Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История философии. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сократ (ок. 470−399 гг. до н.э.) оценивал учение софистов как «ложную мудрость». Сократ интересен нс только своим учением, но и самой своей жизнью, которая была воплощением его учения. Он проводил время в философских беседах и спорах, никогда не записывая ни своих мыслей, ни своих диалогов. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем от его учеников — историка Ксефонта и философа Платона… Читать ещё >

История философии. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 2.1. Античная философия.
  • 2.2. Средневековая философия.
  • 2.3. Философия эпохи Возрождения.
  • 2.4. Философия Нового времени.
  • 2.5. Философия эпохи Просвещения.
  • 2.6. Немецкая классическая философия.
  • 2.7. Философия XIX—XX вв.
  • 2.8. Русская философия конца XIX-начала XX вв.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Мини-глоссарий.

Античная философия — совокупность философских учений, которые развивались в древнегреческом обществе с к. VII в. до н.э. и в древнеримском обществе, начиная со II в. до н.э. до VI в. н.э.

Натурфилософия — область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и сс первоначала.

Архэ- термин в досократовской древнегреческой философии означавший псрвовсщсство, первоэлемент, из которого состоит мир.

Космоцентризм- система философских взглядов, в которой космос (как философское понятие) занимает центральное место.

/. Трансформация Древней Греции из аграрной страны в центр ремесленной индустрии и торговли.

  • 2. Формирование гражданской общины, в которой родственные связи стали заменяться соседскими и политическими. Частная собственность, личная инициатива разрушали традиционные формы быта.
  • 3. Концентрирование власти в руках земельной и денежной знати.
  • 4. Политическая свобода греков. Создание свободных политических институтов.
  • 5. Деревенский образ жизни сменяется городским (заключение коммерческих сделок на агоре, словопрения в народных собраниях, атлетические состязания ит.д.)
  • 6. Расцвет греческой культуры. Развитие поэзии, архитектуры, скульптуры, живописи, театра и т. д.

Существенные изменения социальных и экономических отношений, развитие культурной и научной жизни, критическое отношение к мифологии привели к первым попыткам древнегреческих философов рационально переосмыслить окружающий мир. Возникающее философское знание было синтезом мифологии, восточных учений, искусства и начал наук.

В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:

Первый этап (от формирования греческого философского мышления до перелома V—IV вв. до н.э.) — досократовский. Основное внимание натурфилософы уделяли космогонии и космологии, поиску архэ.

Второй этап (пол. V и IV в. до н. э.) — классический. Начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам этики. Характеризуется влиянием и деятельностью Платона и Аристотеля, которые сформулировали основные философские проблемы и создали наиболее значительные философские системы.

Третий этап (к. IV—II вв. до н. э.) — эллинистический. Характеризуется этической направленностью и адаптацией восточных религиозных учений.

Четвертый этап (I в. до н.э. — V—VI вв. н.э.) — Римская и позднеантичная философия. В литературе приводятся две относительно точные даты: 476 г. — упадок Западно-Римской империи или 529 г.

— закрытие философских школ в Афинах. В этот период (I—II вв. и. э.) формируются на чала христиане кой философии.

В первой философской школе в Древней Греции —Милетской, представленной Фалесом. Анаксимандром и Анаксименом, впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. В качестве начала космоса они полагали одну из материальных стихий. Фалес

полагал за архэ воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — апейрон.

Пифагорейская школа, ведущая свою деятельность в Южной Италии, реальной сущностью всех вещей видела — «Все есть число». Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) вела к тому, что они понимались как самостоятельно существующие объекты. Так, пифагорейцы приходят к первому идеалистическому объяснению действительности в истории древнегреческой философии.

