Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
История античной философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на все разнообразие подходов, можно говорить об истории философии как о самостоятельной сложившейся науке, которая выполняет целый ряд важных функций. В плане образовательном она готовит студента к пониманию современного состояния философии, генезиса и эволюции ее основных проблем и тем. История философии формирует терминологический и научный аппарат студента, приучает его к критической… Читать ещё >

Введение. История античной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История философии как наука

Первым историком философии можно считать еще Аристотеля, который разделял всех предшествующих ему мыслителей на группы исходя из собственной концепции «четырех причин» всего сущего. Позже немало важных историко-философских идей мы находим в сочинениях представителей гуманизма эпохи Возрождения, а также у мыслителей Нового Времени, которые стремились прояснить свое место в ряду интеллектуальных традиций, берущих начало в эпоху Античности. Однако в строгом смысле становление истории философии как науки происходит только в рамках немецкой классической философии. В этой связи необходимо назвать известную работу Г. В. Ф. Гегеля «Лекции по истории философии»[1], значительная часть которой посвящена именно философии античного мира. Гегель соотнес историко-философский процесс с этапами становления человеческого духа, и в этом отразилось его понимание истории как внутренне логичного процесса, как необходимого и последовательного движения человеческого духа. Гегелевская идея закономерного и целесообразного развития философской мысли популярна и в настоящее время, хотя в последнее столетие, под воздействием неокантианской и особенно позитивистской критики, историки философии куда реже прибегают к рассуждениям о внутренней целесообразности истории европейской философии. Опыт изучения истории философии других культур и регионов (Индии, Китая, средневекового арабского мира) показывает нам другие, отличные от европейского, пути развития философской мысли, что ставит под сомнение применимость «логицизма» при описании этого процесса.

Во второй половине XIX столетия складывается более «позитивистский» тип описания историко-философского процесса: для изучения явлений прошлого начинает использоваться сравнительный метод, а также ощущается необходимость привлечения к анализу античной мысли опыта классической филологии. Именно в это время возникает требование избегать любой формы модернизации исторического материала и «подверстывания» его под современные взгляды и проблемы.

В XIX—XX вв. совершаются новые попытки создания универсальных историко-философских схем. Многие из них связаны с различными формами идеологической борьбы (марксистский взгляд на историю философии как на выражение классовых противоречий, неолиберальное рассмотрение истории философии как борьбы сторонников «открытого», т. е. либерально-демократического, и «закрытого», то есть тоталитарного, обществ, постмодернистские интерпретации истории философии с точки зрения борьбы с «дискурсами власти», наконец, гендерный подход к истории философии, рассматривающий ее с точки зрения разоблачения доминанты «маскулинного начала»). Другие историко-философские концепции имеют прямое отношение к «поворотам» в развитии европейской мысли XX столетия. В частности, одним из таких новых подходов к истории философии является наследие Мартина Хайдеггера, который именно в раннегреческой мысли увидел первое указание на бытие как безосновное основание всего и человека как единственного «свидетеля» о нем. «Аналитический» и «лингвистический» поворот в философии также вызвал переосмысление истории европейской мысли, особенно заметное в работах западных англоязычных ученых начиная с 1950;х гг.

Несмотря на все разнообразие подходов, можно говорить об истории философии как о самостоятельной сложившейся науке, которая выполняет целый ряд важных функций. В плане образовательном она готовит студента к пониманию современного состояния философии, генезиса и эволюции ее основных проблем и тем. История философии формирует терминологический и научный аппарат студента, приучает его к критической работе с текстами. Но, пожалуй, самым важным является то, что история философии должна подтолкнуть студента к самостоятельному философскому мышлению. Богатое наследие опыта философского сознания не может рассматриваться только как материал для исторического описания. Анализ воззрений Платона и Аристотеля, Плотина и Фомы Аквинского, Спинозы и Канта только тогда может быть полностью успешным, когда мы будем пытаться стать участниками философского эксперимента, ответить на вопросы, заданные мыслителями прошлого, ощутить вневременную современность события философии. С этой точки зрения история античной мысли имеет особое значение, так как здесь мы соприкасаемся с самым началом европейской цивилизации и европейского самосознания, а значит — с фундаментом современной культуры и современной философии. Не случайно все ключевые повороты европейской мысли XX в. всегда обращали ее к переоценке опыта античного философского дискурса.

С другой стороны, история философии может претендовать на статус самостоятельной философской дисциплины, поскольку, занимаясь историей философии, мы занимаемся философией как таковой, пребываем внутри философской традиции и на основе анализа исторического опыта формируем новые прогностические вопросы и гипотезы в отношении развития как философии, так и самой человеческой цивилизации.

  • [1] Гегель Г. Б. Ф. Лекции по истории философии: в 3 кн. СПб.: Наука, 1993—1997.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой