Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия Герберта Уэллса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показателем: успеха Уэллса как социального мыслителяможет служить следующий факт. VIиллионы жителей Европы и Америки усвоили концепции Уэллса настолько прочно, что уже следующее поколение стало относиться к нему как к человеку, говорящему трюизмами. Scott-James. R.A. Fifty years of English literature, 1900;1950. — London: Longman, Green. — 1951. — P. 32-jj. Цит. по книге: Wagar. W.W. H.G. Wells… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Философские основания творчества Герберта Уэллса
    • I. Природа и человек в философии Уэллса
    • 2. Теория прогресса в философии Герберта Уэллса
    • 3. Герберт Уэллс и проблема свободы воли
    • 4. «Дух света и разума»: роль науки в социуме
    • 5. Личность, общество и концепция «расового разума»
  • Глава 2. Человечество в процессе самосозидания
    • I. Образование, его роль и принципы
    • 2. «Открытый заговор»: революционный проект Уэллса
    • 3. Космополис и конструирование утопии

Философия Герберта Уэллса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Герберт Джордж Уэллс (1866−1946) широко известен как автор художественных произведенийпублицист и общественный деятель. Его наследие содержит не только большойкомплекс художественных произведенийи публицистики, но и труды, специально посвященные философско-мировоззренческихмвопросам: большое количество статей, доклады на научных конференциях, трактаты по философии, социологии, педагогике, истории и богословию.

Прижизненные издания сочинений Герберта Уэллса составили более ста томов1. В рамках настоящего исследования анализируются его социально-философские, — социологические, исторические и политологические труды. Оригинальные, хотя и системно не оформленные и не свободные от противоречивости (это неудивительно, если учесть темперамент этого человека), идеи Герберта' Уэллса претерпелисложную эволюцию. Их систематизацияи анализ являются непростым, но не безнадежным делом. Данная диссертация — шаг в этом направлении.

Анатолий Луначарский заметил: «Мы, пожалуй, не имеем случая, когда великий художник был бы вместе с тем великим философом или социологом, но целый ряд истинно великих художников являлись в то же время мыслителями совершенно выдающимися, и этот выдающийся ум не только не мешал их художественности, нои поднимал ее на огромную высоту"2. Герберт Уэллс не был академическим философом. Ему был близок способ философствования, принятый в традиции европейского Просвещении.

В нашей стране научные работы Герберта Уэллса после- 1920;х годов не переводились и не издавались, а те его книги, что попадали в СССР, отправлялись в спецхраны. Опубликованное в 1964 году собрание сочинений включило преимущественно художественные произведения Уэллса. См.: Уэллс Г. Собр. соч.: В 15-ти т. — М.: Правда, 1964. Вышедшее в 2003 году собрание сочинений содержит исключительно беллетристику Уэллса. См.: Уэллс Г. Собр. соч.: В 12-ти т.

М.: Терра. 2003.

Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8-ми т. — Т. 4. — М.: Художественная литература. 1964. — С. 444. например, у Вольтера и Дидро)1. Герберта Уэллса, как и многих его современников, привлекал своего рода философский активизм, возможность не только объяснить, но и изменить социум2.

Был ли Уэллс выдающимся мыслителем? Мнения по этому вопросу расходятся. Одни исследователиговорят о нем как о наиболее влиятельном мыслителе своего поколения3. Уэллс как мыслитель, — говорят другие, -сомнительная величина. Он, по его собственным словам, Америку не открыл4. Зато он одним из первых ощутил, описал и проанализировал надвигающиеся, процессы глобализации, научно-техническую революцию, бум информационных технологии и проблемы, связанные с этими явлениями. Эти и другиевопросы, поднятые Гербертом Уэллсом более полувека назад, звучат чрезвычайно современно. Актуальность работы обусловлена также отсутствием подавляющей, части социально-философских, исторических, социологических трудов Герберта Уэллса в русских изданияхи переводах, а также отсутствием переводов на русский* язык исследований зарубежных ученых, посвященных Уэллсу.

Степень изученности проблемы. Отечественного исследования, полностью посвященного социально-философскимидеям Герберта Уэллса и: рассматривающего эти идеи в комплексе, до сих пор не существовало. Зарубежная литература на эту тему представлена монографиями = и статьями, страгивающими отдельные аспекты его философии. Основная же часть работ.

1 См. например: Becker, С. Mr. Wells and the new history / C. Becker. — Everyman his own historian. — New York. 1935. — P. 190: Guerard A. The new history: H.G. Wells and Voltaire / A. Guerard. // Scribner magazine. — 1924. — № 76. — Pp. 476−484.

Например. Бертран Рассел может считаться философом в том смысле, какой в это понятие вкладывали французские просветители.

Показателем: успеха Уэллса как социального мыслителяможет служить следующий факт. VIиллионы жителей Европы и Америки усвоили концепции Уэллса настолько прочно, что уже следующее поколение стало относиться к нему как к человеку, говорящему трюизмами. Scott-James. R.A. Fifty years of English literature, 1900;1950. — London: Longman, Green. — 1951. — P. 32-jj. Цит. по книге: Wagar. W.W. H.G. Wells and the world state. — New Heaven: Yale University Presv 1964.-P. 269−270. Brorne, V. H.G. Wells: A biography. — London-New York: Longmans — Green, 1951. — P. 179. русских исследователей Уэллса посвящена, его художественным произведениям. Первым серьезным трудом о Герберте Уэллсе стала работа Е. 'Замятина1 — брошюра, составленная из двух статей:"Генеалогическое дерево Уэллса" (об его литературных предшественниках) и «Герберт Уэллс» (о социальных и теологических идеях).

Библиографические материалы — об Уэллсе были впервые собраны в? книге, составленной его однофамильцем Дж. Уэллсом2. Английское: Уэллсовское общество опубликовало полную библиографию т работ Герберта Уэллса3. Перваябиблиографиярусских переводов с Герберта: Уэллса: и критической литературы о нем появилась в 1922 году4. В 1966 году в Москве вышла библиография, составленная И. М. Левидовой и: Б.М. Парчевской5. В 1995 году опубликована наиболее полная библиография? русскоязычной критики, посвященной Уэллсу, за период с 1898 по 1993 год6.

Горячие споры, вылившиеся в целые публицистические баталии, вызвала историческая, концепция Герберта Уэллса. Отметим в этой связи книги «М-р Уэллс как историк» А.У. Гомма7- полемические работы X. Беллока «Справочникк „Очерку истории“ Уэллса» ш «М-р Беллок по.

Чамятин Е. Герберт Уэллс. — Пг.: Эпоха. 1922. -47 с.

Wells. G.H. A bibliography of the works of H.G. Wells, 1893−1925 (with some notes and comments). London: G. Routledge and sons, Ltd., 1925. — 72 p.

