Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип отражения в познании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая — теоретическая. Посредством знания человек теоретически, концептуально овладевает предметом познания, преобразует его идеально в своём сознании. Знание идеально по отношению к находящемуся вне его предмету (вещи). Оно не сама познаваемая вещь, явление или свойство, а форма освоения действительности, способность человека в своём сознании воспроизводить вещи (предметы), процессы… Читать ещё >

Принцип отражения в познании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс познания имеет своим результатом знание. Понятие знания весьма сложно и содержательно, поэтому выделим две его составляющие.

Первая — теоретическая. Посредством знания человек теоретически, концептуально овладевает предметом познания, преобразует его идеально в своём сознании. Знание идеально по отношению к находящемуся вне его предмету (вещи). Оно не сама познаваемая вещь, явление или свойство, а форма освоения действительности, способность человека в своём сознании воспроизводить вещи (предметы), процессы материального мира и оперировать их образами и понятиями. То есть, знание, будучи идеальным, существует не в виде чувственно-материальных вещей или их вещественных копий, отпечатков, а как нечто противоположное материальному, как момент, сторона предметного взаимодействия познающего субъекта (индивида) и познаваемой вещи (предмета), форма мыслительной деятельности человека. Знание как идеальное вплетено в материальное, в функционирование нервной системы (в физиологию), в созданные человеком знаки — слова, предложения, разнообразные символы (математические, химические, физические, филологические и т. п.). В результате этого появляются идеи, посредством которых осуществляется духовное освоение человеком предмета познания, создаются идеальные образы существующих и возможных вещей и процессов. Человек, занимаясь духовной деятельностью, действует целеполагающее.

Вторая — содержательная. Раскрывая особенности знания как совокупности идей, теорий, концепций, доктрин возникает вопрос об их содержании, то есть что они собою представляют в отношении к объективной реальности. Особенность знания, как идеального, заключается в том, что идеальное есть не что иное как материальное, отражённое сознанием, оценённое и преобразованное им.

В этих двух составляющих знания кроется суть принципа отражения. Отношение знания к объективной реальности выражено в понятии отражения. Философское понятие отражения — это не запечатление органами чувств предметов реального мира подобно фотографии, на которой остаётся изображение вещей (предметов), а гораздо более существенное — это идеальный образ реальности и одновременное оценивание, познавание её.

Суть отражения в гносеологии в признании существования объективной реальности независимо от сознания и способности человека познать и оценить её. Понятие отражения связано с признанием объективной реальности, которая входит в содержание знания. Знание идеально отражает предмет познания (вещи, процессы, явления) — это значит, что познающий субъект, осуществляя мыслительную (то есть духовную) деятельность, воспроизводит свойства и закономерности конкретного предмета, процесса или явления в сознании, то есть определяет содержание знания как такового. Формой существования знания является язык.

Язык, человеческая речь, как форма существования знания, как носители знания, могут быть разнообразными.

Знание идеально отражает и оценивает объективный мир, находя своё закрепление в понятиях, законах, теориях, концепциях, доктринах. Являясь прерогативой человека, оно принимает особую материальную форму на специфических носителях: от бумажных до электронных. Человек, являясь социальным элементом предметного мира, целесообразным образом опредмечивает свои знания, оперируя ими в языковой форме, через чувственно воспринимаемые материальные передатчики информации — знаки, звуки, картинки. Иначе, как через язык, человек не может передавать знания. Другой вопрос, он заключается в том, что сама языковая форма передачи знания может быть достаточно разнообразна посредством своих носителей.

Полученное человеком в процессе познания знание, сохраняется в виде системы знаков (букв, символов, слов, предложений), указывающих на суть предметов и процессов. Носителями знаков выступают различные материальные предметы — книги, журналы, газеты (бумажные, печатные носители); диски, дискеты (электронные, цифровые носители). То, на что указывает печатный или электронный знак, составляет его смысловое значение. Знак и значение неразделимы. Например, печатный знак на титульном листе «Философия. Учебник для вузов» означает, что это учебник (книга) по философии, предназначен для освоения философского материала студентами высших учебных заведений.

Существуют различия в языковых и неязыковых знаках передачи информации, получении знания. В частности, человеческая речь, печатное слово — языковая форма; нотный знак, морзянка — неязыковая. Существует особенность получения информации, знания у людей с ограниченным здоровьем — слепоглухонемых, слепых, глухих: здесь используются специальные книги (на ощупь), специальные дискеты со звуком, световые передатчики информации.

Знание является важнейшим фактором духовного освоения действительности, итогом познания, а результатом знания выступают понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории, концепции, программы, доктрины, на основе которых осуществляется практическая целеполагающая деятельность человека и в целом общества. Это освоение творческое, отражающее процессы и явления, свойства и закономерности объективного мира и существует в форме инструментальной (языковой и неязыковой) передачи.

В целом знания — духовный продукт познания человека, который познаёт реальность во всем её многообразии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой