Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Альфред Адлер. 
Индивидуальная теория личности

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Понятия, разработанные Адлером, зачастую считаются производными от психоанализа, очевидными или тривиальными. В своем анализе основных школ психиатрической мысли Элленбергер указывал, что у Адлера было заимствовано максимальное количество идей. При этом многие авторы были уверенны, что Адлер даже в большой степени, чем Фрейд является прародителем современной психотерапии. Это связано с тем, что… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы индивидуальной теории личности
    • 1. 1. Предпосылки развития теории личности Адлера
    • 1. 2. Основные положения индивидуальной теории личности Адлера
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. Система представлений о личности в теории А. Адлера и их практическое применение
    • 2. 1. Структура личности согласно индивидуальной теории А. Адлера
    • 2. 2. Перспективы практического применения индивидуальной теории личности А. Адлера
  • Выводы по главе 2
  • Заключение
  • Список литературы

Альфред Адлер. Индивидуальная теория личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эта здоровая форма любвиисходит из настоящей заботы о людях и предоставляет возможность матери развивать у своего ребенка социальный интерес. Многие установки, сформированные в ходе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, к примеру, мать сосредоточена главным образом на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на окружающих людей. Если же она предпочитает только своего мужа, избегает детей и социума, ее дети будут ощущать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. (Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности / Пер.

с англ. И. Б. Гриншпун. — 2-е изд. — М.: Психотерапия, 2008.

C. 204)

2.

2. Перспективы практического применения индивидуальной теории личности А. Адлера

Теории Адлера стала сильнейшим толчком для развития гуманистической психологии, психотерапевтической практики и теории личности. Многие из его концепций были приняты во внимание другими школами. Выделение Адлером понятия социального интереса сделало психотерапию более социально-ориентированной. Из его работы с сознательными, рациональными процессами появилась первая эго-психология (ego-psychology). Для таких теоретиков, как Эрик Фромм, Карен Хорни и Гарри Стэк Салливан, «нео-адлерианцы» — более точное определение, нежели «нео-фрейдисты». Идеи Адлера оказали большое влияние и на многих прочих знаменитых психологов, но удивителен тот факт, что он относительно неизвестен за пределами своей профессиональной сферы. Виктор Франкл и Ролло Мэй, являющиеся известными экзистенциальными аналитиками, представляли психологию Адлера как значимую предпосылку экзистенциальной психиатрии, а интерес Адлера к холизму, целенаправленности и роли личных ценностей в поведении человека определил многие достижения гуманистической психологии. Абрахам Маслоу считал, что теории Адлера становятся все боле актуальными с каждым годом, появление новых фактов только подтверждают его концепцию. Тем не менее Адлер не получил заслуженного признания в свое время.

Понятия, разработанные Адлером, зачастую считаются производными от психоанализа, очевидными или тривиальными. В своем анализе основных школ психиатрической мысли Элленбергер указывал, что у Адлера было заимствовано максимальное количество идей. При этом многие авторы были уверенны, что Адлер даже в большой степени, чем Фрейд является прародителем современной психотерапии. Это связано с тем, что именноон основал эго-психологию, а также был одним из первых гуманистических психологов, он акцентировал внимание на целостности, стремлении к цели и чрезвычайной важности личных ценностей для мышления, эмоционального развития и деятельности человека. Он правильно указывал, что сексуальные побуждения и сексуальное поведение, хотя и играют значимую роль в жизни человека, но, тем не менее, являются скорее результатом, чем причиной несексуальных мыслей человека. Одна из причин того, что Адлер недостаточно популярен, лежит в его способеизлагать мысли.

Он был отличный оратор и всегда предпочитал чтение лекций изданию книг. Его записи не всегда обладали точностью и, свои теоретические идеи он стремился излагать в простой, общедоступной форме, и в связи с этим они часто воспринимались поверхностными или мелкими. Адлер в большей мере интересовался практической стороной вопроса, чем теоретической. Его достоинством была работа с фактическим материалом, и потому его записи обладает большей популярностью среди учителей, социальных работников, практикующих врачей — среди представителей тех специальностей, кому в их профессиональной деятельности необходимы практические психологические навыки. Значимым вкладом Адлера в становление и развитие современной психологии обозначались идеи комплекса неполноценности, изучение роли власти и агрессии в поведении индивида, концепция единства и целостности личности и утверждение значимости несексуальных факторов в развитии.