Wells. H.G. A comprehensive bibliography / A foreword by K. Martin. — London: The H.G. Wells society, 1985.

4 Дитякин В. Уэллс на русском языке и русская литература о нем: 1895−1922 гг. // Казан, библиофил. — 1923.-№ 4.-С. 59−63. Левидова И. М. Парчевская Б.М. Герберт Джордж Уэллс: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз. 1898−1965. — М.: Книга, 1966. 167 с.

6 Гиривенко А., Недачина А. Уэллс Герберт Джордж // Английская литература в русской критике: Библиогр. указ. — Ч. 3. — Кн. II. — М.: ИНИОН РАН, 1995. — С. 121−147.

Gomme. A.W. Mr. Wells as historian: An inquiry into those parts of Mr. H.G. Wells' «Outline of history» which deal with Greece and Rome. — Glasgow: MacLehose, Jackson and Co., 1921. — 47 p. прежнему возражает"1, «Очерк истории» Герберта Уэллса" Дж. Шапиро2, «М-р Уэллс и новая история» К. Беккера3. Некоторые авторы пытаются оспорить религио зные идеи Уэллса («Бог и м-р Уэллс» У. Арчера- «Конечное божество м-ра Бритлинга» Т. А. Лэси, «Невидимый владыка м-ра Уэллса» Л. Винниса), другие — его социалистические убеждения4.

Из работ, посвященных: нескольким аспектам философии Уэллса, особенно выделяетсякнига американского исследователя У. Уэйгера «Герберт Уэллс и мировое, государство"5. Она представляет собой анализ политических взглядов? Уэллса, однако автор поставил вопрос так широко и привлек материал столь разнообразный, что его книга может служить общей характеристикой воззренийУэллса. По той же причине: интереснаработа американского ученого Дж. Рида «Естественная история Герберта Уэллса"6.

На: русском? языке: творчеству Уэллса: посвященонесколько кандидатских диссертаций по литературоведению (например, «Социальный роман Уэллса» И. Г. Эбер и «Язык и стиль научно-фантастических романов Г. Дж. Уэллса» Л.А. Кузнецовой), а также докторская: диссертация («Герберт Уэллс» Ю. И. Кагарлицкого, защищенав 1970 году в Ленинградском педагогическом институте имени А.И.Герцена). Исследование Юлия Кагарлицкого носит в большей степени филологический характер, в то же.

Belloc. Н. Companion to Mr. Wells' «Outline of History». — London: C.A. Watts and Co. 1926. — 78 p.: Belloc. H. Mr. Belloc still objects to Mr. Wells' «Outline of History». — London: C.A. Watts and Co. 1926.-55 p.

Schapiro. J.S. H.G. Wells' «Outline of history» // Types of the essay / Ed. by B.A. Heydrick. — New York. 1921.-Pp. 209−233- Becker. C. Mr. Wells and the new history / C. Becker. — Everyman his own historian. New York. 1935.-Pp. 169−190.

4 См. например: Брагинский M. Уэльс и социализм // Северные записки. — 1913. — Август. — С. 37: Hyde, W.J. The socialism of H.G. Wells in the early twentieth century // Journal of the history of ideas. — 1956.-Vol. 17. Wagar. W. W H.G. Wells and the world state. — New Heaven: Yale University Press, 1964. — 301 p. Reed. J.R. The natural history of H.G. Wells. — Athens (O.): Ohio University Press. 1982. — 294 p. время автор много внимания уделил философским, социальным и рел и г и о зн ы м вз гл ядам Герберта Уэллса1.

Настоящая! диссертация является: первым отечественным исследованием, — целиком посвященным: социально-философским идеям Уэллса. Автор, анализируя теоретические работы Герберта Уэллса (абсолютное их большинство не переведено на русский язык), а также критические труды, вводит эти работы в отечественный научныйоборот. Впервые в отечественной научной практике идеи Герберта Уэллса о природе и человеке, эволюции и прогрессе, роли научного знания и возможных вариантах развития общества сводятся к единой социально-философской проблематике. В рамках данной диссертации социально-философские, теоретико-социологические и политологические идеи Герберта Уэллса представлены комплексно и анализируются в многоаспектном проблемном контексте. В отечественный научный, оборот вводится ряд новых, трактовок проблем социальной и общей философииполитологии и теоретической социологии, в частности проблемы отношения природного и социального, общественного процесса, социальной инженерииЭтим обусловлена научная новизна диссертации.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации являются анализ и систематизация социально-философских идей Герберта Уэллса. Реализация этих целей обусловила постановку и решение следующих задач:

— проанализировать социально-философские и? политические идеи Герберта Уэллса, касающиеся природы и места в ней. человека, эволюционной теории и теории прогресса, роли? научного знания, и возможных путей развития социума;

1 Перу Юлия Кагарлицкого принадлежат несколько монографий, посвященных Г. Уэллсу. См.: Кагарлицкий Ю. И. Вглядываясь в грядущее: Книга о Герберте Уэллсе. — М: Книга. 1989. — 350 е.: Кагарлицкий Ю. И. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества. — М.: Гослитиздат. 1963. — 279 с. Последняя работа была издана на английском < языке Уэллсовским обществом (Великобритания), а ее автор занял почетный пост вице-президента Общества.

— систематизировать социально-философские и политические идеи Уэллса:.

— выявить истоки этих идей и проанализировать их судьбу. Теоретической и методологической базой исследований послужили работы классиков общей и социальнойфилософии, теоретической социологии, истории, психологии, социальной: педагогики: Гераклита. Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, А. Смита, М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, А. Бергсона, 3- Фрейда, К. Г. Юнга, и других. При: анализе эволюционных идей: Уэллса, его взглядов на взаимоотношения человека и природы диссертант обращался к трудам Д. Дидро, Ж.-Б. Ламарка, Т. Г. Хаксли, Э. Геккеля, Ч. Дарвина, Дж. Холдейна, Дж. Хаксли. Анализируя проблему общественного прогресса, автор настоящего исследования? опирался на: труды Ш.-Л. де Монтескье, Ж.-Ж Руссо, И. Г. Гердера, Г. Э. Лессинга, О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, К. Поппера, других социальных мыслителей. При рассмотрении теории технократической революции диссертант обращался к работам Т. Веблена,. У. Липпмана, Дж. Бернхэма, других экономистов и социальных мыслителей. Концепции Ш Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса. Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра,*. А. Камю, Э. Дюркгейма. и др: составляют методологическую основу анализапроблемы воли. Теоретической базой для исследования элитистских концепцийУэллса счал и работы Платона, Сенеки, Фомы Аквинского, Пико делла Мирандолы. Т. Гоббса, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассета, Г. Лебона, В. Парето. Г. Моски, Р. Михельса, и других социальных мыслителей. При анализе концепций социальнойинженерии диссертант обращался к работам^ представителей социополитического утопизма: и исследователейутопии и утопического: Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона, М. Бернери, Дж. Герцлера, К. Каутского, А. Кирхенгейма, А. Свентоховского, Ж. Сореля, П.-Ж. Прудона, К. Мангейма, Р. Миллса, Д. Рисмена, Л. Мэмфорда, К. Поппера и других.

