | Z, м | щ град./с | |
165,0 | 25,3 | 3,0 | 25,0 | 12,0 | 5,0 | 10,0 | 0,1 | |||
236,0 | 39,0 | 3,0 | 25,0 | 3,0 | 1,0 | 10,0 | 0,1 | |||
190,6 | 31,4 | 4,0 | 25,0 | 8,0 | 3,0 | 10,0 | 0,1 | |||
172,0 | 22,8 | 3,0 | 25,0 | 3,0 | 1,0 | 10,0 | 0,1 | |||
109,0 | 16,6 | 4,0 | 25,0 | 5,0 | 2,0 | 10,0 | 0,1 | |||
Рекомендованная литература:
1. Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений / Н. А. Кубачев, С. С. Кургузов, М. М. Данилюк, В. П. Махин. — М. Транспорт, 1984, стр. 48 — 57.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А. И. Щетининой. 3-е издание. — М. Транспорт, 1983, стр. 383 — 392.
3. Управление судном и его техническая эксплуатация. Под редакцией А. И. Щетининой 2-е издание. — М. Транспорт, 1975, стр. 393 — 401.
Контрольная работа № 2
Тема: «Определение положения судна относительно резонансных зон, длины волны и построение резонансных зон»
Примеры решения
Пример 1
Определение положения судна относительно резонансных зон.
Судно следует в условиях регулярного волнения, когда определение длины волны не представляет затруднений. Сравниваем ее с длиной судна. Определить положение судна относительно резонансных зон.
Дано: Длина судна L = 101,9 м; ширина судна В = 16,7 м; осадка судна Т = 7,0 м; скорость судна Vs = 10 уз.; поперечная метацентрическая высота h = 0,9 м; курсовой угол направления движения волны q = 45є; длина волны л = 90 м.
Решение
1. Рассчитать кажущийся период волн:
Находим период бортовой качки судна
; принимаем К = 0,8
Определяем период килевой качки Рассчитываем отношения:
Выводы:
а) по бортовой качке судно находится в дорезонансной зоне, т. е.
< 0,7;
б) по килевой качке судно находится в резонансной зоне
(0,7 < < 1,3) и испытывает килевую качку
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
В, м | 19,7 | 20,0 | 17,7 | 14,4 | 16,7 | 16,7 | 14,0 | 17,7 | 19,2 | 20,0 | |
Т, м | 9,2 | 8,6 | 7,8 | 6,5 | 7,1 | 6,8 | 5,8 | 7,6 | 6,6 | 8,2 | |
h, м | 0,97 | 0,92 | 0,95 | 0,85 | 0,90 | 0,88 | 0,94 | 0,90 | 1,20 | 0,95 | |
Vs, уз. | 14,0 | 12,0 | 8,0 | 9,0 | 13,0 | 6,0 | 4,0 | 10,0 | 12,0 | 12,0 | |
qє | |||||||||||
л, м | |||||||||||
Пример 2
Определение длины волны с помощью универсальной диаграммы качки (Приложение 2).
Судно следует в условиях нерегулярного волнения. Для определения средней величины кажущегося периода волн измерили суммарное время прохождения серии волн и вычислили ф как среднее арифметическое.
Определить среднее значение длины волн.
Дано: Скорость судна Vs = 10 уз.; курсовой угол направления движения волны q = 30є; кажущийся период волн ф ?= 7 с.
Решение
Находим в нижней части диаграммы точку, соответствующую значениям Vs = 10 уз. и q = 30є.
Проводим из этой точки вертикальную линию в верхнюю часть диаграммы до пересечения с кривой ф? = 7 с.
Ордината полученной точки соответствует длине волны л = 130 м.
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
Vs, уз. | 8,5 | ||||||||||
q, град. | |||||||||||
ф, с | 6,5 | 8,5 | |||||||||
Пример 3
Построение резонансных зон на универсальной диаграмме Ремеза (Приложение 3) по измеренному кажущемуся периоду волн.
Построить резонансные зоны для бортовой и килевой качки.
Дано: Длина судна L = 139,4 м; скорость судна Vs = 12 уз., q = 120є; период собственных поперечных колебаний судна Ти = 18 с; период собственных продольных колебаний судна Тш = 8 с, кажущийся период волн ф?= 12 с.
Решение
1. Находим длину волны (см. Пример 2 этой темы): л = 140 м.
2. Из точки пересечения горизонтали с ординатой, равной л = 140 м и кривой ф? = Ти = 18 с, проводим в нижнюю часть диаграммы линию чистого резонанса по бортовой качке.