(Овсянникова О. А. Основные положения индивидуальной теории личности Альфреда Адлера / О. А. Овсянникова, Д. А. Чаборина Научные записки Орел

ГИЭТ. — 2011. — № 2. С.

425−426)Больше всего Адлер стремился создать практическую психологию, которая отвечала бы запросам повседневной жизни. В частности он был заинтересован в формировании такой системы, которая объясняла бы причины неврозов, а также являлась основой для психотерапевтического лечения нарушений такого вида. В настоящий момент возможности использования концепций Адлера для понимания природы неврозов, а также для смягчения их клинических проявлений достаточно широки. С позиции Адлера, невроз рассматривается как диагностически неоднозначный термин, включающий в себя многочисленные поведенческие нарушения, относительно которых обращаются к помощи психиатра и по сей день. Для этих расстройств характерна разнообразная симптоматика (к примеру, тревога, мысли о смерти, страхи, обсессивно-компульсивное поведение). Адлер анализировал в процессе клинического наблюдения, каким образом больные неврозами применяют свой прошлый и настоящий опыт, чтобы избежать ответственности и сохранить самооценку.

В отличие от идей Фрейда, в которых симптомы представлены как средство контроля над инстинктивными импульсами и как метод удовлетворения этих импульсов, Адлер анализировал возникновение симптомов как механизм самозащиты — защитную стратегию Я. Адлер издал целые тома, посвященные невротическому поведению, и определял невроз как естественное, логическое развитие индивида, относительно неактивного, эгоцентрически ориентированного на превосходство и поэтому имеющего трудности в развитии социального интереса, что постоянно наблюдается при наиболее пассивных стилях жизни. Если анализировать составные части этого определения в отдельности, то легче дать оценку многим открытиям Адлера относительно невротической личности. Согласно Адлеру, для больных неврозами характерно снижение уровня активности, требуемой для правильного решения своих жизненных проблем. Второй важный момент в определении Адлера — «эгоцентрически стремящийся к превосходству» — обозначает, что больные неврозами обычно осуществляют борьбу за свои эгоистические жизненные цели. По-другому, невротические личности чрезмерно напряженно продвигаются к утрированным целям самовозвышенияпосредством искренней заботы окружающих. (

Олешкевич, В. И. Индивидуальная психология и психотерапия Альфреда Адлера [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений / В. И.

Олешкевич. — Москва; Обнинск, Калужская обл.: Социальные науки, 2010. C. 111) Многие из новаторских идей Адлера в настоящий момент используются настолько широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его деятельность по вопросам взаимодействия психологических и физических элементов в случаях органической неполноценности стала основой для создания психосоматической медицины, на его исследованияхбазируются приобретающие сегодня все большую популярность руководства для родителей по воспитанию детей. Практически в каждой современной работе о воспитании применяются положения Адлера относительно детского поведения, зачастую без ссылок на него. Ученик Адлера Рудольф Дрейкурс стал значимой фигурой в этой области.

Его книга «Дети: вызов» признана классической. Адлерианские учебные заведения, семейные образовательные центры, обучающие группы и профессиональные общества непрерывно увеличиваются, их воздействие только усиливается. Первый адлерианский учебник психологии «Индивидуальная психология», изданный на английском языке, вызвал большой интерес. «Библиография адлерианской психологии» в двух томах включает более десяти тысяч ссылок на литературу по адлерианской психологии. Адлерианская психология в настоящий момент процветает.

