Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Категория рабов и положение государственных и частных рабов в Иране в средние века

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Рабы частных лиц признавались собственностью и не имели право приобретать имущество. Труд частных рабов был распространен в домашнем хозяйстве и при выращивании сельскохозяйственной продукции на продажу. Частные рабы не могли обладать своим имуществом, собственностью. Все имущество, которое у них было (как и они сами), являлось собственностью господина. За ущерб, причиненный здоровью раба… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. РАБСТВО В ИРАНЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА: ПРАВОВОЙ СТАТУС РАБОВ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
    • 1. Исторические и социальные предпосылки для становления и развития института рабства
    • 2. Правовое положение раба в Иране в средние века
  • ГЛАВА 2. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО РАБСТВА
    • 1. Государственные рабы
    • 2. Частные рабы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Категория рабов и положение государственных и частных рабов в Иране в средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возможна была купля-продажа в кредит или с рассрочкой платежа. При наличии серьезных обстоятельств, после уплаты покупной цены, договор купли-продажи в течение одного месяца мог быть расторгнут (например, если выяснится, что продавец преднамеренно скрыл какие-то существенные изъяны вещи (например, договор о продаже больного раба, если покупатель не знал об этом, а продавец скрыл, мог быть расторгнут).Как наем имущества рассматривался и наем чужого раба. Раб, согласно правовых норм, мог быть сдан на хранение, как могли сдаваться деньги, зерно, документы, и другие вещи. При этом обязательным условием договора являлось заключение его при свидетелях, иначе сделка не могла быть оспорена в суде. Вещный характер раба, прежде всего, был выражен в том, что все продукты его труда становились собственностью владельца, но и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежала на хозяине. Но если раб убивал свободного, то такой раб подлежал выдаче наследникам убитого, фактически на самосуд. Смертная казнь могла быть назначена рабу лишь по приговору суда. Господин имел право лишь наказать плетью своего раба.

На суде раб не мог выступать самостоятельно: требовалось представительство господина. В качестве свидетелей на суде могли выступать не только свободные, но и рабы, но фактически рабы допрашивались как правило под пытками. По окончании расследования полученные доказательства, позднее не могли быть изменены. Тяжким преступлением являлась кража раба, его укрывательство в случае бегства. Жестоким членовредительством (отсечением пальцев) наказывался цирюльник, который сбривал с раба знаки его рабского состояния. Существовал и такой вид наказания как бесчестье: когда виновный подвергался сбриванию части волос на голове, как раб. В целом сохранялось в средневековом обществе Востока правовое осмысление явления рабства как деление на лично-свободных и лично-несвободных.Считалось одним из тягчайших наказаний для свободного гражданина — полное или частичное лишение его политических и гражданских прав, так как это фактически уравнивало его с рабом. Рабству присущ двойственный характер рабской зависимости и двойственный характер эксплуатации. Аппарат государственной власти, правовые институты, религия и др. формы идеологии служили задачам укрепления эксплуатации рабов.

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО РАБСТВА§ 1 Государственные рабы

Существовало разделение категорий рабов: частновладельческие и государственные. Категории государственных рабов было напорядок меньшим, чем количество частновладельческих. Труд государственных рабов использовался в основном на строительстве сооружений государственного значения и городских укреплениях. Государственные рабы могли использоваться в качестве городских полицейских стражей (занятие полицейской деятельностью считалось для свободного человека унизительным и позорным делом), писцов или мелких чиновников. Часто рабы служили во флоте гребцами и матросами, иногда в исключительном случае набирались и на военную службу и за храбрость их могли отпускать на волю, а их владельцы получали вознаграждение из казны. Их положение было ощутимо лучше, чем положение частновладельческих рабов, в принципе они не зависели ни от кого, у них не было своего «господина». Такая категория рабов могли приобретать собственность (и располагать ею), иметь своё хозяйство и иногда даже достигали значительного благосостояния. Так например, находясь на военной службе, зависимость раба-вассала от феодального патрона не была препятствием к продвижению по службе, к приобретению земельных владений и дальнейшему превращению в феодала. Государственный раб мог получать свободу от государства.§ 2 Частные рабы

Рабы частных лиц признавались собственностью и не имели право приобретать имущество. Труд частных рабов был распространен в домашнем хозяйстве и при выращивании сельскохозяйственной продукции на продажу. Частные рабы не могли обладать своим имуществом, собственностью. Все имущество, которое у них было (как и они сами), являлось собственностью господина. За ущерб, причиненный здоровью раба, возмещение получал его хозяин. Хозяин же возмещал ущерб, если его причинил раб (освобождался от такого возмещения, если выдавал раба).В случае жестокого обращения, бежавший раб мог укрыться лишь в храм и к алтарю, мог просить передать его другому хозяину. Государство могло даровать свободу рабам частных лиц за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например, за донос о государственном преступлении: в последнем случае господин получал из казны стоимость освобожденного раба. Трудолюбивые и зажиточные рабы юридически имели возможность выкупиться на волю деньгами, но несмотря на это, право принять или не принять выкуп зависело от воли его господина. Отпустить раба на волю мог господин в случае, если раб заслужил его расположение.

При этом даже могло не соблюдаться никаких особых формальностей, лишь делалось публичное объяснение об освобождении в театре или перед судом. Чаще всего были отпускаемы так рабы по завещанию господина после его смерти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В государстве Иран в средние века существовала патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока. Согласно правовых устоев, обычаев, раб приравнивался к собственности, которой безраздельно владел его господин, имевший право даже на телесные наказания своего раба. Лишенные прав гражданина, нормами права категориям рабов (как государственным так и частным) предоставлялся мизерный набор прав. Лишь государственные рабы могли обладать собственностью и распоряжаться ею. В определенных законом случаях рабумоглабыть дарована свобода, но это был ограничено личным усмотрением господина (а для государственного раба — должностных лиц, при разрешении указанного вопроса).Одной из основных тенденций в средние века на Востоке стало сокращение применения рабского труда в сельском хозяйстве и ремесленном производстве и одновременно возрастание степени использования его в сфере обслуживания. Государство стремилось укреплять основы рабовладельческого строя, поскольку это было выгодно знати и зажиточным гражданам, но недовольство существующим бесправием со стороны угнетенных рабов возрастало.

Так, одно из мощных восстаний зинджей в в IX в. и карматское движение в конце IX и в X вв., привело к тому, что волнения рабов серьезно пошатнули власти аббасидского халифата в Ираке и Иране. Восстания зинджей стало ознаменованием одержания победы феодализма над пережиточными рабовладельческими тенденциями. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

О.Ф.Акимушкин «Средневековый Иран: культура, история, филология», Спб.: Наука, 2004Л.И.Надирадзе «Вопрос о рабстве в халифате"(Народы Азии и Африки в средние века), 1968 № 5 В. Г. Луконин История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957 В. Ф. Семенов «История средних веков», М-1975И.В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский, Л. В. Строева, А. М. Беленицкий «История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века»

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Ф.Акимушкин «Средневековый Иран: культура, история, филология», Спб.: Наука, 2004
  2. Л.И.Надирадзе «Вопрос о рабстве в халифате"(Народы Азии и Африки в средние века), 1968 № 5
  3. В.Г. Луконин История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957
  4. В.Ф.Семенов «История средних веков», М-1975
  5. И.В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский, Л. В. Строева, А. М. Беленицкий «История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века»
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