Методологическим принципом исследования: является системный анализ. Данное исследование опирается на антропокосмический способ миропонимания, согласно которому мир рассматривается как единое целое, находящееся в процессе саморазвития. Человек при этом является активным участником глобального процесса мировой самоорганизации. Особенности аптропокосмического миропониманиятребуют при решении проблем использовать методологический принцип: системного подхода к концепции эволюционизма. В анализе мировоззренческих концепций используется метод сопоставления, метод аналогий;

Познавательнаяпарадигма как, бы «суммирует» картину мира, содержащую не только понятия, идеи, законы, но и представления, предпочтения, ценности. Этот субъективный слой проявляетсяв способе и характере видения миракакцелого, понимания и интерпретации. Такой подход определяет идеологическуюокрашенность, мировоззренческую составляющую парадигмы. Картина мира является не исключительно научной, а интегративной, включающей мировоззренческие компоненты, следовательно, всю систему человеческих проявлений.

Научная и практическая ценность. Теоретическая значимость работы заключается во введении в отечественный научный оборот терминов и определений, предложенных Гербертом Уэллсом, его концепций и методовНа сегодняшний день остается непереведенными на русский язык абсолютное большинство научных работ Уэллса и посвященных им исследований, поэтому даннаяработапоможет, отечественным ученым? открыть для себяобщефилософские и социально-философские, а также политологические и I еоретико-социологические идеи Герберта Уэллса.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для подготовки спецкурсов, лекций, семинаров по философским вопросам естествознания, этики, социальной философии.

Апробация диссертации. Основные положения диссертациибылиизложены в публикацияхавтора. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры социальнойфилософии 1 ноября 2004 года и кафедры зарубежной философии-: 11 апреля 2005 года. Отдельные исследовательские приемы. использованные в данной диссертации, были описаны в докладе и вынесены на обсуждение на Международной научно-теоретической конференции «Дни науки-2002» в Киеве 14−16 апреля 2002 года.

Структура настоящей работы определена задачами исследования. Диссертация включает в себя введение, главу I, включающую пять параграфов, главу II (три параграфа), заключение и библиографический список.

Заключение

.

Карел Чапек писал о Герберте Уэллсе: «Он представляет собой исключительное явление среди современных писателей и мыслителей в силу своей необыкновенной универсальностикак писатель он соединяет склонность к утопическим фикциям и фантастике с документальным реализмом и огромной книжной эрудициейкак мыслитель и толкователь мира он с поразительной глубиной и самобытностью охватывает всемирную историю, естественные науки, экономику и политику. Ни наука, ни философия не отваживаются на создание такого аристотелевского синтеза, какой оказался по плечу писателю Уэллсу.

Но Уэллс не ограничивается познанием и систематизацией исторического опыта человечествадля него этот опыт — только предпосылка будущего, более прогрессивного мироустройства. Этот всеобъемлющий исследователь является одновременно одним из самых настойчивых реформаторов человечества — он не стал догматическим вожаком и пророком, но избрал роль поэтического открывателя путей в грядущее. Он не предписывает нам, что мы должны делать, но намечает цели, которые мы можем поставить перед собой, если разумно используем все, чему нас учат история и физический мир. Герберт Уэллс никогда не будет принадлежать исключительно истории литературы, в равной и, возможно, еще большей степени он войдет в историю человеческого прогресса"1.

• Герберт Уэллс является продолжателем эволюционной традиции, заложенной Чарльзом Дарвином и Томасом Хаксли. Эволюционный ряд, к которому принадлежит человек, не завершен. Человек, согласно Уэллсу, — не «венец эволюции». Согласно теории Чарльза Дарвина, эволюция полностью определяется адаптацией к условиям среды и не содержит никакой цели. Эволюция, трактуемая таким образом, не допускает отождествления ее с прогрессом,.

Пит. по: Кагарлицкий Ю. И. Вглядываясь в грядущее: Книга о Герберте Уэллсе. — М: Книга. 1489. С. 343. потому что адаптация не предполагает обязательного повышения уровня организации организмов.

Вселенная, какой ее видел Герберт Уэллс, была пустыней, безразличной к бедам и радостям человечества. Однако действие природных законов распространяется и на человека. Поэтому онвынужден приспособиться к постоянно меняющейсяприродной среде: или смириться с деградацией и вымиранием. Для того, чтобы остатьсячеловеком — самостоятельным, разумным, духовным — он вынужден победить, в войне с собственными инстинктами. Уэллс писал, что «фундаментальноебытие человека, его призвание — восстать против инстинктов, против ограничений, ускользать из ловушек, ошибатьсяи. одолеть те силы, которые властвуют над ним». Человек, по Уэллсу, — это бунтарь, сродни Прометею, чье предназначение заключаетсяв том, чтобы «победить природу и обратить историю вспять». Человек в ходе эволюции обрел силу, позволившую ему освободиться от оков механизма естественного отбора. Теперь, в отличие от животных, человек, если захочет, сможет контролировать процесс собственной эволюции.

• Человек, по мысли Уэллса, это «Прометейвырвавшийся из мрака» и противостоящий природе.

Природа видится? Герберту Уэллсу «жестокой силойкоторую необходимо обуздать». Уэллс постояннонапоминал читателям о хрупкости: жизни и нестабильности положения человечества. «Нет ни малейшего поводаполагать, — говорил он, — что интеллектуальные, духовные и эмоциональныесилы, которыми случилось обладать^ человеческим существам, являютсянаиболее значительными из всего, на что способна эта планета».

Уэллс отвергает мысль о привилегированности: нашего положения во" Вселенной. Природа: не заботится о человеке более, чем о других видахживых существ. Мы безразличны природе. Человек как продукт эволюции и как биологический вид остается субъектом законов биологии. Уэллс говорил о том, что «Homo sapiens не является привилегированным исключением: из общих условий, определяющих судьбу всего живого. <.> Нет: причиныверить в то, что природа пристрастна по отношению к человеку более, чем по отношению к ихтиозавру или птеродактилю». Среди условий, определяющих судьбу биологических видов, Уэллс выделяет два, которые человечество не в состоянии ни изменить, ни игнорировать. Это закон изменчивости и закон адаптации.

• Прогрессивное развитие человечества вероятно, но не предопределено. Нош о sapiens может преуспеть или? исчезнуть. Успех зависит от того, сможет ли человек преодолеть свои звериные инстинкты.