Влияние работ

Адлера на ведущих психологов, таких, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, подтверждено документально. Как неоднократно было доказано, теория Адлера стала предпосылкой возникновения когнитивной теории и продолжает влиять на психологию образования, консультационную психиатрию и педиатрию. (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. —

3-е изд. — СПб.: Питер, 2009.C. 301) Выводы по главе 2Наиболее важным вкладом Адлера в современную психологию является доказательство значимости несексуальных факторов в окружающем мире, единства и целостности личности, роли власти и агрессии в поведении человека, а также понятие комплекса неполноценности. Адлер указывал на уникальность каждого человека значимость понимания того, личность постоянно включена в социальную систему. Любой результат развития является итогом стремлений личности компенсировать физическую неполноценность или чувство неполноценности, и эти устремления лежат в основе наиболее значительных достижений человечества. Поведение обусловлено индивидуальной концепцией мира индивида. Анализировать и осуществлятьлечение психологических и эмоциональных проблем необходимо в контексте жизненных целей и жизненного стиля личности. Единый жизненный стиль индивида находит отражение в любой черте его поведения и в любом симптоме. Чувство общности, или социальный интерес является чувством принадлежности к более крупному социальному целому и привязанности к семье, окружению, обществу и человечеству. Центром всех психологических проблем является забота о себе, нежели забота о других. Сотрудничество есть ключевая составляющая социального интереса. Чувство неполноценности может быть преодолено только посредством активного участия человека в жизни других людей в качестве полезного и ценного члена общества. Заключение

Данная курсовая работа была посвящена изучению основных идей индивидуальной теории личности А. Адлера. Был проведен анализ базовых положений, предпосылок и перспектив развития теории личности. К основным принципаминдивидуальной теории личности Адлера относятся: целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивирующая сила, а также социальная принадлежность индивида. Согласно Адлеру, люди стремятся компенсировать чувство собственной недостаточности, создавая свой уникальный стиль жизни, в пределах которого они ориентированы на достижение фиктивных целей превосходства или совершенства. Стиль жизни личности формируется у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее четко отражается в ее установках и поведении, направленном на решение трех базовых жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет физическую неполноценность, чрезмерную опеку и отвержение спозиции родителей, влияют наразвитие чувства недостаточности и его превращение в комплекс неполноценности. Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, который Адлер определял как стремление к сотрудничеству с окружением для достижения общих целей. Социальный интерес обладает врожденными задатками, но окончательное становление происходит в процессе воспитания.

Список литературы

Марцинковская Т. Д. История психологии: [учебник для аспирантов и соискателей системы послевузовского психологического образования] / Т. Д.

Марцинковская, А. В. Юревич. —

Москва: ГАРДАРИКИ, 2008. — 413 с. Овсянникова О. А. Основные положения индивидуальной теории личности Альфреда Адлера / О. А.

Овсянникова, Д. А. Чаборина Научные записки Орел

ГИЭТ. — 2011. — № 2.

С. 424−428.Олешкевич В. И. Индивидуальная психология и психотерапия Альфреда Адлера [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений / В. И. Олешкевич. ;

Москва; Обнинск, Калужская обл.: Социальные науки, 2010. — 335 с. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост.

-- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. — 657 с. Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология: К.

Юнг и А. Адлер: [пер. с англ.] / Роберт Фрейджер, Джон [т. е. Джеймс]Фейдимен.

— СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 125 с. Холл Кэлвин С., Линдсей

Гарднер. Теории личности / Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. -

2-е изд. — М.: Психотерапия, 2008. — 672 с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

— 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 607 с: ил.

— (Серия «Мастера психологии»).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Д. История психологии: [учебник для аспирантов и соискателей системы послевузовского психологического образования] / Т. Д. Марцинковская, А. В. Юревич. — Москва: ГАРДАРИКИ, 2008. — 413 с.
  2. О. А. Основные положения индивидуальной теории личности Альфреда Адлера / О. А. Овсянникова, Д. А. Чаборина Научные записки ОрелГИЭТ. — 2011. — № 2. С. 424−428.
  3. В. И. Индивидуальная психология и психотерапия Альфреда Адлера [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений / В. И. Олешкевич. — Москва; Обнинск, Калужская обл.: Социальные науки, 2010. — 335 с.
  4. Р., Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост. -- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. — 657 с.
  5. Р. Аналитическая и индивидуальная психология: К. Юнг и А. Адлер: [пер. с англ.] / Роберт Фрейджер, Джон [т. е. Джеймс] Фейдимен. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 125 с.
  6. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности / Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. — 2-е изд. — М.: Психотерапия, 2008. — 672 с.
  7. Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 607 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