3. Рассчитаем и (можно воспользоваться шкалой в верхней части диаграммы)
4. Из точек пересечения кривых ф? = 14 с и ф? = 26 с с горизонталью л = 140 м проводим вертикальные линии в нижнюю часть диаграммы. Эти вертикали ограничивают резонансную зону по бортовой качке.
5. Линию чистого резонанса по килевой качке проводим из точки пересечения кривой ф?=Тш=8 с горизонталью л=140м. Линии, ограничивающие резонансную зону по килевой качке, проводим из точек пересечения горизонтали л=140 м с кривыми ф? =Тш / 1,3=8/1,3=6 с и ф? =Тш /0,7=8/0,7=11 с
Ответ: вертикали, ограничивающие резонансную зону по бортовой качке, отсекают на внешней полуокружности курсовых углов значения 112є и 138є, а по килевой качке значения 45є и 100є.
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
Vs, уз. | |||||||||||
Ти, с | |||||||||||
Тш, с | |||||||||||
q, град. | |||||||||||
ф, с | 4,5 | ||||||||||
Пример 4
Построение резонансной зоны бортовой качки по высоте волны. (Приложение 4)
Судно следует в условиях, когда волнение имеет явно выраженный нерегулярный характер. Определить резонансную зону бортовой качки по высоте волны 3%-ной обеспеченности, ф рассчитывать с точностью до 1 с.
Дано: Ти = 20 с; h3% = 4 м.
Решение
Из точек шкал, А и В, соответствующих hв = 4 м, проводим горизонтали до пересечения с кривой ф? = 20 с в части диаграммы, расположенной выше кривой ф? = ?.
Из точек пересечения опускаем вертикали, которые на нижней части диаграммы ограничат зону значений V и q, отвечающих чистому резонансу бортовой качки.
Рассчитываем Ти / 1,3 = 15,4 с и Ти / 0,7 = 28,6 с. Так же, как и кривая ф?=20с, кривые ф?= и ф?= пересекаются горизонталями, упомянутыми в п. 1. При этом образуется фигура с 4-мя точками пересечения. Из крайней левой и крайней правой точек пересечения проводим вертикальные линии, которые на нижней части диаграммы ограничат резонансную зону бортовой качки.
Крайней левой точкой пересечения будет точка пересечения кривой
ф? = 29 с горизонталями h3% = 4 м шкалы В, а крайней правой — точка пересечения кривой ф? = 15 с и горизонталями h3% = 4 м шкалы А. Внешнюю полуокружность курсовых углов диаграммы вертикали пересекут в точках со значением 115є и 132є.
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
Ти, с | |||||||||||
hв, м | |||||||||||
Тема: «Расчет условий отсутствия слеминга и штормование судна с застопоренными машинами»
Примеры решения
Пример 1
Расчет условий отсутствия слеминга. Условия отсутствия слеминга можно определить по выражению:
где: L — длина судна, м;
Тн — осадка носом, м;
А — коэффициент, зависящий от Fr (число Фруда) и; Fr = (м/с);
В — ширина судна, м;
лmax — длина волны максимальная, м;
hв max — высота волны максимальная, м;
При условии отсутствия слеминга коэффициент, А должен быть Дано. Судно следует навстречу волне. Рассчитать скорость, при которой слеминг будет отсутствовать. L = 139,4 м; В = 17,7 м; Тн = 6,5 м; лmax = 120 м; hв max = 5 м.
Решение:
= = 0,89, принимаем, А = 0,9;
По, А = 0,9 и = 8 по графику (см. Приложение 5) находим максимально допустимое значение Fr. В нашем случае Fr = 0,14.
Максимально допускаемая скорость судна
V = Fr
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
L, м | |||||||||||
В, м | |||||||||||
Тн, м | 5,2 | 4,8 | 4,2 | 4,3 | 7,0 | 5,8 | 5,2 | 5,8 | 3,4 | 4,0 | |
лmax, м | |||||||||||
hв max , м | |||||||||||
Пример 2
Штормование судна с застопоренными машинами.
Судно может лечь в дрейф в том случае, когда оно, не имея хода, находится в условиях, достаточно удаленных от резонансного режима бортовой качки.
Это возможно при соблюдении условий л > или л <
Дано: В = 14 м; h = 0,96 м.
Определить при какой длине волны судно может безопасно лечь в дрейф.