Уэллс смотрел на мир глазамиученого-биолога. Природа враждебна: человекуудел людей: — это непрерывная борьба. за существование, которую описывали Чарльз Дарвини Томас Хаксли. Появление Homo sapiens — это причуда эволюции, человек вынужден адаптироваться к природным условиямили исчезнуть. Для Уэллса эти мысли стали отправной точкой его творчества и философских изысканий.

Логическое следствие из закона изменчивости таково: человек не может позволить природе изменять себя? по ее прихоти-.Любой:вызов-.от эпидемии: чумы до глобального кризиса XX века, человек должен встретить успешной адаптацией.

Герберт Уэллс отвергает попытки трактовки эволюционной: теории: в том смысле, что законы биологии допускают братоубийственное соревнование среди, рас, народови цивилизаций. Нокаждое человеческое: существо несет на. теле и в: сознании свидетельства: своего животного происхождения, поэтому всегда существует риск того, что страх, жадность и: лень, унаследованные людьми от животных, перевесят гуманистические ценности и интересы человечества. Уэллс на протяжении своей долгой жизнистал., свидетелем: неоднократных подобных «срывов», например, двух мировых войн.

Несколько тысяч поколений — чересчур малый срок для исчезновения глубоко укорененных инстинктов. Граница между природным и человеческим лежит в душе человека. На этом «нескончаемом поле боя страсти, желания, трусости, лени, доброжелательности» древние инстинкты борются с разумом.

• Путь спасения человечества * лежит, по Уэллсу, в радикальной социальной и экономической реконструкции социума. Построение планового мирового государства (космополиса): является, по Уэллсу, насущной необходимостью.

Представление о природе как о слепой-жестокой силе, взгляд на человека как: на Прометеявосставшего против: сил природы, а также вера в наступление «расового бытия» (органического единства человечества), привели Уэллса к идее интегрированной мировой цивилизации. Он посвятил себя «идее солидарного в своих стремлениях человечества"1, разработке программы спасения человечества, и достижения нового мирового порядка, который обеспечил бы безопасность и процветание людей;

Цивилизация — это продукт человеческой изобретательности, начиная с обретения-речи и заканчивая достижениями современной науки. Посредством обучения и трансляции социального опыта человек получил возможность измениться сам, «овладев материей», изменить окружающий мир. Век покорности завершился, и то, что не сумела, или не успела сделать природа, должен сделать человек. То, что было хаотичным или случайным в окружающем мире, то, что бездумно копировалось из окружающей среды, может быть усовершенствовано или устранено планированием. Вместе с человеком «во Вселенную пришел логос — слово и волячтобы: понять и покорить згу Вселенную».

Уэллс полагал, что путь преодоления «мирового беспорядка» лежит в постепенном осознании людьми: общности своих: интересови достижении общечеловеческого единства: «Проходят века, меняются общественный и государственный строй, делаются чрезвычайно важные открытия и изобретения, человек подчинил себе огонь и воду, воздух и землю, но лучшее будущее ему рисуется таким же, как тысячи лет тому назад: в равенстве и в братстве».

Уэллс противопоставляет «великий мировой порядок, к которому ведет научный и промышленный прогресс», несовершенству бытия, где «царит.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. — С. 208.

118 концепция социальной жизни как узаконенной внутри определенных рамок борьбы людей, стремящихся взять верх друг над другом"1.

В центр философии мирового единства Уэллс помещает новую этику: «Ваши царства и империи, ваша мораль и ваше право — все, что кажется вам столь прекрасным и возвышенным, геройство и жертвы на поле брани, мечты о господстве, вся эта ваша романтика, преданность слуг, покорность женщин, привычка лгать детям, все хитросплетенияи непроходимый вздор вашего старого мира — все это будет смыто с человеческого разума. Мы готовим новую нравственность и новое мужество. Вместо того чтобы вечно подозревать и убивать друг друга, соперничать друг с другомпорабощать и пожирать друг друга, мы создадим мир равных, где все будут трудиться сообща, руководствуясь. познанной действительностью, стремясь к целям столь высоким, что вы их и вообразить не можете"2.

• Научное знание («дух света и разума») и образование — главные инструменты освобождения человечества.

Вера в возможности науки способствовала осознанию Уэллсом необходимости: воспитания людей в духе «научного» взгляда на: мир. Современная наука сделала возможным планирование и управление сложным индустриальным обществом. Убежденность Уэллса в важности и превосходстве коллективной воли и «расового разума» над индивидом привела его к неприятию демократии: он симпатизировал идее и функционального" правительства (меритократии). Уэллс называл переход к такому способу правления «творческой революцией»: «компетентным восприемником власти» должна стать интеллектуальная элита. Такой подход позволяет рассматривать Герберта Уэллса как одного из авторов технократической теории.

1 Wells H.G. Experiment in autobiography. Discoveries and conclusions of a very ordinary brain (since 1866). — New York: The Macmillan Co., 1934. — P. 556.