Парменид - философ, принадлежавший Элейской школе, совершил т.н. «открытие бытия». Он утверждал, что бытие едино, непреходяще и неизменно. Не — бытия не существует. Поскольку реально существует только то, что мыслимо, а не-бытие нельзя познать с помощью разума, значит, его нет. Л если все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, то оно не может двигаться (сущее является неподвижным). Парменид одним из первых философов обратился к вопросам познания. Он выделял истину (алетейа) — результат рационального познания действительности и мнение (докса) — продукт чувственного познания. С помощью чувственного познания невозможно постичь сущность вещей, а лишь их кажущееся состояние, то, какими они нам являются. Для доказательства отсутствия движения ученик Парменида Зенон использовал апории, показывающие противоречивость движения. Дихотомия. Стрела. Ахиллес и черепаха и др. апории, были сформулированы Зеноном для того, чтобы показать, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Значит, движения нет, точнее, оно существует только в чувственно воспринимаемом мире, но постичь его разумом невозможно. «Помысли, а не опиши», говорил Зенон. Такое учение о неизменных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения и развития получил название метафизика. В отличие от элеатов, Гераклит Эфесский основой всего и основным элементом полагал самый подвижный элемент огонь. Огонь — символ динамики развития, постепенности изменений — мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе». Гераклитовский способ мышления о мире является диалектическим, поскольку космос наполнен противоположностями, которые борются, но всегда остаются в единстве. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип «все течет». Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Миром правит закон — Логос. Благодаря Логосу вес движется, но остается самим собой. Задача человека — постигнуть Логос с помощью разумного познания.

Демокрит, Анаксагор, Эмпедокл — философы, которые пытались примирить учение элейской школы о едином и неподвижном бытии с гераклитовским постоянным движением космоса. Бытие у Демокрита, представителя атомистической школы, является множественным, состоящим из неделимых частиц — атомов. Атомы находятся в пустоте (нс-бытис), поэтому допускается возможность их движения. Развитие в мире детерминировано механистическим движением атомов. Познание сущности атомов возможно только с помощью разума. Чувства играют незаменимую роль в процессе познания, но они способны воспринимать только то, что создано путем соединения атомов.

Эмпедокл считал основой сущего «корни» вещей огонь, воздух, воду и землю, соединение и разъединение которых происходит благодаря двум движущим силам — Любви и Вражды. Анаксагор создает учение о «гомеомериях» — вечных и неизменных «семенах вещей», которые определяют качества вещей. Ум (нус) — принцип, задающий первоначальное движение. Дальнейшее движение Анаксагор считал чисто механическим, не оставляя места Богам.

Период со второй четверти V в. по 399 г. до н. э. характеризуется социально — антропологическим поворотом в философии, который связан с деятельностью софистов и Сократа. Софисты — Протагор, Горгий, Продики пр., были первыми учителями мудрости. Софистическая школа была материально и атеистически ориентированной. Софисты полагали, что основания всех явлений скрыты в материи, «материя также, — пишет Протагор, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому». Атеизм софистов отражается в тезисе: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они нс существуют, ни какое они имеют подобие». Боги, согласно софистам, создание человеческой фантазии для страха и защиты против насилия. Софисты утверждали, что действительность может существовать только в мыслях человека, что привело их к.

крайнему субъективизму. Субъективизм софистов проявлялся и в восприятии общепринятых норм морали, а также в любых оценках и суждениях. Знаменитое положение Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» фактически свидетельствует о релятивизме в их учении. Истина, моральные принципы имеют не абсолютный, а относительный характер. Они относительны каждого отдельно взятого человека. В теории познания софисты выступали на позициях сенсуализма, полагая, что человек воспринимает мир таким, какой он есть, а истинное познание возможно только с помощью чувств.