Решение
л > = = 408 м или л < = = 122 м
Ответ: судно может лечь в дрейф, если длина волны будет менее 120 м (результат 408 м практического интереса не представляет.)
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
В, м | 12,0 | 19,7 | 20,0 | 14,4 | 16,7 | 16,7 | 14,0 | 14,0 | 17,7 | 12,0 | |
h, м | 1,0 | 1,0 | 0,7 | 1,2 | 0,9 | 0,4 | 0,3 | 0,9 | 0,8 | 0,5 | |
Тема: «Выбор оптимальных условий плавания на попутном волнении»
Примеры решения
Пример 1
Построение на универсальной диаграмме качки (Приложение 6) зоны, опасной при плавании на попутном волнении.
Принимаем кажущийся период волны, начиная с которого нахождение на гребне становится опасным ф? = Ти
Дано: L = 56 м; л = 60 м; Ти = 10 с.
Построить опасную (за счет уменьшения остойчивости на гребне волны) зону для судна, следующего на попутном волнении.
Решение
1. Рассчитываем ф? = 1,54? Ти = 1,54? 10 = 15 с.
2. Из точек пересечения горизонтали, соответствующей л = 60 м с кривыми ф? = 15 с (по обе стороны кривой ф? = ?) опустим вертикали, которые в нижней части диаграммы ограничат опасную зону. В данном случае в пределах графика горизонталь пересекает только кривую ф? = 15 с, расположенную выше кривой ф?= ?. Вертикаль, опущенная, из этой точки пересечения отбивает на полуокружности КУ точки 116є. Зона левее этой вертикали — опасная.
Для полной оценки положения судна, кроме этой зоны, следует построить резонансные зоны по бортовой и килевой качке и только после этого принимать решение о выборе курса и скорости судна для штормования.
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
L, м | |||||||||||
л, м | |||||||||||
Ти, м | |||||||||||
Пример 2
Оценка параметров неблагоприятных попутных волн по вспомогательной диаграмме А. И. Богданова. (Приложение 7)
Необходимость использования диаграмм Богданова определяется по вспомогательной диаграмме, на которой нанесены области неблагоприятных и опасных параметров, соответствующих неблагоприятных и опасных сочетаний скоростей и курсовых углов.
Дано: L = 116 м; л = 110 м; hв 3% = 7 м.
Определить необходимость использования диаграмм А. И. Богданова.
Решение
1. На внутренней горизонтальной шкале вспомогательной диаграммы отложим величину длины судна L = 116 м и от этой точки проведем вертикальную линию до кривой, от точки пересечения с которой проведем горизонталь до внутренней вертикальной шкалы, с которой снимем значение hв 3% расчеты или определим эту величину по формуле
h 3% расч. = 0,22 • L0,715 = 0,22 116 0,715 = 6,8 м
2. Рассчитаем отношения
3. По значениям л/L=0,95 и hв3% / h3%=1,03, используя внешнюю оцифровку шкал, проводим горизонтальную и вертикальную линии.
4. Точка пересечения проведенных линий находится в опасной зоне вблизи параметра, обозначенного цифрой 1, где высоты волн очень близки к расчетным.
5. Для определения безопасных курсов и скоростей воспользуемся основными диаграммами Богданова, выбирая ту, которая соответствует данной загрузке судна и наблюдаемой высоте волны 3% обеспеченности.
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
L, м | |||||||||||
л, м | |||||||||||
hв3% | |||||||||||
Пример 3
Выбор оптимальных условий для движения судна.
а) Судно следует в условиях регулярного волнения Vs = 10 уз.; q = 45є;
Ти = 14 с; Тш = 6 с; л = 100 м. (Приложение 8)
Построить резонансные зоны и выбрать маневр изменением курса для выхода из них.
Решение
1. == 11 с; == 20 с; = =4,5 с; = =8,5 с.
2. Строим резонансные зоны.
3. Приводим волну на курсовой угол q = 96ч125є.
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
Vs, уз. | |||||||||||
q, град. | |||||||||||
Ти, с | |||||||||||
Тш, с | 5,5 | 6,5 | 7,5 | 6,5 | |||||||
л, м | |||||||||||
Изменить | Vs | q | q | Vs | q | Vs | q | q | Vs | Vs | |
Пример 4
б) Судно следует на попутном волнении. L = 122 м; Vs = 13 уз.; q = 170є;
и = 13 с; Тш = 7 с; л = 100 м. (Приложение 9)
Построить опасную зону и выбрать маневр для безопасного штормования с учетом резонансных зон бортовой и килевой качки.