У).uc Г. Самовластье мистера Парэма // Уэллс Г. Собр. соч.: В 15-ти т. — Т. 12. — С. 52.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Я. Философия бунта. Критика идеологии левого радикализма / Э. Я. Баталов. — М.: Политиздат, 1973. — 222 с.
  2. , А. Опыт о непосредственных данных сознания- Материя и память / А. Бергсон. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 1. — М.: Моск. клуб, 1992. -325 с. — ISBN 5−7642−0003−2.
  3. , А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М.-СПб.: Русская мысль, 1914.-320 с.
  4. , В.А. Эволюция- и прогресс / В. А. Бердников. -Новосибирск: Наука, 1991. 187 с. — ISBN 5−02−3 006 204.
  5. , Н.А. Философия неравенства- / Н! А. Бердяев. М.: ИМА-Пресс, 1990. — 285 с. — ISBN 5−7070−0039−9.
  6. , И. Философия свободы. Европа / И. Берлин. М.: Новое лит. обозрение, 2001.-439 с. — ISBN 5−86 793−132−3.
  7. , К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества / К. Брукнер // Thesis. 1993. — № 4. -С. 50−57.
  8. , С.Н. Основные проблемы теории прогресса / Булгаков С. Н. // Соч.: в 2-х т. Т. 2. — М.: Наука, 1993. — С. 46−94. — ISBN 5−3357−1026−6.
  9. , М. Избр. произв. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. — 804 с. -ISBN 5−01−1 584−6.
  10. . Н. Я математик / Н. Винер. — М.: Наука, 1964. — 336 с.
  11. , Г. Н. Социология науки / Г. Н. Волков. М.: Наука, 1968. — 226 с.
  12. З.Воронцов, Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии / Н. Н. Воронцов. М.: Прогресс-Традиция, ABF, 1999. — 639 с. — ISBN 588 800−107−4.
  13. М.Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П. П. Гайденко. -М.: Наука, 1990. 128 с.
  14. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Мысль, 1970.
  15. Гегель, Г. В. Ф. Соч.: в 14-ти т. / Г. В. Ф. Гегель. M.-JI.: Соцэкгиз, 1934.
  16. , И.Г. Избр. соч./И.Г. Гердер. М.-Л.: ГИХЛ, 1959-.-312"с.
  17. , А. Моя борьба / А. Гитлер. М.: Т-Око, 1992. — 570 с. — ISBN 586 523−066−2.
  18. , Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт.- М.: Прогресс. 1969. -479 с.
  19. , Е. Герберт Уэллс / Е. Замятин. Пг.: Эпоха, 1922. — 47 е.,
  20. , Ю.И. Вглядываясь в грядущее: Книга о Герберте Уэллсе / Ю. И. Кагарлицкий. М: Книга, 1989.-350 с. — ISBN 5−212−114−5.
  21. , Ю.И. Герберт Уэллс: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.01.03 / Кагарлицкий Юлий Иосифович Л., 1971. — 26 с.
  22. , Ю.И. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества / Ю. И. Кагарлицкий. М.: Гослитиздат, 1963- — 279 с.
  23. , Ю.И. Уэллс, Дарвин, Хаксли / Ю. И. Кагарлицкий // НФ: Сб. науч. фантастики. Вып. 15. — М.: Знание, 1974. — 209−223 с.
  24. Калинин, М. И- О коммунистическом воспитании / М. И. Калинин. Л: Лениздат, 1947. — 232 с.
  25. , И. Идея: всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Родоначальники позитивизма. Вып. I. — СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1910. -258 с.
  26. , И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993. — 472 с. -ISBN 966−7198−39−1.
  27. , И. Соч.: в 6-ти т. / И. Кант. М.: Мысль, 1963−1966.
  28. , И. Трактаты и письма / И: Кант. -М.: Наука, 1980. 709 с.
  29. , П.В. Постмодернистская ситуация и проектная альтернатива: Методологические заметки о движении к будущему Эл. ресурс. / Режим доступа: http://www.expedition.vsu.ru/ex/kapust.html, свободный.- Загл. с экрана.
  30. , П.Л. Антропологическая элитология / П. Л. Карабущенко.- М., Астрахань: АстрФ МОСУ (АСИ), 1999. 231 с. — ISBN 5−89 774 020−8.
  31. , Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции / Ч. С. Кирвель. Минск: Университетское изд-во, 1989.- 192 с.-ISBN5−7855−0166.
  32. , О.А. Свобода, воля, власть: Философские проблемы социальной и политической воли / О. А. Крыжановская. Ростов-н/Дону: СКНЦВШ, 1996. — 163 с. — ISBN 5−02−70 439−9.
  33. , И.М., Парчевская, Б.М. Герберт Джордж Уэллс: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз. 1898−1965 гг. / И. М- Левидова, Б. М. Парчевская. М.: Книга, 1966. — 167 с.
  34. , М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопр. философии. 1995. — № 2. — С. 110 121.
  35. Лукиан. Избранная проза / Лукиан. М.: Правда, 1991. — 719 с. — ISBN 5−253−167−0.
  36. , К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М.: Юрист, 1994.- 700 с. ISBN 5−7357−0046−4.
  37. , Д.С. Огюст Конт и позитивизм / Д. С. Милль. СПб: Тип. Б. М. Вольфа, 1906.-214 с.
  38. , Х.Н. Французское Просвещение XVIII века/ X. Hi Момджян. -Ml: Мысль, 1983--447 с.
  39. Мыслители Греции: От мифа к логике Сб. / Платон, Аристотель, Эпикур. М.-Харьков: ЭКСМО-Пресс — Фолио, 1998. — 832 с. — ISBN 504−1 264−0.
  40. Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т. 9. — М.: Московское книгоиздательство, 1910. -230 с.
  41. , Т. Необыкновенные приключения науки в утопии и антиутопии: (Г. Уэллс, О. Хаксли, А. Платонов) / Т. Новикова?// Вопр. лит-ры. 1998. — № 4. — С. 179−203.
  42. ЗО.Оруэлл, Дж. Эссе. Статьи. Рецензии / Дж. Оруэлл. Пермь:. Капик, 1992.-316 с.-ISBN Б.ц.
  43. ЗГ.Пайпс. Р. Собственность и свобода / Р. Пайпс. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000.-415 с. — ISBN 5−93 895−001−5.
  44. , Р.В. Диалектика прогресса и ее проявления в нравственности // Р. В. Петропавловский. М.: Наука, 1978. — 280 с.
  45. Полибий. Всеобщая история в 40 кн. В 3-х т. / Полибий. СПб.: Наука, Ювента, 1995. — 381 с. — ISBN 5−02−28 321−5.
  46. , К. Нищета историцизма / К. Поппер // Вопр. философии. -1992.-№ 8:-С. 49−53:
  47. , К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. / К. Поппер. М.: Между нар. фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 + 526 с. — ISBN 5−85 042−065−7,5−85 042−064−9.
  48. , А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991.-287 с.-ISBN 5−250−1 308−2.
  49. , А. История утопий / А. Свентоховский. М., 1910. -470 с.
  50. , Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции / Ю. И. Семенов. М.: Старый сад, 1999. — 380 с. — ISBN 5−89 930−020−5.