Сократ (ок. 470−399 гг. до н.э.) оценивал учение софистов как «ложную мудрость». Сократ интересен нс только своим учением, но и самой своей жизнью, которая была воплощением его учения. Он проводил время в философских беседах и спорах, никогда не записывая ни своих мыслей, ни своих диалогов. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем от его учеников — историка Ксефонта и философа Платона. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики нс в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ отрицал натурфилософию, как «излишнюю для человека». В центре его философии — человек и его отношение к обществу, законам, религии, полису, Богу. Главное же для человека — это познать самого себя, поскольку, по мнению Сократа, истина кроется в тайнах человеческой души. Сократ, в отличие от софистов, придавал истине абсолютный характер. Истина и знание есть добро. Любое зло совершается от незнания, поэтому человек должен не просто делать добро, но сознательно стремиться к знанию. Истинное же знание, считает Сократ, исходит из общих понятий. «Знание — есть знание общего». Чтобы поступать хорошо, нужно знать, что есть добро само по себе, прекрасное как таковое и пр. Философия Сократа имела этическую направленность. Цель философии — добродетельный образ жизни. Суть добродетели: истинная нравственность — знание того, что есть благо, прекрасное, полезное для человека, что помогает достичь блаженства и жизненного счастья. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до и. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом.

Платон (427—347 гг. до н.э.) — великий ученик Сократа, создатель завершенной системы объективного идеализма, основатель школы «Академия». Центральное место в философском творчестве Платона занимает учение об «идеях», или «эйдосах». Платон считал, что существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, она стремиться к ней, но никогда нс достигнет сё. Идея есть причина вещей, производящая вещи. Чувственные вещи, например, дом, — лишь производные от мира идей — «идеи» дома. Вещи в чувственно воспринимаемом мире являются лишь кажущемся бытием, они возникают и гибнут. Идеи же, по Платону, вечны, неизменны и бестелесны, обладают реальным бытием. Число их велико, но не бесконечно. Их должно быть столько же, сколько существует вещей, явлений. На вершине иерархии господствует высшая «идея». Ес Платон назвал Благо. Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего, идеи. Платон считал, что их невозможно познать с помощью чувственного познания. Идеи познаваемы лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности, которой могут заниматься люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы.

Платон создает теорию познания как «припоминания» о мире идей. Человек рождается, владея знанием. До рождения душа человека пребывала в мире идей и созерцала истину. Попадая на землю, в тело человека, душа забывает истину. Поэтому в процессе познания человек не приобретает новые знания, а вспоминает то, что его душа знала до рождения. Такая теория познания получила название — теория анамнезиса. Процесс познания, по Платону, имеет диалектический характер. Это искусство ставить вопросы и отвечать на них пробуждая воспоминания.

Аристотель был (384—322 гг. до н.э.) энциклопедическим ученым, он написал множество трудов, в том числе по физике, зоологии, механике, политике, этике и другим наукам. Аристотель учился в «Академии» Платона, но его последователем не стал. Критикуя платоновскую теорию идей, Аристотель полагал, что «идеи» — это «формы», существующие в отдельных чувственно воспринимаемых вещах как начала, формирующие вещь и являющиеся сс сущностью. Науку, занимающуюся изучением первых начал и причин бытия, Аристотель называл метафизика. По его мнению вещи существуют, благодаря четырем первопричинам: формальная — сущность вещи, материальная — субстрат вещи, действующая — «откуда начало движения», финальная (целевая) — «то, ради чего» возникает вещь. Также, вещь состоит из двух начал: материя — образует чувственно воспринимаемую реальность, она потенциальна, стать чем-то определенным материя может лишь, приняв форму; форма — актуализирует материю, образуя ее сущность. Форма внутренне присуща материи. Композиция формы и материи и есть субстанциональность — «synolos», объединяющая начало материально и начало формальное. Вещь, достигшая пика оформления, переходит от возможности к действительности — осуществляется (энтелехия).

Аристотель является основателем философского рационализма. Первым, абсолютным началом всего бытия является, по Аристотелю, сверхчувственная субстанция, божественный интеллект. Это первоначало вечно, неподвижно, лишено потенциальности, поэтому является «чистым актом» и «неподвижным двигателем». Вечный Двигатель — это не действующая, но целевая причина («causafinalis»), он притягивает, двигая к совершенству.