Решение
1.По методике, изложенной в примере 1 этой темы, строим опасную зону для
ф? = 1,54? Ти ; ф? = 1,54? 13 = 20 с.
2. Строим резонансную зону бортовой качки для
ф? = = = 10 с и ф? = = 19 с.
3. Строим резонансную зону килевой качки для
ф? = = 5,5 с и ф? = = 10 с.
4. Можно, оставаясь на прежнем курсе, сбавить ход до 5 уз. Судно будет удерживаться на границе резонансных зон бортовой и килевой качки.
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
92 | 93 | ||||||||||
L, м | |||||||||||
Vs , уз. | |||||||||||
Ти , с | 11,5 | ||||||||||
Тш , с | 6,5 | 5,5 | 6,5 | 5,5 | 4,5 | 6,5 | 6,5 | ||||
q, град. | |||||||||||
л, м | |||||||||||
Рекомендованная литература
для решения задач для плавання в штормовых условиях
1. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А. И. Щетининой. 3-е издание. — М. Транспорт, 1983, стр. 396 — 403.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А. И. Щетининой. 2-е издание. — М. Транспорт, 1975, стр. 407 — 414.
3. Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений. Н. А. Кубачев, С. С. Кургузов, М. М. Данилюк, В. П. Махин. — М. Транспорт, 1984, стр. 68 — 76.
4. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98). Одесса, 1998, стр. 95 — 100.
Тема: «Буксировка судов»
І. Расчет однородной буксирной линии
Пример решения
Дано: длина буксирного троса ?б = 300 м, вес одного погонного метра троса в воздухе q = 92 Н, горизонтальная составляющая натяжения троса То = 80 кН.
Определить:
1)расстояние между судами АВ = 2х;
2)стрелку провеса буксира ѓ;
3)длину буксирного троса, необходимого для прохода пролива с допустимой стрелкой провеса буксира ѓдоп = 8 м.
Решение
1. Вес одного погонного метра троса в воде q1 = q· 0,87 = 92 0,87 = 80 Н.
2. Параметр буксирной линии а = .
3. Определим х — половину длины между судами
где? — длина участка буксирного троса от вершины буксирной линии до буксирующего или буксируемого судна.
= 0,14 944
х = 0,14 944 = 0,14 944 1000 = 149,44 м
4. Расстояние между судами АВ = 2 х = 2 149,44 = 298,88 м м
5. Определим — 1 = - 1 = 1,1 119 — 1 = 0,1 119
6. Определим стрелку провеса буксира ѓ=0,1 119 = 0,1 119 1000=11,2 м
7. Длина буксирного троса с допустимой стрелкой провеса ѓдоп = 8 м Из формулы
— 1
= = = 126,74 м? 127 м
Задачи
Исходные данные | Номер задачи | ||||||||||
?б, м | |||||||||||
q, Н | |||||||||||
То, Н | |||||||||||
ѓдоп., м | |||||||||||
IІ. Расчет неоднородной симметричной буксирной линии
Пример решения
Дано: симметричная буксирная линия состоит из 2-х участков троса АС и DВ длиной ?т = 180 м каждый и участка цепи СD длиной 50 м (2?ц). Вес одного погонного метра троса в воздухе qmp = 92 Н, цепи qц = 687 Н. Горизонтальная составляющая натяжения буксира То=100 кН.
Определить:
1)расстояние между судами АВ;
2)стрелку провеса ѓЕ.
Решение:
Вес одного погонного метра троса и цепи в воде
q'mp = 0,87 92 = 80 Н q'ц = 0,87 687 = 598 Н Параметры буксирной линии тросового и цепного участков буксира
mp = ц =
3. Достроим буксирную линию ВD до вершины М
где ?ц — длина половины цепного участка буксира
4. Для участка цепи ?ц = 25 м определим
= 0,14 915
х1D = 0,14 915 = 0,14 915 167 = 24,91 м
— 1 = - 1 = 0,1 114
ѓ'E = 0,1 114 = 0,1 114 167 = 1,86 м
5. Для участка ВМ определим? = ?т + ?ѓ = 180 + 187 = 367 м
= 0,28 953
х2В = 0,28 953 = 0,28 953 1250 = 361,93 м
— 1 = - 1 = 0,4 221
ѓм = 0,4 221 = 0,4 221· 1250 = 52,76 м
6. Для участка МД = ?ѓ = 187 м определим