  51. , С.С. Утопия и общественное сознание: Филос.-социол. Анализ / С. С. Сизов.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 121 е.-ISBN 5−288−161−8.
  52. , С. Развитие теории эволюции: / С. Сковрон. Варшава: Польское гос. мед. изд-во, 1965.-316 с.
  53. , Ж. Введение в изучение современного хозяйства / Ж. Сорель. -М.: В. Иванов, 1908. 320 с.
  54. , Ж. Социальные очерки современной экономии / Ж. Сорель. -М.: С. Дороватовский и А. Чарушников, 1908. 342 с.
  55. , Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. Минск: Совр. литератор, 1998: — 1408 с. — ISBN 985−6524−02−4.
  56. , Г. Основные начала / Спенсер Г. // Соч. Т. 1. — СПб.: Издание СПб. Акционерного общ. печат. дела «Издатель», 1899. — 228 с.
  57. , Т.Я. Проблема направленности органической эволюции / Т. Я. Сутт. Таллинн, 1977. — 424 с.
  58. , Л. Теория «исторического синтеза» Анри Берра / Л. Таран // Французский ежегодник. 1968. — Вып. I. — 368−374 с.
  59. , А. Постижение истории / А. Тойнби. М.: Прогресс, 1990. -730 с. — ISBN 5−01−1 638−0.
  60. , A.M., Дайнеко, М.М. Методологические аспекты типологии социальных утопий / A.M. Ушков, М. М. Дайнеко // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1984. -№ 1. — С. 49−58.
  61. Г. Собр. соч.: в 15-ти т. / Г. Уэллс. Под общ. ред. и со вступ. статьей Ю. И. Кагарлицкого. М.: Правда, 1964.
  62. , Г. Краткая история мира / Г. Уэллс. М.: Мосполиграф, 1924. -348 с.
  63. , Г. Краткая история мира / Г. Уэллс. М.: Мосполиграф, 1924. -348 с.
  64. , Г. Очерки истории цивилизации / Г. Уэллс. М: Эксмо, 20 041 -960 с. — ISBN 5−699−5 662−9.73-Уэллс, Г. Собр. соч.: В 12-ти т. / Г. Уэллс. Mi: Терра, 2003. — ISBN 5275−754-Х.
  65. , Г. Собр. соч.: в 12-ти т. / Г. Уэллс. М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1909.
  66. , Г. Современная утопия / F. Уэллс // Альманах «Завтра». 1991. -Вып. 1.-С. 120−130:
  67. , Г. Спасение цивилизации / Г. Уэллс. Пг.: Мысль, 1923. — 190 с.
  68. , F. Предвидения- о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль / Г. Уэльс. М.: Изд. т-ва И. Н. Кушнерева и К0, 1902.-291 с.
  69. , И.Г. Несколько лекций- о назначении ученого- Назначение человека-. Основные черты современной эпохи / И. Г. Фихте. Минск: Попурри, 1998. -480 с. — ISBN 985−438−192−7.
  70. , СЛ. Духовные основы общества. Введение в социальную психологию / СЛ. Франк. М.: Республика, 1992. — 510 с. — ISBN 5250−1 494−1.
  71. , В.А. Идеологии не нужны фантазеры / В: А Чаликова // Альманах «Завтра». 1991. — Вып. 2. — С. 206−211.
  72. , E.JI. Утопия как способ постижения- социальной действительности Эл. ресурс. / Режим доступа: http://www2.usu.ni/philosophy/socjDhil/rus/texts/society/8/chertkova.htrnl, свободный. Загл. с экрана.]
  73. , Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М.: Прогресс, 1990. — 454 с.-ISBN 5−01−2 046−7.
  74. , Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру / Т. Шварц. М.: Прогресс, 1964.-360 с.
  75. , Е.С. Утопии и утопичность как фактор культуры / Е. С Шелест // «Новые» и «вечные» проблемы философии. Сборник научныхтрудов Второй конференции аспирантов и соискателей СО РАН. М., 1999.-С. 26−33.
  76. , В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического / В. П. Шестаков // Вопр. философии. 1972. — № 8. — С. 151−158.
  77. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М^: Республика, 1994. — 527 с. — ISBN 5−250−2 454−8.
  78. Becker, C.L. Everyman his own historian / C.L. Becker. New York: F. S. Crofts & Co., 1935.-325 p.
  79. Belloc, H. Companion: to Mr. Wells' «Outline of history» / H. Belloc. -London: C.A. Watts and Co., 1926. 78 p.
  80. Belloc, H. Mr. Belloc still objects to Mr. Wells' «Outline of history» / H. Belloc. London: C.A. Watts and Co., 1926. — 55 p.
  81. Bergonzi, B. The early H.G. Wells: A study of the scientific romances / B- Bergonzi. Toronto: University of Toronto Press, 1961. — 256 p.
  82. Bloch, E. Freiheit und Ordnung. Abriss der Social-Utopischen / E. Bloch. -Berlin: Aufbau-Verlag, 1947. 213 s.
  83. Brome, V. H.G. Wells: A biography / V. Brome. London — New York: Longmans — Green, 1951. — 255 p.
  84. Brookes, M. Ripe old age. Review of «Of Flies, mice and men» by Francois Jacob. Harvard University Press, 1999 / M. Brookes. // New scientist. Vol. 161. — № 2171. — 30 January 1999. — Pp. 38−45.
  85. Brooks, V.W. The world of H.G. Wells / V.W. Brooks. New York: M. Kennerley, 1915.- 189 p.
  86. Bultmann, R.K. History and eschatology / R.K. Bultmann. Edinburgh: University Press, 1958. — 170 p.
  87. Burnham, J. The managerial revolution: What is happening in the world / J. Burnham. New York: John Day Company, 1941. — 285 p.
  88. Bury, J.B. The idea of progress: An inquiry into its growth and origin / J.B. Bury. London: Macmillan and Co., Ltd., 1920. — 377 p.
  89. Carr, E.H. What is history? / E.H. Cam Harmondsworth, Middlesex, Eng.: Penguin books, 1967. — 209 p.
  90. Chase, S. The tyranny of words / S. Chase. New York: Harcourt, Brace and Co., 1938.-396 p.
  91. Cole, G.D.H. A history of socialist thought, 1789−1939: In 5 vols. /
  92. G.D.H. Cole. New York: St. Martin’s Press, 1953−1960.
  93. Connes, G.A. Etude sur la pensee de Wells / G.A. Connes. Strasbourg, 1926.-389 p.
  94. Costa, R. H.G. Wells / R. Costa. New York: Twayne Publishers, 1967. — 181 p.
  95. Dandieu, A. Wells et Diderot / A. Dandieu. // Mercure de France. 1927. -№ 194.-Pp. 513−536.
  96. Darwin, C.R. The descent of man and selection in relation to sex / C.R. Darwin. London: John Murray, 1922.
  97. Documents of American history / Ed. by H.S. Commager. New York: Appleton-Century-Crofts, 1968. -746 p.
  98. Doughty, F.H. H.G. Wells: Educationalist-/ F.H. Doughty. London: J. Cape, Ltd., 1926.- 192 p.
  99. Duveau, G. Sociologie de l’utopie et autres essays / G. Duveau. Paris: Presses universitaires de France, 1961. — 193 p.
  100. Earle, E.M. Nationalism and Internationalism / E.M. Earle. New York: Columbia University Press, 1950. — 510 p.
  101. Ervine, St. J.G. Some impressions of my elders / St. J.G. Ervine New York: The Macmillan Co., 1922. — 305 p.