В отличие от Платона Аристотель считал, что общее можно познать не на основе созерцания или «воспоминания», но лишь посредством познания единичного. Мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью. Познание, по Аристотелю, это развивающийся процесс. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Аристотеля считают создателем «классической» концепции истины. Истина, согласно мыслителю, есть соответствие мысли о предмете самому предмету. Задача научного познания — соединять чувственно воспринимаемый предмет с соответствующим понятием.

Аристотель является основателем логики, он внес неоценимый вклад в развитии этики и политологии. Философия Аристотеля завершает период античной философии, который именуется «философией классической Греции». История античной философии продолжается в эллинистический и римский периоды, занявшие в общей сложности VIII столетий.

Эллинистический период античной философии характеризуется, прежде всего, вниманием к этической проблематике, к вопросам как нужно жить и должно поступать. Основные школы этого периода: киники, скептики, эпикурейцы, стоики.

Киники (IV—III вв. до н.э.) Антисфен, Диоген Синопский и др. Киники вели бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, концентрировали внимание на человеческих пороках. Они пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма. Богатство киники считали источником человеческих бед и тирании. Боги дали человеку все, но люди не знают меры в потребностях и в погоне за ними обретают несчастья. Идеальная жизнь в понимании киников — это максимально простая жизнь, отвечающей природе; ограничение потребностей, в том числе в еде и одежде.

Скептики (III—II вв. до н.э.): Пиррон, Энесидем и др. Скептики выражали сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины. А так как постижение объективного знания о мире — невозможно, следовательно, невозможно рациональное обоснование норм человеческого поведения. Единственная правильная линия поведения философа — воздержание от суждений и молчание («эпохэ»).Счастье для киников — это достижение устойчивого и невозмутимого покоя — высшей ступени блаженства («атараксия»).

Эпикурейцы (III—II вв. до н.э.) Эпикур (341 270 гг. до н.э.) — основатель философской школы — «Сад Эпикура». Он считал, что вес состоит из атомов, атомы имеют возможность отклоняться от заданного движения, поэтому допускается свобода человеческой воли и возможность выбора. Эпикур выступал за независимость этики от государственного и религиозного авторитета. Человек свободен в своих поступках и сам ответственен за свое счастье и несчастье. В основе счастья, по Эпикуру, лежит избегание страданий и духовноеудовольствие («эвдомония») — более устойчивое, нежели чувственное, так как нс зависит от внешних условий. Добродетель — средство достижения удовольствия. Наивысшая форма блаженства — состояние душевного покоя и невозмутимости (<атараксии) — «Проживи незаметно».

Стоики (III в. до н.э.-Ш в. н.э.) Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Цицерон и др. Стоики полагали, что природа есть — воплощения всеобщего закона — Логоса (мировая душа, Бог). Основное назначение человека — жить согласно природе и Логосу, поэтому к событиям окружающего мира нужно относиться невозмутимо. Цель жизни человека стоики видели в освобождении от влияния внешнего мира. Добродетель человека — это его воля. Все, что происходит с человеком в жизни, зависит лишь от него самого. Человек должен быть добродетельным при любых внешних обстоятельствах. Этический идеал стоиков — мудрец, достигший полной добродетели и апатии, действующий в гармонии с природой и добровольно следующий судьбе.

Античная философия — это уникальный этап в развитии историко — философской традиции. В этот период складывается основной понятийный аппарат философии, формируются центральные проблемы философии и закладываются основы всей западноевропейской культуры в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

  • 1. В чем значение для развития будущей философии и науки поиски первоначала в досократовской философии?
  • 2. Сравните подход к пониманию бытия, движения и развития Гераклита и элсатов.
  • 3. В чем заключался социально — антропологический поворот, совершенный софистами?
  • 4. Объясните различие в подходах к истине и процессу познания софистов и Сократа.
  • 5. Почему, по Платону, вещи в окружающей действительности нс обладают реальным бытием?
  • 6. Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». В чем Аристотель был не согласен со своим учителем?
  • 7. Чем отличается понимание правильной жизни киников, эпикурейцев и стоиков?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой