Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гипотеза и ее ключевая роль в научном познании

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т. п. На этом этапе познания выдвинутое положение является вероятным знанием, еще не доказанным логически и не настолько подтвержденным опытом, чтобы рассматриваться как достоверное. Чаще всего осуществляется выдвижение нескольких предположение для… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. О понятии «познание». О научном познании
  • Глава 2. О гипотезе в научном познании
  • Заключение
  • Список литературы

Гипотеза и ее ключевая роль в научном познании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

Научная гипотеза развивается по трем основным направлениям.

Во-первых, гипотеза в своих собственных рамках уточняется и конкретизируется.

Во-вторых, гипотеза самоотрицается, а затем выдвигается и обосновывается новая гипотеза. В этом случае усовершенствуется не старая система знаний, а подвергается качественному изменению.

В-третьих, гипотеза превращается как система вероятного знания — подтвержденная опытом — в достоверную систему знания, т. е. становится научной теорией.

Гипотеза в качестве метода развития научно-теоретического знания в своем применении проходит через следующие основные этапы:

1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.

2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т. п. На этом этапе познания выдвинутое положение является вероятным знанием, еще не доказанным логически и не настолько подтвержденным опытом, чтобы рассматриваться как достоверное. Чаще всего осуществляется выдвижение нескольких предположение для того, чтобы объяснить одни и те же явления.

3. Оценивается основательность, эффективность выдвинутых предположений и отбирается наиболее вероятное, этот выбор осуществляется на основе условий обоснованности гипотезы.

4. Развертывается выдвинутое предположение в целостную систему знания и дедуктивным методом из него выводятся следствия с тем, чтобы далее они прошли эмпирическую проверку.

5. Осуществление опытной, экспериментальной проверки выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо становится научной теорией, либо опровергается.

Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере, что она является истинной, точно так же опровержение одного из следствий не является свидетельством, что она в целом ложная. Эта ситуация особенно является характерной для научных революций, когда подвергаются коренной ломке фундаментальные концепции и методы и возникают принципиально новые и часто парадоксальные, самые невероятные идеи.

Таким образом, решающая проверка истинности гипотезы осуществляется на практике во всех её формах, однако определенная (вспомогательная) роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания заключена в логическом (теоретическом) критерии истины. Проверенная и доказанная гипотеза становится достоверной истиной, научной теорией.

За счет выдвижения гипотезы осуществляется наметка общих контуров концептуальной структуры теории, обоснование же гипотезы в основных чертах выполняет функцию формирования данной структуры.

Следует иметь в виду, что, во-первых, сам поиск гипотезы не может быть сведен только к методу проб и ошибок, как полагал К. Поппер. В формировании гипотезы существенную роль играют принятые исследователем идеалы познания, картина мира, его ценностные и иные установки, которые целенаправленно направляют творческий поиск.

Во-вторых, операции формирования гипотезы не могут быть перемещены целиком в сферу индивидуального творчества ученого. Эти операции становятся достоянием индивида постольку, поскольку его мышление, воображение, фантазия и другие познавательные способности всегда формируются в контексте культуры, в которой транслируются образцы научных знаний и образцы деятельности по их производству.

Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют различные их виды. Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются. Так, выделяют гипотезы общие, частные и рабочие.

Первые — это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Общие гипотезы - фундамент построения основ научного знания.

Вторые — это тоже обоснованные предположения о происхождении и свойства единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений. Третьи — это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

Существуют и так называемые «ad hoc-гиптезы» (от лат. ad hoc — к этому, для данного случая). Каждая из них — это предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией задач и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития. Обычно такие гипотезы являются нарушением общепризнанных критериев научности. Однако ученые иногда сознательно идут на нарушение этих критериев, прибегая к помощи ad hoc-гипотез «во имя спасения» испытываемой теории, которая сталкивается с конкретными трудностями (невозможность предсказания новых фактов, адаптации к новым экспериментальным данным и др.). Следует иметь в виду, что гипотезы, позволяющие успешно решать определенные проблемы, вполне могут оказаться в дальнейшем гипотезами ad hoc".

Заключение

Таким образом, гипотеза играет ключевую роль в научном исследовании. Наличие гипотезы в научном исследовании является необходимостью, поскольку научная гипотеза структурирует научное исследование. Подтверждение гипотезы способствует тому, что гипотеза становится научной теорией. Научные гипотезы играют важную роль в обогащении науки новыми методами исследования. Гипотеза направляет процесс исследования, задает ему вектор, обозначает ключевые аспекты в процессе научного познания.

Список литературы

Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. — М., 2007.

Смирнов И., Титов В. Философия. — М., 1998.//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/index.php

Степин В. С. Теоретическое знание. — М., 2000.

Структура научного познания.//

http://www.kulichkovvk.ru/fil/lek/strukt/index.html

Уайтхед А. Избранные работы по философии. — М., 1990.

Фролов И.Т.

Введение

в философию.//

http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/part26.html

Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. — М., 2007. С. 136.

Смирнов И., Титов В. Философия. — М., 1998.//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/index.php

Фролов И.Т.

Введение

в философию.//

http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/part26.html

Структура научного познания.//

http://www.kulichkovvk.ru/fil/lek/strukt/index.html

Смирнов И., Титов В. Философия. — М., 1998.//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/index.php

Там же.

Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. — М., 2007. С. 138.

Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. — М., 2007. С. 140.

Там же.

Смирнов И., Титов В. Философия. — М., 1998.//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/index.php

Уайтхед А. Избранные работы по философии. — М., 1990. С. 625−626.

Смирнов И., Титов В. Философия. — М., 1998.//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/index.php

Степин В. С. Теоретическое знание. — М., 2000. С. 503−505.

Фролов И.Т.

Введение

в философию.//

http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/part26.html

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. П. и др. Основы философии науки. — М., 2007.
  2. И., Титов В. Философия. — М., 1998.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/index.php
  3. В.С. Теоретическое знание. — М., 2000.
  4. Структура научного познания.// http://www.kulichkovvk.ru/fil/lek/strukt/index.html
  5. А. Избранные работы по философии. — М., 1990.
  6. И.Т. Введение в философию.// http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/part26.html
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