  102. Friedrich, C.J. The new belief in the common man / C.J. Friedrich. -Boston: Little, Brown and Co., 1942. 345 p.
  103. Gomme, A. W. Mr. Wells as historian: An inquiry into those parts of Mr.
  104. H.G. Wells' «Outline of history» which deal with Greece and Rome / A.W. Gomme. Glasgow: MacLehose, Jackson and Co., 1921. — 47 p.
  105. Haldane, J.B.S. The inequality of man and other essays / J.B.S. Haldane. London: Chatto & Windus, 1932. — 295 p.
  106. Huxley, Т.Н. Collected essays: In 9 vols. / Т.Н. Huxley. New York: D. Appleton and Co., 1896−1902.
  107. Huxley, Т.Н. Emancipation, black and white / Т.Н. Huxley. -Lectures and lay sermons. London: J.M. Dent & Co., 1926. -471 p.
  108. Huxley, Т.Н. Evolution and ethics and other essays / T. H- Huxley. New York: D- Appleton & Co., 1901. — 521 p.
  109. Huxley, Т.Н. Man’s place in nature / Т.Н. Huxley. New York: D. Appleton & Co., 1894. — 328 p.
  110. Hyde, W.J. The socialism of H.G. Wells in the early twentieth century / W.J. Hyde.// Journal of the history of ideas. 1956. — Vol. 17. — Pp. 217 234.
  111. Keynes, J.M. Essays in persuasion / J. M: Keynes. New York: The Macmillan Co., 1931.-376 p.
  112. Krysmanski, H.J. Die utopische methode / H. J: Krysmanski. Koln: Westdeutscher Verlag, 1963. — 159 s.
  113. Kumar K. Utopia and anti-Utopia in modern times / K. Kumar. Oxford, U.K. — New York: Oxford University Press — Blackwell- 1987. — 506 p.12Г. Letters of William James: In 2 vols. / Ed. by H. James. Boston: Atlantic Monthly Press, 1920.
  114. Mannheim, K. Man and society in an age of reconstruction / K. Mannheim. London: K. Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd., 1940. — 469 p.
  115. Molnar, T.S. Utopia the perennial heresy / T.S. Molnar. — New York: Sheed and Ward, 1967. — 245 p.
  116. Morgan, A.E. Nowhere was somewhere: How history makes Utopias and how Utopias make history / A.E. Morgan. Chapel Hill, N.C., 1946. — 452 p. V
  117. Mumford, L. The story of Utopias / L. Mumford. New York: Boni and Liveright, 1922.-315 p.
  118. Murry, J.M. Heritage / J.M. Murry. New York: Greenwood Publishing Group, 1986.-206 p.
  119. Noiiy, P.L. Human destiny / P.L. Noiiy. New York — London — Toronto: Longmans — Green and Co., 1947. -289 p.
  120. Nozick, R. Anarchy, state, and Utopia / R. Nozick. New York: Basic Books Inc., 1974.-367 p.
  121. Orwell, G. The collected essays, journalism and letters / G. Orwell. -London: Seeker & Warburg, 1968. 452 p.
  122. Philmus R.M., Hughes D.Y. H.G. Wells: early writings in science and science fiction / R.M. Philmus, D.Y. Hughes. Berkeley: University of California Press, 1975. — 249 p.
  123. Raknem, I. H.G. Wells and his critics / I. Racknem.- London: George Allen and Unwin, 1962.-475p.
  124. Rayward, W. H.G. Wells' idea of a world brain: A critical re-assessment / W. Rayward // Journal of the American, society for information: science. -1999. № 50. — Pp. 557−579.
  125. Reed, J.R. The natural history of H.G. Wells / J.R. Reed. Athens (O.): Ohio University Press, 1982. — 294 p.
  126. Schapiro, J.S. H.G. Wells' «Outline of history» / J.S. Schapiro // Types of the essay / Ed. by B.A. Heydrick. New York, 1921. — Pp. 209−233.
  127. Seguy, R. H.-G. Wells et la pensee contemporaine / R. Seguy // Mercure de France. 1912. — № 95. — Pp. 673−699.
  128. Smith, D.C. H.G. Wells: Desperately mortal: A biography / D.C. Smith. -New Haven: Yale University Press, 1986. 634 p.
  129. Spencer, S. H.G. Wells, materialist and mystic / S. Spencer // Hibbert journal. 1948.-№ 46. — P.p. 358−361.
  130. The evolution of world peace // Ed. by F.S. Marvin. London — New York: H. Milford — Oxford University Press, 1921.- 191 p.
  131. The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm and T. Ranger. -Cambridge, 1983. 354 p.
  132. The open conspiracy: H.G. Wells on world revolution / Ed. by W.W. Wagar. Westport, Conn.: Praeger, 2002. — 151 p. — ISBN 275 970 264.
  133. Toynbee, A. A study of history / A. Toynbee. New York: Weathervane books, 1979.-576 p.
  134. Trousson R. D’Utopie et d’Utopistes / R. Trousson. Paris: Harmattan, 1998. -233 p.
  135. Utopias and Utopian thought / Ed. by F.E. Manuel. Boston: Houghton Mifflin, 1966.-321 p.
  136. Wagar, WAV. Herbert G. Wells and the world state / W.W. Wagar. -New Haven: Yale University Press, 1961. 301 p.
  137. Walsh C. From Utopia to nightmare / G. Walsh. New York: Harper & Row, 1962. -190 p.
  138. Wells H. G- Boon / H.G. Wells. London: T.F. Unwin, Ltd-, 1915. — 342 p.
  139. Wells H.G. Modern Utopia / H.G. Wells. Lincoln: University of Nebraska Press, 1967. — 392 p.
  140. Wells H.G. Open conspiracy- blue prints for a world revolution- a second version of this faith of a modern man- made more explicit and plain / H.G. Wells. London: L. and V. Woolfatthe Hogarth Press, 1930. — 243 p.
  141. Wells FI-G. The works. Atlantic edition: In 28 vols. / H.G. Wells. New York, 1924−1927.
  142. Wells H.G. Travels of a republican radical in search of hot water / H. G- Wells. Harmondsworth, Middlesex, Eng.: Penguin books Ltd., 1939. —152 P
  143. Wells H.G. Way the world is going, guesses & forecasts of the years ahead- 26 articles & a lecture / H.G. Wells. London: E. Benn Ltd, 1928. -301- p.
  144. Wells H.G. Year of prophesying / H.G. Wells. London: T.F. Unwin, r-jr<1.d., 1924.- 271 p. V
  145. Wells H.G., Grey E. etc. The idea of a League of Nations / H.G. Wells, E. Grey [etc.]. Boston: Atlantic Monthly Press, 1919.-44 p.
  146. Wells, G.H. A bibliography of the works of H.G. Wells, 1893−1925 (with some notes and comments) / G.H. Wells. London: G. Routledge and sons, Ltd., 1925.-72 p.
  147. Wells, H.G. After democracy / H.G. Wells. London: Watts & Co., 1932:-239 p.
  148. Wells, H.G. All aboard for Ararat / H.G. Wells. New York: Alliance book corp., 1941.-257 p.
  149. Wells, H.G. Anatomy of frustration-- a modern synthesis / H.G. Wells. -New York: The Macmillan Co., 1936. 300 p.
  150. Wells, H.G. Anticipations of the- reaction- of mechanical and scientific progress upon human? life and thought / H.G. Wells. Leipzig, Tauchnitz, 1. 1902.-286 p.
  151. Wells, H.G. Babes in the darkling woodi/ H.G. Wells. New York: Alliance Book corp., 1940. -410 p.
  152. Wells, H. G- Common sense of war and peace: World revolution or war unending / H.G. Wells. Harmondsworth, Middlesex, England — New York: Penguin books, 1940.- 116 p.
  153. Wells, H.G. Conquest of time / H.G. Wells. London: Watts & Co., 1942.-86 p.
  154. Wells, H.G. Croquet player / H.G. Wells. New York: The Viking press, 1937.-98 p.
  155. Wells, H.G. Experiment in autobiography. Discoveries and conclusions1. J: of a very ordinary brain (since 1866) / H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1934. — 718 p.
  156. Wells, H.G. Fate of Homo sapiens- an unemotional statement of the things that are happening to him now, and of the immediate possibilities confronting him / H.G. Wells. London: Seeker and Warburg, 1939. — 329
  157. Wells, H.G. First and last things: A confession of faith and rules of life / H.G. Wells. London: A. Constable &Co" Ltd., 1908. — 246 p.
  158. Wells. H.G. Future in America / H.G. Wells. New York: Arno Press, 1974.-258 p.
  159. Wells, H.G. God the invisible king / H.G. Wells. New York: n. p., 1917.- 112 p.
  160. Wells, H.G. Guide to the new world / H.G. Wells. London: V. Gollancz, 1941.- 152 p.
  161. Wells, H.G. Happy turning / H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1946.-84 p.
  162. Wells, H.G. History of Mr. Polly / H.G. Wells. New York: Nelson, 1910.-374 p.
  163. Wells, H.G. Human evolution, an artificial process / H.G. Wells // The Forthnightly Review. 1896. — Oct. — Pp. 590−595.
  164. Wells, H.G. Huxley / H.G., Wells // Royal College of Science Magazine. 1901.-April.
  165. Wells, H.G. Idea of a world encyclopaedia / H.G. Wells. Philadelphia: R. West, 1977.-26 p.
  166. Wells, H.G. Joan and Peter: The story of an education / H.G. Wells. -New York: The Macmillan Co., 1918. 574 p.
  167. Wells, H.G. Mankind in the making / H.G. Wells. New York: C. Scribner’s sons, 1904.-400 p.
  168. Wells. H.G. Marriage / H.G. Wells. London: The Macmillan Co., 1912. -551 p. rm
  169. Wells, H.G. Men like gods / H.G. Wells. New York: The Macmillan ^ Co., 1923.-327 p.
  170. Wells, H.G. Mind at the end of its tether, and The happy turning, a dream of life / H.G. Wells. New York: Didier, 1946. — 50 p.
  171. Wells, H.G. New Machiavelli / H.G. Wells. New York: Duffield & Co., 1919.-490 p.
  172. Wells, H.G. New teaching of history / H.G. Wells. London, New York etc. Cassell and Co., Ltd., 1921. — 35 p.
  173. Wells, H.G. New worlds for old7 H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1908. — 333 p.
  174. Wells, H.G. Outline of history: Being a plain history of life and mankind: In 2 vols. / H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1926.
  175. Wells, H.G. Phoenix: A summary of the inescapable conditions of world reorganization / H.G. Wells. London: Seeker & Warburg, 1942. — 192 p. w 186. Wells, H.G. Re-discovery of the unique / H.G. Wells // Fortnightly1. Review. 1891. — Vol. 50.
  176. Wells, H.G. Salvaging of civilization / H.G. Wells. London: Cassell and Co., 1921.-202 p.
  177. Wells, H.G. Science and the world mind / H.G. Wells. London: New Europe Pub. Co., 1942. -63 p.
  178. Wells, H.G. Shape of things to come, the ultimate revolution / H.G. Wells. London: Hutchinson & Co., Ltd., 1933. -431 p.
  179. Wells, H.G. Short history of the world / H.G. Wells. Harmondsworth, Middlesex: Penguin books, 1960. — 366 p.
  180. Wells, H.G. Socialism and the family / H.G. Wells. London: AC. Fifield, 1906.-60 p.
  181. Wells, H.G. Star-begotten: A biological fantasia / H.G. Wells. New York: The Viking press, 1937. — 217 p.
  182. Wells, H.G. The «cyclic» delusion / H.G. Wells // Saturday Review. -1894.-№ 78.-Pp. 506−507.1. Р’Ж-ч
  183. Wells. H.G. The greatest opportunity the world has ever had / H.G. Wells // Sunday dispatch. 1941. — July 27.
  184. Wells, H.G. The rights of man: an essay in collective definition / H.G. Wells. Brighton, Sussex: Poynings Press, 1943. — 15 p.
  185. Wells, H.G. Thesis on the quality of illusion in the continuity of the individual life in the higher Metazoa with particular reference to the species Homo sapiens / H.G. Wells. London: C.A. Watts, 1944. — 38 p.
  186. Wells, H.G. Things to come / H.G. Wells. New York: The Macmillan Go., 1935.-200 p.
  187. Wells, H.G. Time machine / H.G. Wells. New York: H. Holt and Co., 1895.-216 p.
  188. Wells, H.G. Undying fire / H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1919.-229 p.
  189. Wells, H.G. Utopias / H.G. Wells // Science-fiction studies. 1982. -Vol. 9.-Pp. 125−140.
  190. Wells, H.G. What are we to do with our lives? / H.G. Wells. Garden City — New York: Doubleday — Doran & Co., Inc., 1931. — 143 p.
  191. Wells, H.G. Work, wealth, and happiness of mankind: In 2 vols. / H.G. Wells. New York: Greenwood Press, 1968. — 924 p.
  192. Wells, H.G. World brain / H.G. Wells. Garden City — New York: Doubleday-Doran & Co., Inc., 1938. — 194 p.
  193. Wells, H.G. World of William Clissold / H.G. Wells. London: Benn, 1926.-219 p.
  194. Wells, H.G. You can’t be too careful: a sample of life 1901−19 417 H.G. Wells. London: Seeker & Warburg, 1941. — 297 p.
  195. Wells, H.G., Huxley J., Wells G.P. The science of life: In 2 vols. / H.G. Wells et al. Garden City — New York: Doubleday — Doran & Co., Inc., 1931.- 1473 p.
  196. Wells, H.G.: A comprehensive bibliography / With a foreword by K. Martin. London: The H.G. Wells' society, 1985. — 95 p.
  197. Williamson, J. H.G. Wells: critic of progress / J. Williamson. -Baltimore: Mirage Press, 1973. 162 p.
  198. Wingfield-Stratford, E.C. The Victorian cycle / E.C. Wingfield-Stratford. New York: W. Morrow and Co., 1935. — 560 p.
Заполнить форму текущей работой